07.09.2014

Секретный музей и довоенная история Софринского артиллерийского полигона

Наша публикация конца февраля этого года озаглавленная "Terra incognita Подмосковья: "гулкая" история забытого района" вызвала интерес у заведующего музеем НИИ "Геодезия", подлинного знатока истории Красноармейска и глубокого исследователя истории Софринского артиллерийского полигона, Юрия Григорьевича Пономаренко. По его приглашению, на днях (5 сентября 2014 г.) мы посетили этот уникальный для Подмосковья музей, который произвёл на нас, довольно искушенных музееведов, весьма глубокое впечатление. Ниже следуют впервые публикуемые в сети фотографии музея и ряд интереснейших фотоматериалов из его экспозиции.


В этом году испытательный боеприпасный ("Софринский") полигон  ФКП «НИИ «Геодезия» отмечает 80-летний юбилей. Первоначально, в 1932 году  полигон предполагалось разместить в районе железнодорожной станции Лосиноостровская (см.), но в 1934 г. он был перенесён подальше от Москвы, на северо-восток Подмосковья, получив название "Софринский артиллерийский полигон".

В феврале 1933 г. в исключительно трудных условиях началось строительство полигона на стыке нынешних Щёлковского (с юго-востока), Пушкинского (с запада) и Сергиево-Посадского (с юга) районов [в то время районная сетка претерпевала изменения]. Первый смотр артиллерии состоялся уже в 1935 году. Создание полигона потребовало поэтапного расселения и сноса ряда крупных сёл и деревень, глубокая история которых не так давно впервые нашла отражение на страницах нашего интернет-журнала (См.: Terra incognita...). До сих пор в окрестностях Фрянова (Щёлковский р-н) ходят страшные предания об уничтожении села Иевлево (Иовлево) (См. наш материал), Коськовского монастыря (См. наш материал), а о некогда существовавшей дворянской усадьбе в Смердино (Семерино), недалеко от нынешней деревни Булаково (См. наш материал по усадьбе тут, тут и тут), и вовсе, кажется, запамятовали...
Отголоски взрывов на полигоне и в наши дни трясут стёкла во Фрянове (8 км от юго-восточной границы полигона) но и даже в Корякине (12 км к юго-западу).

Сразу за проходной предприятия представлены образцы артиллерийских установок, ранее использовавшихся в процессе стрельб на полигоне. 
Это - рабочие установки, ранее проходившие испытания на Софринском полигоне.
Особенно привлекает внимание огромный "динозавр" времён Финской войны, в которой участвовал мой дедушка, в память которого меня назвали Александром, гаубица Б-4.
Гаубица Б-4. Главный конструктор Ф.Ф. Лендер. 1937 г.

Б-4 - 203-мм гаубица образца 1931 года - предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.


Б-4 на позиции; почтовая марка, посвящённая 30-летию советской артиллерии с изображением Б-4, 1948 г.

"Впервые стрелять прямой наводкой по бетонированным укреплениям из гаубиц большой мощности АРГК наши артиллеристы начали в боях с белофиннами зимой 1939/1940 годов, - рассказывает маршал артиллерии Н. Яковлев. - И родился этот метод подавления дотов не в стенах штабов, не в академиях, а на передовой среди солдат и офицеров, непосредственно обслуживающих эти замечательные орудия".


Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне — Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Отсюда.

Б-4 оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Начав свой боевой путь на Карельском перешейке в 1939 году, она прошла по фронтам Великой Отечественной войны, участвовала во всех крупных артподготовках, штурме крепостей и больших городов.
Необычными на современный взгляд, формами, останавливает на себе внимание зенитная пушка С-60.
Зенитная пушка С-60. Гл. конструктор В.Г. Грабин, 1945 г.
Не знаю почему, очень "ностальгически" выглядит представленный тут же полковой миномёт ПМ-120.
Полковой миномёт ПМ-120. Главный конструктор Б.И. Шавырин, 1942 г.


Миномёты в боях под Курском, 1943 г. и в Австрии.

