03.05.2012

Паровые двигатели и локомобили-рутьеры Богородского уезда. XIX век.

Честно говоря, всегда думал, что вопросы индустриализации, взятые в рамках определенной области или уезда должны быть довольно скушны. Решив собрать материал по этой теме я и представить себе не мог, насколько эта работа окажется захватывающей и интересной.



Конечно, эта скромная статья не может охватить все направления индустриализации уезда. Если бы я поставил перед собой такую задачу, мне пришлось бы подробным образом осветить вопросы модернизации текстильного производства на суконных, хлопчато-бумажных и шелковых предприятиях от станков Жаккара до "самолетных", - а это было бы похоже на некоторую форму "издевательства" над морально неподготовленной читательской аудиторией =) Про Жаккардовые машины я еще, когда-нибудь напишу...

 
Сегодня представляю Вашему вниманию результаты статистической и источниковедческой работы по вопросам внедрения паровой энергетики на промышленных предприятиях Богородского уезда в XIX веке и, на сладкое, - историю появления первых самодвижущихся монстров - локомобилей-рутьеров в нашем крае.
Также описана  история первых веток железнодорожного сообщения и первых паровозов от конца XIX в. до 1930-1940 годов в уезде. Отдельный пост будет посвящен первым автодорогам и автомобилям в уезде.



Богородский уезд Московской губернии к северо-востоку от Москвы.

В XIX веке Щелково относилось к Богородскому уезду. Уезд назывался так по городу Богородску, нынешнему Ногинску. Территория уезда включала в себя современные Сергиево-Посадский, Пушкинский, Щелковский, Ногинский и Павлово-Посадский районы Подмосковья. Эти земли славились как один из крупнейших центров текстильной промышленности России.
Промышленный переворот в России начался по образцу английской промышленной революции – с предприятий легкой промышленности. Важной чертой начала модернизации было внедрение паровой энергетики в отрасли.


Появление первых паровых двигателей на мануфактурах и фабриках Богородского уезда

Первая поршневая паровая машина (системы Джеймса Уатта) в России была установлена под руководством шотландского механика К.К. Гаскойна (1739-1806) в 1805 году на бумагопрядильной Александровской казенной мануфактуре в Санкт-Петербурге [1].


Портрет Н.Б. Юсупова.  Художник: И-Б. Лампи. 1790-е. Государственный музей А.С. Пушкина.


Механизация труда на текстильных фабриках Богородского уезда не заставила себя долго ждать.  В 1818 году известный екатерининский вельможа, князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831) вместе со своим сыном Борисом Николаевичем (1794-1845) решили перевести часть Купавинской шелкоткацкой фабрики на сукноделие и  установил на ней 12-сильную английскую паровую машину [2].


Купавинская суконная фабрика бр. Бабкиных в Богородском уезде. ГИМ, № 8017.

Пионером внедрения паровой энергетики на предприятиях будущего Щёлковского района был купец второй гильдии по городу Богородску Эдуард Фридрихович (Федорович) Кенеман (1801 - после 1852). В районе Соболево нынешнего города Щёлково  на построенной им  в 1832 году  суконной фабрике в 1836 году была установлена паровая машина английского производства мощностью в 20 лошадиных сил. Эта машина упоминалась здесь и в 1843 году.


Илья Семенович Бабкин (1787-1842). Найдёнов Н.А.,  1883-1889.

Тем временем Купавинская фабрика, в 1833 году проданная Б.Н. Юсуповым  московским купцам I гильдии братьям Петру и Илье Семеновичам Бабкиным, наращивала суконное производство. К 1843 году кроме юсуповского парового двигателя в 12 л.с. здесь действовало еще два паровых привода в 8 и 35 лошадиных сил.
В том же 1843 году паровой механизм появился на одной из суконных фабрик, принадлежавших давнему конкуренту Бабкиных, московскому купцу I гильдии, мануфактур-советнику Ивану Назаровичу Рыбникову (1776-1844): паровой механизм  был запущен на Чудинской суконной фабрике близь Купавны в сельце Чудинках [3].

Первый этап внедрения  паровой энергетики в нашем крае касался, как видно, лишь суконных предприятий. Это обстоятельство объясняется не только довольно крупными денежными оборотами и размерами производств в сравнении с другими текстильными фабриками края (хлопчато-бумажными, шелковыми), но и государственными заказами на грубые солдатские и тонкие офицерские виды сукна для армии. Но вскоре паровые машины начали получать более широкое распространение.


