В Павлово-Посадском краеведении бытует легенда об одной битве местных крестьян с польскими отрядами, случившейся в период Смутного времени и польско-литовской интервенции. В разных краеведческих изданиях событие по-разному датируется и имеет различные географические привязки к местности.
Например, Н.В. Фоломеева писала: "Один из польских отрядов под начальством полковника Чаплинского пытался в сентябре 1609 года захватить и разграбить село Вохну и окружающие его деревни. Однако вохонцы сумели приготовиться к встрече не званных гостей. На берегу Клязьмы, в конце теперешней улицы Сталина [ныне - ул. Мира г. Павловский Посад - прим. trojza], вспыхнула ожесточенная битва. Поляки были наголову разбиты. В этом бою погиб и сам полковник Чаплинский. Несколько сот вохонских крестьян после этого ушли в народное ополчение на помощь продолжавшей героическую оборону Троице-Сергиевой лавре"* [Фоломеева Н.В. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999, с. 233]. Опуская критику этого отрывка (здесь, кстати, приводятся старые и новые названия улиц города), приведём слова из статьи "Вохна в Смутное время": "В 1608 году поляки захватили все земли по реке Клязьме вплоть до города Владимир. У деревни Дуброво вохонцы и монахи Троице-Сергиевского монастыря разбили отряд поляков, остатки которого в панике бежали. Второе важное сражение состоялось у села Павлова, где интервентам был нанесен сокрушительный удар. В этом бою погиб прославленный русский кавалерийский начальник Какай-Мурдик"* ["Павлово-Посадские известия" №12 (28 марта-3 апреля 2013 г.), с. 15. См.]. Деревня Дуброво здесь, - либо д. Дубровка (Дубровина), существовавшая у с. Вохна на правом берегу Клязьмы либо - д. Дуброво, наз. Ногинск-9, о котором мы писали не так давно (См.). Информация о бое и отважном кавалеристе стремительно распространяется на форумах [Cм., см.] и в различного рода публицистике.
Пока в Павловском Посаде не пошли по пути подмосковного Гребнева (см.)
и не поставили памятник "прославленному Какай-Мурдику", попытаемся подробнее узнать об описываемых
событиях из письменных исторических источников.
Приведём ещё одно недавнее упоминание боя. В статье, броско озаглавленной "Буйные шиши. Махновцы смутного времени" можно встретить такого рода информацию: "Чаплинский
появился было под Троице-Сергиевым монастырем, но был отогнан пушечной
стрельбой. Тогда он двинул свои войска на Переславль-Залесский и
простоял под городом восемь дней. После этого Чаплинский с казаками
отошел на Александровскую слободу, ограбив по пути небольшой монастырь
Симеона Столпника на реке Серой. Разоренную прежними набегами слободу,
согласившуюся принести присягу Владиславу, он не тронул и даже выдал
слобожанам охранную грамоту. Из слободы, по словам Авраамия Палицына,
лисовчики сделали свою последнюю вылазку (начиная с 1608 г.) против
обители Сергия Радонежского. 24 сентября они «в нощи прииде к Троицкому
монастырю». В начавшемся бою стрельцы выбили Чаплинского из слобод.
Уходя за речку Вохну, он поджег село Клементьево. Но отряд из монастыря
настиг лисовчиков и в повторном бою старый и верный сподвижник
Лисовского Чаплинский был убит" [Cм.].
Для начала отметим, что упоминающийся в документах Станислав Чаплинский (Czapliński
Stanisław), по крайней мере, - совершенно реальная историческая фигура. После смерти предводителя польской иррегулярной лёгкой кавалерии "лисовчиков" Александра Юзефа Лисовского 11 октября 1616 г., участвовавшего в осаде Троице-Сергиева монастыря 1608-1609 годов, С. Чаплинский принял на себя
командование его отрядом.
Лисовчики, упражняющиеся в стрельбе из лука. Худ.: Ю. Брандт, 1885.
