Сегодняшнее "путешествие во времени" по истории истории
железнодорожных станций и платформ Ярославского направления Московской железной
дороги (часть 1 от Москвы до Мытищ; 2-я от Мытищ до Фрязино; 3-я от Болшево" до Фрязево) посвящено отрезку от Мытищ до ст. Софрино.
В путь!
Платформа Строитель
Считается, что платформа, строившаяся как "пл. 21-й километр" была открыта в 1930 году. Интересно, что на карте 1931 года она не обозначена, и впервые указана на немецкой карте 1941 года. Платформа была предназначена для обслуживания находившегося поблизости и бурно развивающегося предприятия по производству силикатных кирпичей. Поблизости от платформы началось строительство рабочего посёлка Строитель для работников завода, который первоначально носил название "Посёлок Кирпичного завода".
Предприятие было основано на базе национализированной в 1920 году фабрики "Товарищества кирпичных заводов И.П. Воронина", учреждённого в 1899 году (по другим данным в 1898) в деревне Рупосово (Рупасово) близь Мытищ почетным гражданином Иваном Павловичем Ворониным и потомственными почетными гражданами Алексей и Георгий Петровичи Воронины. Небольшая фабричка Ворониных существовала в деревне с 1884 года. На заводе вырабатывался красный водостойкий кирпич, постоянно корректировались планы территории, где производилась разработка залежей глины. В 1911 году на предприятии трудилось 650 рабочих (что несколько не согласуется с "официальной" версией истории ныне существующего завода).
После национализации, в 1923 г. завод был переименован в "Завод №4" (ныне заводы ОАО "Стройперлит" и "Мосстройпластмасс"). В 1927 году предприятие было переоборудовано, установлены новейшие установки для производства силикатного кирпича, произведённые в Германии.
В 1970-х гг. платформа была перестроена и приобрела нынешний вид.
Платформа Челюскинская
Платформа Челюскинская была открыта в 1936 году для обслуживания растущих дачных посёлков Старый Большевик и Челюскинский.
Название посёлка Старый Большевик, основанного в 1932 году, происходило от наименования организатора строительства - "Всесоюзного общества старых большевиков" (ВОСБ), образованного в 1922 году. Членами Общества могли стать лица, непрерывный партийный стаж которых продолжался на то время в течение 18 лет (то есть, по состоянию на год создания Общества, с 1904 года).
Целями общества являлись: использование опыта старых большевиков для воспитания молодёжи на революционных традициях, сбор историко-революционных материалов и т.п.
В 1922 году в Обществе. состояло 64 чел., в январе 1934 — свыше 2000 человек. В 1935 г. Общество было распущено.
Около 1934-1935 гг. на личные взносы членов Общества неподалёку от одноимённого дачного поселка был основан дачный посёлок Челюскинский, получивший своё название (первоначально - посёлок Челюскинцы) в память известной научной экспедиции во главе с академиком О. Ю. Шмидтом, совершавшие в 1933 - 1934 плавание на советском пароходе "Челюскин".
В посёлке Челюскинский долгое время проживал легендарный советский разведчик Рудольф Абель.
Платформа Тарасовская
Платформа Тарасовская была открыта как полустанок в 1895 году (дата 1903 г. ошибочна).
Полустанок предназначался для обслуживания близлежащей дачной местности - посёлков Курган, Черкизово и Серединка.
Уже в 1897 году публицист П. Канчаловский писал: "Тарасовская платформа построена среди довольно обширной дачной местности, где летом живет до 300 семей. По обеим сторонам платформы видны поля, окруженные лесами, в которых разбросаны дачи, расположенные то небольшими поселками, то отдельными дачными усадьбами. Первые заняты дачами, которые сдаются в аренду, в усадьбах живут по большей части их владельцы. Так у самой платформы в лесу, находятся два дачных поселка, один по правую, а другой по левую сторону железной дороги, состоящие из 30 дачных построек. В полуверсте от платформы, по левую сторону дороги лежит деревня Черкизово /.../
...Как в этой деревне, так и её окрестностях по берегу реки Клязьмы расположено несколько дач местных крестьян, чередующихся с богатыми дачными усадьбами Крестовниковых, Жучкова, Шнауберта, Сорокоумовского, Зензиновых и др.По левой же стороне железной дороги, в версте от платформы, по направлению к станции Пушкино, за железнодорожным мостом, проходящим через реку Клязьму, лежит дачное место, известное здесь под именем Кургана. В Кургане до 60 дач, принадлежащих крестьянам деревни Звягино. За Курганом в лесу на участке в 11 десятин разбито новое дачное место - Серединка , где строятся дачи, но теперь пока их только восемь. Дальше готовится ещё дачный участок на лесной площади в 7 десятин и, вероятно недалеко то время, когда вся эта местность до следующей платформы будет застроена дачами. В виду этого здесь проектируется устройство новой платформы" [Канчаловский П. От Москвы до Архангельска . М., 1897, с.60-61]. Новая платформа была открыта в 1903 году.
В посёлке находились крупные дачные владения Абрикосовых, Протопоповых, пять дач Алпатова и имение С.В. Алексеева - Любимовка. Несколько гектаров земли с многочисленными постройками принадлежали известному московскому нотариусу Н.К. Миллиоти.
Погибший недалеко от платформы 18 сентября 1945 года известный советский поэт Дмитрий Борисович Кедрин, проживавший в Черкизове с 1934 года, за несколько месяцев до своей гибели написал следующее трогательное стихотворение "Приглашение на дачу":
Платформа Клязьма
Платформа (по некоторым источникам с первоначальным названием "Хутор") была открыта в 1898 году для обслуживания дачного посёлка Клязьма.
