29.02.2012

Москва в 1812 году: памятники Тверского района (Китай город)

Памятники Басманного района 1812 года См. 16 памятников.
Памятники Замоскворецкого района 1812 года. См. 13 памятников.
Памятники Красносельского района 1812 года. См. 6 памятников.
Памятники Хамовнического района 1812 года. См. 15 памятников.
Памятники Пресненского района 1812 года. См. 16 памятников.
Памятники Арбатского района 1812 года. См. 12 памятников.
Памятники Тверского района 1812 года (Сретенского благочиния). См. 32 памятника.
Памятники Мещанского района 1812 года. См. 12 памятников.

 
  Улица Ильинка в конце XVIII века. Неизвестный художник.

Продолжаем прогулку по историческим местам Москвы, связанным с событиями 1812 года и пребыванием наполеоновской армии в Москве. На сей раз мы пройдемся по историческому району Китай-города, административно входящему в Тверской район ЦАО г. Москвы. Храмы Китай-города относятся к Покровскому благочинию.


1. Памятное место.  Биржевая площадь. Ул. Ильинка. 
Свое нынешнее название площадь получила лишь в конце XIX века. В 1812 году площадь, спроектированная архитектором Иваном Старовым в 1782 году носила имя "Карунинской" по фамилии купца И.В. Карунина, которому принадлежала находившаяся здесь латунная фабрика. В 1785—1786 годах улицу Ильинку украсили «великолепные с огромною архитектурою обывательские дома, имеющие под собой лавки, число коих простирается до 60, и во всех почти торгуют галантереею, придавая сей части города немалые красоты». В день вступления авангарда французской армии в Москву, вечером 14 (2) сентября в одном из зданий Биржевой площади на Ильинке начался пожар. Магазины, наполненные маслом и салом, став неугасимым очагом пламени, горели всю следующую ночь.

2. Гостиный двор. Ул. Ильинка, д. 4
В конце XVIII века по указу Екатерины Великой, в соответствии по проекту знаменитого итальянского архитектора Джакомо Кваренги, Гостиный Двор принялись перестраивать в единое здание строгой и изящной архитектуры, которое становится новым украшением Москвы. Строительство осуществляли архитекторы московской Управы благочиния С.Карин, И.Еготов и П.Селихов. В виду огромных размеров сооружения, строительство затянулось. Тем не менее к 1812 году в завершенных корпусах уже велась активная торговля. 
Поджигатели. Художник: И.М.Львов.
По воспоминаниям современников, первые грабежи в Гостином дворе начались как повод уберечь от огня многочисленные товары, которыми были набиты торговые лавки Гостиного двора. Как писал аббат Сюрюг, католический священник церкви св. Людовика на Малой Лубянке: «народ выламывает двери и входы в подвалы, которым угрожает пламя, как будто для того, чтобы спасти находившиеся там товары: сахар, чай, сукно, меха, галантерейные вещи, и все это подвергается разграблению. [Французские] солдаты, бывшие сначала спокойными зрителями, становятся действующими лицами, и грабеж достигает таких размеров, что ничему нет пощады. Француз и русский, иностранец и соотечественник принимали в этом грабеже участие, заслуживающее глубокого сожаления». Все свидетели событий отмечают необычайную тишину, контрастировавшую со значением происходивших событий. Эжен Лабом, служивший в 4-ом пехотном корпусе наполеоновской армии, вспоминал, что из-за бушевавшего в торговых рядах огня «возможно было ходить только по наружной галерее, где находилось множество лавок. Их-то грабили солдаты, увидавшие добычу, которая превышала все их ожидания. При этом ужасном позорище не было слышно ни восклицаний, ни шуму: каждый находил возможность с избытком удовлетворить свою алчность. Слышался только треск от огня, стук разбиваемых у лавок дверей и иногда страшный шум от рухнувшего свода. Всевозможные ткани Европы и Азии пожирало пламя. Из погребов, из подземных складов сахара, масла, и других смолистых и спиртовых товаров вырывались потоки пламени с густым дымом». В рядах Китай-города неистовый грабеж продолжался всю ночь. К следующему утру 15 (3) сентября лавок в торговых рядах уже не было. Неприкосновенными оставались лишь несколько книжных магазинов на Никольской.
После освобождения Москвы восстановлением Гостиного двора занялась Комиссия для строений в Москве. Возглавил строительство архитектор Осип. Бове, закончивший его в 1830 году. Гостиный стал образцом для возведения аналогичных торговых сооружений в губернских и уездных городах по всей Центральной России.