Обратимся к документам. В "Ином сказании о самозванцах", записанном во II пол. XVII века и опубликованном во Временнике Императорского Московского Общества истории и Древностей Российских (Кн. 16. М., 1853. См.), в главе, озаглавленной "О приходе под царствующий град Москву из Полши Королева Жигимонтова сына Владислава со множеством воинства с Полскими и с Литовскими людми и с Немцы и с Черкасы и с рускими изменники, а из под Москвы прииде под Троицкой Сергиев монастырь и с Московскими послы взем мир возвратися во свою Полскую землю", в описании событий, связанных с Московским походом Владислава IV 1617-1618 годов указано следующее, как после начала осады Москвы, т.е. после 22 сентября (2 октября): "Владислав же посла полковника своего Чаплинского со многими Черкасы к городу Переяславлю Залесскому, Чаплинский же иды от Переславля с Черкасы и стал в слободе Александрове, и умысли искати изгоном [совершить набег на] дом пресвятые Троицы Сергиев монастырь. Лета 7121 году сентября в 24 день, в ночи прииде к [Троице-Сергиеву] монастырю в служни слободы и в стрелецкие. Тогда же быша за городом многие люди, ови [одни] на сторожах, а иные нечающе прихода их, во град не внидоша со скотом своим и с ним великий бой учиниша, тако ж из града на помощь изыдоша к ним, и врага Чаплинского и с воинством его из слободы выбили; Чаплинской ж шел запрудные слободы вся огню предати, и на утрия же поиде под царствующий град Москву в сход Королевичу..."
Портрет Владислава IV Вазы кисти мастерской Рубенса, 1624 г.
В этом отрывке может смущать лишь указанный "7121", т.е. 1613 год. Но речь идёт о событиях именно 1618 года, т.е. 7126. Думается, это - досадная опечатка (см. ниже у А. Палицына). Иными словами, по приведённому тексту следует, что уже на второй день осады Москвы Станислав Чаплинский во главе конного отряда наёмников - черкасов был послан к Переславлю Залесскому, дошёл до него, а затем отошел к Александову и оттуда сделал набег на Троице-Сергиев монастырь именно 24 сентября. В монастырской слободе набега не ожидали, но встретили неприятеля ожесточённым сопротивлением. При помощи сил монастырского гарнизона врага в тот же день выбили из монастырского посада. На утро следующего дня (25 сентября по старому стилю?) изрядно потрёпанный отряд Чаплинского "ни солона хлебавши" ушёл к москве в лагерь Владислава, располагавшийся на месте бывшего Тушинского лагеря (Лжедмития второго)...
Но здесь начинается самое интересное. В один из последующих дней Станислав Чаплинский с отрядом (по всей видимости, тех же черкас) был послан в вотчину Троице-Сергиева монастыря, село Вохну (ныне подмосковный г. Павловский Посад) "и туто и враг Чаплинской от Троицких слуг [т. е., именно, от местных монастырских крестьян] убиен бысть" ["Иное сказание о самозванцах" // Временник Императорского Московского Общества истории и Древностей Российских. Кн. 16. -М., 1853.с. 141.].
Почему Владислав направил Чаплинского именно в Вохну? Может, потому, что, присягнув на верность Лжедмитрию II ещё зимой 1608-1609 годов, жители замосковной волости Вохна были наиболее последовательными приверженцами Самозванца, о чём свидетельствует ряд документов из архива Яна Сапеги [Русский архив Яна Сапеги 1608-1611 годов: опыт реконструкции и
источниковедческого анализа. Ред.: О.В. Иншакова. Волгоград, 2005. с.
133]. Может, этот рейд был попыткой вновь заручиться поддержкой среди вохонцев? Яростный ответ прекрасно дал понять на чьей стороне приоритеты вохонцев на этот раз.