В новый век мы привыкли к чрезмерной сдержанности в деталях, некоторой излишней, даже чрезмерной "функциональности" и "минимализму", часто идущему вразрез с обыкновенным удобством предмета в его использовании. Как интересно, что военная техника, казалось бы, уже в процессе разработки, и, тем более, на стадии внедрения в производство проходившая сотни правок по снижению её себестоимости, в довоенное (до ВОВ) время, тем не менее, сохраняла оригинальные и запоминающиеся черты какого-то особенного "дизайна" своего времени.
Достойно выполненный бюст Владимира Ильича, полуприкрытый хвоей.
Катюша (Екатерина Чернова, соавтор нашего журнала) на фоне легендарной "Катюши" (фото-оксюморон).
На самом деле, музей поражает сразу. Большим объёмом, разумной планировкой и особенно любимой мной чертой настоящих подмосковных музеев - бюстом Владимира Ильича. На наш взгляд, если вы, посетив музей, не заметили его, - это уже не "5 звёзд", и даже не 3.  Стыдиться прошлого может кто угодно "в частном порядке". Музей - это не личное отношение к прошлому со стороны его сотрудников. Нам импонирует взвешенная, разумная честность в отношении к историческому прошлому края.

Музей богат макетами и оригинальными экспонатами. Вот, к примеру, 240-мм фугасная мина к миномету М-240 образца 1950 года и самоходному миномету 2С4 "Тюльпан". Мы даже не смогли определиться сколько весит эта здоровенная штука, дальность выстрела которой была от 800 до... 9700 метров!
Экспозиция музея, созданного в 1984 году, оформлена замечательными частично рукописными по крупномасштабной фотопечати образцами оформления музеев того времени. Этот довольно распространённый приём и в наши дни смотрится замечательно.

Большинство заводских музеев, создававшихся в ту пору и ранее, и производивших на меня, когда-то, столь неизгладимое впечатление, уже, к сожалению, практически уничтожено в 90-е 00-е.


Но вернёмся к истории создания полигона. Известно, что первоначально полигон создавался для испытаний динамореактивных (безоткатных) орудий системы Леонида Васильевича Курчевского (1890-1937).

Эта интереснейшая история более развёрнуто отражена в любопытнейшей биографии  этого неординарного человека и изобретателя, наделённого чертами авантюриста. Несколько интересных статей, посвящённых биографии Курчевского, размещены здесь.

Президиум Московского облисполкома 10 июля 1932 года постановил отвести земельный участок под полигон для испытания этих безоткатных орудий вблизи ст. Лосиноостровская в районе артиллерийского склада № 36 площадью 42 квадратных километра, однако уже 29 ноября 1932 года Мособлисполком отменил своё решение и запретил строительство в пределах 50-километровой зоны вокруг Москвы.
В связи с этим в январе 1933 года лыжный отряд сотрудников полигона выбрал новое место  в тогда - Софринском районе Московской области, в 18 км от ст. Софрино к северу от села Путилово (ныне д. Путилово Царёвского с.п. Пушкинского р-на. Московской области). В этом первом отряде принимали участие М.В. Тимофеев, В.Д. Иващенко, Ф.В. Колимбет и др. Возглавлял группу военный инженер первого ранга Василий Петрович Серебряков. Ими была произведена разведка местности вглубь леса на 12 - 15 км. Текст на одном из музейных стендов уточняет: "Было принято решение строить предприятие на территории, расположенной на север от села Путилово. Это сообщение быстро распространилось по селу. Были люди, в основном старики, которые не желали, чтобы отошли хорошие покосы и пастбища для скота. Но таких людей было мало...


Из экспозиции музея НИИ "Геодезия".

...Членам правления колхоза и сельского совета и особенно партийно-комсомольской группе, пришлось не мало поработать, чтобы разъяснить ошибочность таких взглядов". Стоит, разве, дополнить, что по данным переписи 1926 года в крупном селе Путилово (в 1926-м - центре Путиловской волости Сергиевского уезда)  тогда проживало 1282 человека (569 муж. и 713 жен.), в с. Муромцево - 583 человека [Справочник по населённым местам Московской губернии по материалам всесоюзной переписи 1926 года. -М., 1929, с. 500.].


