20.01.2012

Готические башенки в усадьбе Гребнево

Не люблю выступать в роли критика. Однако около-краеведческие публикации, в последнее время участившиеся во фрязинской  газете "Ключъ", доставляют... столько эмоций, что, видимо, придется примерить на себя и эту маску.


О чём речь. Готическая башенка в Гребневе. Фотография 1917 года из статьи Лукомского отсюда.
(На карте ниже - она под номером 10/4)

В №2 (1072) 18 от 24 января 2012 года, для примера, помещена статья под немного странным названием "Башни над Гребнево. Гребневская округа - от Трубецких до Гомбургских".
Поскольку о собственно гребневской округе в статье почти не говорится, подзаглавие, по всей видимости, играет сугубо "развлекательную роль", в надежде на то, что скучающий читатель возьмёт на себя труд срифмовать фамилиии "Трубецких и ГомбургскИх", тогда как последние, всё-таки ГОмбургские от названия города Homburg, сейчас - Bad Homburg vor der Höhe.


Портрет принца Людвига Иоганна Вильгельма Гессен-Гомбургского. II пол. 1730-х - I пол. 1740-х. Миниатюра, картон. акварель, 5х7,2 см.

Фактически первая часть статьи посвящена жизни Людвига Иоганна Вильгельма Груно Гессен-Гомбургского (1705-1745). К сожалению, она является вольным пересказом статьи в Вики с добавками вроде "После смерти Петра I А. Меншиков стал плохо относиться к Людвигу и Иоганну Карлу..."   Портрет принца кстати, тоже взят оттуда же. Сама вики-статья и портрет восходят к общеизвестному труду Д.Н. Бантыш-Каменского. Но при чем же тут Гребнево?

Да, Людвиг Иоганн был женат на Анастасии Ивановне урожденной Трубецкой, в первом браке-Кантемир. Свадьба произошла  в 21 января (3 февраля) февраля 1738 года и брак, стало быть, длился до кончины его 12 октября (по старому стилю нов-23) 1745 года в Берлине, то есть всего 8 лет. Посмотрев его биографию, можно заметить, что за эти 8 лет он то за границей, то в военном походе, то при дворе в Санкт-Петербурге. За это время если ему и удалось побывать  пару раз летом в "подмосковной" его супруги, то это было бы, конечно, большй удачей для гребневского краеведения, жаль только  ни в документах, ни в мемуарах это не отражено.

Тем не менее, желание хоть как-то привязать Людвига Иоганна к Гребневу,  приводит автора к следующей словарной конструкции:  "Людвиг Вильгельм был прекрасным специалистом по фортификации и архитектуре, что помогло Анастасии Ивановне - его жене - провести масштабную реконструкцию усадьбы Гребнево и таким образом сохранить память о славном роде князей Трубецких".... а я не знал, что наша усадьба, оказывается,  укреп-район с башнями-бастионами, да простит меня автор =)
...Как-то, между делом, мы и позабыли, что усадьба перешла во владение Анастасии уже после кончины Гессен-Гомбургского, именно - в 1749 году и документальных сведений того времени о какой-либо масштабной реконструкции в то время не сохранилось... После этого она владела Гребневым всего 6 лет до своей смерти в 1755 году.

Вторая часть статьи основывается на предположении краеведа М.С. Баева ( отсюда), о том, что именно при Анастасии Ивановне в Гребневе было развернуто масштабное строительство.Обратимся к первоисточнику. М.С. Баев пишет: "Так начинает она [Анастасия Ивановна] хозяйствовать в Гребневе за 12 лет до его получения в наследство. /.../ Похоже, что именно перед этой датой [1738], в процессе длительного ухаживания (Гомбургского за Кантемир - прим pechexod), и была заложена основа реконструкции старого Гребнева, тот первый этап планировки и обводнения, который отмечен четырьмя сохранившимися готическими башенками. Территориальный размах реконструкции, намеченный башенками, определял в общих чертах обширное последующее строительство и дошедший до нас внушительный архитектурный комплекс".
Свое мнение М. Баев основывает на упоминании о приобретении Анастасией Ивановной соседней с Гребневым деревни Топорково в 1736 году [Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах в Московской губернии. Вып. 5. Радонежская десятина. М.,1881—1911, стр. 169]. Но, вообще-то, этот факт не говорит нам ничего о том, что в Гребневе началась "реконструкция". Тем более не стоило бы настаивать на том, что в этой предполагаемой реконструкции участовал увлекавшийся военной архитектурой принц Гессен-Гомбургский, появившийся в жизни владелицы Гребнева только через 2 года...

Доподлинно известно, что масштабное каменное строительство в Гребневе относится к более позднему времени - временам Бибиковых, к 1786-1791 годам, а каменная ограда вокруг церковной земли, (включившая каменную ограду  вокруг сада с башенками - на карте внизу - зелененькая линия) была построена  вообще в 1849 году тщанием и иждивением Федора Федоровича Пантелеева.

Так были ли башни вообще построены в XVIII веке? Утвердительно ответить на этот вопрос нас заставляет "Опись всему строеню села Гребнева", составленная в 1811 году, в коорой между прочим указано: "вокруг сада ограда каменная — длиною 115 сажен, шириною 80 сажен. По углам оного саду 3 башни готические для караульных и поклажи садовых инструментов, покрыты листовым черным железом, оные башни шириною 5 арш., вышиною 9 арш"  [отсюда]. Заметим, - их три, а не четыре. То есть как минимум одна из них построена была, всё-таки,  при Пантелеевых.


Скорее всего вот эта.

На карте ниже 10/1

Такая же была с другой стороны церковной ограды у воды.


Вот тут она тоже видна. Кликабельно

В том же доекументе 1811 года упоминаются еще и "На двор въездные ворота готические с оградою".

Вот их остатки.

Вот они с другой стороны. Фотография отсюда.

Так что, завершая разбор статьи, можно, разводя руками сказать с печальным вздохом: "вот как  в наши дни бывшие хозяйственные постройки для хранения садового инвентаря возводятся на уровень символов ушедших эпох" =)

К сожалению, текст статьи, озаглавленной "Башни над Гребнево" - не содержит ни одной фотографии этих самых башен. Исправим это досадное упущение. Вот одна из них, кладбищенская, на карте 10/3.


Кстати,  С.Веселовский писал о ней в 1955 году: "Регулярный парк при доме обнесен каменной оградой с четырьмя псевдоготическими башнями; в самом парке  тоже была возведена интересная башенка в стиле баженовско-казаковской "готики""Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. М., 1955. С.299.




  Карта взята отсюда. 10/4 я вживую уже не застал.


Причина, чего все "так привязались" к этим башенкам - в общем-то ясна. Еще Лукомский в "Столице и усадьбе" сравнил их с постройками в Марфине.


Фотографировал 3 июня 2011 года.
Немирович-Данченко гулял здесь, когда приезжал в санаторий, устроенный в усадьбе. Инна Натановна Соловьёва вспоминала впоследствии: "Зелени и тени в санатории было вдоволь. Мы прохаживались по регулярному парку с четкой сеткой липовых аллей; уцелела оригинальная ограда - сущий кремль с башнями". Соловьева И.Н. Немирович-Данченко. М., 1979, с. 365.


И элементы декора поближе.


"Интерьер".

Но если сами будете как-нибудь заглыдывать внутрь, - предупреждаю:

Кладбище, всё-таки =) Водятся тут всякие-разные краеведы =)