В 1902 году было учреждено Общество благоустройства дачной местности "Клязьма" у платформы Клязьма (г. Пушкино), приступившее к планировочным работам и разбивке участков под дачное строительство. В число учредителей общества входили местные именитые дачники: Л.К. Брунс, Ю.К. Каппель, шёлковому фабриканту И.А. Александренко, Ивану Никитичу Кондрашову (1858-1949), И. М. Малышев, Г.Н. Шоломатов. Часть земли под дачами принадлежала фабрикантам Алексею Васильевичу Абрикосову (с 1909) и Николаю Алексеевичу (с 1913 г.).
Улицам дачного поселка было решено присвоить имена известных русских писателей, композиторов и научных деятелей - Грибоедова, Державина, Пушкина, Леонида Андреева, Менделеева, Чайковского. В поселке были проведены электричество и водопровод. В 1914 году была организована Клязьминская пожарная дружина под руководством члена Общества благоустройства А. А. Гиляровского.
Вблизи станции до сих пор располагается примечательный памятник
архитектуры модерна большая деревянная дача Леоновых, построенная в 1904-1905 годах.
В 1906 году по проекту московского архитектора Алексея Устиновича Белевича (1854-1919) в дачном поселке была возведена церковь Гребневской иконы Божьей Матери.
Скромный дачный поселок вошел в историю революции 1905 года. Здесь была созвана конференция большевиков, на которой избрали Московский окружной комитет.
В 1920-е годы дачи были национализированы, отданы под жилье рабочих и создание детских домов для детей. Одна из дач отошла Обществу старых большевиков. Часть клязьминских дач перешла в ведение Московского Союза писателей.
Одним из первых здесь устроился писатель Михаил Александрович Шолохов (1905-1984), тогда еще не слишком известный. В 1927-1928 годах он снимал две комнаты с отдельным входом на даче по улице Лермонтова,15. Здесь писатель работал над романом "Тихий Дон", принесшим ему мировую славу.
В 1933 году в Клязьме отдыхал Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941). На углу улиц Пушкина и Жуковского (улица Пушкина,28) стоит одноэтажный дом с башней-балкончиком. Некоторое время ею пользовался видный журналист М.Е. Кольцов, а затем тут устроилась пара молодых писателей - И. Ильф и Е. Петров.
В 1930 году посёлок был описан в справочнике-путеводители "дачи и окрестности Москвы": "Линия железной дороги пересекает реку Клязьму; сейчас же за ней начинаются дачи поселка Клязьмы, Пушкинского района. расположенный весь на ровном, сухом месте с преобладанием песка (лишь далее, к Мамонтовке почва делается глинистой), поселок этот насчитывает до 660 дач, частью выстроенных в течение последних лет. Распланировка его правильными квадратами даёт возможность легко ориентироваться в нем. Все улицы названы в честь писателей. Поселок находится в густом сосновом лесу, дачи имеют нередко большие участки. На главной улице, носящей название Тургеневской, перпендикулярной к станции, расположены: кооператив, парикмахерские, поссовет [поселковый совет], рядом клуб поссовета, библиотека, немного далее - вновь выстроенное кино "Культура". Летом Клязьма изобилует большим количеством всевозможных ларьков. Вся торговля сосредоточена на правой стороне. Дачи все освещаются электричеством, имеют иногда водопровод. Улицы также хорошо освещены. Нередко сдаются дачи меблированные. Цены от 500 руб. и выше; комнаты по 100-180 руб. за сезон. Есть и пансионы" [Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель. М., 1930, с.73].
Платформа Мамонтовская
После открытия железной дороги, связавшей в 1862 году Москву и Сергиев Посад, земли у деревни Листвяны в километре от железнодорожного полотна, пересекающего р. Учу приобрела вдова Николая Фёдоровича Мамонтова (1807-1860) - Вера Степановна (1810-1864).
После её смерти участок перешёл по наследству её сыну -
Александру Николаевичу Мамонтову (1832-1900), при котором ок. 1891 года
недалеко от железной дороги был отстроен внушительный деревянный
особняк.
В 1897 году недалеко от дачи Мамонтова была открыта железнодорожная платформа, получившая название Мамонтовская.
В том же 1897 году Мамонтовская платформа была описана следующим образом: "По обеим сторонам платформы идут дачи, на правой стороне дороги стоит красивая дачная постройка Горбова, а на левой такая же постройка А.Н. Мамонтова. За ними расположены дачи, принадлежащие разным владельцам, которые отдают их в наймы на лето, ценою от 500 рублей до 250 рублей с мебелью. В нескольких саженях от платформы находится железнодорожный мост через реку Учу. С этого моста по обе стороны открывается очень живописный вид на поля и луга, окаймлённые лесом и орошаемые этой рекой. По левую сторону моста видна деревня Листвяны на левом берегу Учи, в расстоянии около версты от платформы; в этой деревне есть дачи, которые отдаются на лето за цену от 50 руб. до 300 в сезон; здесь же есть лавка, снабжающая окрестных дачников провизией и есть извозчики, [Канчаловский П. От Москвы до Архангельска . М., 1897, с.64-65].
На месте бетонной стены стояла сгоревшая в 1995 году дача Горбова. А вот дача Мамонтова сохранилась...
Станция Пушкино
Станция третьего класса Пушкино была открыта 8 августа 1862 года как одна из четырех промежуточных станций при открытии Московско-Троицкой железной дороги. Своё название станция получила по имени старинного села Пушкино.
Строительство станции послужило толчком для возникновения дачного поселка, примыкавшего к железнодорожному полотну. Годом начала дачного строительства при станции Пушкино считается 1867 год.
Считается, что внушительный кирпичный вокзал в псевдо-русском стиле на станции Пушкино был построен в 1903-1905 годах, однако его первое описание приводится в книге П. Кончаловского, изданной в 1897 году: "большое каменное здание с двумя залами: одна для пассажиров I и II классов и другая для пассажиров III класса. При первой буфет с холодными закусками и горячими кушаньями, дамская и мужская уборные. При зале III класса тоже есть свой буфет. Возле станции всегда к приходу поезда являются извозчики, парные и одноконные, которыми можно пользоваться для сообщения с окрестными дачными местностями и селами.