Группа строителей полигона. Фотография 1933 г.  Из экспозиции музея НИИ "Геодезия".



Корчеватели полигона. Фотография 1934 г.

В начале февраля 1933 г. началась перевозка имущества из Лосиноостровска в Путилово. Оборудование перевозилось на конной тяге. Первым рейсом руководил начальник обоза Н.А. Тураева. В феврале того же года на новое место приехали топографы Левкович (впоследствии - участник экспедиции на пароходе "Челюскин") и М. Тишман. Они указали направление будущей трассы полигона и нанесли  на карту его границы. По словам с музейного стенда: "На возвышенности, над тихой речкой, в густом сосновом бору началась расчистка трассы и места под будущий город. Жители окрестных сёл переносили сюда с территории нового предприятия свои дома. Приехали грабари с Украины, Поволжья. Для них и их потомков этот город также стал родным. В буденовках и шинелях, в полушубках и валенках выезжали они на санях, шли пешком на место работы. Грелись у костра зимой, месили грязь летом, но не унывали. Любительский театр ставил спектакли, мечтали о будущем городе".



Корчевщики пней. Фотография 1933 г. Из экспозиции музея НИИ "Геодезия".

О тяжелых условиях строительства рассказывает надпись на соседнем плакате: "Строительство полигона проходило в исключительно трудных условиях. Предприятие не располагало строительной базой, механизмами. Дорог и подъездных путей не было. Несмотря на трудности, в течение 1933 г. и первого полугодия 1934 г. коллектив предприятия вырубил лес на трассе № 1 [и поныне работники полигона зовут её "Сталинской трассой"], построил траверсы, линии связи, лабораторию, узкоколейку от фабрики КРАФ [Красной армии и флота, - бывш. Вознесенской мануфактуры], цех № 2, мастерскую, хранилища и другие объекты. Отличились в строительстве предприятия бригады плотников, лесорубов, возглавляемые т.т. А.Е. Бурлаковым, Ф.М. Елисеевым, К.Д. Семиным и др. Планы строительства предприятия предусматривали пуск его  в эксплуатацию не позднее 1 июня 1934 г. Задание было выполнено". Уже 31 декабря 1933 года строящийся полигон был передан ГАУ РККА в Наркомтяжпром.



Расчистка трассы, 1933 г. Из экспозиции музея НИИ "Геодезия". 

Обстоятельства строительства трассы №1 полигона и карта пролегания этой трассы при наложении её на историческую карту XIX в. сообща свидетельствуют о том, что строилась она в глухом лесу, к северу от Путилова, на противоположном от села, левом берегу Вори. По карте заметно, что трасса № 1 на всём своём протяжении не затрагивала населённых пунктов, а значит и расселение соседних деревень (в первую очередь, думается, села Коськово) можно отнести к более позднему, времени расширения полигона, начавшемуся в 1939 году [См.: Миронова М. Живая летопись Красноармейска. - М., 2010, с. 34. См. здесь.] и строительству трассы № 2 (переселение 1947 - 1951 гг.). Действительно, разумно предположить, что сжатые сроки строительства трассы № 1 исключали возможность проложить трассу по населённым пунктам, да и удачно выбранное место не предполагало такой возможности.


Почему же в приведённом выше тексте упоминаются лишь хорошие покосы и пастбища села Путилово (или Муромцево?), будто бы затрагиваемые строительством первой линии? Какие-такие покосы и пастбища в глухом лесу? Скорее всего, речь идёт о масштабном деревянном строительстве жилого посёлка при Полигоне для его рабочих и служащих в 1939 г., - что и затрагивало земли колхоза и наделы местных жителей. Возможно, именно с этим жилым строительством и был связан упомянутый начавшийся перенос домов деревень Муромцево, Коськово и Лукъянцево.


Занятие партшколы. Фотография 1934 г. Из экспозиции музея НИИ "Геодезия". 