В период 1832-1843 годов паровой привод в 28 лошадиных сил появился на Писчебумажной фабрике надворного советника Алексея Степановича Мельгунова (1796-1871) при сельце Никольском, существовавшем на  Хомутовском тракте на берегу р. Вори между деревнями Воре-Богородское и Каблуково Огудневского сельского поселения [4]. Именно фабрике А.С. Мельгунова принадлежит в России первенство по внедрению паровой энергетики в процесс производства бумаги  [5].


Общий вид Городищенской суконной фабрики. Фото нач.
XX в.

Неудачная для России Крымская война 1853-1856 годов посредством военных заказов на армейское сукно дала толчок развитию суконных фабрик. При Семене Ивановиче Четверикове (1819-1889) на Городищенской суконной фабрике, устроенной на Клязьме при сельце Городищи в 1831 году Иваном Васильевичем Четвериковым-Большим (1773-1851) была поставлена паровая машина мощностью в 30 л.с., что «составляло выдающееся событие в жизни фабрики» [6].



Потомственный почетный гражданин Иван Васильевич Четвериков большой. Найдёнов Н.А.,  1883-89.

В то же время паровая машина в 20 л.с. появилась и на Щёлковской суконной фабрике Четвериковых, построенной Иваном Васильевичем Четвериковым-Меньшим (?-1857)в 1846 году ниже по течению Клязьмы от упомянутой выше фабрики Э.Ф. Кенемана. Эта машина упоминалась здесь и в 1861 году [7].


Л.И. Кноп со своей супругой Луизой. Фотография кон.
XIX в.

С 1827 года на Александровской мануфактуре действовали уже три паровых машины общей мощностью в 170 л. с., но внедрение паровых двигателей в хлопчато-бумажное ткачество на территории Богородского уезда произошло сравнительно поздно.  Модернизация предприятий этой отрасли легкой промышленности неразрывно связана с именем «хлопчатобумажного короля» Людвига Иоганна Кнопа (Ludwig Knoop, 1821-1894). Открытый им в 1846 году (по другим данным – 1852) «Торговый дом Людвиг Кноп» занимался крупномасштабными поставками английских текстильных машин и паровых двигателей в Россию.


Никольская мануфактура Морозовых. Фотография, 1872 г.


В 1847 году на средства известного фабриканта, основателя бумаготкацкой Богородско-Глуховской мануфактуры (1830), Саввы Васильевича Морозова (1770-1862), недалеко от Богородска (Ногинска) в местечке Никольском  на реке Клязьме (ныне в черте г. Орехово-Зуево)  Л.И. Кноп отстраивает крупнейшую в России Никольскую бумагопрядильную мануфактуру, оборудованную сразу 7 паровыми машинами.


Предприятия семьи Рабенек в Щёлкове. Открытка нач. ХХ в.


Переоборудование и переоснащение бумаго-ткацкой, красильной и ситце-набивной фабрик Людвига Андреевича Рабенек (1791-1862) в Соболеве (ныне – в границах г. Щёлково), основанных в 1833 году,  также проходило при непосредственном участии Л.И. Кнопа. Первая 30-сильная паровая машина новейшей конструкции появилась на бумаготкацкой фабрике в 1855 году [8]. Еще один паровой двигатель в 35 л.с. был поставлен на предприятии Л.А. Рабенек  в 1861 году. Внедрение парового двигателя заметно ускорило  выработку хлопчатобумажной ткани.

При содействии Л.И. Кнопа, в 1877 году получившего титул барона за вклад в текстильную промышленность России, новейшими паровыми машинами и станками были оснащены около 120 текстильных фабрик Московского региона.  В народе даже появилась поговорка: «Что ни церковь – поп, что ни казарма – клоп, что ни фабрика – Кноп». С этих пор паровой двигатель на заводах и фабриках Богородского уезда перестал считаться «экзотическим заморским новшеством».

В 1865 году паровая машина и 2 паровых котла были установлены на Докторовском химическом заводе Товарищества П. Малютина сыновья (осн. в 1837 г.), находившегося между Купавинской шёлковой фабрикой, селом Островцы и Кудиново.

В том же, 1865 году в селе Хомутове, выше по течению Клязьмы от д. Щёлково, на шелкоткацкой фабрике Сергея Ивановича Зубкова (1828-1886) 12-сильный паровой двигатель был приспособлен под водокачку, снабжавшую водой некоторое подобие водопровода. Из колодца вода накачивалась паровой машиной в бассейн, а оттуда по трубам поступала во все фабричные и жилые помещения. Водой пользовались только из колодца, поскольку уже в то время вода в Клязьме была  загрязнена сбросами близлежащих фабрик.


Здания фабрики И.В. Алексеева в Образцове. Фотография: А.Послыхалин, 2009 г.