3. Памятное место.На Ильинке сильно пострадала от огня и грабительства построенная в 1711 году церковь Дмитрия Солунского («на золотой фабрике») или на Ильинке. До 1812 года служба в этом храме отправлялась только летом, а сама церковь значилась приписанной к храму Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот. В середине XVIII века священником церкви был Василий Михайлов, у которого 6 марта 1766 года родился сын Алексей, впоследствии - преосвященный Августин . После французского нашествия церковь долго оставалась не освященной и стояла закрытой. При обследовании строения в 1822 году в стенах и сводах храма были обнаружены значительные трещины. В 1824 году митрополитом Филаретом церковь была упразднена и разобрана. В 1839 г. на месте снесённой церкви Дмитрия Солунского было построено здание Биржи, заменённое в 1875 г. современным.

Казанский собор на Красной площади. Н.А. Найденов, 1882 г.
 
Многочисленные церкви и монастыри Никольской улицы Китай-города сразу привлекли внимание мародеров. Неприятели были наслышаны о неслыханных богатствах древней столицы Московии, и, не находя сокровищ в храмах, жестоко пытали и допрашивали священнослужителей. В ночь на 15 (3) сентября мародеры вломились в собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, построенный князем Д.М. Пожарским в 1636 году в память об освобождении Москвы от польских интервентов. Мародеры шарили повсюду, взбирались на двухъярусную колокольню, сооруженную в 1805 году место прежней шатровой, но нигде не находили сокровищ, обещанных им Наполеоном. Разыскав протоиерея Казанского собора, они жестоко били и пытали его. Наконец, не добившись желаемого, один из грабителей обнаженной саблей ударил священника по голове. К счастью, тяжелая рана не была смертельной. При отступлении Наполеон отдал приказ о взрыве Кремля. Под многие кремлевские здания, в том числе и под башни, были подведены мины. Шесть взрывов один за другим прогремели в 10 часов утра 23 (11) октября. При взрыве Никольской башни, ее летящими в разные стороны большими каменьями была разбита крыша собора Казанской иконы Божией Матери на Никольской. В 1936 году это здание - свидетель тревожных дней 1812 года было снесено. Его копия по сохранившимся чертежам была построена на том же месте в 1990-1993 годах.

5. Собор Спаса Нерукотворного образа бывшего Заиконоспасского монастыря. Ул. Никольская, д.7, кор.9.
Накануне вступления неприятельских войск в Москву генерал-губернатор Москвы Ф.В. Ростопчин предоставил в распоряжение викария Московского и епископа Дмитровского Августина 300 подвод для эвакуации церковных сокровищ из монастырей и храмов Москвы. Надо заметить, что до того как Августин был хиротонисан в викарии, с 1801 года он был архимандритом Богоявленского, а с 1802 по 1804 год – архимандритом Заиконоспасского монастыря на Никольской улице. 

Августин (Виноградский (1766-1819) 
 
