21.01.2015

Жарким летом по Вохонке-реке: реликты, урочища и редкие растения

...если ещё кому-то, кроме меня захочется узнать побольше о речке Вохонке [с правильным ударением на первое "о"], впадающей в Клязьму у Павловского-Посада, лезть в наиболее известные справочники по гидрологии Москосковского региона не стоит. Вохонки там нет, будто и вовсе не было  [1, 2].


Между тем, история реки, восходящая ко временам Ивана Калиты и образованию Московского княжества, таит множество до сих пор неразгаданных тайн, а берега реки полны несусветно-великолепных пейзажей...


Буквально "каким-то боком" речка, кажется, всё же, была обозначена на полной ошибок и неточностей гидрографической карте Здановского 1926 года. 


(Справа, скраю).

Воспользовавшись данными, взятыми из публикаций известного Павлово-Посадского краеведа Виктора Феофилактовича Ситнова, сегодня мы покажем портреты этой речки и её окрестностей из нашей последней экспедиции лета прошлого года от центра города и колокольни бывшего собора Вознесения Христова города до устья, впадения этой причудливой речки в полноводную в этих местах, хоть и очень мелкую по дну речку Клязьму. Шли мы несколько дней с перерывами.

Вот, тихая, ручьистая, славная и ледяная от множества ключей вечерняя, весенняя, любимая Вохонка от моста у Воскресенского собора...


А вот тут её берега чуть ниже по течению, на следующий день, выдавшийся необычайно светлым и ярким во всех смыслах этого слова.


Дорожка по левому берегу реки, по которой мы и путешествуем. Правый берег заселён и, нередко, огорожен, и не представляет возможность прогуляться вдоль реки.


На первом плане - тень от берега.


Нынешнее, уменьшительное и ласковое название "Вохонка" речка получила лишь в последние времена...

Зато во времена стародавние, веков эдак XV - XVI,  полноводная река Вохна дала название всему "Вохонскому краю", а точнее, всей "Волости Вохне", описанной Юрием Готье в его прекрасной книге "Материалы по исторической географии Московской Руси"[3], изданной в далёком 1906 году... В ней автор пишет: "Волость Вохна. По течению р. Клязьмы в пределах нанешнего Богородского уезда. Название Вохны доселе [1906 г.] сохранилось для местности около Павловского Посада. Само происхождение названия неясно. Первое известие [о волости - прим. trojza] - в духовной Калиты в числе волостей великой княгини-вдовы. Позднее, в XVI столетии, - во владении князя Владимира Андреевича старицкого, и, наконец, - с 60-х годов, - троицкая вотчина [Троице-Сергиевого монастыря, ныне лавры, - прим. trojza]" [3].

Вот такое восхитительное, будто возделанное современными голландскими дорогущими садовниками, поле открылось нам влево от берега реки. 

На Вохне располагаются старинные селения  Павлово-Посадского района: деревни Грибаново, Сонино, Игнатово, Дмитрово, Фатеево, Игнатьево, сёла Рахманово и Казанское, и, собственно, город Павловский Посад [4], после которого река и впадает в Клязьму. 




Сама  речка, с уменьшительным современным названием "Вохонка", вовсе не мала. Протяженность реки Вохны/Вохонки около 30 километров, через неё наведено около двух десятков мостов [4].

Огромный, чуть не реликтовая ива украшает правый берег Вохонки.

Она же:


Понять, название ли волости дало название реке, либо название реки, как считается, более древнее, распространилось некогда на целую волость, - вопрос интересный и решение его не может быть однозначным...

Вид на роскошную иву от моста.
А ...вот и сам мостик.

В древности Вохна (и волость и, стало быть, река) славились бобровой ловлей, прекратившейся лишь в XVII веке, - позже, чем в северных частях бывшего Богородского уезда. Из шкурок пойманных здесь грызунов шили шубы и шапки для простонародья.

Вид с моста к центру Посада...
Вид на направление, куда мы продолжаем двигаться...

С окончанием охотничьих промыслов местные жители перешли на земледелие, но болотистые и суглинистые почвы, оставшиеся в наследство от лесов, покрывавших край в древности, не давали ему развиться в полной мере, постепенно подталкивая народ к переходу на внеземледельческие формы заработка.


Так всё это было, или нет, но следующий резкий виток речки заставил на остановится здесь, и, покушав ранее запасённые бутерброды с португальским портвейном и колумбийскими сигарами, с докторской и иных видов колбаской, подумать "о вечном", внимательнее приглядываясь к офигительнейшей красоты окрестностям.