Приведённый в "Ином сказании" текст во многом копирует слова непосредственного свидетеля событий, келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына:
"Владислав же посла полковника своего Чаплинскаго со многими Черкасы к
городу переславлю Залесскому: Чаплинской же идый от Переславля с
черкасы, и стал во Александрове слободе с вои своими, и умысли изкрасти
ищгоном дом пресвятыя Троицы Сергиев монастырь и лета 7127 [1618]
сентября в 24 день, в ночи прииде к Троице-Сергиеву монастырю в служны и
в стрелецкие слободы, тогда же за городом быша многие люди, овии на
сторожах, а иные не чающе прихода их, во град не внидоша со скотом
своим, и с ними бой велик учиниша. Також и из града на помощь изыдоша к
ним, и врага Чаплинскаго и с воинствы его из слободы выбили. Чаплинской
же шед за пруды, повеле село Клементьевское и иные запрудные слободы вся
огню предати, и наутрия же пойде под царствующий град Москву в сход к
королевичю: паки же от королевича послан бывает тойже полковник
Чаплинской в Троицкую вотчину в село Вохну, и ту той враг Чаплинской от
Троицких слуг убиен быть. Королевич же Владислав и иже с ним, многия
исполнишася ярости убиения его ради, и от царствующаго града Москвы
прииде нощию к Троицкому Сергиеву монастырю в село Тураково за три
поприща от града" [Палицын А. Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы. М. 1822.с. 309-311].
Палицын А. Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы. М. 1822,с. 310.
Далее
рассказывается, что в ходе осады Владислав отошел из сельца Тураково в
село Сватково "от монастыря за семь поприщ" (ныне село Сватково
Березняковского сельского поселения Сергиево-Посадского р-на) (См. Сватково на карте), где и стоял вплоть до заключения известного Деулинского перемирия в соседнем селе Деулино.
Интересно, что сам поход Владислава под Троице-Сергиев монастырь,
согласно Палицыну, был вызван убийством Чаплинского под монастырским
селом Вохна...
Любопытно, что приведёнными данными сведения о Вохонском бое не исчерпываются. В рукописи келаря (1634 г.) и, впоследствии, казначея Троице-Сергиева монастыря Симона Азарьина "О новоявленных чудесах преподобного Сергия" [См.], написание которой датируется 1653 годом в главе "О полковнике Лисовском, как он, похваляясь захватить обитель святого Сергия, сам погиб" приводится ряд небезинтересных подробностей описываемого события: "и избраша себе вместо Лисовского полковника
Чаплинского, и приидоша на русскую землю, и многи грады проидоща воююще.
И пакии того вскоре суд Божий постиже в Троицкой Сергиева монастыря
отчине, не далее пятидесят поприщ от монастыря его, глаголемая Вохна: ту
убиен бысть от отъ Сергиевыхъ воинъ Рахманина Базлова с товарыщи, и войско его разыдеся". [Памятники древней письменности и искусства. Вып 66-70, 1887, с. 44.]. Перевод по изд. "Православной энциклопедии": "Спустя некоторое время [после смерти предводителя польской иррегулярной кавалерии "лисовчиков" Александра Юзефа Лисовского 11 октября 1616 г.] кое-кто из его войска [лисовчиков] снова собрался пролить
кровь православных христиан. Вместо Лисовского избрали они полковника
Чаплинского,
пришли на Русскую землю и прошли войной через многие города. Но и его
вскоре постиг суд Божий: в вотчине Троице-Сергиева монастыря, в
местечке, называемом Вохна, не далее пятидесяти поприщ от монастыря, он
был убит Сергиевыми воинами – Рахманином Базловым с товарищами, а войско
его разбрелось. Был он преемником Лисовского, и оба имели один и тот же
образ мыслей и гордость по отношению к православным, потому и испили
одну и ту же чашу гнева Божия. По молитвам святого Сергия, чудотворца,
избавил Бог православных христиан от их окаянных рук" [См. Житие и чудеса Преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные
преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и
старцем Симоном Азарьиным // Москва: Православная энциклопедия,
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М., 1997.].
