Давненько хотел рассказать об историко-художественном (краеведческом) музее подмосковного Павловского Посада. Конечно, все они в чем-то очень схожи в наших подмосковных краях. Обобщая, в наших музеях не может не быть следующих непременных атрибутов: зуб мамонта, льяловская керамика, ручной ткацкий стан, рубель, чугунный утюг, советская книга почета и скафандр космонавта.
Но в каждом музее есть свои неповторимые черты, которые, в конце концов, и дают праздношатающемуся приезжему некоторое представление о самобытности того места, которое он посетил. Яркий пример тому - музей Павловского Посада.
Кроме краеведческого в этом замечательном городе есть еще музей русского платка и шали. О нем тоже обязательно что-нибудь напишу. Итак, попали мы в музей ранней весной. Стояла пасмурная погода. Парил туман, царила безлюдность...
Настроение усугубляли безрукие статуи, потерявшиеся в городской, почти лондонской дневной мгле...
Музей довольном молодой, открыт в 1998 году, но отдельные части экспозиции мне понравились даже как музейщику. Видна старая школа.
Сами интерьеры музея в столь ненастную и мокрую погоду навевали на мысли. Где-то теплился свет, а где-то,...
... в безлюдных коридорах гуляла синяя мгла. Для одиночных посетителей, конечно, весь сразу музей не включают. Зато не доходит до абсурда, когда, как в Щёлковском краеведческом, надо специально просить, чтобы включили свет, даже если оплатил фотосъемку. Причем его сразу выключают, как только переходишь из одного зала в другой.
Льяловская керамика с раскопок Е.И. Дикова. Такие же образцы с тех же раскопок есть и во Фряновском краеведческом музее.
Кое-что наберется и в моей коллекции...
На раскопках. Павловский Посад. Городок. Фотография 1969 г.
Экспликация: "Женские украшения (конец III - II тыс. до н.э., X-XII века н.э.). Комплекс предметов, найденных экспедицией под руководством Дикова Е.И., при раскопках славянских курганов в районе села Казанского в 1969 году. 1 -шейная гривна, 2-5 височные кольца, 6-7 браслет, 8-10 перстень, 11-14 фрагменты стеклянных бус".
Как и в любом краеведческом музее, присутствует некая (право, милая моему сердцу) сумбурность. Ну и, как полагается, непременные атрибуты, как вот, к примеру, зуб мамонта.
Замечательный, кстати, зуб.
В 90-е искусствовед Александр Клавдианович Якимович, разбирая тогда еще насущную проблему "ситуации постмодерна", писал в своей статье "Магические игры на горизонтальной плоскости": "Перед нами культура и ментальность, посвятившая себя проблеме перемешивания любых смыслов и соединения несоединимого /.../ Не видали разве мы чего-то подобного у нас? Видели - в провинциальном краеведческом музее. А это же своего рода святилище определенной цивилизации. ...
С детства случилось мне влюбиться в диорамы. Ярко помню, как впечатляли они нежную душу школьника.
Пару лет назад довелось сделать подобную и своими руками...
Модели домиков, конечно, замечательные, но, на мой взгляд, несколько уступают превосходным моделям мельниц и храмов из Ивантеевского краеведческого музея
Но свет внутри, всё-же делает свое дело. В Ивантеевке модели изнутри, кажется, не подсвечиваются. Так и хочется заглянуть внутрь и рассмотреть в подробностях нехитрый быт малорослых гномиков.
Во многих отношениях занимательна небольшая "Схема образования города" по ситуации на 1844 год - год присвоения селу Павлово, Вохна тож статуса города (см.).
Не менее интересна карта "торговых связей села Павлово" на первую половину XIX века. Вообще, эти небольшие карты, сделаны явно профессионалами и со вкусом.
А вот и этот удивительный, странный домик, мимо которого мы в прошлом году ходили купаться на мелководную там Клязьму у места впадения в нее ледяной Вохонки, в шутку называя его "домом цыганского барона конца XIX столетия" =).
Лаконичная рукописная экспликация на макете свидетельству ет о том, что в этом доме в 1908-1909 годах действовала подпольная типография партии большевиков.
Приятная художественная реконструкция.
Фрагментик ее.
Перейдем во второй зал...
Примечательная перспектива фабрики русско-французского общества ("Павловопосадский Париж").
