Памятники Басманного района 1812 года см.
Памятники Замоскворецкого района 1812 года. см.
1. Памятное место утраченной церкви Спаса-ПреображенияГосподня в Спасской. Ул. Большая Спасская, на месте д.15.
ЧТО МОЖНО РАССКАЗАТЬ: В среду 26 (14) августа, за 12 дней до Бородинской битвы в Москве на Земляном валу, у Сухаревой башни, между Спасскими казармами и церковью Спаса-Преображения Господня в Спасской проходил торжественный смотр Московской военной силы. На смотре присутствовало 6000 ополченцев со своими командирами. Вскоре сюда прибыли высшие военные чины, генерал-губернатор Москвы граф Ф.В. Ростопчин и преосвященный Августин. Вдруг оказалось, что собравшееся войско не имеет знамени. По воспоминаниям непосредственного участника событий, М.М. Евреинова, преосвященный Августин «по прибытии к нам, отправился в близь находящуюся тут церковь, именуемую Спаса, что во Спасской, взял оттуда хоругвь, возвратился к нам, отслужил молебен с водосвятием, обошел все ряды, окроплял всех святой водой, произнося: «благодать святого Духа да будет с вами», вручил ополчению сию хоругвь и в напутствие сказал речь, каковые он говорить имел особый дар. Народу было, нас провожавшего несчетное множество, и мы, переменяясь, несли хоругвь сию через всю Москву до Драгомиловской заставы».
По воспоминаниям А.Д. Бестужева-Рюмина на обширном огороде у пруда возле церкви Спаса во Спасской, укрылось несколько групп москвичей погорельцев, численностью около 100 человек. В основном здесь находились женщины. Голод они утоляли овощами, собираемыми с огорода. Через некоторое время сюда забралось два французских грабителя. Они были без сапог, без рубашек. Одежда едва скрывала их наготу. Обнажив тесаки, они требовали сапог и других вещей, в которых сами нуждались. Казалось безумным делом сопротивляться, и потому им отдавали все, чего они требовали. «Пришедшие два мародера, видя, что мы ни малейшего сопротивления их нахальным требованиям не делаем, вздумали раздевать женщин и искать сокровищ в таком месте, где только Алжирские корсеты ищут. Я, боясь, чтобы подобный обыск не был сделан и жене моей, подошел к ним и сказал (по-французски): «Господа, вы можете отнимать у нас все, что хотите, но если вы посмеете тронуть дам или простолюдинок, которые находятся здесь, во имя Создателя, которого вы не знаете, я клянусь бросить вас в эту мутную воду», показывая на пруд. Они с сим словом вложили тесаки свои в ножны и, уходя, ответствовали: «Ах, господин, раз вы так поступаете, то мы ваши покорные слуги… очень покорные слуги», повторили еще и пошли прочь. Вот – герои, овладевшие Москвой!». В два часа пополудни загорелся деревянный забор вокруг храма, и огонь перекинулся на кровлю церкви Спаса-Преображения. Погорельцы поднялись и пошли дальше, в Сокольники. Спасопреображенская церковь была отремонтирована и вновь освящена к 1816 году. Этот свидетель пребывания французов в Москве, находившийся на месте дома номер 15 на Большой Спасской улице был сломан в 1937 году.
Через год после памятного смотра Московской военной силы у церкви Спаса-Преображения в Спасской, 27 (15) августа 1813 года начальник Московского ополчения генерал-лейтенант граф И.И. Морков в Московском Кремле торжественно возвратил преосвященному Августину две хоругви из Спасского храма, служившие знаменами Московской военной силы.
2. Спасские казармы. (ул. Садовая-Спасская, 1, стр. 1.).