19 мая 1934 г. был произведён первый выстрел из гаубицы 122 мм. Руководил испытанием Г.Д. Захарченко. Этот день считается днём официального открытия полигона. Директором секретного полигона, получившего название "Софринский научно-испытательный полигон" (СНИП или "Почтовый ящик 648") был назначен К.А. Григорович.


Испытание пушки Ф-22. Из экспозиции музея НИИ "Геодезия".

14 июня 1935 г. Софринский полигон посетили члены ЦК ВКП(б) и Советского Правительства. Для осмотра новейшей артиллерийской техники (в т.ч. полуавтоматической пушки конструкции В.Г. Грабина (позднее получившей название Ф-22 76 мм образца 1936 г.) и универсальной дивизионной пушки (УДЛ) Л3 конструкции И.А. Маханова Кировского завода) сюда прибыли И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.К. Орджоникидзе, Я.Б. Гамарник, М.Н. Тухачевский и другие.


Софринский полигон. Товарища Сталин, Молотов, Ворошилов, Орджоникидзе и Межлаук среди бойцов и командиров артиллеристов. Фотография М.А. Инсарова, 1935 г. Из экспозиции музея НИИ "Геодезия". 


С 1935 г. полигон стал основным местом лётных испытаний продукции реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Сергей Павлович Королёв так описывал эти испытания: ""Лётные испытания ракет (твердотопливных) производились на Софринском артиллерийском полигоне запуском с пускового станка, представляющего  сварную трехгранную форму длиной 10 м, имевшую направляющие угольники, по которым скользила при старте ракета... Испытания уменьшенных моделей ракет велись в течение 1935-1936 гг".


Катапульта для крылатых ракет 216 и 212 на Софринском артиллерийском полигоне. Снимок передан в дар музею соратником С.П. Королева Палло Арвидом Владимировичем 17 августа 1982 года (слева). Крылатые ракеты (РНИИ, 1934-1939 гг.) а) - ракета 212; б.) - ракета 217. Из экспозиции музея НИИ "Геодезия". 

За 1936-1937 и часть 1938 г. было сделано несколько десятков огневых испытаний жидкостных ракет. На 2-м километре трассы полигона были проведены испытания макетов крылатой ракеты 216 (06/11) путём сбрасывания с самолета. Отчет от 7 августа 1936 г. также подписан С.П. Королевым.



 С.П. Королев и Б.В. Флоров на Софринском полигоне. Фотография 1935 г.
В том же 1936 г. на Софринском полигоне был создан авиаотдел, оснащенный двумя самолетами Р-5 и одним самолетом-бомбардировщиком  ТБ-3. Прошли испытания подвесные стартовые ускорители самолетов. Юго-восточнее полигона, в районе деревни Орлово, началось строительство аэродрома РККА. В 1936 году с него был осуществлён 101 полёт и сброс 2291 бомбы, крылатых ракет и других авиабоеприпасов, - о чём и повествует один из стендов экспозиции. По воспоминаниям Богомоловых, - коренных жителей деревни, переселение части деревни Орлово в д. Новая слобода у с. Гребнево состоялось в 1939 году.
К 1939 году относится начало расширения полигона, первой стадии переноса и расселения сёл и деревень Муромцево, Коськово, Лукьянцево, Кресты, Ряплово и др. и каменного строительства будущего города: первое каменное здание "дивизион" 1936 г, - ныне детская музыкальная школа; 1939 г. - шк. №2; 1940 г. - здание штаба полигона, - ныне редакция газеты "Городок" и городское радио.[См.: Миронова М. Живая летопись Красноармейска. - М., 2010, с. 99.].

Балкон бывшего здания штаба полигона 1940 года постройки с, видимо, сохранившейся обрешеткой центрального балкона над главной входной группой, да ещё и аутентичной столяркой окон!. Чудо какое! Это - объект культурного наследия, достойный охраны со стороны (планомерно отстраняющегося от всех социальных обязанностей и функций) нашего родного государства.


По приказу начальника Софринского полигона от 10 августа 1940 г. на полигоне были оборудованы огневые позиции минно-минометных батарей 82-мм, 107-мм, 120-мм минометов и приемные площадки.