Станция со всех сторон окружена лесом, разбитым на парки, в которых построены красивые и удобные дачи. По обеим сторонам железнодорожного полотна идут невысокие, решетчатые ограды дач, возле которых проложены дороги. Между дачами по левую сторону полотна стоит новая церковь, это собствено церковь дачников, приходская же церковь в селе Пушкино. Задний фасад станции выходит на шоссе, которое идет через парк на протяжении трех верст к селу Пушкино. По сторонам шоссе на первом плане расположены лавки, булочные, аптека, почтовое отделение, телеграф, татерсаль; за ними парк с расчищенными дорожками, беседками, скамейками, а в глубине его дачи особняки. За этим парком по левую сторону шоссе находится другой еловый парк, не занятый дачами; он служит общественным местом для гулянья дачников. Среди этого парка на месте бывшего танцевального круга в настоящее время устроен неизвестным издателем "Московского Листка" летний театр. За этим же парком на запруженной реке Серебрянке находятся купальни" [Канчаловский П. От Москвы до Архангельска . М., 1897, с.65-66].
В 1880 году недалеко от станции был разбит парк, который стал излюбленным местом отдыха пушкинских дачников. В парке находилось здание летнего театра, построенного в 1896 году по проекту архитектора Адольфа Николаевича Кнабе на средства местного дачника, - потомственного почётного гражданина Н.И. Пастухова, издателя ежедневной газеты «Московский листок». В спектаклях участвовали известные артисты московских театров: Н.А. Обухова, О.О. Садовская, В.И. Качалов, Е.Н. Гоголева, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов. Здание театра сгорело в 1993 году.
В 1899 году В.П.Семёнов Тян-Шанский писал: "На 28-й версте Ярославского железного пути находится станция Пушкино на р. Уче, окруженная еловым лесом и прекрасными дачами, которых около Пушкина и находящейся в 2 верстах, не доезжая до него, Мамонтовской платформы, считается до 700. Местность около Пушкина очень привлекательна: здесь есть маленькое озеро, общественные парки и летний театр". [Семенов П.П. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.1. СПб., 1899, с.255]
В 1902 году было образовано Общество благоустройства посёлка.
Среди дач особенно выделялись строения директора правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры и совладельца торгового дома "Людвиг Кноп", - Ивана Карловича Прове (1833-1901) была построена для семьи его дочери - попечительницы Болшевского приюта для нищих девочек Адели Ивановны Калиш. Свои дачи имели здесь: один из архитекторов московской гостиницы "Метрополь" Вильям Францевич Валькотт (1874-1943); архитектор Николай Павлович Милюков (1825-1879) (в ней прошло детство его сына - будущего министра иностранных дел Временного правительства Павла Николаевича Милюкова (1859-1943)) дача Ф.Ф. Берга была возведена по проекту архитектора И.И. Нивинского (1912 г.). Дачу Цургозина украшали наличники, исполненные по эскизам Михаила Врубеля.
Деревянная церковь Боголюбской Божией Матери. Открытка 1911 (?) г.
В 1912-1914 годах на средства лесоторговца, купца и местного жителя Михаила Семёновича Шарикова в посёлке был возведён каменный храм Иконы Божией матери Боголюбская. Его сын, Николай Михайлович Шариков был оперным певцом Большого театра.
В 1930 году бывшая дачная местность Пушкино описывалась следующим образом: "По обе стороны железной дороги находится один из самых старых дачных поселков под Москвою - Пушкино, переименованное после революции в город. В середине прошлого столетия сюда выезжала буржуазия, имевшая здесь большие, нередко двухэтажные дачи. Пришедшие сейчас большей частью в негодность, они постепенно исчезают; на их месте выстраиваются целые новые кварталы зимних дач, населенных рабочими и служащими. разрушается старый быт - вырастает новый, крепко сколоченный. Часть прежних, хорошо сохранившихся дач занята детским городком МОНО. прекрасный сосновый лес, в котором расположены все дачи, делает Пушкино одним из лучших дачных мест. Почва песчаная, грязи после дождя почти не бывает. Большинство дач приспособлено для зимнего жилья; на лето сдаются от 300 руб. и выше. Можно нанять комнату около 100 р. за сезон. Среди дач, в сосновом лесу, разбит парк, в середине которого хорошее здание театра; летом бывают спектакли и концерты с участием московских артистов, также и киносеансы. В парке же и спортплощадка. У станции имеется клуб железнодорожников" [Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель. М., 1930, с.74-75].
17 августа 1925 года Пушкино получает статус города. В его состав вошёл дачный посёлок у станции и часть села Пушкино. 12 июня 1929 года город Пушкино стал районным центром. В состав района вошли два рабочих посёлка — Ивантеевка и Красноармейск, дачный посёлок Мамонтовка; Софринская, Путиловская, Пушкинская волости; несколько селений Щелковской и Хотьковской волостей.17 августа 1977 года на станции Пушкино в результате обрушения железнодорожного пешеходного моста, построенного в 1928 году, по неофициальным данным, погибли 28 и получили ранения и увечья 165 человек (см. подробнее).
Платформа Заветы Ильича
Платформа построена в 1935 году и получила своё название по одноимённому дачному посёлку Заветы Ильича (ныне входит в черту города Пушкино). До революции, ок. 1909 г. здешняя дачная местность (ок. 10 дач) носила название "Гаврилова пустошь". По некоторым данным, в 1919 г. был образован жилищный кооператив, а посёлок начал отстраиваться в 1925 году на средства Общества старых большевиков, однако на карте 1931 г. на этом месте значится лишь безымянный хутор. Впервые платформа указывается на карте 1939 года как "Завет Ильича".
Основным застройщиком был кооператив Наркомата связи "За культурный быт". Интересная статья по истории посёлка размещена здесь.
Посёлок был воспет в одноимённой песне бардовского дуэта «Иваси»:
Платформа Правда
Платформа построена в 1898 году и изначально носила название полустанок "Братовщина", по имени соседнего крупного села.