Тяжкий быт фабричных рабочих. Вон баба к нам спиной сидит, голову склонила на стол, - плачет от безысходности.
Непременнейший атрибут музеев нашего бывшего "русского Манчестера и Лиона":
Ткацкий ручной стан не собранный и, к сожалению, не в полной компектации. Вот хоть бы в одном музее полноценный жаккард был бы XIX века.
Кирпич и деревянный фрагмент из склепа св. Василия Павловопосадского (Грязнова). Склеп сооружен в 1870 году при строительстве Покровско-Васильевского храма.
Выписка из постановления Народного суда по делу о канонизации В.И. Грязнова. 16-17 октября 1920 года. Честно говоря, с трудом представляю себе человека, который, попав в музей будет разбирать вот такие вот, к слову, интереснейшие, тексты на прибулавленных к рогожке бумажках.
Образ Св. Василия. Хоть и светское учреждение, - музей, - наличествует лампадка.
Копия завещания В. Грязнова 1868 года (увеличиваемо и читаемо).
Вот еще интереснейшая фотография.
Макетики, макетики...
Гроздья макетиков.
Даже макет часовни 1812 года...
Есть приятные фрагменты экспозиции.
Да и вся экспозиция в целом не оставляет ощущения, как зачастую, что музей недавно пережил землетрясение....
...Но манекены в музее меня, если честно, немного пугают.
Я конечно, понимаю, что веяние есть такое. Но торсы без голов для демонстрации одежды, - еще куда ни шло. А этим-то грустно в темноте и без посетителей...
Классика жанра.
И в следующий зал...
Декоративно-прикладного искусства...
Мрачновато, не правда ли?
Мало кто знает и помнит, что "Штирлиц", Вячеслав Васильевич Тихонов (1928-2009) - то наш, павловопосадский...
Личные вещи семьи выдающегося актера.
Другая половина зала несколько "абстрактна" по временной привязке...
Фрагменты экспозиции.
Но очаровала меня парой интересных перспективных макетов.
Вот, к примеру.
Та же французская фабрика.
Но, следует признать, в советском зале несколько пустовато...
Еще один непременный музейный атрибут - книга почета. "Не музей без нее музей".
Без космической темы у нас тоже ни один музей не обходится, конечно, но везде в основном чучело-скафандеры и прочие подарки от космонавтов, а вот в павловопосадском музее - с идеей:
Но и в космосе модели, модели...
Следующий зал посвящен истории пожарного дела...
И зал замечательный по насыщенности вполне себе небанальными экспонатами.
"Оживляет", не правда ли? Правда, конечно, к флагу фотографии прибулавливать, право, не комильфо...
Вот точно такая и у меня в чулане где-то хранится.
Экспликация красноречива: "Багор пожарный. XVIII век".
По центру тоже замечательная штукуёвина, отказавшаяся влезать в кадр целиком.
Японский бог, кто это?! -
Ах, ну конечно, это славный вохонский партизан 1812 года!
А вот и копия портрета с часовней (внизу) 1812 года.
Егор Стулов.Художник: Самохин И.И. конечно, копия.
Связь тут между залами потеряна. Курин, как бы, для нас был "на следкое", но, признаться, нас утомила эта аритмия под конец. А ведь не просто нас, музейщиков, утомить...
В том же зале у нас Великая Отечественная...
...с курьезными стойками.
И, конечно, модели.
И даже интересные, но Огромное количество,
...целая Курская дуга моделей.
И, наконец, "мёдом не корми", - самое интересное, - зал посвященный павловским платкам и шалям.
По количеству и ценности экспонаты, естественным образом, уступают специализированному музею, но, тем не менее, докучи всего интересного.
Разве не шедевр? "Манера" (набойная доска). Дерево, металл.
Грубо говоря, это в дерево (основу) вбиты такие железочки, на которые валиком наносили лишь одну краску.
А поскольку платки были многоцветные, под другую краску для того же платка изготавливалась схожая манера. И на один платок их было в среднем 7-9 (для цветочного орнамента)...
Эскизы художников, нарисованные от руки не меньше восхищают.
Обязательно посетите историко-художественный музей г. Павловский Посад при случае. Думаю, что там Вы сможете найти куда больше интересненького, чем нам тут удалось заметить и отразить. Несомненно очень колоритный музей, каких мало.