Из экспозиции музея НИИ "Геодезия". 

История полигона, его исследовательских лаботаторий неотделима от истории создания первых бесствольных систем полевой реактивной артиллерии (в первую очередь и первоначально — БМ-13, а впоследствии также БМ-8, БМ-31), известных под названием "Катюша". 31 октября 1933 г. был создан Реактивный институт  (РНИИ). На территории Софринского полигона с ок. 1937 г. действовала сборочная мастерская института, начальником которой был И.С. Малыгин.

 Здание сохранилось до наших дней.

Интереснейшая история изобретения и первых испытаний "Катюш" требует отдельного поста. 17 июня 1941 года боевой расчет под руководством Антонины Михайловны Чувашовой (1913-2003), на Софринском полигоне впервые были проведены показательные стрельбы зажигательными и осколочно-фугасными реактивными снарядами М-13 из двух экспериментальных пусковых установок БМ-13 ("Катюш" ) .

Испытания "Катюши" на полигоне; А.М. Чувашова. Фотография ок 1984 г. Из экспозиции музея НИИ "Геодезия". 

15 июня 2001 года поблизости от места первого залпа была открыта мемориальная доска в память этого знаменательного события.
Благодаря Юрию Григорьевичу нам удалось посетить это знаменательное место.

В экспозиции музея представлен впечатляющий макет полигона по состоянию, видимо, на  1984 год.
Рассматривать его можно бесконечно.
Не блещущий художественной детализацией, он прекрасно демонстрирует настоящий масштаб полигона, 6 км. 200 м. в поперечнике и 28 км "в глубину" до границы с Владимирской областью.

Предметная база музея не может не впечатлить.
История работы человеческой мысли, процесса изобретения каждого из представленных снарядов очень увлекательна.

Вот, например, модель агитационного старяда с листовками внутри:



Масштабы "материальной части" поистине внушительны.

Действие некоторых из снарядов, как бы "нелинейно", специфика каждой разработки достойна внимания, и, разумеется, особенно интересна благодаря доступному объяснению специалиста, Юрия Григорьевича.


История внедрения каждого из них - отдельная тема.

Ряд представленных в экспозиции разработок так никогда и не были внедрены в производство и остались на стадии проекта.

Местами, вновь возникала досадная мысль: почему я не посетил музей в 7-8-летнем возрасте?
Когда начинается, пока не до конца оформленный раздел, посвященный внедрению электроники, закономерно возникает мысль о том, что за одно посещение, конечно, всего интересного не узнать, да и, как бы ни пытался, даже на фотографиях не отразишь всего предметного богатства экспозиции.


Приходит понимание уникальности музея, его настоящего значения не только в аспекте истории полигона.

История развития их названий от скупых аббревиатур до, получивших распространение позднее, идиллических "Малютка", "Гиацинт", "Тюльпан", "Тополь", "Град", "Шмель" - достойны отдельного историко-филологического исследования. Биографии талантливых изобретателей нередко захватывающе-интересны и зачастую трагичны.
С другой стороны, у каждой внедрённой в серию разработки есть, как говорят медики, "собственное кладбище". Таким, эдаким, или иным способом уничтоженные, искалеченные жизни, измененная судьба их родственников и потомков, трансформированная под напором "бога войны" - артиллерии судьба целых поколений...


"А вот этим обстреливаются в наши дни жилые дома в Украине..." Голос пресекается... Всё и так понятно, без лишних слов.

Этот музей, как говорится, довольно "мужской", и тем самым сильно отличается от иных музеев Пушкинского района, да и всего северо-востока области. Детишки-школьники, уверен, посещают его с большим энтузиазмом, особенно мальчишки. Да показал бы мне кто из учителей это богатство в год открытия музея, - я бы стал, может, не краеведом, а артиллеристом!

Огневые точки 30-х годов на юго-восточном крае "Сталинской трассы" полигона довоенной постройки.
 С другого ракурса.