В1931 году платформа была переименована по соседнему дачному посёлку "Правдинский", основанному в 1930 году на месте старых дач и располагающемуся на западной стороне железной дороги.
В конце 20-х - начале 30-х годов в поселке жил известный советский журналист и писатель Михаил Ефимович Кольцов (1898-1940) (Лесная ул., 24), по инициативе которого платформа получила название Правда.
В 30-е годы на территории Зеленого городка на базе объединения домов отдыха начал строиться санаторий «Пpaвда». Статус рабочего посёлка и наименование Правдинский было получено в апреле 1941 года, до этого это дачный посёлок назывался "Правда". Платформа была электрифицирована в 1930 году.
Платформа Зеленоградская
C момента постройки в 1897 году платформа называлась "Спасская", по названию одноимённого соседнего села Спасское-Кощеево, принадлежавшего семье Майковых.
Платформа была переименована в 1931 году в честь создававшейся зоны отдыха "Зелёный Город". Тем не менее, карта 1931 года содержит указание на безымянную платформу.
"Зеленоградской" платформа называется на карте 1939 года.
В 1929 г. на страницах газеты «Правда» упоминаемый выше влиятельный журналист и писатель М.Е. Кольцов предложил создать под Москвой в огромном зелёном массиве Братовщины «Зелёный город», - обширную сеть санаториев, домов отдыха, пансионатов, пионерских лагерей и других оздоровительных объектов. В том же году Кольцов организовал акционерное общество «Зелёный город», задачей которого было строительство подмосковных здравниц.
Был объявлен Всесоюзный конкурс (председателем жюри был академик О.Ю.Шмидт) на лучший проект здравниц, на архитектурное оформление и размещение на местности. Победителем конкурса стал московский архитектор Н. Ладовский. Зеленый городок включил в себя деревни: Братовщина, Спасское, Курово, Костино, Степаньково, Суходол, Тишково, Марьина Гора, Семеновское, Ельдигино, Раково, Петушки, Дарьино, Матюшино, Зимогорье, Нагорное, Митрополье, Кощейково.
Платформа 43 километр
Считается, что остановочный пункт в районе пл. 43 км. возник во время Великой Отечественной войны. Посмотрим на карты.
В 1931 году здесь обозначен разъезд.
На карте 1939 года ничего не обозначено. А вот на карте 1941 года уже обозначена платформа.
Платформа расположена между дачными посёлками НКТП - Народный комиссариат танковой промышленности СССР и НКПС - Народный комиссариат путей сообщения СССР. Возможно, из-за засекреченности этих посёлков платформа так и не получила полноценного собственного названия, например, "Нагорновская"?
Скупые сведения по истории платформы: "Первоначально посадка и высадка пассажиров производилась на железнодорожную насыпь примерно в 500 метрах южнее современной платформы. В 1947 году остановочный пункт уже находился на нынешнем месте. Две деревянных платформы (в обе стороны) на 6 вагонов электропоезда были сооружены во второй половине 1952 или в начале 1953 года".
Станция Софрино
Станция IV класса Софрино была открыта вместе с пуском железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом в 1862 году и названа по близлежащему селу Сафарино.
В 1910 году деревянный вокзал был заменён кирпичным зданием. По неподтверждённому, но весьма распространённому мнению, автором проекта был известный впоследствии советский архитектор Алексей Викторович Щусев (1873-1949). В 1910 году фасад был окрашен в цвет морской волны.
К 1910 году был проведён капитальный ремонт здания станции, восстановлена лепнина на его фасадах.
Продолжение следует...
В путь!
Платформа Строитель
Считается, что платформа, строившаяся как "пл. 21-й километр" была открыта в 1930 году. Интересно, что на карте 1931 года она не обозначена, и впервые указана на немецкой карте 1941 года. Платформа была предназначена для обслуживания находившегося поблизости и бурно развивающегося предприятия по производству силикатных кирпичей. Поблизости от платформы началось строительство рабочего посёлка Строитель для работников завода, который первоначально носил название "Посёлок Кирпичного завода".
Карта 1929 г. (Платформы ещё нет).
Предприятие было основано на базе национализированной в 1920 году фабрики "Товарищества кирпичных заводов И.П. Воронина", учреждённого в 1899 году (по другим данным в 1898) в деревне Рупосово (Рупасово) близь Мытищ почетным гражданином Иваном Павловичем Ворониным и потомственными почетными гражданами Алексей и Георгий Петровичи Воронины. Небольшая фабричка Ворониных существовала в деревне с 1884 года. На заводе вырабатывался красный водостойкий кирпич, постоянно корректировались планы территории, где производилась разработка залежей глины. В 1911 году на предприятии трудилось 650 рабочих (что несколько не согласуется с "официальной" версией истории ныне существующего завода).
Кирпич с клеймом фабрики Товарищества И.П. Воронина. Фотография из статьи этого замечательного журнала.
После национализации, в 1923 г. завод был переименован в "Завод №4" (ныне заводы ОАО "Стройперлит" и "Мосстройпластмасс"). В 1927 году предприятие было переоборудовано, установлены новейшие установки для производства силикатного кирпича, произведённые в Германии.
В 1970-х гг. платформа была перестроена и приобрела нынешний вид.
Фотография отсюда.
Платформа Челюскинская
Платформа Челюскинская была открыта в 1936 году для обслуживания растущих дачных посёлков Старый Большевик и Челюскинский.
Платформа на карте 1939 г.
Название посёлка Старый Большевик, основанного в 1932 году, происходило от наименования организатора строительства - "Всесоюзного общества старых большевиков" (ВОСБ), образованного в 1922 году. Членами Общества могли стать лица, непрерывный партийный стаж которых продолжался на то время в течение 18 лет (то есть, по состоянию на год создания Общества, с 1904 года).
На карте 1941 г.
Целями общества являлись: использование опыта старых большевиков для воспитания молодёжи на революционных традициях, сбор историко-революционных материалов и т.п.
Устав Общества. 1931 г.