Адрес музея: Московская область, г. Павловский Посад, ул. Б. Покровка, д.38, т.(8-243) 2-13-30
Еще раз ссылочка
Но в каждом музее есть свои неповторимые черты, которые, в конце концов, и дают праздношатающемуся приезжему некоторое представление о самобытности того места, которое он посетил. Яркий пример тому - музей Павловского Посада.
Кроме краеведческого в этом замечательном городе есть еще музей русского платка и шали. О нем тоже обязательно что-нибудь напишу. Итак, попали мы в музей ранней весной. Стояла пасмурная погода. Парил туман, царила безлюдность...
Настроение усугубляли безрукие статуи, потерявшиеся в городской, почти лондонской дневной мгле...
Музей довольном молодой, открыт в 1998 году, но отдельные части экспозиции мне понравились даже как музейщику. Видна старая школа.
Сами интерьеры музея в столь ненастную и мокрую погоду навевали на мысли. Где-то теплился свет, а где-то,...
... в безлюдных коридорах гуляла синяя мгла. Для одиночных посетителей, конечно, весь сразу музей не включают. Зато не доходит до абсурда, когда, как в Щёлковском краеведческом, надо специально просить, чтобы включили свет, даже если оплатил фотосъемку. Причем его сразу выключают, как только переходишь из одного зала в другой.
Льяловская керамика с раскопок Е.И. Дикова. Такие же образцы с тех же раскопок есть и во Фряновском краеведческом музее.
Кое-что наберется и в моей коллекции...
На раскопках. Павловский Посад. Городок. Фотография 1969 г.
Экспликация: "Женские украшения (конец III - II тыс. до н.э., X-XII века н.э.). Комплекс предметов, найденных экспедицией под руководством Дикова Е.И., при раскопках славянских курганов в районе села Казанского в 1969 году. 1 -шейная гривна, 2-5 височные кольца, 6-7 браслет, 8-10 перстень, 11-14 фрагменты стеклянных бус".
Как и в любом краеведческом музее, присутствует некая (право, милая моему сердцу) сумбурность. Ну и, как полагается, непременные атрибуты, как вот, к примеру, зуб мамонта.
Замечательный, кстати, зуб.
В 90-е искусствовед Александр Клавдианович Якимович, разбирая тогда еще насущную проблему "ситуации постмодерна", писал в своей статье "Магические игры на горизонтальной плоскости": "Перед нами культура и ментальность, посвятившая себя проблеме перемешивания любых смыслов и соединения несоединимого /.../ Не видали разве мы чего-то подобного у нас? Видели - в провинциальном краеведческом музее. А это же своего рода святилище определенной цивилизации. ...
С детства случилось мне влюбиться в диорамы. Ярко помню, как впечатляли они нежную душу школьника.
Пару лет назад довелось сделать подобную и своими руками...
Модели домиков, конечно, замечательные, но, на мой взгляд, несколько уступают превосходным моделям мельниц и храмов из Ивантеевского краеведческого музея
Но свет внутри, всё-же делает свое дело. В Ивантеевке модели изнутри, кажется, не подсвечиваются. Так и хочется заглянуть внутрь и рассмотреть в подробностях нехитрый быт малорослых гномиков.
Во многих отношениях занимательна небольшая "Схема образования города" по ситуации на 1844 год - год присвоения селу Павлово, Вохна тож статуса города (см.).
Не менее интересна карта "торговых связей села Павлово" на первую половину XIX века. Вообще, эти небольшие карты, сделаны явно профессионалами и со вкусом.
А вот и этот удивительный, странный домик, мимо которого мы в прошлом году ходили купаться на мелководную там Клязьму у места впадения в нее ледяной Вохонки, в шутку называя его "домом цыганского барона конца XIX столетия" =).
Лаконичная рукописная экспликация на макете свидетельству ет о том, что в этом доме в 1908-1909 годах действовала подпольная типография партии большевиков.
Приятная художественная реконструкция.
Фрагментик ее.
Перейдем во второй зал...
Примечательная перспектива фабрики русско-французского общества ("Павловопосадский Париж").
Тяжкий быт фабричных рабочих. Вон баба к нам спиной сидит, голову склонила на стол, - плачет от безысходности.