Дожевывая первый бутерброд, я не устоял, и фотографировал уже всё подряд. Открывшееся после унылой ходьбы зрение дало вид на то, что в краеведческих кругах называется "урочищем".
Вообще, урочищем, по определению, считаются все местности, отличающиеся от характерных для данной округи. Однако, термин этот куда более "ёмок" по своему смыслу. Во-первых, найденное тобой лично урочище, - это урок не думать о своём крае снисходительно и принимать сразу в душу, прямиком, как удар в солнечное сплетение, его удивительные и неожиданные стороны, которых, к своему стыду, ты раньше не знал...
А во вторых... Пусть мой читатель сам попытается сформулировать для себя лично, что тут "во вторых" и что "в третьих", а я не стал больше фотографировать это место. Я перекрестился и пошёл дальше, к устью.  Речка тут сильно вильнула.
Вид на то, откуда мы идём:

...и вид на то, куда мы продолжаем идти:
Природное освещение к этому времени изменилось, а как с толком менять настройки на своём фотоаппарате я тогда не знал, но усидчивый наблюдатель заметит поворот реки цвета расплавленного свинца, влево на следующей фотографии.

Дальнейшее следование по берегу было осложнено рядом самых разных обстоятельств, заставивших нас немного углубиться к северу, где нам, среди лугов и полей, неожиданно, встретилась интимная сцена. Не успев определить, было ли то, что нам привиделось сценой разврата иль любви, мы поворотили свои стопы перпендикулярно, и, не долго думая, уж до устья мелководной речки решили спуститься в неё у левого отвесного берега, на котором, кажется, располагалось некогда старообрядческое кладбище...

Откуда мы идём теперь по воде:

По словам краеведа и местного жителя, всем сердцем радеющим за сохранение истории и памятников старины, "Длительное время река была сильно загрязнена промышленными стоками, но после ввода в эксплуатацию очистных сооружений вода в Вохне стала заметно чище. Теперь на её берегах нередко можно видеть любителей рыбной ловли. Забросив удочки в реку, они терпеливо ждут клёва" [4].

Куда мы идём:
Если идти по песчаной насыпи скраю, как слева на фотке, то воды, в общем, по колено, или чуть выше. По центру здесь, по пояс примерно. Глубина увеличивается после порогов, как на предыдущей фотографии. Там и по горлышко проваливались. Но, в целом, не утонешь, как ни пытайся.
Кроме рыбаков попадаются на берегах Вохонки и любители живописи. Нет-нет, да и выглянет из кустов верхняя часть мольберта, а там, миновав буйную растительность, можно увидеть и оставшегося безымянным художника, года два назад поделившегося с нами тем, что живописные берега речки, вообще говоря, славятся  в среде выпускников той самой Академии художеств и являются довольно известным и популярным местом их временного, перелётного пребывания.

Пытался сфотографировать прозрачнейшую воду под ногами с целыми вереницами мальков, разбуженных внезапным вторжением:



В цитате из газеты "Знамя Ленина" от 14 ноября 1981 года, приведённой В.Ф.Ситновым, содержатся проникновенные строки: "И все же река из года в год мелеет. Наверно, спасти Вохну от полного умирания  ещё не поздно. Река должна украшать город, и к тому же для нас она своеобразный живой памятник минувших веков. Видимо, следует всем миром взяться за дело. Хотя бы на первых порах обсадить берега деревьями. Разве это не под силу школьникам тех селенй, где протекает река? очевидно, необходимо соорудить плотину и приступить к постепенной очистке русла".

У устья Вохонки. Фотография А. Послыхалин, 2014.
Необычное, роскошное по своей естественной красоте, впервые встреченное нами в Подмосковье, растение произрасает у устья Вохонки, - у места впадения реки в Клязьму.

У устья Вохонки. Фотография А. Послыхалин, 2014.
Название его неблагозвучно: "Сусак зонтичный (лат. Bútomus umbellátus)" — вид многолетних травянистых растений рода Сусак (Butomus). Говорят, что в неурожайные годы его корневища выкапывали, сшили и перемалывали в муку, из которой пекли подобие хлеба. те же корневища кто-то предпочитает кушать "в пареном и печёном виде, например, с салом"... 
Эта невиданная прелесть цвела на наших глазах 3 августа 2014 года.

Любите реки Подмосковья, и они отплатят Вам чистой водой и ощущением счастья, которое продлится на долгие годы.

Текст и фотографии: А.Ю. Послыхалин, 2015. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.  


1. Вагнер Б.Б., Клевкова И.В. Реки Московского региона. М., 2003.
2. Бертиль Вагнер - Реки и озера Подмосковья (Исторический путеводитель) - 2007.
3. Готье Ю. Материалы по исторической географии Московской Руси. - М., 1906, с. 32.
4. с. 6. Ситнов В.Ф.Прогулка по старому Павловскому Посаду. - Павловский Посад, 2014, с 6.