В 1922 году в Обществе. состояло 64 чел., в январе 1934 — свыше 2000 человек. В 1935 г. Общество было распущено.
На карте 1959 г.
Около 1934-1935 гг. на личные взносы членов Общества неподалёку от одноимённого дачного поселка был основан дачный посёлок Челюскинский, получивший своё название (первоначально - посёлок Челюскинцы) в память известной научной экспедиции во главе с академиком О. Ю. Шмидтом, совершавшие в 1933 - 1934 плавание на советском пароходе "Челюскин".
Платформа Тарасовская
Платформа Тарасовская была открыта как полустанок в 1895 году (дата 1903 г. ошибочна).
Полустанок предназначался для обслуживания близлежащей дачной местности - посёлков Курган, Черкизово и Серединка.
Платформа Тарасовская. Изд. А. Горожанкина, 1911 г.
Уже в 1897 году публицист П. Канчаловский писал: "Тарасовская платформа построена среди довольно обширной дачной местности, где летом живет до 300 семей. По обеим сторонам платформы видны поля, окруженные лесами, в которых разбросаны дачи, расположенные то небольшими поселками, то отдельными дачными усадьбами. Первые заняты дачами, которые сдаются в аренду, в усадьбах живут по большей части их владельцы. Так у самой платформы в лесу, находятся два дачных поселка, один по правую, а другой по левую сторону железной дороги, состоящие из 30 дачных построек. В полуверсте от платформы, по левую сторону дороги лежит деревня Черкизово /.../
Пл. Тарасовская Изд. С.П. Муравьева-М.Кампель, 1912 г.
...Как в этой деревне, так и её окрестностях по берегу реки Клязьмы расположено несколько дач местных крестьян, чередующихся с богатыми дачными усадьбами Крестовниковых, Жучкова, Шнауберта, Сорокоумовского, Зензиновых и др.По левой же стороне железной дороги, в версте от платформы, по направлению к станции Пушкино, за железнодорожным мостом, проходящим через реку Клязьму, лежит дачное место, известное здесь под именем Кургана. В Кургане до 60 дач, принадлежащих крестьянам деревни Звягино. За Курганом в лесу на участке в 11 десятин разбито новое дачное место - Серединка , где строятся дачи, но теперь пока их только восемь. Дальше готовится ещё дачный участок на лесной площади в 7 десятин и, вероятно недалеко то время, когда вся эта местность до следующей платформы будет застроена дачами. В виду этого здесь проектируется устройство новой платформы" [Канчаловский П. От Москвы до Архангельска . М., 1897, с.60-61]. Новая платформа была открыта в 1903 году.
Платформа Тарасовская. Изд. А.А. Горожанкин, 1911-1914 гг.
Пл. Тарасовская. Изд. А.А. Горожанкина, 1911-1914 гг.
В посёлке находились крупные дачные владения Абрикосовых, Протопоповых, пять дач Алпатова и имение С.В. Алексеева - Любимовка. Несколько гектаров земли с многочисленными постройками принадлежали известному московскому нотариусу Н.К. Миллиоти.
Пл. Тарасовская. Фотографя 1970 г. Отсюда.
Погибший недалеко от платформы 18 сентября 1945 года известный советский поэт Дмитрий Борисович Кедрин, проживавший в Черкизове с 1934 года, за несколько месяцев до своей гибели написал следующее трогательное стихотворение "Приглашение на дачу":
...Итак, приезжайте к нам завтра, не позже! У нас васильки собирай хоть охапкой. Сегодня прошел замечательный дождик — Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой. Он брызнул из маленькой-маленькой тучки И шел специально для дачного леса, Раскатистый гром — его верный попутчик — Над ним хохотал, как подпивший повеса. На Пушкино в девять идет электричка. Послушайте, вы отказаться не вправе: Кукушка снесла в нашей роще яичко, Чтоб вас с наступающим счастьем поздравить! Не будьте ленивы, не будьте упрямы. Пораньше проснитесь, не мешкая встаньте. В кокетливых шляпах, как модные дамы, В лесу мухоморы стоят на пуанте. Вам будет на сцене лесного театра Вся наша программа показана разом: Чудесный денек приготовлен на завтра, И гром обеспечен, и дождик заказан!(6 июля 1945 г.)
Платформа Клязьма
Платформа (по некоторым источникам с первоначальным названием "Хутор") была открыта в 1898 году для обслуживания дачного посёлка Клязьма.
Открытое письмо. Изд. А.А. Горожанкина, ок. 1911г.
В 1902 году было учреждено Общество благоустройства дачной местности "Клязьма" у платформы Клязьма (г. Пушкино), приступившее к планировочным работам и разбивке участков под дачное строительство. В число учредителей общества входили местные именитые дачники: Л.К. Брунс, Ю.К. Каппель, шёлковому фабриканту И.А. Александренко, Ивану Никитичу Кондрашову (1858-1949), И. М. Малышев, Г.Н. Шоломатов. Часть земли под дачами принадлежала фабрикантам Алексею Васильевичу Абрикосову (с 1909) и Николаю Алексеевичу (с 1913 г.).
Пассажиры на платформе Клязьма. Фотография 1908 г.
Улицам дачного поселка было решено присвоить имена известных русских писателей, композиторов и научных деятелей - Грибоедова, Державина, Пушкина, Леонида Андреева, Менделеева, Чайковского. В поселке были проведены электричество и водопровод. В 1914 году была организована Клязьминская пожарная дружина под руководством члена Общества благоустройства А. А. Гиляровского.
Пл. Клязьма. Изд. С.П. Муравьева, 1912 г.
Скромный дачный поселок вошел в историю революции 1905 года. Здесь была созвана конференция большевиков, на которой избрали Московский окружной комитет.
Открытое письмо. Изд. А.А. Горожанкина, ок. 1911г.
В 1920-е годы дачи были национализированы, отданы под жилье рабочих и создание детских домов для детей. Одна из дач отошла Обществу старых большевиков. Часть клязьминских дач перешла в ведение Московского Союза писателей.
