09.03.2012

Село Виноградово и храм Владимирской иконы Божией Матери 1772-1777 годов


Хотел было сам написать об истории храма Владимирской иконы Божией Матери в подмосковном Виноградове, однако, в сети доступен хорошая статья уважаемого Михаила Коробко, добавить к которой что-то довольно сложно. Посему приведу его целиком, снабдив фотографиями моего посещения этого замечательного подмосковного местечка, а также небольшими дополнениями (в скобках шрифтом arial).

"Впервые Виноградово упоминается в документах в 1623 году, когда его владельцем был один из предков А.С.Пушкина – Гаврил Григорьевич Пушкин, человек с очень сложной биографией.(Интересно, что у Братьев Холмогоровых указано, что  во времена Г.Г. Пушкина Виноградово, Дубровки тож на Долгом пруде было еще деревней и дано было владельцу в поместье по государевой грамоте 1617 года судя по всему из государевых земель. Холмогоровы В.и Г. Вып.4. Селецкая десятина, с. 101). 

Известно, что в 1581 году он, будучи стрелецким сотником, выполнял “государево поручение”. В 1598 году он служил “головую” в Серпуховском полку, участвуя в Крымском походе. Проходит всего лишь два года и Гаврил Попов – второй воевода в далеком западносибирском городке Пелым, куда и сейчас-то не так легко добраться. Начинается Смутное время, и Гаврил не только становится на сторону Лжедмитрия 1, но является его рьяным пособником, “возмущает” жителей, агитируя за самозванца. Но ситуация переменилась и Гаврил Пушкин уже на противоположной стороне – отлавливает людей с грамотами Лжедмитрия. В 1613 году он участвует в обороне Москвы от войск польского королевича Владислава, спустя год заседает в Разбойном приказе. В 1629 году – Гаврил Пушкин в числе думных дворян, царь допускает его к своему столу. В 1638 году он умирает, постригшись перед смертью в монашество (обычай того времени, вспомните Бориса Годунова у А.С.Пушкина). Последний интересовался личностью и делами своего предка и написал о нем: “Он обладал большими способностями, будучи в одно время и искусным воином, и придворным человеком и, в особенности, заговорщиком”. 


Деревню Виноградово унаследовали сыновья – Григорий и Степан, причем в 1649 году она была отдана им в вотчину, то есть право пожизненного владения было заменено на наследственное. Братья преуспевали на государственной службе. Григорий был воеводой в ряде городов. В 1644 году он был пожалован в думные дворяне, получил титул наместника и направлен в Польшу полномочным послом. В 1646 году направлен послом в Швецию и в том же году стал боярином. Степан Пушкин был воеводой в Рыльске, Одоеве, Устюге, Путивле, Смоленске. Скончался почти одновременно с братом, оставив двух сыновей – Матвея и Якова, которым и досталось Виноградово, ставшее к тому времени селом – в 1648 году здесь была построена деревянная церковь во имя Владимирской Божьей матери. Согласно переписной книге 1678 года, в селе находились “двор вотчинников, 5 дворов крестьянских, в них 21 человек и двор задворного человека”; единовластным владельцем Виноградова в течение полувека был Матвей Степанович Пушкин. В 1696 году по его распоряжению была построена новая церковь, теперь уже каменная, но сохранившая свое первоначальное название.

Хозяин села постепенно поднимался по служебной лестнице: сначала стольник, затем окольничий, воевода в Смоленске, Киеве, Астрахани... Со временем Матвей Пушкин стал боярином. Но его карьере пришел конец. Петр 1 прогневался на Матвея Пушкина за несогласие с посылкой молодых дворян за границу, а кроме того сын Фёдор Пушкин оказался одним из главных участников стрелецкого заговора, который возглавили И.И.Циклер и А.А.Соковнин (тесть Фёдора). Заговорщиков казнили в марте 1697 года, а старый боярин с малолетним внуком Федором был сослан в Енисейск (Матвей Пушкин умер в Сибири в 1706 году. См. ). Примерно в те же годы скончался брат Матвея Пушкина – Яков, тоже боярин и также противник петровских реформ. Спустя несколько лет дальние родственники Матвея Пушкина – Иван (стольник Иван Калинин Пушкин) и Петр Пушкины – подали Петру 1 прошение, которое было удовлетворено – в марте 1707 года они получили громадное состояние ссыльного боярина, в том числе и село Виноградово. В последующем владельцы менялись очень часто. Уже через год Иван Пушкин передал Виноградово Степану Ергольскому, а еще через год выкупил его назад. Оно осталось за ним и после раздела имущества между братьями, который произошел в 1717 году. (Подробные данные дела о вотчинах Пушкиных изложены в документе - челобитной жены стольника Ивана Пушкина об оставлении в пожизненном владении ее с мужем деревнь, доставшихся им после смерти Матвея Пушкина. Документ был опубликован в Сборнике Императорского Русского общества. Т.106. 1899. С. 235-237. Прошение Пушкиных было удовлетворено Анной Иоанновной 28 мая 1733 года. К сожалению, в документе вотчины не переписаны. Согласно документу Иван Калинич Пушкин вместе с его женой и в 1733 году могли владеть Виноградовым. Однако, у бр. Холмогоровых совсем другие данные за этот период).

