31.01.2012

Краеведческая фотопрогулка: дождливый Долгопрудный и Спасский храм конца XVII века.

Вот и пришло самое время продолжить тему "Как я провел лето 2011", плавно переросшую в "Воспоминания о лете".



В этой же части мы погуляем по летнему дождливому  подмосковному городу Долгопрудный с его амфитеатром, расскажем историю села Спасское-Котово, Спасского храма, Репниных да Юсуповых. Расскажем и покажем усыпальницу самого известного из Юсуповых. Посмотрим на артефакты покорения космоса и домонгольский курганный могильник в центре города...
Это фотопутешествие отмечено на карте (для интереующихся) синенькой линией.

Начнем прогулся с южного берега Котовского залива и его замечательного амфитеатра. Не раз бывав здесь в детстве, детские воспоминания упорно относили это место куда-то в область Феодосии, но, почему-то никак не к Подмосковью.


Для меня Долгопа как-то ассоциировалась всегда с курортным городом. Ну и свадьба на берегу, опять же...


Как не пофотографироваться =)


Летом, да еще и в дождик город довольно безлюден.


Памятник ВОВ.

Вспоминая бессмертную фразу "зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?" - идем-шагаем к церкви Спаса Нерукотворного образа в бывш. селе Спасском-Котове. Вид на нее открывается сразу за видным на фотографии поворотом у мостика.


Спасский храм был построен в 1684 году неподалеку от боярского двора (уп. 1678) и 12 крестьянских дворов деревни Котово их владельцем, князем Иваном Борисовичем Репниным (1615-1697) - ближним боярином и дворецким царя Алексея Михайловича.


Портрет (парсуна) князя Ивана Борисовича Репнина. Неизвестный художник второй половины XVII века. Государственный Русский музей.

Иван Борисович в 1656 году был начальником московских войск в Малороссии, в 1663 году  - воеводой в Новгороде, а в 1671-1672 годах воеводой в далеком от нас Тобольске. Позднее он состоял судьей Приказа Казанского дворца и начальником Сибирского приказа. Знаеменитый некогда дипломат Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин писал об Ивана Борисовиче как о знатоке литовских дел.


Церковь представляла собой небольшой одноглавый бесстолпный двухабсидный четверик, не скрытый сомкнутым сводом, с северным приделом, связанным с храмом обходной галереей. Над северо-западным углом его поднималась колокольня с островерхим шатром, украшенным двумя рядами слухов.


С открытки нач. ХХ в. .

Церковь имела 4-х скатное покрытие и была увенчана луковичной главкой на глухом барабане (отсюда). К 1685 году был закончен и в том же году освящен придел св. преп. Андрея Критского.


Аникита Иванович Репнин.

После смерти знатока литовских дел в 1697 и его супруги  княгини Евдокии в 1695 году селом владел их сын, известный сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал Аникита Иванович Репнин (1668-1726) - участник Азовских походов и подавления стрелецкого бунта.


Василий Никитич Репнин.

В 1704 году князь Аникита отдал  свое имение Спасское Котово своему сыну князю Василию Никитичу Репнину (1696-1748) - тому самому, которого Петр I отправлял в 1717 году Париж для наук, а он вел в Вене "непотребное житие", а позднее участвовал в штурме Очакова.


Григорий Дмитриевич Юсупов.

Еще при жизни Василия Никитича Спасское-Котово перешло во владение его племянников, молодых  Петра Ивановича (1718-1778) и Сергея Ивановичей (1718-1761)  Репниных, которые в период с 1720 по 1730 гг. продали село князю,  Григорию Дмитриевичу Юсупову (1676-1730).


Борис Григорьевич Юсупов.
После его смерти в 1730 году село по разделу с братом - Сергеем Григорьевичем Юсуповым Спасское-Котово досталось сыну Григория Дмитриевича- князю Борису Григорьевичу Юсупову (1695-1759), который также для наук  в 1717 году был отправлен во Францию, в Тулонское училище гардемаринов, а после 1741 года занимал высокую должность Президента Коммерц-коллегии, был директором Сухопутного кадетского корпуса и владел крупной Ряшковской суконной фабрикой (в Прилуцком уезде).


По каким-то причинам придел Андрея Критского Спасской церкви с 1690 по (по меньшей мере) 1740 год стоял не освященным. К весне 1755 года при Борисе Григорьевиче Юсупове в нем были устроены престол и жертвенник, придел был украшен местными образами и иконостасом.


План храма.


Убранство Владимирского придела. Фотография до 1934 г.

В мае 1755 года служитель дома Б.Г. Юсупова, Василий Щербачёв, обратился в Московскую Духовную Консисторию с просьбой об освящении придела в честь Владимирского образа Богоматери, а 5 июля 1755 г. получил указ о дозволении освятить придел. Вскоре он был освящен протопопом Большого Успенского Собора с братией.


Убранство Спасского храма. Фотография до 1934 г.

После кончины Бориса Григорьевича в 1759 году владельцами Спасского-Котова стали его вдова Ирина Михайловна Юсупова (в дев. Зиновьева (1718 - 1788)) и дети: лейб-гвардии конного полку корнет Николай и княжны Елизавета, Александра, Анна и Авдотья. Как сказано на сайте храма: "Со второй половины XVIII века скромная усадебная церковь в селе Спасском - Котове постепенно превращется в родовую усыпальницу князей Юсуповых. В 1772 году в северном, Владимирском, приделе около левого клироса под полом был устроен склеп, где погребена умершая дочь Ирины Михайловны Юсуповой, Анна Борисовна Протасова. В 1788 году рядом с А. Б. Протасовой была погребена скончавшаяся княгиня И. М. Юсупова. Над прахом обеих были положены чугунные доски и поставлена мраморная урна".