Одним из первых здесь устроился писатель Михаил Александрович Шолохов (1905-1984), тогда еще не слишком известный. В 1927-1928 годах он снимал две комнаты с отдельным входом на даче по улице Лермонтова,15. Здесь писатель работал над романом "Тихий Дон", принесшим ему мировую славу.
В 1933 году в Клязьме отдыхал Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941). На углу улиц Пушкина и Жуковского (улица Пушкина,28) стоит одноэтажный дом с башней-балкончиком. Некоторое время ею пользовался видный журналист М.Е. Кольцов, а затем тут устроилась пара молодых писателей - И. Ильф и Е. Петров.
Открытое письмо. Изд. А.А. Горожанкина, ок. 1911г.
В 1930 году посёлок был описан в справочнике-путеводители "дачи и окрестности Москвы": "Линия железной дороги пересекает реку Клязьму; сейчас же за ней начинаются дачи поселка Клязьмы, Пушкинского района. расположенный весь на ровном, сухом месте с преобладанием песка (лишь далее, к Мамонтовке почва делается глинистой), поселок этот насчитывает до 660 дач, частью выстроенных в течение последних лет. Распланировка его правильными квадратами даёт возможность легко ориентироваться в нем. Все улицы названы в честь писателей. Поселок находится в густом сосновом лесу, дачи имеют нередко большие участки. На главной улице, носящей название Тургеневской, перпендикулярной к станции, расположены: кооператив, парикмахерские, поссовет [поселковый совет], рядом клуб поссовета, библиотека, немного далее - вновь выстроенное кино "Культура". Летом Клязьма изобилует большим количеством всевозможных ларьков. Вся торговля сосредоточена на правой стороне. Дачи все освещаются электричеством, имеют иногда водопровод. Улицы также хорошо освещены. Нередко сдаются дачи меблированные. Цены от 500 руб. и выше; комнаты по 100-180 руб. за сезон. Есть и пансионы" [Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель. М., 1930, с.73].
План посёлка "Клязьма", 1930 г.
Открытое письмо. Изд. А.А. Горожанкина, ок. 1911 - 1914 гг.
В 2003 году дачный поселок Клязьма вошел в состав города Пушкино.Платформа Мамонтовская
После открытия железной дороги, связавшей в 1862 году Москву и Сергиев Посад, земли у деревни Листвяны в километре от железнодорожного полотна, пересекающего р. Учу приобрела вдова Николая Фёдоровича Мамонтова (1807-1860) - Вера Степановна (1810-1864).
Изд. Муравьёва, Шерер и Набгольц.
Пл.Мамонтовская. Муравьёв, Шерер и Набгольц.
Дача Мамонтова в Пушкине. Архитектор: Александр Степанович Каминский(1829-1897). Источник: Приложение к журналу "Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров". Вып.2, 1891 г..
В 1897 году недалеко от дачи Мамонтова была открыта железнодорожная платформа, получившая название Мамонтовская.
А.А.Горожанкин, 1911-1914 гг.
В том же 1897 году Мамонтовская платформа была описана следующим образом: "По обеим сторонам платформы идут дачи, на правой стороне дороги стоит красивая дачная постройка Горбова, а на левой такая же постройка А.Н. Мамонтова. За ними расположены дачи, принадлежащие разным владельцам, которые отдают их в наймы на лето, ценою от 500 рублей до 250 рублей с мебелью. В нескольких саженях от платформы находится железнодорожный мост через реку Учу. С этого моста по обе стороны открывается очень живописный вид на поля и луга, окаймлённые лесом и орошаемые этой рекой. По левую сторону моста видна деревня Листвяны на левом берегу Учи, в расстоянии около версты от платформы; в этой деревне есть дачи, которые отдаются на лето за цену от 50 руб. до 300 в сезон; здесь же есть лавка, снабжающая окрестных дачников провизией и есть извозчики, [Канчаловский П. От Москвы до Архангельска . М., 1897, с.64-65].
А.А. Горожанкин, 1911 (?). Несмотря на то, что открытка подписана "Тарасовская",- на табличке чётко видна надпись "Мамонтовская".
Пл. Мамонтовская. С.П. Муравьёв-Кампель, 1912 г..
Пл.Мамонтовская. А.А. Горожанкин, 1911 г.
Пл.Мамонтовская. Муравьёв, Шерер и Набгольц.
А.А. Горожанкин, 1911(?).
А.А. Горожанкин, 1911 г.
Мамонтовская в наши дни. Фотография отсюда.
На месте бетонной стены стояла сгоревшая в 1995 году дача Горбова. А вот дача Мамонтова сохранилась...
Фотография отсюда. Уважаемый и неутомимый исследователь Александр Каменский представил там всю панораму платформы.
Станция Пушкино
Станция третьего класса Пушкино была открыта 8 августа 1862 года как одна из четырех промежуточных станций при открытии Московско-Троицкой железной дороги. Своё название станция получила по имени старинного села Пушкино.
Строительство станции послужило толчком для возникновения дачного поселка, примыкавшего к железнодорожному полотну. Годом начала дачного строительства при станции Пушкино считается 1867 год.
Считается, что внушительный кирпичный вокзал в псевдо-русском стиле на станции Пушкино был построен в 1903-1905 годах, однако его первое описание приводится в книге П. Кончаловского, изданной в 1897 году: "большое каменное здание с двумя залами: одна для пассажиров I и II классов и другая для пассажиров III класса. При первой буфет с холодными закусками и горячими кушаньями, дамская и мужская уборные. При зале III класса тоже есть свой буфет. Возле станции всегда к приходу поезда являются извозчики, парные и одноконные, которыми можно пользоваться для сообщения с окрестными дачными местностями и селами.