 Василий Владимирович Долгорукий (1667-1746).

Прошло 12 лет, и село покупает генерал-фельдмаршал Василий Владимирович Долгорукий (1667-1746)– человек весьма известный, сподвижник Петра I, участник многих походов и сражений, в том числе и Полтавской битвы, в которой сыграл очень важную роль. Но прежние заслуги не помогли Долгорукову, когда царь узнал, что тот поддерживает царевича Алексея. Князь Долгорукий был лишен чинов и сослан в Соликамск. Только перед смертью императора ему было разрешено вернуться на службу, но всего лишь в чине полковника. Екатерина I, став императрицей, назначила Долгорукова в 1726 году главнокомандующим войсками на Кавказе. В 1728 году он произведен в фельдмаршалы, назначен членом Верховного тайного совета, но при Анне Иоановне его ждала новая опала – в декабре 1730 года его ссылают в Иван-город, а в 1739 году – в Соловецкий монастырь. 


Императрица Елизавета вновь возвращает его ко двору, Долгорукий вновь становится фельдмаршалом, назначается президентом военной коллегии... Остаток жизни проходит без новых потрясений, Долгорукий умер в 1746 году в возрасте 80 лет. 

Александр Иванович Глебов (1722-1790).

С Виноградовом Долгорукий расстался очень быстро – уже через год, продав его княжне Марии Федоровне Вяземской, остававшейся владелицей села почти 30 лет. После ее кончины наследник – полковник Астраханского пехотного полка, князь Иван Андреевич Вяземский продал Виноградово Александру Ивановичу Глебову, которого А.Ильин (автор книги о селе Виноградове) характеризует как “интересную и выдающуюся фигуру государственного лихоимца и хищника”, принимавшего участие “во всех отраслях государственного управления, где только можно было обратить в свою пользу разные доходы или получить их с лиц, заинтересованных тем или иным исходом дела” (как видно, такого рода люди были не только в наше время). 
 

А.И.Глебов родился в 1722 году и в 15 лет поступил на военную службу. В 1749 году он уже на гражданской службе и вскоре женится на вдове придворного Н.Н.Чоглокова, двоюродной сестре императрицы Елизаветы. Если невеста выходила замуж по любви, то для Глебова это был брак по расчету. Невеста умирала от туберкулеза, под венец ее везли в колясочке, а спустя полтора месяца после свадьбы она умерла. Все же Глебов по распоряжению императрицы накануне свадьбы успел стать обер-прокурором Сената и это обеспечило его будущее. 


Он проводит рискованные денежные операции, заводит “дружбу” с нужными влиятельными людьми и быстро увеличивает свое состояние. 


Владения  с. Виноградова при Глебове, Кусов В.С., по состоянию на 1760 г. 
В 1760 году он – генерал-майор, занимающий все новые и новые должности. Министр юстиции – князь Шаховской – попробовал остановить Глебова, но в результате последний оказался на месте Шаховского, будучи назначен генерал-прокурором. Петр III собственноручно возлагает на Глебова орден Александра Невского; это награда за составление трех известных манифестов: об уничтожении Тайной канцелярии, о правах дворянства и об отобрании крестьян у духовенства. При дворе Петра III Глебов был одним из самых влиятельных приближенных. При Екатерине II Глебов вначале сохранил свои должности, но в конце концов молодая императрица поняла, с кем имеет дело. В своих записках она писала: “У Глебова очень большие способности, соединенные с равным прилежанием; это олицетворенная находчивость, но он плут и мошенник...”. 