Вечером в субботу 12 сентября (31 августа по старому стилю), когда французская армия выступала из Можайска на Москву, в кафедральном Чудовом монастыре Московского Кремля вместе с обозами, едва вмещавшими богатейшие ризницы московских храмов, собрались настоятели и ризничие монастырей и соборов города. Среди прочих здесь присутствовал архимандрит Заиконоспасского монастыря на Никольской Симеон (Крылов-Платонов). Вместе с богатой ризницей этого монастыря, основанного еще Борисом Годуновым в 1600 году, он вывозил бесценные архивы Славяно-греко-латинской академии. Следующий архимандрит Заиконоспасского монастыря Парфений (Черков) в своем донесении Преосвященному Августину после войны  писал, что «лучшая ризница и утварь были вывезены, остались самые неценные вещи, также несколько монахов штатных».
Не найдя удовлетворения своих ожиданий на богатую добычу в Заиконоспасском монастыре, в первый же день неприятели выгнали нескольких остававшихся в нем монахов из их келий и, «ограбив их до наготы, и употребляли под ноши», не давая им пищи и томя их голодом. История сохранила имена героев-священнослужителей Заиконоспасского монастыря. Один раз, ожесточившись на духовную стойкость иеромонаха Виктора, французы связали его и, желая утопить, бросили в Москву реку при впадении в нее р. Пресни, за Новинским Богородицким монастырем на Бережках. Иеромонаху чудом удалось избавиться от пут, переплыть реку, где он спрятался на берегу среди кустов, зарывшись в песок. В другой раз престарелый, седой, изможденный голодом и непрерывной переноской награбленного, иеродьякон Вонифатий отказался помогать французам. Жестоко избив старца, французские мародеры загнали его в ледяную реку, угрожая либо утопить, либо отсечь ему голову саблей. Чем кончилась эта история - документы не сообщают, но надо полагать, что вера и стойкость также помогла ему избежать неминуемой смерти. Издеваясь и глумясь над Православным обрядом, озверевшие от пьянства солдаты раздели донага иеродьякона Заиконоспасского монастыря Владимира, также заставляя таскать неподъемные тяжести по улицам. Когда врагам показалось этого мало, они, дав ему в качестве единственной одежды священническое облачение, отвели его в Кремль к неаполитанскому королю Иоахиму Мюрату, разбиравшему дела о пленных и поджигателях до учреждения французского муниципалитета, представив его как пленного казака. Только твердая вера и молитва иеродьякона Владимира  смогла уберечь его от окончательной расправы.  В последующие дни церкви монастыря, включая сохранившийся до наших дней Собор Спаса Нерукотворного Образа, заложенный в 1660 году, были обращены в конюшни, а кельи были отданы под казармы для французских солдат. По словам архимандрита монастыря Парфения, «в таком состоянии находился монастырь до изгнания неприятеля, церкви были наполнены навозом и всякою нечистотою, монастырь загроможден разными обломками, но все уцелело от пожара».

 Фотография: Олег Гусаров.
6. Собор Богоявления Господня бывш. Богоявленского монастыря. Богоявленский пер., 2, стр. 4.
14 (2) сентября мародеры проникли в Богоявленский монастырь, основанный на Никольской на рубеже XIII-XIV веков с величественным Богоявленским (Крещения Господня) собором, построенным в 1693-1696 годах. После того, как наиболее драгоценная утварь была вывезена в Вологду архимандритом монастыря Гедеоном, оставшийся в монастыре деятельный иеромонах Аарон, исполнявший должность монастырского казначея, 1 (13) сентября успел собрать оставшуюся утварь и спрятать ее в дверях церкви под покрытием пола (лещадью). Войдя в монастырь, солдаты разломали кладовые, в церквях ломали оклады иконостаса, отыскивая серебро. Схватив престарелого иеромонаха Аарона, они сначала требовали от него вина и хлеба. Получив желаемое, им показалось этого мало и, желая обнаружить тайник, где были спрятаны драгоценности, французские солдаты  «таскали Аарона за волосы и бороду, приставляя к груди штыки». Не добившись желаемого, французские солдаты взяли Аарона и других остававшихся в монастыре монахов для переноски тяжестей из пылавших торговых рядов. По воспоминаниям, приводимым А. Поповым, на следующий день, 15 (3) сентября монахов заставили тащить свертки сукна и бочки с красным вином по Тверской улице, посреди тогда уже пылавших домов, но «при [Тверской] заставе у солдат отняли несомое другие [также французские] солдаты и монахов отпустили, но попавшиеся на пути другие солдаты опять заставили их везти телегу с винами, не в заставу, а через гряды в вал». Иеромонаху Аарону и другим монахам удалось возвратиться в Богоявленский монастырь только на следующий день к вечеру 16 (4) числа. Но тут в монастырь снова пришли французы и рядом с северным приделом Богоявленского собора, освященным во имя Георгия Победоносца (1747) через переводчика враги снова учинили ему допрос, желая узнать, где спрятаны золотые и серебряные вещи. При допросе его били двумя палашами по спине и оставили только тогда, когда он потерял сознание. В конце 1812 года чудом выживший при французах казначей – иеромонах Аарон свидетельствовал в своем рапорте в Московскую духовную консисторию, что начиная с 29 (17) сентября он  начал в одной из церквей монастыря утреннее и вечернее молитвословие, которое и продолжалось до выхода неприятеля. В то утро, когда изможденный голодом, избитый палашами и исколотый штыками священник, превозмогая боль, встал у аналоя, у села Чирикова, за несколько верст от Москвы по  Калужской дороге, состоялось первое после Бородинской битвы крупное сражение между французскими корпусами Мюрата, Понятовского и Бессьера и войсками арьергарда русского войска под командованием М.А. Милорадовича. В ходе битвы, в которой участвовало и Московское ополчение, были взяты в плен французский генерал Ферье и адъютант Понятовского граф Потоцкий. Повинуясь приказу и сдерживая противника, русское воинство отступило к деревне Голохвастово, сохраняя боевой порядок. После ухода французов из Москвы в монастырских церквях остались неповрежденными престолы и уцелели антиминсы. Пожар уничтожил лишь  братские кельи монастыря. Утварь, спрятанная и сбереженная иеромонахом Аароном «сохранилась в целости». От взрыва Никольской башни Кремля в 10 часов утра 23 (11) октября лопнули железные связи нижней церкви Богоявленского собора. Летящие камни согнули крест на колокольне, а кровля на церквях и жилых постройках была пробита в 46 местах.