Пожар Москвы 1812 года выжег Спасские артиллерийские казармы, устроенные при императоре Павле I в городской усадьбе, некогда принадлежавшей графу И.С. Гендрикову. В доме находилась аптека для бедных, во флигеле помещалась типография. Обгорев снаружи и утратив интерьеры, здание казарм было восстановлено после Отечественной войны и с многочисленными перестройками дошло до наших дней
3. Другое памятное место находится по адресу Лубянский пр., перед д. 3, угол ул. Мясницкая. Здесь до сноса при большевиках стояла церковь Гребневской иконы Божией Матери. С которой связан факт героического поступка местного священника в 1812 году.Чудотворная икона Гребневской Богоматери стала особо почитаемой после событий, случившихся на Сретенке весной 1611 года, когда стрельцам и пушкарям под предводительством Д.М. Пожарского удалось отбить приступ польско-литовских интервентов. Перенесенная в 1710 году в село Преображенское икона не уберегла храм, построенный в ее честь от поругания в 1812 году. По Москве долго ходила легенда, что икона Гребневской богоматери вместе с драгоценной ризницей церкви уцелели потому, что были спрятаны в главе храма. Священник церкви, Никита Петрович Цветков покинул свой храм перед входом французов в Москву. При церкви оставался лишь дьяк Дмитрий Петрович Розанов, который на протяжении 64 лет беспрерывно исполнял должность причетника. По словам Н.М. Снегирева: Тщетно неприятели вымучивали у него признание где скрыты церковные сокровища: они били его прикладами ружей, рубли саблями; но верный своему дому причетник при виде грозившей ему смерти, не открыл врагам своей тайны. Вся израненная грудь этого 90-летнего старца служила почетным свидетельством его доблести. Враги удовольствовались только расхищением оставшихся в церкви украшений» (14., с. 10). Французы разграбили церковную утварь. При грабеже сильно пострадал устроенный в 1585 году придел Димитрия Солунского с восьмигранной шатровой колокольней, сооруженной над ним в конце XVI века. Во время повторного освящения храма после освобождения Москвы этот придел так и не был возобновлен. Его освятили лишь в 1923 году незадолго до закрытия и сноса храма (1935).
4. Церковь Николая Чудотворца в Дербеневе. Уланский пер., 11, стр. 1- чудом уцелела от пожара Москвы 1812 года.
Что поделать, если Красносельский район богат утраченными памятниками?
5. Вот еще один, а именно снесенная в 1925-1926 годах Евпловская церковь или церковь Архидьякона Евпла на Мясницкой. Москва, Милютинский пер., [стройплощадка у д. 2, угол ул. Мясницкая]. Сейчас уже, наверное, что-то построили...
"После 10 (24) сентября 1812 года к интенданту французской армии Жану-Батисту Варфоломею де Лессепсу с просьбой обратился пленный протоиерей Кавалергардского полка взятый в плен после Бородино. Протоиерей просил разрешения совершать службу в одной из неоскверненных Московских церквей. Лессепс удовлетворил просьбу священника. Выбор пал на неоскверненный французами верхний придельный храм Св. Троицы церкви Святого Евпла.
Фотография: А. Послыхалин, 2009 г.
6. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Ольховце (в Красном селе). Большой московский пожар 1812 года, охвативший всю местность за Земляным городом от Большой Спасской до Нижней Красносельской улиц, чудом обошел стороной церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Ольховце (в Красном селе), построенную в камне в 1701 году с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи (1730) с колокольней и обширной трапезной 1751 года постройки. Храм был разграблен французскими мародерами, но после окончания Отечественной войны был заново освящен. В ходе восстановления храма в 1816 году основной объем храма получил изящный крестообразный верх в имперском стиле позднего классицизма. В 1838 году по проекту архитектора О.Бове было выстроено новое многоглавое навершие храма. Были заново сооружены главы, кресты, шпиль колокольни, ампирная обработка внешних стен и внутреннее убранство, включая великолепный главный иконостас. И поныне этот прекрасный храм стоит по адресу улица Нижняя Красносельская, дом 12.
...повторюсь - все это - отрывочные материалы моей неизданной пока книжечки.
Надеюсь, что они помогут московским учителям и школьникам в составлении планов тематических экскурсий.
Продолжение - следует.
А именно, - Мещанский район
Памятники Замоскворецкого района 1812 года. см.
Протоиерей Кавалергардского полка Гратинский, служащий молебствие в приходской церкви Святого Евпла, в Москве, в присутствии французов 27 (15) Сентября 1812 года. Гравюра, II пол. XIX в.
Продолжаем наше путешествие по памятным местам, мемориалам, сохранившимся гражданским и церковным постройкам центрального административного округа Москвы, связанным с событиями 1812 года...
1. Памятное место утраченной церкви Спаса-ПреображенияГосподня в Спасской. Ул. Большая Спасская, на месте д.15.
ЧТО МОЖНО РАССКАЗАТЬ: В среду 26 (14) августа, за 12 дней до Бородинской битвы в Москве на Земляном валу, у Сухаревой башни, между Спасскими казармами и церковью Спаса-Преображения Господня в Спасской проходил торжественный смотр Московской военной силы. На смотре присутствовало 6000 ополченцев со своими командирами. Вскоре сюда прибыли высшие военные чины, генерал-губернатор Москвы граф Ф.В. Ростопчин и преосвященный Августин. Вдруг оказалось, что собравшееся войско не имеет знамени. По воспоминаниям непосредственного участника событий, М.М. Евреинова, преосвященный Августин «по прибытии к нам, отправился в близь находящуюся тут церковь, именуемую Спаса, что во Спасской, взял оттуда хоругвь, возвратился к нам, отслужил молебен с водосвятием, обошел все ряды, окроплял всех святой водой, произнося: «благодать святого Духа да будет с вами», вручил ополчению сию хоругвь и в напутствие сказал речь, каковые он говорить имел особый дар. Народу было, нас провожавшего несчетное множество, и мы, переменяясь, несли хоругвь сию через всю Москву до Драгомиловской заставы».