Глебов уже не имеет своего прежнего влияния, но и не исчезает с горизонта. В 1773 году он произведен в генерал-аншефы, в 1775 году участвует в суде над Пугачевым, ему доверяется управление Смоленским наместничеством и Белгородской губернией, но уже через пару лет он оказывается под судом. Карьера закончена, последние тринадцать лет жизни он проводит в Виноградове или в доме на Ходынке в Москве. 

Дарья Николаевна Глебова (1731-1790) урожденная Анна-Доротея Николау. Третьяковская галерея. Отсюда.

В год его отставки в селе появляется новая церковь. Точно не установлено имя архитектора, ее построившего. Вряд ли кто видел православный храм треугольной формы – церковь в Виноградове именно такая. Отдельно – наискось от алтаря влево – была поставлена колокольня, а на таком же расстоянии, но справа – здание с нарисованными часами. Церковь была освящена в сентябре 1777 году и тогда же, рядом с церковью была открыта богадельня для престарелых. В 1787 году Глебов написал завещание, согласно которому большую часть его имущества (а оно было огромным) получала его жена – Дарья Николаевна, бывшая экономка в Виноградово. Такое решение было справедливым – брак оказался счастливым. Как писал Глебов в своей духовной “жена моя во время жизни моей исполняла долг нелицемерной ко мне дружбы, жертвовала для меня не только всем почти имением своим, но и здоровья своего для моего спокойствия нимало не щадила”. Но судьба распорядилась иначе. В июне 1790 года Глебов скончался и был похоронен перед алтарем церкви; жена его умерла на шесть дней раньше и была погребена там же.


Наследницей А.И.Глебова стала его любимица – падчерица Елизавета Ивановна, (София-Елизавета Левенштерн) выданная им в 1784 году замуж за подполковника Ивана Ивановича Бенкендорфа – участника суворовских походов. Дела бывшего владельца оказались весьма запутанными, и над состоянием была учреждена опека, сохранявшаяся в течение нескольких лет. Елизавета Ивановна активно взялась за управление домом и обширными имениями; ее муж вскоре вышедший в отставку, в эти дела не вмешивался. Семья была чрезвычайно гостеприимной, и в Виноградове постоянно жили гости. Был среди них и известный баснописец Иван Андреевич Крылов. Несколько басен его было посвящено Софье Бенкендорф – дочери владельцев Виноградова, которая уже с детских лет стала писать небольшие рассказы; их печатали в ежемесячных изданиях “Друг юношества” и “Русский вестник”. Но счастье было недолгим – Софья умерла вскоре после своего замужества и была тоже похоронена у церкви в Виноградове. 


В 1812 году село заняли французы и стояли здесь более двух недель, учинив подлинный разгром. Достаточно сказать, что в церкви и даже в алтаре стояли лошади и огонь раскладывали, была расхищена ризница и переломана церковная утварь. В господском доме уничтожена мебель, погублена библиотека, стекла выбиты, стены пробиты насквозь. Перечень разбитого и украденного занимает несколько страниц. Общая сумма убытка исчислялась десятками тысяч рублей. Разумеется, пострадали и крестьяне. Было угнано 35 лошадей, коров и телят – 66, овец – 201, увезено 38 телег и 44 саней; украдены были даже улья. Понятно, что после этого прежде богатое хозяйство стало нищим.


 К счастью владельцев их дом не был сожжен, как это было во многих других местах, и вернувшись в Виноградово, Елизавета Ивановна стала спешно приводить его в порядок (работали даже по вечерам со свечами). 


Прожив счастливо друг с другом более полувека, Иван Иванович и Елизавета Ивановна скончались с разницей всего лишь в пять месяцев и были похоронены в Виноградове рядом с любимой дочерью. 

Александр Иванович Бенкендорф. Художник - Тулов Ф.А. Хранится в музее г.Калуги. Отсюда.

Село досталось сыну – поручику Александру Ивановичу Бенкендорфу. Для его большой семьи Виноградово служило местом летнего пребывания. В старом господском доме и парке было людно, звенели голоса детей. Жили дружно и даже издавали свой собственный Виноградовский журнал. Но молодое поколение подросло и разлетелось из родительского дома. Усадьба стала пустеть, особенно после смерти Александра Ивановича в 1873 году. 