Станция со всех сторон окружена лесом, разбитым на парки, в которых построены красивые и удобные дачи. По обеим сторонам железнодорожного полотна идут невысокие, решетчатые ограды дач, возле которых проложены дороги. Между дачами по левую сторону полотна стоит новая церковь, это собствено церковь дачников, приходская же церковь в селе Пушкино. Задний фасад станции выходит на шоссе, которое идет через парк на протяжении трех верст к селу Пушкино. По сторонам шоссе на первом плане расположены лавки, булочные, аптека, почтовое отделение, телеграф, татерсаль; за ними парк с расчищенными дорожками, беседками, скамейками, а в глубине его дачи особняки. За этим парком по левую сторону шоссе находится другой еловый парк, не занятый дачами; он служит общественным местом для гулянья дачников. Среди этого парка на месте бывшего танцевального круга в настоящее время устроен неизвестным издателем "Московского Листка" летний театр. За этим же парком на запруженной реке Серебрянке находятся купальни" [Канчаловский П. От Москвы до Архангельска . М., 1897, с.65-66].
Вокзал ст. Пушкино. П. Фон-Гигренсон.
Вокзал ст. Пушкино. А.А. Горожанкин, 1911 г.
Изд. Муравьева, Шерер и Набгольц.
1956 г. Фотография отсюда.
2008 г. Фотография отсюда.
В 1880 году недалеко от станции был разбит парк, который стал излюбленным местом отдыха пушкинских дачников. В парке находилось здание летнего театра, построенного в 1896 году по проекту архитектора Адольфа Николаевича Кнабе на средства местного дачника, - потомственного почётного гражданина Н.И. Пастухова, издателя ежедневной газеты «Московский листок». В спектаклях участвовали известные артисты московских театров: Н.А. Обухова, О.О. Садовская, В.И. Качалов, Е.Н. Гоголева, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов. Здание театра сгорело в 1993 году.
Театр в Пушкине. Изд. С.П. Муравьева, 1912 г.
В 1899 году В.П.Семёнов Тян-Шанский писал: "На 28-й версте Ярославского железного пути находится станция Пушкино на р. Уче, окруженная еловым лесом и прекрасными дачами, которых около Пушкина и находящейся в 2 верстах, не доезжая до него, Мамонтовской платформы, считается до 700. Местность около Пушкина очень привлекательна: здесь есть маленькое озеро, общественные парки и летний театр". [Семенов П.П. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.1. СПб., 1899, с.255]
В 1902 году было образовано Общество благоустройства посёлка.
Среди дач особенно выделялись строения директора правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры и совладельца торгового дома "Людвиг Кноп", - Ивана Карловича Прове (1833-1901) была построена для семьи его дочери - попечительницы Болшевского приюта для нищих девочек Адели Ивановны Калиш. Свои дачи имели здесь: один из архитекторов московской гостиницы "Метрополь" Вильям Францевич Валькотт (1874-1943); архитектор Николай Павлович Милюков (1825-1879) (в ней прошло детство его сына - будущего министра иностранных дел Временного правительства Павла Николаевича Милюкова (1859-1943)) дача Ф.Ф. Берга была возведена по проекту архитектора И.И. Нивинского (1912 г.). Дачу Цургозина украшали наличники, исполненные по эскизам Михаила Врубеля.
Деревянная церковь Боголюбской Божией Матери. Открытка 1911 (?) г.
В 1912-1914 годах на средства лесоторговца, купца и местного жителя Михаила Семёновича Шарикова в посёлке был возведён каменный храм Иконы Божией матери Боголюбская. Его сын, Николай Михайлович Шариков был оперным певцом Большого театра.
Станция Пушкино. Фотография отсюда.
В 1930 году бывшая дачная местность Пушкино описывалась следующим образом: "По обе стороны железной дороги находится один из самых старых дачных поселков под Москвою - Пушкино, переименованное после революции в город. В середине прошлого столетия сюда выезжала буржуазия, имевшая здесь большие, нередко двухэтажные дачи. Пришедшие сейчас большей частью в негодность, они постепенно исчезают; на их месте выстраиваются целые новые кварталы зимних дач, населенных рабочими и служащими. разрушается старый быт - вырастает новый, крепко сколоченный. Часть прежних, хорошо сохранившихся дач занята детским городком МОНО. прекрасный сосновый лес, в котором расположены все дачи, делает Пушкино одним из лучших дачных мест. Почва песчаная, грязи после дождя почти не бывает. Большинство дач приспособлено для зимнего жилья; на лето сдаются от 300 руб. и выше. Можно нанять комнату около 100 р. за сезон. Среди дач, в сосновом лесу, разбит парк, в середине которого хорошее здание театра; летом бывают спектакли и концерты с участием московских артистов, также и киносеансы. В парке же и спортплощадка. У станции имеется клуб железнодорожников" [Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель. М., 1930, с.74-75].
План города Пушкино, 1930 г.
17 августа 1925 года Пушкино получает статус города. В его состав вошёл дачный посёлок у станции и часть села Пушкино. 12 июня 1929 года город Пушкино стал районным центром. В состав района вошли два рабочих посёлка — Ивантеевка и Красноармейск, дачный посёлок Мамонтовка; Софринская, Путиловская, Пушкинская волости; несколько селений Щелковской и Хотьковской волостей.17 августа 1977 года на станции Пушкино в результате обрушения железнодорожного пешеходного моста, построенного в 1928 году, по неофициальным данным, погибли 28 и получили ранения и увечья 165 человек (см. подробнее).
Платформа Заветы Ильича
Платформа построена в 1935 году и получила своё название по одноимённому дачному посёлку Заветы Ильича (ныне входит в черту города Пушкино). До революции, ок. 1909 г. здешняя дачная местность (ок. 10 дач) носила название "Гаврилова пустошь". По некоторым данным, в 1919 г. был образован жилищный кооператив, а посёлок начал отстраиваться в 1925 году на средства Общества старых большевиков, однако на карте 1931 г. на этом месте значится лишь безымянный хутор. Впервые платформа указывается на карте 1939 года как "Завет Ильича".
Карта 1939 г.