Фотография отсюда.
7. Выше Заиконоспасского монастыря и поныне стоит немой свидетель тех душераздирающих сцен, которые происходили на Никольской в первые дни пребывания врага в столице. Это -  церковь Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье (Никольская, д. 8, стр. 5), возведенная в 1691 году почином знатных бояр Салтыковых близких двору царя Алексея Михайловича. В первом десятилетии XIX века храм сочетал функции домовой и приходской церкви, а с 1803 года он был приписан к располагавшейся ближе к Китайгородской стене церкви Троицы Живоначальной в Старых Полях. В 1812 году он стоял посреди большого двора – открытый со стороны Никольской улицы, рядом было кладбище. Выстроенный в стиле «нарышкинского барокко», Успенский храм уцелел от пожара, бушевавшего в Гостином дворе, но был осквернен алчными грабителями. Рядом с храмом находился французский караул, бдительно следивший за распространением пожара, и охранявший этот квартал от огня. Причиной этого усердия, проявленного французскими солдатами  служило то, что в непосредственной близости от храма находился дом ктитора (вкладчика) этого храма, надворного советника Петра Алексеевича Кусовникова (1753-1823), в котором в сентябре 1812 года некоторое время находилась штаб-квартира интенданта французской армии Жана-Батиста Варфоломея де Лессепса (1766-1834).  Дом П.А. Кусовникова по этой причине также остался цел. В январе 1813 года П.А. Кусовников в своем прошении к преосвященному Августину писал, что: «в Успенской церкви, находящейся при доме его, Кусовникова, священнослужения не отправляется, хотя все потребное к тому имеется, престол остался после врагов невредимым и священный антиминс сохранен в целости, но ветх, и просил его преосвященство приказать кому следует выдать в Успенскую церковь новый антиминс, освятить ее и позволить в ней отправлять священнослужение по-прежнему». Успенская церковь была освящена 1 февраля (20 января) 1813 года. С легкой руки известного знатока московской старины, Михаила Ивановича Пыляева (1842-1899), супружеская чета Петра Алексеевича и Арины Ивановны (1762-1832) Кусовниковых, описанная им в книге «Замечательные чудаки и оригиналы», стала считаться семьей невероятных скряг и скупцов, которые, притом «не знали куда прятать деньги».  «За кадром» осталось его искреннее радение о возобновлении приходской Успенской церкви. 

