Несколько последних постов [городские усадьбы Рязанкиных; деревянные усадьбы на ул. 1-го Мая; дом Широкова] были посвящены памятникам архитектуры подмосковного Павловского Посада. По ним могло сложиться вполне "радужное" впечатление об уровне сохранности памятников истории и культуры этого уникального, неповторимого города, приехав в который единожды, - можно влюбиться в него на всю жизнь.
2009-2013.
Сегодня мы поговорим "о грустном". Нерешаемые и игнорируемые обществом проблемы сохранения усадебного наследия страны, со времён первого ОИРУ, давно сформировали стиль подачи материала, во многом деформировав его изначальную архитектурно-описательную форму в какой-то бесконечный "плач Ярославны". Этот плач, в купе с непременно присутствующей "ностальгической ноткой", настойчиво чернит стремительно меняющуюся современность, в которой, неизбежно, уделяется слишком мало внимания сохранению памятников прошлого...
Мы попытаемся абстрагироваться от этой ситуации, постараемся никого не "чернить", никого, тем более, не "восхвалять". Что было в 2009 году - того уже не вернёшь, а вернёшь, - так будет никому, по сути, не нужный "новодел".
Почему люди, совершавшие варварство не понимали, что они совершают именно этот акт, а не просто "строительные работы", - это проблема, всё-таки, всего общества, проблема, которую предпочитают не замечать.
Вид со двора.
Дом В.Н. Грязнова на ул. Кирова (бывш. Царской) под № 104 составлял правое крыло новостройки - главного больничного корпуса. Здание было построено в начале ХХ века в стиле модерн.
Богатый особняк фабриканта, торцом обращённый к улице, был одним из редких образцов сооружений такого стиля в Павловском Посаде.
Над кирпичным оштукатуренным первым этажом находился деревянный "парадный" этаж с тёсовой обшивкой и фасадной обработкой "под камень".
Со стороны обширного хозяйственного двора к дому примыкало каменное, переделанное уже к 2009 г., парадное крыльцо с остекленной верандой на уровне второго этажа.
Фотография 2009 г.
В 2009 году в ныне утраченном убранстве фасадов здания "преобладали строгие формы неоклассицизма в сочетании с декоративными поясами и вставками из полихромной майолики. Особенно [была] нарядна веранда, основанная на деревянных консолях, украшенная цветным стеклом и керамикой" [ПАМО, №200, с. 269].
План первого этажа дома Грязнова по обмеру 2009 г.
Описание планировки этажей дома также осталось в прошлом: "Коридорная планировка этажей с лестничным холлом в центре при общей схеме внизу образована преимущественно капитальными стенами. Два помещения имеют своды, в том числе системы Монье. Верхние парадные комнаты и коридор при них сохранили элементы прежней богатой отделки: развитые тянутые карнизы и лепные плафоны с мотивами рокайля. Организация и отделка жилой части здания изменены [уже были в 2009 г.]. Стены побелены, нижняя часть окрашена маслом. Полы в коридорах настланы двухцветной метлахской плиткой, в палатах - паркетные, скрытые пластиковым покрытием" [ПАМО, с. 269].
От ограды участка в 2009 г. оставались кирпичные пилоны ворот и калитки с несложным, но характерным узором стиля модерн. Вот и всё, собственно, что сохранилось...
Почему-то вниманием обойдены в ПАМО по-своему привлекательные хозяйственные постройки, образующие двор здания:
...и...
А напротив бывшего памятника, дома В.Н. Грязнова, располагаются следующие послепожарные руины -
Это здание, три года назад, я ещё застал действующим и в прекрасном состоянии. Год назад, уже после пожара, я фотографировал его интерьеры. Скоро покажу эту печаль...
ПАМО - Подъяпольская Е.Н., Смирнова Г.К. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 4. М., 2009, № 200, с. 268-269.
2009-2013.
Сегодня мы поговорим "о грустном". Нерешаемые и игнорируемые обществом проблемы сохранения усадебного наследия страны, со времён первого ОИРУ, давно сформировали стиль подачи материала, во многом деформировав его изначальную архитектурно-описательную форму в какой-то бесконечный "плач Ярославны". Этот плач, в купе с непременно присутствующей "ностальгической ноткой", настойчиво чернит стремительно меняющуюся современность, в которой, неизбежно, уделяется слишком мало внимания сохранению памятников прошлого...
Мы попытаемся абстрагироваться от этой ситуации, постараемся никого не "чернить", никого, тем более, не "восхвалять". Что было в 2009 году - того уже не вернёшь, а вернёшь, - так будет никому, по сути, не нужный "новодел".
Почему люди, совершавшие варварство не понимали, что они совершают именно этот акт, а не просто "строительные работы", - это проблема, всё-таки, всего общества, проблема, которую предпочитают не замечать.
Вид со двора.
Дом В.Н. Грязнова на ул. Кирова (бывш. Царской) под № 104 составлял правое крыло новостройки - главного больничного корпуса. Здание было построено в начале ХХ века в стиле модерн.
Богатый особняк фабриканта, торцом обращённый к улице, был одним из редких образцов сооружений такого стиля в Павловском Посаде.
Над кирпичным оштукатуренным первым этажом находился деревянный "парадный" этаж с тёсовой обшивкой и фасадной обработкой "под камень".
Со стороны обширного хозяйственного двора к дому примыкало каменное, переделанное уже к 2009 г., парадное крыльцо с остекленной верандой на уровне второго этажа.
Фотография 2009 г.
В 2009 году в ныне утраченном убранстве фасадов здания "преобладали строгие формы неоклассицизма в сочетании с декоративными поясами и вставками из полихромной майолики. Особенно [была] нарядна веранда, основанная на деревянных консолях, украшенная цветным стеклом и керамикой" [ПАМО, №200, с. 269].
План первого этажа дома Грязнова по обмеру 2009 г.
Описание планировки этажей дома также осталось в прошлом: "Коридорная планировка этажей с лестничным холлом в центре при общей схеме внизу образована преимущественно капитальными стенами. Два помещения имеют своды, в том числе системы Монье. Верхние парадные комнаты и коридор при них сохранили элементы прежней богатой отделки: развитые тянутые карнизы и лепные плафоны с мотивами рокайля. Организация и отделка жилой части здания изменены [уже были в 2009 г.]. Стены побелены, нижняя часть окрашена маслом. Полы в коридорах настланы двухцветной метлахской плиткой, в палатах - паркетные, скрытые пластиковым покрытием" [ПАМО, с. 269].
От ограды участка в 2009 г. оставались кирпичные пилоны ворот и калитки с несложным, но характерным узором стиля модерн. Вот и всё, собственно, что сохранилось...
Почему-то вниманием обойдены в ПАМО по-своему привлекательные хозяйственные постройки, образующие двор здания:
...и...
А напротив бывшего памятника, дома В.Н. Грязнова, располагаются следующие послепожарные руины -
Это здание, три года назад, я ещё застал действующим и в прекрасном состоянии. Год назад, уже после пожара, я фотографировал его интерьеры. Скоро покажу эту печаль...
ПАМО - Подъяпольская Е.Н., Смирнова Г.К. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 4. М., 2009, № 200, с. 268-269.