К 1941 году уже отчётливо различим посёлок с названием "Заветы Ильича".
Карта 1941 г.
Основным застройщиком был кооператив Наркомата связи "За культурный быт". Интересная статья по истории посёлка размещена здесь.
Вид платформы, 1964 г. Фотография отсюда.
Посёлок был воспет в одноимённой песне бардовского дуэта «Иваси»:
Ура ! Опять пришла пора любить грозу в начале мая, И, как весенний первый гром, мешком посуды грохоча, И разгулявшихся детей по всей платформе собирая, Мы едем, едем на пикник в "Заветы Ильича". В другие дни не так поймут - на головах ходить неловко, И только в этот дивный день наружу рвется вольный дух. Туда, в "Заветы Ильича", на долгожданную маевку Мы едем, едем каждый год - ту-ту, чух-чух-чух-чух. Ты твердо знаешь, старина, что этот день у всех свободен - Мы через год и через век вновь соберемся с утреца. Наш праздник спорта и вина свершится при любой погоде, Наш поезд в девять-тридцать две, второй вагон с конца. Ура ! Опять пришла пора, опять весна на белом свете, И над проснувшейся Москвой гремит звероподобный клич. Гуляй, рванина, веселись, играй в футбол и пей "Эрети", Как нам в семнадцатом году и завещал Ильич.(Прослушать).
Платформа Правда
Платформа построена в 1898 году и изначально носила название полустанок "Братовщина", по имени соседнего крупного села.
Пл. Братовщина. Изд. С.П. Муравьёв, М.Кампель, 1912 г.
В1931 году платформа была переименована по соседнему дачному посёлку "Правдинский", основанному в 1930 году на месте старых дач и располагающемуся на западной стороне железной дороги.
В конце 20-х - начале 30-х годов в поселке жил известный советский журналист и писатель Михаил Ефимович Кольцов (1898-1940) (Лесная ул., 24), по инициативе которого платформа получила название Правда.
М.Е. Кольцов. Фотография 1936 г.
В 30-е годы на территории Зеленого городка на базе объединения домов отдыха начал строиться санаторий «Пpaвда». Статус рабочего посёлка и наименование Правдинский было получено в апреле 1941 года, до этого это дачный посёлок назывался "Правда". Платформа была электрифицирована в 1930 году.
Платформа Зеленоградская
C момента постройки в 1897 году платформа называлась "Спасская", по названию одноимённого соседнего села Спасское-Кощеево, принадлежавшего семье Майковых.
Пл. Спасская. Изд. С.П. Муравьёв, Шерер и Набгольц.
Платформа была переименована в 1931 году в честь создававшейся зоны отдыха "Зелёный Город". Тем не менее, карта 1931 года содержит указание на безымянную платформу.
Карта 1931 г.
В 1929 г. на страницах газеты «Правда» упоминаемый выше влиятельный журналист и писатель М.Е. Кольцов предложил создать под Москвой в огромном зелёном массиве Братовщины «Зелёный город», - обширную сеть санаториев, домов отдыха, пансионатов, пионерских лагерей и других оздоровительных объектов. В том же году Кольцов организовал акционерное общество «Зелёный город», задачей которого было строительство подмосковных здравниц.
Был объявлен Всесоюзный конкурс (председателем жюри был академик О.Ю.Шмидт) на лучший проект здравниц, на архитектурное оформление и размещение на местности. Победителем конкурса стал московский архитектор Н. Ладовский. Зеленый городок включил в себя деревни: Братовщина, Спасское, Курово, Костино, Степаньково, Суходол, Тишково, Марьина Гора, Семеновское, Ельдигино, Раково, Петушки, Дарьино, Матюшино, Зимогорье, Нагорное, Митрополье, Кощейково.
Платформа 43 километр
Считается, что остановочный пункт в районе пл. 43 км. возник во время Великой Отечественной войны. Посмотрим на карты.
В 1931 году здесь обозначен разъезд.
Карта 1931 г.
На карте 1939 года ничего не обозначено. А вот на карте 1941 года уже обозначена платформа.
Карта 1941 г.
Платформа расположена между дачными посёлками НКТП - Народный комиссариат танковой промышленности СССР и НКПС - Народный комиссариат путей сообщения СССР. Возможно, из-за засекреченности этих посёлков платформа так и не получила полноценного собственного названия, например, "Нагорновская"?
Платформа 43-км. Фотография отсюда.
Скупые сведения по истории платформы: "Первоначально посадка и высадка пассажиров производилась на железнодорожную насыпь примерно в 500 метрах южнее современной платформы. В 1947 году остановочный пункт уже находился на нынешнем месте. Две деревянных платформы (в обе стороны) на 6 вагонов электропоезда были сооружены во второй половине 1952 или в начале 1953 года".
Станция Софрино
Станция IV класса Софрино была открыта вместе с пуском железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом в 1862 году и названа по близлежащему селу Сафарино.
Ст. Софрино. Фотография кон. XIX в. (?)
Деревянное здание вокзала ст. Софрино. Фотография кон. XIX в. (?).
В 1910 году деревянный вокзал был заменён кирпичным зданием. По неподтверждённому, но весьма распространённому мнению, автором проекта был известный впоследствии советский архитектор Алексей Викторович Щусев (1873-1949). В 1910 году фасад был окрашен в цвет морской волны.
Кирпичное здание вокзала ст. Софрино.
Позади здания вокзала был построен дом начальника станции. Станцию окружал большой лесной массив, простиравшийся до деревни Бурдаки (Бардаки, Первомайское, Майское).В 1916 году около станции по инициативе рабочих был построен культурный очаг под названием "Народный дом" (ныне магазин "Мир продуктов", ранее "Сельпо").
На станции. Фотография ок. 1960-1980 гг.
К 1910 году был проведён капитальный ремонт здания станции, восстановлена лепнина на его фасадах.
Станция Софрино после ремонта. Фотография отсюда.
Станция была электрифицирована в 1931 году.Продолжение следует...
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com