Фотография отсюда.
8. Церковь Илии Пророка на бывшем Новгородском подворье. 
Чуть выше по Ильинке и сейчас возвышается глава церкви Илии Пророка на бывшем Новгородском подворье (в Теплых рядах, или на Торжище) (ул. Ильинка 3/8, стр. 2). Церковь Илии Пророка является одним из древнейших храмов сохранившихся в Китай-городе. Сооруженный в 1520 году как главный храм Ильинского мужского монастыря, он дал название улице Ильинке. Важнейшими событиями в истории храма были крестные ходы из Спасских ворот к Ильинской церкви на Ильин день. Здесь слушали обедни первые русские цари дома Романовых. В 1620 году бывший монастырский храм становится приходским, а в 1676 году он был передан подворью Новгородского митрополита. В 1865 году здание храма было включено в архитектурный объем каменных Теплых (отапливаемых) торговых рядов. Новгородское подворье и церковь были разграблены наполеоновскими солдатами в первые дни по их вступлении в Москву. В Ильинской церкви выгорели иконостасы, но чудом не пострадала от сильного пожара икона апостола Тимофея, которая стала особо чтимой иконой храма. Впоследствии на ее ризе была сделана надпись, гласящая: «во время пожара 1812 года образ остался от огня невредим». Тем не менее, церковь стояла не освященной целых пять лет. Большой вклад в ее возрождение внес новый арендатор подворья купец Илья Якимов, а деньги на создание иконостаса были специально выделены Училищным комитетом Синода, председателем которого был митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, Амвросий (Подобедов).  

Фотография отсюда.
9. Церковь великомученицы Варвары на Варварке
Столь же сильно страдал от бушующего пламени район Варварки и Зарядья. На Варварке пылали многочисленные деревянные магазины, отстроенный в камне лишь спустя несколько лет после нашествия французов. Бесчинствующие мародеры также не обошли здешних храмов. 14 (2) сентября была разграблена построенная по проекту Р.Р. Казакова  в 1796-1804 годах церковь великомученицы Варвары на Варварке (ул. Варварка, д. 2). Французы сдирали ризы с икон, выламывали их из роскошного иконостаса. Сам храм использовался под войсковую конюшню. Здание сильно пострадало при подрыве Кремля, но было восстановлено в 1820-х годах. Также был реконструирован и старый иконостас. Служили в этот период в церкви протоиерей и благочинный Иван Кандорский, «на дьячковскую вакансию» был назначен Александр Розанов, а также пономарь Иван Федоров.

Фотография отсюда.
10. На храме Максима Исповедника (Максима Блаженного) на Варварке (ул. Варварка, 4), построенном в самом конце XVII века обгорела колокольня, но само помещение храма осталось в целости. Считается, что священник церкви Игнатий Иванов продолжал проводить в ней службы на протяжении всего периода пребывания неприятеля в Москве. После окончания Отечественной войны отец Игнатий был награжден наперсным крестом 1812 года. В 1827 году у церкви появилась новая колокольня со шпилем, сооруженная в стиле ампир.

Сильно пострадал от разграбления и мужской монастырь в честь иконы Божией Матери Знамение, основанный в 1631 году на месте родовой усадьбы бояр Романовых. Двухэтажный пятиглавый собор иконы Божией Матери Знамение и корпуса келий монастыря были построены в период 1679-1684 годов, а в 1789-1789 годах была возведена колокольня. Собор и колокольня сохранились до наших дней и находятся по адресу ул. Варварка, д. 8а. После того, как монастырский казначей Мефодий с лучшими монастырскими вещами отправился в Вологду, французские солдаты ворвались в Знаменский монастырь 14 (2) сентября, разграбив кельи, настоятельские покои и церкви. Не довольствуясь расхищением остававшегося серебра и утвари, сорвав оклады со святых икон и подозревая, что важнейшие сокровища спрятаны где-нибудь на территории монастыря, они стали избивать остававшихся в монастыре монахов. От жестоких побоев и мучений на глазах братии геройски погиб иеромонах Павел. Иеромонаху Георгию саблей была разрублена голова. В соборной и придельных церквах были расхищены напрестольные одежды, антиминсы и даже полотняные срачицы, два серебряных напрестольных креста, два Евангелия и два дорогих служебных сосуда с прибором. В нижней церкви с образа Знамения Богородицы французы содрали серебряную вызолоченную ризу и жемчужный убрус. Глумление над православными святынями не знало границ. Многие иконы, выбитые из иконостасов и лишившиеся своих драгоценных украшений, были выброшены неприятелями на монастырский двор. Солдаты кололи их палашами и употребляли вместо дров в кострах, на которых они готовили себе пищу. Иконостасы алтаря, медные паникадила и подсвечники, не нужные для неприятелей, были переломаны и разбросаны на церковном помосте. Во всех церквах, равно как и в жилых покоях были выбиты оконные рамы. Повсюду были раскиданы осколки разбитого стекла. В нижнем храме французы устроили конские стойла. Безобразие и мерзость запустения водворились в святой обители. Во время бушевавшего пожара в Знаменском монастыре сгорели братские кельи, покои семинаристов, сараи, конюшни, кузница и службы. Огонь уничтожил колокольню. Во время пожара с нее упали колокола, но при разборе руин они были найдены целыми. 

