В сборнике Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т.1. М., 1907 содержится любопытное известие по истории церкви Сергия Радонежского Чудотворца в селе Сергиево, Комягино тож, Богородского уезда, Московской губернии [temples], о которой мы уже писали в этом журнале здесь.Cведения из "Древностей" столь любопытны, а издание настолько редко встречается, что ниже мы приведём полный текст сообщения, снабженного, к тому же, бесценными фотографиями.
Л. 11.
"Ныне существующий каменный храм (лист 11 и 12) в селе Сергиево, Комягино тож, построен в 1678 году (7186 г.) стольником Никитою Ивановичем Акинфовым, вотчиною которого было село Сергиево, на речке Скалбе...
В переписных книгах Московского уезда Бохова стана 7186 г. написано: "за стольником Никитою Ивановым сыном Акинфовым родовая вотчина отца ево село Сергиево, на речке Скалбе, а в селе церковь каменная, причетников у той церкви нет", а в приходной книге Патриаршаго Казеннаго приказа записано: "в нынешнев вот 187 (1679) году, генваря в 9 день, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобнаго Сергия Радонежского Чудотворца в Московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж сего пустошь Камягино, на речке Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова с дворов: с попова, с вотчинникова, с 11 дворов крестьянских молодчих с 4 дв. бобыльских, да церковныя земли, которую стольник Никита Акинфов дал к той церкви на пропитание попу с причетниками из своей вотчинной земли, по памяти из Поместного Приказа, за приписью дьяка Ивана протопопова, с пашни с 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов с 10 копен, по указной статье 14 алт. 2 ден. заезда гривна и по тому окладу те деньги велено принять и в приход записать [В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Вып. V. М., 1886, с. 117.]. Деревня Камягино была заселена около 1646 г. крестьянами из Костромского, Юрьевского и Вологодского уездов и в конце XVII века имела около десяти дворов, в которых жило от 40 до 50 человек. Окольничий Никита Иванович Акинфов был богатый человек, имевший в 1719 г. в разных местах 3622 человека крестьян. Вторая его жена была из семьи Лопухиных; Акинфов в 1720 году находился под следствием "в его императорскаго величества дел" и 17 марта 1721 года по именному [кон. с. 96] его величества указу был сослан в Кириллов монастырь и пострижен под именем Иоанникия.
Кроме главного престола во имя св. Сергия в храме имеется придел во имя Преподобного Макария Унжского.
Л.12.
Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать.
Церковь имеет в длину 11 с. шир. 8 саж. в вышину около 20 саж. и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе [Прим. В метрике указано, что в стенах между кирпичами лежит бутовый камень.], ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входа имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою по местам вызолочен, - в пределе же иконостас о трех ярусах; стены холодной церкви росписаны иконописным письмом, но записей о времени росписи не имеется, тёплая же церковь не росписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: "писан сей образ лета 7222 [1714 г.], совершена месяца июня в 7-й день" [с. 97].
Источник: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т.1. М., 1907, с. 96-97.
Л. 11.
"Ныне существующий каменный храм (лист 11 и 12) в селе Сергиево, Комягино тож, построен в 1678 году (7186 г.) стольником Никитою Ивановичем Акинфовым, вотчиною которого было село Сергиево, на речке Скалбе...
В переписных книгах Московского уезда Бохова стана 7186 г. написано: "за стольником Никитою Ивановым сыном Акинфовым родовая вотчина отца ево село Сергиево, на речке Скалбе, а в селе церковь каменная, причетников у той церкви нет", а в приходной книге Патриаршаго Казеннаго приказа записано: "в нынешнев вот 187 (1679) году, генваря в 9 день, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобнаго Сергия Радонежского Чудотворца в Московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж сего пустошь Камягино, на речке Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова с дворов: с попова, с вотчинникова, с 11 дворов крестьянских молодчих с 4 дв. бобыльских, да церковныя земли, которую стольник Никита Акинфов дал к той церкви на пропитание попу с причетниками из своей вотчинной земли, по памяти из Поместного Приказа, за приписью дьяка Ивана протопопова, с пашни с 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов с 10 копен, по указной статье 14 алт. 2 ден. заезда гривна и по тому окладу те деньги велено принять и в приход записать [В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Вып. V. М., 1886, с. 117.]. Деревня Камягино была заселена около 1646 г. крестьянами из Костромского, Юрьевского и Вологодского уездов и в конце XVII века имела около десяти дворов, в которых жило от 40 до 50 человек. Окольничий Никита Иванович Акинфов был богатый человек, имевший в 1719 г. в разных местах 3622 человека крестьян. Вторая его жена была из семьи Лопухиных; Акинфов в 1720 году находился под следствием "в его императорскаго величества дел" и 17 марта 1721 года по именному [кон. с. 96] его величества указу был сослан в Кириллов монастырь и пострижен под именем Иоанникия.
Кроме главного престола во имя св. Сергия в храме имеется придел во имя Преподобного Макария Унжского.
Л.12.
Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать.
Церковь имеет в длину 11 с. шир. 8 саж. в вышину около 20 саж. и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе [Прим. В метрике указано, что в стенах между кирпичами лежит бутовый камень.], ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входа имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою по местам вызолочен, - в пределе же иконостас о трех ярусах; стены холодной церкви росписаны иконописным письмом, но записей о времени росписи не имеется, тёплая же церковь не росписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: "писан сей образ лета 7222 [1714 г.], совершена месяца июня в 7-й день" [с. 97].
Источник: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т.1. М., 1907, с. 96-97.