По воспоминаниям А.Д. Бестужева-Рюмина на обширном огороде у пруда возле церкви Спаса во Спасской, укрылось несколько групп москвичей погорельцев, численностью около 100 человек. В основном здесь находились женщины. Голод они утоляли овощами, собираемыми с огорода. Через некоторое время сюда забралось два французских грабителя. Они были без сапог, без рубашек. Одежда едва скрывала их наготу. Обнажив тесаки, они требовали сапог и других вещей, в которых сами нуждались. Казалось безумным делом сопротивляться, и потому им отдавали все, чего они требовали. «Пришедшие два мародера, видя, что мы ни малейшего сопротивления их нахальным требованиям не делаем, вздумали раздевать женщин и искать сокровищ в таком месте, где только Алжирские корсеты ищут. Я, боясь, чтобы подобный обыск не был сделан и жене моей, подошел к ним и сказал (по-французски): «Господа, вы можете отнимать у нас все, что хотите, но если вы посмеете тронуть дам или простолюдинок, которые находятся здесь, во имя Создателя, которого вы не знаете, я клянусь бросить вас в эту мутную воду», показывая на пруд. Они с сим словом вложили тесаки свои в ножны и, уходя, ответствовали: «Ах, господин, раз вы так поступаете, то мы ваши покорные слуги… очень покорные слуги», повторили еще и пошли прочь. Вот – герои, овладевшие Москвой!». В два часа пополудни загорелся деревянный забор вокруг храма, и огонь перекинулся на кровлю церкви Спаса-Преображения. Погорельцы поднялись и пошли дальше, в Сокольники. Спасопреображенская церковь была отремонтирована и вновь освящена к 1816 году. Этот свидетель пребывания французов в Москве, находившийся на месте дома номер 15 на Большой Спасской улице был сломан в 1937 году.
Через год после памятного смотра Московской военной силы у церкви Спаса-Преображения в Спасской, 27 (15) августа 1813 года начальник Московского ополчения генерал-лейтенант граф И.И. Морков в Московском Кремле торжественно возвратил преосвященному Августину две хоругви из Спасского храма, служившие знаменами Московской военной силы.
2. Спасские казармы. (ул. Садовая-Спасская, 1, стр. 1.).
Пожар Москвы 1812 года выжег Спасские артиллерийские казармы, устроенные при императоре Павле I в городской усадьбе, некогда принадлежавшей графу И.С. Гендрикову. В доме находилась аптека для бедных, во флигеле помещалась типография. Обгорев снаружи и утратив интерьеры, здание казарм было восстановлено после Отечественной войны и с многочисленными перестройками дошло до наших дней
3. Другое памятное место находится по адресу Лубянский пр., перед д. 3, угол ул. Мясницкая. Здесь до сноса при большевиках стояла церковь Гребневской иконы Божией Матери. С которой связан факт героического поступка местного священника в 1812 году.Чудотворная икона Гребневской Богоматери стала особо почитаемой после событий, случившихся на Сретенке весной 1611 года, когда стрельцам и пушкарям под предводительством Д.М. Пожарского удалось отбить приступ польско-литовских интервентов. Перенесенная в 1710 году в село Преображенское икона не уберегла храм, построенный в ее честь от поругания в 1812 году. По Москве долго ходила легенда, что икона Гребневской богоматери вместе с драгоценной ризницей церкви уцелели потому, что были спрятаны в главе храма. Священник церкви, Никита Петрович Цветков покинул свой храм перед входом французов в Москву. При церкви оставался лишь дьяк Дмитрий Петрович Розанов, который на протяжении 64 лет беспрерывно исполнял должность причетника. По словам Н.М. Снегирева: Тщетно неприятели вымучивали у него признание где скрыты церковные сокровища: они били его прикладами ружей, рубли саблями; но верный своему дому причетник при виде грозившей ему смерти, не открыл врагам своей тайны. Вся израненная грудь этого 90-летнего старца служила почетным свидетельством его доблести. Враги удовольствовались только расхищением оставшихся в церкви украшений» (14., с. 10). Французы разграбили церковную утварь. При грабеже сильно пострадал устроенный в 1585 году придел Димитрия Солунского с восьмигранной шатровой колокольней, сооруженной над ним в конце XVI века. Во время повторного освящения храма после освобождения Москвы этот придел так и не был возобновлен. Его освятили лишь в 1923 году незадолго до закрытия и сноса храма (1935).