К 1884 году паровыми машинами обзавелась суконная фабрика купца Ивана Васильевича Алексеева (бывшая М.Д. Мещанинова) в селе Образцове у Щёлкова (2 паровых котла и машина в  35 л.с.) и  красильно-аппретурная фабрика Алексея Яковлевича Полякова (1828-1892) ( часть бывшей фабрики Кондрашевых) в Щёлкове (три паровых котла и три машины в 6, 8 и 15 л.с.). Индустриализация текстильных предприятий Богородского уезда шла уже «семимильными шагами».


Богородско-Глуховская мануфактура. Открытка нач. ХХ в.

С 1847 по 1884 год на Богородско-Глуховской мануфактуре в Богородске (Ногинске) было установлено 7 паровых машин и 28 паровых котлов. В 1883-1884 годах паровой машиной в 40 л.с. с канатной передачей и тремя небольшими паровыми двигателями обзавелась фабрика шерстяных и полушерстяных материй «Федора Елагина сыновья» близ Аристова погоста Осеевской волости.  В тот же период сила пара была применена на кирпичном заводике Соломеи Михайловны Нерсесовой в д. Горки Васильевской волости Богородского уезда.

В период 1890-1900 годов паровые двигатели на заводах края были уже обычным явлением. Скажем лишь, что к 1892 году на фабрике Рабенек в Щелкове действовало 30 паровых двигателей общим счётом в 205 лошадиных сил и 13 паровых насосов в 135 л.с., а к 1900 году на бумагокрасильной и ситценабивной фабрике Товарищества Рабенек насчитывалось 23 паровых котла, большая (1200 л. с.) и малая (390 л. с.) паровые машины, 16 паровых насосов и 5 динамо-машин для освещения фабрики.
Локомобили-рутьеры: предтечи автомобилей в Богородском уезде.
Внедрение паровых двигателей на заводах уезда было важным шагом индустриализации нашего края, но скоро на смену стационарным паровым двигателям, занявшим прочное место на текстильных предприятиях, пришли новые, передвижные паровые двигатели на колесах, называвшиеся дорожными или безрельсовыми паровозами или, «рутьерами» - от их французского названия locomotive routiere. Впервые рутьеры были использованы в России в 1863 году для перевозки пассажиров из Санкт-Петербурга в Кронштадт по льду, а в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов из 12 угольных рутьеров английских фирм «Авелинг и Портер», «Клейтон» и «Фоулер» была впервые сформирована «Команда дорожных паровозов».  Топились паровые двигатели локомобилей-рутьеров соломой, дровами, торфом, углём и мазутом.

Первый такой аппарат появился в наших краях на платочнонабивной фабрике, принадлежавшей швейцарскому подданному Ульриху Гоплеру и московскому мещанину Ивану Ивановичу Краузе, основанной около 1860 года в Ново-Щёлкове (Мещанской слободе Щёлково) ближе к Жегалову. Фабрика производила ткачество и набивку шерстяных платков и войлочных ковров.


Локомобиль «Фоулер» 1880 года выпуска.
Картинка взята из этой познавательной статьи. Рекомендую.

Локомобиль в 12 сил, находящейся в деревянной постройке при фабрике впервые упоминался в данных санитарного исследования предприятия от 25 мая 1884 года [9].
На русском рынке в 1875 году были представлены локомобили английской марки «Фоулер» (Fowler), и есть основания предполагать, что один из них появился в Щёлково как раз в период с 1875 до 1884 года. Щёлковский рутьер с фабрики И.И. Краузе работал на торфе, добывавшемся недалеко от фабрики. Локомобиль был предназначен для внедорожной езды, а также мог оснащаться специальными колёсами для передвижения по железнодорожным рельсам. Кроме того, важной конструктивной особенностью такой машины являлась возможность использования её парового двигателя через различные приводы в промышленных и сельскохозяйственных целях.

Второй локомобиль появился в том же 1884 году в одном из центров «медного» кустарного промысла Богородского уезда – деревне Крупино Новинской волости (сейчас – поселок Крупино Аверкиевского сельского поселения Павлово-Посадского района). Аппарат был приобретен Василием Ивановичем Каталовым для его меднолатунной фабрики, учрежденной в том же 1884 году и просуществовавшей до революции. Какой марки был этот локомобиль, к сожалению, неизвестно.