Кроме собственно тематической части, сам полигон, довольно неожиданно, представляет собой совершенно особый ботанико - краеведческий интерес. Его, в основном, лесная территория, с прорубленными "Сталинской" трассой и № 2, устроенной после ВОВ, кроме испытаний, конечно, подвергалась с момента создания полигона довольно ограниченному антропогенному воздействию, благодаря своей закрытости, контролируемому посещению и эффективной охране периметра.


Место первого испытания "Катюши". Фотография: А. Послыхалин, сентябрь 2014 г.

В 1932 году в местечке Колывань жил известный русский и советский незабываемых с школьного детства автор произведений о русской природе Михаил Михайлович Пришвин, свободно охотившийся в этих лесах и ходивший пешком в село Иевлево (Иовлево), как следует из его дневников.Об этой стороне истории полигона уже, правда, с год как, готовится отдельная наша статья.

Представьте себе лесной край, практически закрытый с ещё довоенного времени. Фактически, полигон, как ни странно это может прозвучать, выполняет роль заповедника, в советское время привлекавшего на охоту и сам "генералитет". Здесь и поныне водятся огромные лоси, не настолько глупые, чтобы не знать где и когда опасно стоять и жевать свою излюбленную древесно-кустарниковую растительность, а Юрий Григорьевич рассказывает пронзительную историю, очевидцем которой он был несколько лет тому назад, как стая косуль с лёгкостью и грацией на его глазах перепрыгивала высоченный забор с колючей проволокой... Да что здесь только не водится из "Красной книги"...
Нельзя сказать, что и мы встретили совершенно особенных представителей фауны на "Сталинской" территории полигона. В живописных руинах старых, довоенных мест испытаний первых установок залпового огня, "Катюш", плодятся и размножаются совершенно необычных для Подмосковья размеров улитки. 

Их - огромное количество на большом участке. Может, специалисты по фауне подскажут нам, родной ли это для Подмосковья вид, или привнесённый. 



Полигон, - особый заповедный мир, нарушать границы которого не рекомендуется по многим причинам.


Множество неразорвавшихся снарядов лежит в почве и  терпеливо "ждёт своего дурака". Впрочем, ещё не перевелись охотники случайно потерять жизнь ради пары-тройки монет, выкопанных на местах старого расположения деревень и сёл. Трофеи, изъятые у задержанных сотрудниками охраны полигона у задержанных здесь черных копателей также представлены в музее и снабжены подробным описанием.

"Сталинская трасса" хранит множество нетронутых интересностей, которые уже не настолько секретны, как в былые времена.

Подытоживая наш рассказ, нужно заметить, что на протяжении нескольких последних лет наши "краеведческие вылазки" в разные города Подмосковья, обзоры музеев, публикуемые на страницах журнала "Подмосковный краевед", фотопрогулки и репортажи, носили, по большей части, "частный" и едва не "хулиганский характер", когда, например, для фотографирования старейших текстильных предприятий Подмосковья, приходилось преодолевать трудности в виде высоких заборов... Тем не менее, отдельные проводившиеся краеведческие исследования по нескольким пунктам из наших поездок, также впервые опубликованные здесь, уже нашли отражение как в научных, общекраеведческих и публицистических изданиях различных уважаемых авторов, краеведов и публицистов. Это не может не радовать, но наша поездка в Красноармейск впервые оказалась совершенно отличной от остальных, благодаря безмерному радушию и исключительной озабоченности судьбой создания музея города Красноармейска со стороны заведующего музея НИИ, Юрия Григорьевича Пономаренко и Елены Ильиничны Агарковой (директора и гл. редактора Красноармейского информагенства). 

Кульминацией нашей "вылазки", превратившейся, едва-ли не в "официальное посещение", стало интервью всех участников которое, надеемся, вскоре, прозвучит здесь:  Красноармейск радио: http://radio.krasno.ru/

Посещение музея НИИ "Геодезия" производится экскурсионными группами или частными лицами по письму на имя директора НИИ. Вопросы, связанные с оформлением посещения музея можно задать по рабочему телефону (496) 523-32-25.

А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.