4. Церковь Николая Чудотворца в Дербеневе. Уланский пер., 11, стр. 1- чудом уцелела от пожара Москвы 1812 года.
Что поделать, если Красносельский район богат утраченными памятниками?
5. Вот еще один, а именно снесенная в 1925-1926 годах Евпловская церковь или церковь Архидьякона Евпла на Мясницкой. Москва, Милютинский пер., [стройплощадка у д. 2, угол ул. Мясницкая]. Сейчас уже, наверное, что-то построили...
"После 10 (24) сентября 1812 года к интенданту французской армии Жану-Батисту Варфоломею де Лессепсу с просьбой обратился пленный протоиерей Кавалергардского полка взятый в плен после Бородино. Протоиерей просил разрешения совершать службу в одной из неоскверненных Московских церквей. Лессепс удовлетворил просьбу священника. Выбор пал на неоскверненный французами верхний придельный храм Св. Троицы церкви Святого Евпла.
И вот на 13-й день после вступления французов в Москву над Большой Лубянкой и Мясницкой, растекаясь в ярком утреннем свете объятого тишиной города, разнесся колокольный благовест. Запуганные, голодные, ограбленные москвичи прислушались: не послышалось ли? - Нет, и вправду впервые после тринадцати дней тишины на колокольне Евпловской церкви раздался перезвон колоколов. Звонили в 108-пудовый колокол, вылитый мастером К.М. Слизовым в 1764 году. Подходя к воротам храма, москвичи могли увидеть объявление на французском языке, прибитое к ним. В нем именем императора французским войскам запрещалось грабить храм и нарушать богослужение. Службу в тот славный воскресный день 27 (15) сентября вел протоиерей Кавалергардского полка Михаил Гратинский. В службе участвовали кроме священника дьяк Петр Иванов и пономарь Григорий Федоров. Во время священнослужения караульные французские солдаты стояли на часах у паперти.Каждый год в этот день по все России в церквях праздновали день годовщины венчания на царство благословенного монарха – русского государя Александра I, и молебен, происходивший при большом стечении москвичей из разных районов, был посвящен этому памятному торжественному событию!". Будете цитировать - ссылайтесь, пожалуйста, на мой журнал trojza.blogspot.com
Повторим прекрасные слова, сказанные 100 лет назад о богослужении в Евпловской церкви: «Достоин славы и похвалы тот подвиг неустрашимого и самоотверженного героя-пастыря, который нашелся в то страшное для Москвы время в лице отца Михаила Гратинского и который ревностно послужил в деле религиозного утешения московских жителей, выбрав для этого уцелевшую от неприятельского погрома Евпловскую церковь, которая, может быть, свыше, Самим промыслом божиим предназначена была для этой высокой цели. Это обстоятельство живо и наглядно указывает нам на заслуги православно-российского духовенства вообще в Отечественную войну 1812 года. Сколько таких и подобных отцов Михаилов было в то время по всей России!» См. Ромашков Д.И. К столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года Приснопамятная и незабвенная страница из истории Московской Евпловской, на Мясницкой, церкви. М., 1911.С. 16-17.
Фотография: А. Послыхалин, 2009 г.
6. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Ольховце (в Красном селе). Большой московский пожар 1812 года, охвативший всю местность за Земляным городом от Большой Спасской до Нижней Красносельской улиц, чудом обошел стороной церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Ольховце (в Красном селе), построенную в камне в 1701 году с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи (1730) с колокольней и обширной трапезной 1751 года постройки. Храм был разграблен французскими мародерами, но после окончания Отечественной войны был заново освящен. В ходе восстановления храма в 1816 году основной объем храма получил изящный крестообразный верх в имперском стиле позднего классицизма. В 1838 году по проекту архитектора О.Бове было выстроено новое многоглавое навершие храма. Были заново сооружены главы, кресты, шпиль колокольни, ампирная обработка внешних стен и внутреннее убранство, включая великолепный главный иконостас. И поныне этот прекрасный храм стоит по адресу улица Нижняя Красносельская, дом 12.
...повторюсь - все это - отрывочные материалы моей неизданной пока книжечки.
Надеюсь, что они помогут московским учителям и школьникам в составлении планов тематических экскурсий.
Продолжение - следует.
А именно, - Мещанский район