В 1880 году Богородско-Глуховская и Никольская мануфактуры приступили к разработке Дальнинского торфяного болота, а к 1914 году началась активная торфоразработка на болоте Рюминская дача. Торф использовался на фабрике как топливо. К 1916 году на Рюминском болоте были установлены торфяные прессы Анрепп-Коппель, машина для добычи торфа Титова-Беляева. Три из 15 аппаратов приводились в действие несколькими локомобилями двух английских фирм: Robey & Co Ltd, основанной в 1854 и Marshall, Sons & Co 1848 года основания. Оба локомобиля были закуплены у английских компаний до начала Первой мировой войны в 1914 году.


Локомобиль Robey & Co Ltd 1908 года выпуска.


Модели локомобилей «Робей и Ко», поступившие на рынок в 1906 году имели широчайший спрос по всему миру и не изменяли модельный ряд до 1934 года. Несколько локомобилей этой фирмы до сих пор находятся в рабочем состоянии в Австралии. Эта фирма прекратила свое существование в  1988 году.


Марка фирмы
Marshall, Sons & Co.


Локомобиль Marshall, Sons & Co. «Колонист» 1908 года выпуска.


Поставленный на рынок в 1900 году  фирмой «Маршалл, Сыновя и Ко» огромный локомобиль-трактор марки «Колонист» от 16 до 32 л.с. с незначительными модификациями экспортировался предприятием до 1914 года. Во время первой мировой войны фирма перешла на производство механических молотилок. Предприятие прекратило свое существование в 1992 году.


Важные поправки к статье см в обсуждении здесь.


[1] Нередко первым местом применения паровой машины называют также Воицкий золотой рудник. Машина английского производства использовалась для откачки воды.
[2] «[Князь Н.Б. Юсупов] устроил суконную фабрику, а для привода выписал из-за границы 12-ти сил паровую машину, которых тоже в россии не было, исключая Александровской мануфактуры в Петербурге. И работались сначала русскоармейские сукна, а между тем и тонкие. И так с 1818-го года существовала в Купавне часть шелковой фабрики, а другая часть суконной. И впоследствии времени последняя, как младшая, вытеснила старшую, и намного опередила и расширила свое действие доселе». Записки крепостного рабочего Петра Кротова о Купавичнской мануфактуре. / Литературное наследство. Т.1. М., 1931. С. 135.
[3] В.С. Кусов – в 1756 г. – Чудницы (Богородский уезд, № 441) в р-не нынешней деревни Новая Купавна на речке Чудинке. Суконная мануфактура была куплена И.Н. Рыбниковым у некого Турубаева в 1838 году. 
[4] Cм.: 1832 – первое уп. Фабрики (СФЗРИ, 1833. С. 415); 1843 - Самойлов Л. Атлас промышленности Московской губернии. В последний раз фабрика упоминалась в 1859 г. - МГСНМ 1859. С. 40.
[5]  Иногда встречается мнение, что первый паровой двигатель был применен в бумажном деле на Невской бумагоделательной фабрике братьев Варгуниных в Санкт-Петербурге, основанной в 1839 году.
[6] «Немного улучшилось ее положение после Крымской кампании [1853-1856 гг. – прим. А.П.], результатом чего явилась постройка главного каменного 4-этажного корпуса, ныне существующего, при чем была поставлена к нему паровая машина в 30 сил, что составляло выдающееся событие в жизни фабрики». См.: Четвериков С.И. История возникновения и развития Городищенской суконной фабрики, М., 1918.
[7] «…далее следуют продукты фабрики Четверикова, находящейся, или состоящей, говоря языком официальным, Московской губернии, Богородского уезда, при деревне Щолкове. Фабрика эта устроена с 1852 года; кроме водяной силы, имеет 20 паровых сил; рабочих мужчин 215, женщин 110, малолетних 70 (а есть ли школа?); ежегодно вырабатывает до 6,670 кусков сукна и других тканей, на сумму до 400,000 р.сер. (Можно бы завести школу!). Представлено сукно чёрное и синее, от 1 р. 50 к. аршин до 2 р., дрань и сатин. Сукно очень хорошее, едвали не выше господ Ганешиных, но уступающее им по цифре производства». Обозрение Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года. СПб. 1861. С. 120. ПРИМЕЧАНИЕ: После перехода предприятия во владение купца Ивана Михайловича Синицына (ок.1814-1888) в 1879 году, в 1884 году при осмотре фабрики  инспектором была отмечена одна паровая машина в 16 л.с. и два паровых котла.
[8] Из истории фабрик и заводов Москвы и Московской губернии. Конец XVIII – начало XX в. Обзор документов. Ред.: В.А. Кондратьев. М., 1968., с. 201, 50.
[9] Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. Т. III. Вып. XVII.  Санитарное исследование фабричных заведений богородского уезда. Часть IV А.В. Погожева. М.,1892. С. 78.