В 1885 году она была продана М.Я.Бучумову (купец Михаил Яковлевич Бучумов). При оформлении продажи прежние владельцы не оговорили судьбу вещей, находившихся в имении, полагая, что они продают только недвижимость. Но вышло иначе... В собственности Бучумова оказались документы, портреты предков, семейные реликвии и многое другое. Нового хозяина они не интересовали и поэтому скоро исчезли из старого имения. Зато появились дачи, выстроенные на берегу пруда. Старые строения приходили в упадок, наконец остался только господский дом, но в 1905 год сгорел и он. Памятником прошлого осталась только церковь с могилами владельцев. 


Смерть снова их соединила. А.И.Бенкендорф умер в Баку, его супруга – Елизавета Андреевна – в Костроме, дочь – Дарья Александровна – в Берлине, но все они были похоронены перед алтарем Виноградовской церкви. И на всех плитах, изготовленных из мрамора, была выбита одна и та же надпись: “Всё от Бога”. 



Дом Банзы со стороны пруда. Отсюда.
 Вид со стороны двора.
За домом - чудесный парк, кстати. 
 Надо там осенью побывать.


Долгие пруды.
В марте 1911 года имение было продано Эмме Максимовне Банзе (урожденной Вогау, 1840-1819, замужем за Конрадом Конрадовичем Банза), владевшей усадьбой три года; за этот небольшой срок были сооружены въездные ворота с мостом перед ними и несуществующим теперь зданием кордегардии. На месте сгоревшего дома был построен новый. В стороне был выстроен еще один дом – деревянный, но оштукатуренный. Центральное здание крытыми переходами соединялось с двумя боковыми строениями. Тогда же появились новые строения скотного и конного двора. Был даже построен клуб-кинематограф для наемных рабочих. В итоге был создан хозяйственный комплекс, который должен был приносить доход. 


В 1914 году в Виноградове новый владелец – Р.В.Герман. Но уже близок 1917 год, изменивший всю жизнь России. В книге Е.П.Подъяпольской “Памятники архитектуры Московской области” (1998) дан план усадьбы Виноградово, с помощью которого легко ориентироваться (см. рис. 2). 

Рис.2.
План усадьбы Виноградово (из книги Е.Н.Подъяпольской, 1998). Цифровые обозначения: 1 – въездные ворота; 2 – дом Банзы; 3 – погреб; 4 – дом Германа; 5 – конный двор; 6 – клуб; 7 – скотный двор; 8 -хозяйственные ворота; 9 – контора; 10 – руины церкви ХVII века; 11 – Владимирская церковь; 12 – часовая башня; 13 – колокольня; 14 – дом причта. Отсюда.


От платформы Долгопрудная Савёловской железной дороги в сторону Дмитровского шоссе (до него менее 2 км) ведет прямая дорожка, строго направляющаяся к церкви. С левой стороны – хозяйственные строения, о которых уже шла речь – клуб, скотный и конный дворы. Далее по правую руку начинается парк с регулярной планировкой, системой липовых аллей, спускающийся к прудам. Небольшой участок парка оформлен как пейзажный. В парке два дома, один – Э.М.Банзы (см. Приложение, рис. 3), другой – Р.В.Германа. Неподалеку от прудов (с левой стороны от дорожки) – остатки старой церкви ХVII века, разобранной по распоряжению М.Я.Бучумова. За Дмитровским шоссе находится главная достопримечательность Виноградова – кирпичная оштукатуренная Владимирская церковь, отдельные детали которой выполнены из белого камня (см. Приложение, рис. 

  Владимирская церковь в усадьбе Виноградово. План, 1772–1777.

4). Как уже говорилось, она была построена в 1772–1777 годах. Имя архитектора неизвестно, но предположительно им был М.Казаков или В.Баженов. Очень своеобразны очертания строения – треугольник с округленными углами. Можно предположить, что для постройки храма был использован один из проектов (чертежей) французского архитектора Ж.-Ф.Неффоржа, работавшего в середине ХVIII века. 

Фотографии иконостаса отсюда.

Внутри храма очень красив иконостас с иконами ХVIII века. 



До 1916 года церковь, колокольня и здание, предназначенное для установки часов, были объединены металлической оградой, позднее разрушенной (осталось лишь несколько кирпичных столбов). В ограде находилось и кладбище, о котором сейчас напоминают несколько надгробных плит. Неподалеку от церкви сохранился дом церковного причта – бывшая богадельня.

Источник: Коробко М.Ю., Насимович Ю.А., Рысин Л.П. Виноградово. М., 2001. В сети  - здесь.

Сайт храма - здесь.
Адрес: Москва, Дмитровское ш., д. 170. Схема проезда.