Непременнейший атрибут музеев нашего бывшего "русского Манчестера и Лиона":
Ткацкий ручной стан не собранный и, к сожалению, не в полной компектации. Вот хоть бы в одном музее полноценный жаккард был бы XIX века.
Кирпич и деревянный фрагмент из склепа св. Василия Павловопосадского (Грязнова). Склеп сооружен в 1870 году при строительстве Покровско-Васильевского храма.
Выписка из постановления Народного суда по делу о канонизации В.И. Грязнова. 16-17 октября 1920 года. Честно говоря, с трудом представляю себе человека, который, попав в музей будет разбирать вот такие вот, к слову, интереснейшие, тексты на прибулавленных к рогожке бумажках.
Образ Св. Василия. Хоть и светское учреждение, - музей, - наличествует лампадка.
Копия завещания В. Грязнова 1868 года (увеличиваемо и читаемо).
Вот еще интереснейшая фотография.
Макетики, макетики...
Гроздья макетиков.
Даже макет часовни 1812 года...
Есть приятные фрагменты экспозиции.
Да и вся экспозиция в целом не оставляет ощущения, как зачастую, что музей недавно пережил землетрясение....
...Но манекены в музее меня, если честно, немного пугают.
Я конечно, понимаю, что веяние есть такое. Но торсы без голов для демонстрации одежды, - еще куда ни шло. А этим-то грустно в темноте и без посетителей...
Классика жанра.
И в следующий зал...
Декоративно-прикладного искусства...
Мрачновато, не правда ли?
Мало кто знает и помнит, что "Штирлиц", Вячеслав Васильевич Тихонов (1928-2009) - то наш, павловопосадский...
Личные вещи семьи выдающегося актера.
Другая половина зала несколько "абстрактна" по временной привязке...
Фрагменты экспозиции.
Но очаровала меня парой интересных перспективных макетов.
Вот, к примеру.
Та же французская фабрика.
Но, следует признать, в советском зале несколько пустовато...
Еще один непременный музейный атрибут - книга почета. "Не музей без нее музей".
Без космической темы у нас тоже ни один музей не обходится, конечно, но везде в основном чучело-скафандеры и прочие подарки от космонавтов, а вот в павловопосадском музее - с идеей:
Следующий зал посвящен истории пожарного дела...
И зал замечательный по насыщенности вполне себе небанальными экспонатами.
"Оживляет", не правда ли? Правда, конечно, к флагу фотографии прибулавливать, право, не комильфо...
Вот точно такая и у меня в чулане где-то хранится.
Экспликация красноречива: "Багор пожарный. XVIII век".
По центру тоже замечательная штукуёвина, отказавшаяся влезать в кадр целиком.
Японский бог, кто это?! -
Ах, ну конечно, это славный вохонский партизан 1812 года!
А вот и копия портрета с часовней (внизу) 1812 года.
Егор Стулов.Художник: Самохин И.И. конечно, копия.
Связь тут между залами потеряна. Курин, как бы, для нас был "на следкое", но, признаться, нас утомила эта аритмия под конец. А ведь не просто нас, музейщиков, утомить...
В том же зале у нас Великая Отечественная...
...с курьезными стойками.
И, конечно, модели.
И даже интересные, но Огромное количество,
...целая Курская дуга моделей.
И, наконец, "мёдом не корми", - самое интересное, - зал посвященный павловским платкам и шалям.
По количеству и ценности экспонаты, естественным образом, уступают специализированному музею, но, тем не менее, докучи всего интересного.
Разве не шедевр? "Манера" (набойная доска). Дерево, металл.
Грубо говоря, это в дерево (основу) вбиты такие железочки, на которые валиком наносили лишь одну краску.
А поскольку платки были многоцветные, под другую краску для того же платка изготавливалась схожая манера. И на один платок их было в среднем 7-9 (для цветочного орнамента)...
Эскизы художников, нарисованные от руки не меньше восхищают.
Обязательно посетите историко-художественный музей г. Павловский Посад при случае. Думаю, что там Вы сможете найти куда больше интересненького, чем нам тут удалось заметить и отразить. Несомненно очень колоритный музей, каких мало.
Адрес музея: Московская область, г. Павловский Посад, ул. Б. Покровка, д.38, т.(8-243) 2-13-30
Еще раз ссылочка