05.06.2012

Живописных дел мастер, расписывавший Никольский храм в селе Гребнево в 1821-1823 годах

Совершенно случайно в описи хозяйственного архива "Вяземы" Голицыных [скачать] на странице 53 попалось следующее любопытное указание:


Согласно документу, интерьеры усадьбы Гребнево, принадлежавших Голицыным и недавно построенного храма Св. Николая Чудотворца в Гребневе с 1821 по 1823 год расписывал живописец Всеволод Афанасьевич Лебедев. Конечно, мы попытались узнать больше об этом загадочном мастере. И вот, что у нас вышло...


В книге Ю.А. Гончарова "Уральская икона: живописная, резная и литая икона XVIII- начала ХХ века". Екатеринбург, 1998 на с.317 указано, что "цеховой живописных дел мастер" Всеволод Афанасьевич Лебедев имел в Москве школу в которой обучались иконописцы Я.М..Попов и Н.М. Поносов. Последний был, кстати крепостным Христофора Екимовича Лазарева (1789-1871) - до 1826 года бывшего совладельцем почти что "соседней" с Гребнево усадьбы во Фрянове (обе располагаются на территории нынешнего Щёлковского района Московской области). 

 Христофор Екимович Лазарев (1789-1871).

В той же книге указано: "Сохранилось соглашение, заключенное 22 сентября 1825 между X. Е. Лазаревым и В. А. Лебедевым, в котором оговаривается, что крепостной мальчик Никифор Михайлов Поносов поступает в ученики к мастеру сроком на 5 лет и его господин оплачивает учебу". С 1834 года уже у Никифора Поносова начал обучаться живописи крепостной Лазаревых Петр Васильевич Лодейщиков (Лодейников)  (1823-1853), расписывавший вместе с учителем церкви на Чермозском заводе Лазаревых в Пермском крае.
 http://www.gallery.permonline.ru/collection/pic/3/87.jpg
Вид Чермозского завода. Художник - также крепостной Лазаревых, Иван Николаевич Поляков (1805-после 1847), 1837 г.

По просьбе президента Академии художеств в 1846 году П.В. Лодейщиков был освобожден от крепостной зависимости и принят вольноприходящим учеником в Академию художеств, которую окончил в 1850 году со званием неклассного художника живописи исторической и портретной.Вместе с Лодейщиковым у Поносова обучался живописи и другой крепостной художник Лазаревых, - Николай Михайлович Козаков, в 1845 году расписывавший вместе с Лодейщиковым Спасо-Преображенский кафедральный собор в г. Пермь.
Вот такая получается интересная преемственность. К сожалению, информация о жизни и работах живописных дел мастера Всеволода Лебедева на том исчерпывается...