Портрет князя Н. Б. Юсупова, 1783.

Наконец, Спасское-Котово досталось по наследству одному из самых известных и богатых вельмож екатерининской эпохи, владельцу Архангельского, Николаю Борисовичу Юсупову (1750-1831). Между прочим - владельцу Купавинской шелковой мануфактуры в Богородском уезде.


Часовня-усыпальница Николая Борисовича Юсупова при Спасском храме.


Николай Борисович скончался в Москве в 1831 году во время эпидемии холеры. Его тело было перевезено в Спасское-Котово и захоронено за алтарём Владимирского придела Спасской церкви. Через год над его могилой наследниками была выстроена часовня-усыпальница. Квадратная в плане палатка, с двумя крыльцами у входов, с северной и южной сторон вплотную примыкала к апсиде северного придела. Тогда же, в 1832 году, была произведена реконструкция храма во вкусе нового времени.


Татьяна Васильевна Юсупова. Художник: Ж. Л. Вуаль.

Село же по наследству перешло супруге Николая Борисовича, Татьяне  Васильевне Юсуповой (1769-1841 в первом браке за М.С. Потемкиным (1744-1791), в дев. Энгельгардт). Владея огромным состоянием, Татьяна Васильевна сама занималась управлением своими имениями. Одаренная тем же практическим умом, она очень умело вела свои дела, управляла обширными поместьями мужа и увеличила громадное юсуповское состояние не только своим приданным и своею частью потемкинского наследства, равнявшегося 18 миллионам рублей, но и искусным управлением делами. Юсупова считалась знатоком в финансовых вопросах, и многие обращались к ней за советами в денежных делах.


Борис Николаевич Юсупов. Художница К.Робертсон, 1850 год.



Первая супруга Бориса Николаевича, Прасковья Павловна Юсупова.


После  кончины Татьяны Васильевны в 1841 году в права наследования вступил ее сын, действительный тайный советник Борис Николаевич Юсупов (1794-1849). По его завещанию, его прах был захоронен  усыпальнице Юсуповых в Спасском-Котове рядом с его супругой Прасковьей Павловной (в дев. Щербатовой, 1795-1820), умершей во время родов еще в 1820 году. На гробнице его была вырезана надпись, написанная им самим при жизни: «Здесь лежит русский дворянин, князь Борис, княжъ Николаев, сын Юсупов», дата рождения и смерти, а под ними была написана по-французски его любимая поговорка: «Честь превыше всего».


Николай Борисович Юсупов. Портрет 1868 года.

После смерти Бориса Николаевича Спасское Котово перешло по наследству его сыну от второго брака с Зинаидой Ивановной Нарышкиной (1809-1893)  Николаю Борисовичу Юсупову (1827-1891). При нем был составлен проект нового южного придела Спасской церкви, во имя Св. Николая Чудотворца, значительно увеличившего церковное пространство. Придел был построен и освящен в 1853 году.


Спасский храм. Фотография до 1930 г.
В 1859 году на его средства у храма в Спасском Котове была построена богадельня во имя св. вмц. Татианы "для призрения дворовых людей", а в 1863 году открыта церковно-приходская школа.


Храм ок. 1980 г.

В 1934 году храм был закрыт. С этого времени началось его активное разрушение. Помимо разграбления церковной утвари, были уничтожены все купола, колокольня от яруса звона, декор окон. Многие двери превращены в окна, окна пробиты в проходы, а в Никольском приделе прямо на Горнем месте появилось окно. Высота помещения разделена на 2 этажа деревянным перекрытием. Все здание снаружи покрыто цементной штукатуркой, внутри окрашено масляной краской.


С юга к церкви в советское время было пристроено огромное двухэтажное здание, опирающееся прямо на стену Никольского придела. Церковные помещения занимали поочередно спичечная, пуговичная фабрики, мыловаренная мастерская. Потом здание заняла областная типография.


Чудная штука, однако...

Внутри храма очень по-своему молитвенно и уютно. Реставрация памятника была проведена, как видно, с умом и любовью. К сожалению, на сайте храма не указано кем. Прихожане приветливы. Однако книжек об истории храма или хотя бы репродукций местных икон нет, что печально. Люблю такие вещи.


Пойдем дальше по улице Парковой, свернем на Советскую, выйдем на Дирижабельную и на пересечении с Театральной и Академика Лаврентьева обретем условный центр города, где можно вспомнить о роли города в покорении небес:

и полюбоваться артефактами:

Это, по всей видимости он:

Гондола...

Но это на любителя, также  как и следующая тур-достопримечательность:


Всё-таки нашей целью был, на самом деле, курган в центре города.


Ага, самый настоящий курган  из курганного могильника домонгольского временина.

В Археологической карте России ч.1. отмечено даже два кургана высотой 0,8 и 2 метра, диаметром 10 и 14 метров. Часть насыпи маленького кургана обвалилась в пруд. Курганы обследовались в 1947, 1956 году.

Дальше из города нас понесло далёко - по Лихачевскому шоссе к Казанскому храму.  Но это уже другая история.