Есть указания на то, что эти слова могли быть написаны Азарьиным и несколько ранее, в 1646 году [см.], так или иначе, этим данным свидетеля событий, вполне можно доверять. Надо заметить, имя сына боярского и стрелецкого сотника (возможно, татарского выходца) Рахманина Базлова было довольно известно. Например, он упоминается в Сказании Авраамия Палицына, применительно к событиям 1608-1609 годов [Сказание Авраамия Палицына. Подг. текста и коммент. О.А. Державиной и Е.В. Колосовой. М.; Л., 1955. С. 214]. Особо обращает на себя то, что бой с Чаплинским у Вохны, согласно отрывку, вели в данном случае не "троицкие слуги", под которыми можно было бы представить местных крестьян, принадлежавших монастырю, а профессиональные воины - стрельцы "Базлов с товарищи", служившие в гарнизоне Троице-Сергиева монастыря, проживавшие в стрелецкой слободе у Троицкого монастыря и явившиеся в Вохну защищать местных монастырских крестьян, как того и требовал порядок ведения боевых действий.
Таинственные злоключения "русского кавалериста Какай-Мурдика"
Откуда же взялся в краеведческом предании пресловутый "прославленный
русский кавалерийский начальник Какай-Мурдик", будто бы погибший в вохонском бою? Ответ на этот вопрос, признаться, потребовал особой осторожности. Известный русский историк Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879) в девятом томе своей "Истории России с древнейших времён" при описании похода Владислава, между прочим писал: "Знаменитый польский наездник Чаплинский погиб на Вохне от служек
Троицкого монастыря после неудач под этим монастырем; но зато и с
русской стороны погиб также знаменитый наездник, причинявший много вреда
литовскому войску, Канай Мурзин, в крещении названный князем Михаилом".
По изд. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн.2. Тт. VI-X. Второе издание. СПб., 1896, стб. 1144. См.
Конечно, никакой не "Какай-Мурдик", а "Канай Мурзин", а точнее, Михаил Канай мурзин сын Тинбаев-Урусов, был сыном верного Москве ногайского мурзы Каная Тинбаева, лично стоявшего в 1617-1618 годах во главе отряда юртовских татар, действовавшего против поляков и получившего титул князя от московского правительства в 1623 году. По словам авторитетного исследователя А.А. Новосельского: "... в 1616 году в качестве воеводы князь Михаил Канай мурзин сын Тинбаев-Урусов, вместе с Н. Лихаревым, ходил по царскому указу воевать литовскую землю к Сурожу, Витебску, Велижу и в иные места. В 1617 г. кн. Михаил сражался с поряками под стенами Москвы. Летописец говорит о его гибели в приподнятом тоне: "И бышу у него с ними (поляками) бою велику", "подобился древним богатырям"; кн. Михаил геройски пал в неравной битве" [Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М.-Л., 1948, c. 143. См.]. В работе исследователя приводится и ссылка на известный "Новый летописец" с описанием геройской гибели князя Михаила Конаева. Читаем:
С.М. Соловьёв, скорее, перечисляет имена известных лиц, погибших в различных битвах этого периода войны с обеих сторон, мыслит, конечно же, как историк "большой истории", а не как краевед-любитель, тем более, что гибель Михаила Каная отнесена летописцем не к 1618 году, а к следующему, 7127 (1619) году.
Вот так оказалось, что не в 1609, а в 1618 году, не простые русские-вохонцы бились с поляками, а стрельцы с черкасами, "прославленный Какай-Мурдик", будучи ногайским кавалеристом, не имел к делу никакого отношения... ну а упоминание деревни Дуброво в этом контексте и вовсе оставим на совести краеведов...
* Сохранена орфография оригинала.
А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.