12. Огонь не пощадил соседней церкви Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот (ул. Варварка, 15), которая числится в списке сгоревших в 1812 году церквей Москвы. Каменный храм с северным приделом Климента папы Римского и южным - Боголюбской иконы Божией Матери был возведен в 1741 году фабрикантом Ф. С. Подсевальщиковым на месте более древней каменной церкви. Здание представляет собой редкий в Китай-городе образец скромного посадского храма. В 1822 году сгоревший Климентовский придел был перестроен в простых ампирных формах и объединен с расширенной трапезной. Тогда же, взамен сгоревшего был устроен новый ампирный иконостас.

Фотография: С.Ю. Духанин.
13. Во время нашествия наполеоновских войск был ограблен и сильно поврежден пожаром храм Покрова Пресвятой Богородицы (Георгия Великомученика) на Псковской горе 1658 года постройки (ул. Варварка, 12). Храм был настолько сильно разрушен, что с 1812 по 1818 год он был приписан к соседней церкви Св. Николая Красный звон. Только в 1818 году иждивением московского купца Петра Федоровича Соловьева храм был восстановлен. С запада к нему была пристроена вдвое большая трапезная в псевдоготическом стиле с приделом великомученика Георгия Победоносца, с севера была построена новая паперть и двухъярусная колокольня, верхний ярус которой был выполнен в стиле ампир. Главный престол церкви был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1837 году вдова купца,  Мария Николаевна Соловьева, урожденная Усачева, устроила третий придел во имя Св. Петра Митрополита.

Памятник К.Минину и Д.Пожарскому на Красной площади. Гравюра II пол. XIX в.

В период восстановления древней столицы после войны 1812 года Никольская улица была застроена большими двухэтажными каменными зданиями, из которых на первом месте по красоте надо назвать Синодальную типографию, с солнечными часами на фасаде. В 1820 году были пробиты Проломные ворота, выводящие улицу на Никольскую площадь. Ильинка также обустроилась каменными зданиями с магазинами на первом этаже. Самым значительным зданием по этой улице была, не по размерам, а по своим функциям, Биржа, построенная в 1839 году на углу Ильинки и Рыбного переулка – на том месте, где некогда стояла церковь Дмитрия Солунского. При реконструкции некогда кривая и извилистая Варварка была значительно выпрямлена и подсыпана землей, так что к зданиям на ее южной стороне приходилось спускаться по лестницам. Деловая активность в этом районе восстанавливалась параллельно с обновлением зданий. В Зарядье в это время был построен целый квартал двухэтажных каменных домов. В 1816—1817 годах были разобраны ряды вдоль рва на Красной площади и снесены все строения, загораживавшие вид на храм Василия Блаженного. С 1817 по 1821 год по проекту архитектора  О. И. Бове в ходе ремонта северной части Китайгородской стены с ее башнями. Были снесены прилегавшие к стене изнутри арки с многочисленными расположенными в них неказистыми хозяйственными  пристройками. Стена Китай-города окончательно потеряла свое первоначальное оборонительное назначение. В 1825-1830 годах завершилась реконструкция Гостиного двора. В 1818 году, перед его главным портиком был установлен скульптурный монумент героям Народного Ополчения 1612 года К. Минину и Д. Пожарскому, выполненный скульптором И. П. Мартосом, чем особо подчеркивалась преемственная связь между двумя великими победами национального духа.

Представленный по районам материал является выдержками из моей неопубликованной книжечки "Монастыри, соборы и церкви ЦАО г. Москвы в 1812 году по воспоминаниям современников". При цитировании просьба ссылаться на этот мой блог trojza.blogspot.com
Рад рассмотреть любые предложения по публикации.