06.06.2012

"Прошлое не развеялось, как дым": встреча с представителями фамилии Пельтцер

Сегодня у стен "Загадочного домика в подмосковном Литвинове" мне удалось лично познакомиться с потомками  владельцев дома из семьи Пельтцер, Анной-Марией Пельтцер-Ландтблом из Стокгольма. Конечно, эта встреча была бы не мыслима без участия уважаемых Наталии Александровны Четвериковой-Добрыниной и Михаила Михайловича Писанова (прошу любить и френдить). Которым хочу высказать не то, чтобы благодарность, а, честно, даже не знаю как мою признательность и описать в словах.

Мой ломаный французский позволил, все же,  рассказать немножко о фабриках Пельтцеров в Каблукове и Сукманихе, о последних находках по датировке дома и о предполагаемом авторстве проекта (об этом в одном из ближайших постов).

Как же трогательно. Вот поистине...

Распечатав наспех сверстанное генеалогическое древо Кенеманов-Пельцеров, и указывая пальцем на, в общем-то, русские имена Мария-Екатерина, Мария-Александра из уст Анны-Марии вдруг вырвалось слово "babuchka! eto moya babuchka!". Когда я, отвечая на вопрос, что за речка течет в низине под стенами дома, случайно произнес название реки "Лашутка", это слово оказалось  знакомым для жителя далекой Швеции. Будто из сказок, рассказанных в детстве. А вот и Лашутка, и домик, будто сказка, только сказка наяву.



Неполное родословное древо семей Кенеман-Пельтцер. Только фабриканты.

"Как мало времени" - звучало внутри, и я все спешил что-то узнать, что-то рассказать, и при расставании даже испытал некоторого рода чувство огорчения. Я хотел показать не только дом, но и место, где раньше была фабрика в Каблукове, место, где была похоронена "бабушка", хоть и плита исчезла в 1970-х годах, наконец, Сукманиху с санаторием, где была еще одна фабрика Пельтцеров, о которой потомки  не знали, да и, наконец, русскую природу, которая стояла только-только после дождя и была свежа и парила под мягким солнцем, но...

Только вернувшись домой понял, сколько же нового я сегодня узнал. Один ответ Анне-Марии на почту вышел в пять абзацев. Оказывается, кроме каменного в Литвинове был еще деревянный довольно большой дом - усадьба. И фотографий полным-полно. Так много еще надо узнать!

Мало сказать, что я опешил, когда здесь же, перед тем самым "Загадочным домиком", мне подарили копию его исторической фотографии (к сожалению, даже не успел спросить о датировке, но мы это поправим из переписки).


А после того, как передо мной открыли альбом с фотографиями 1903- и далее годов, с огромным количеством "по-немецки"-педантично-подписанных чернилами на русском и немецком -  мест их съемки, поводов, фамилиями изображенных и датами... вокзалами, площадями, праздниками семейными и вообще,  с храмом в Каблукове года 1908-го, еще с кладбищем старым, фотография подписанная "Дорога из Городищи в Литвиново" того же времени, с лесами со всех сторон, Клязьма, пикники на берегах тех лет.... В итоге я даже забыл сам сфотографироваться с нашими гостями...


Пока что, практически, в шоке нахожусь. В итоге Анна-Мария мне любезно подарила бесценную для меня, не оцифрованную, и не переведенную на русский книгу  Isabella Peltzer-Nadolny (1917-2004) "Прошлое развеялось как дым" (рекомендую почитать эту статью о книжке), а Наталья Александровна любезно подписала мне "Невозвратное прошлое", подаренное Михаилом Михайловичем.