17.03.2012

По следам утраченной Святыни Богородского уезда

Много разных загадочных моментов есть в истории северо-востока Подмосковья, а некоторые ее белые пятна столь ослепительно белы, что нередко начинаешь чувствовать себя что член экспедиции Челюскина и начинаешь задаваться вопросом - действительно ли вокруг настолько всё бело или это просто род снежной слепоты...

Загадочная фотография. Увеличивается по клику.

Один из таких вопросов связан с исчезнувшей в 1922 году главной святыней Богородского уезда - чудотворной иконой "Лобзание Иисуса Христа Иудою", чудесное обретение которой произошло в 1829 году. Проблема заключается в том, что сюжет Лобзания обладает многочисленными вариантами иконографии и, как мне показалось, существуют разночтения в том, как же выглядела подлинная святая икона... Вчера, работая над историей  Фряновской шерстопрядильной фабрики на сайте ЗАО "Фряновская фабрика" я натолкнулся на любопытную фотографию, происходящую, надо полагать, из растащенного в последние годы прошлого ХХ века музея фряновской фабрики "Интернациональная"...

...но давайте по порядку.

История обретения Святыни

Начнем с истории обретения чудотворного образа, и попытаемся ограничиться фактами и датами. В этом нам поможет Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни, написанный иеромонахом Нилом (Сафоновым) (настоятелем обители в 1870-1880 годах) и опубликованный в 1875 году в Чтениях в Императорском обществе истории и древностей Российских [ЧОИДР, апрель-июнь, Кн.2. М., 1875. Отд.V Смесь].

Вид Николаевской Берлюковской пустыни. Литография II пол. XIX в.

Обретение произошло 24 мая 1829 года (здесь и далее - даты по старому стилю) в Николаевской Берлюковской пустыни при настоятеле иеромонахе Антонии (в миру Алексее Ивановиче Ерофееве), который в то время был смертельно болен и находился в Москве. Настоятелем пустыни он был назначен незадолго до того, 28 марта 1828 года [1. С. 36]. Через два дня после обретения образа, 26 мая 1829 года о. Антоний скончался и был погребен на  кладбище Симонова монастыря. Берлюковской обителью управлял в отсутсвие настоятеля казначей Геннадий. При нем икона была обретена и на своем посту Геннадий находился до вступления преемника скончавшегося настоятеля, которое произошло 24 июня 1829 года. "В последствии времени он [Геннадий] удален в Екатерининскую пустынь, где и умер" [1. С. 49]).

 Вид Николаевской Берлюковской пустыни. Литография II пол. XIX в.

С подробной историей чудесного обретения иконы можно ознакомиться на сайте Николо-Берлюковской пустыни. Потемневшую от времени икону нашли в монастырской хлебопекарне. Предание о ее обретении впервые было записано через 26 лет после обретения Образа, в 1854 году послушником Василием Розановым по благословению настоятеля Николо-Берлюковской обители архимандрита Венедикта (Протопопова) (1794-1855). Переложение этой записи было опубликовано иеромонахом и сохранило первое, самое раннее краткое описание изображенного на иконе: "Твердо помню, что позади Батюшки спасителя было два воина: один держал Его ручки, а другой поднял к верху веревки, а спереди Иуда окаянный лез Его, батюшку, лобызать" [1. С. 37].

Вид Николаевской Берлюковской пустыни. Литография II пол. XIX в.

В десятое воскресение по Пасхе, 16 июня 1829 года состоялся перенос иконы их пекарни в Троицкий Собор Николо-Берлюковской пустыни: "где и поставлена она в столбе в место для нее устроенное в приделе Святителя и Чудотворца Николая. Перенесение совершено с крестным ходом, при великом стечении народа" [1. С.38].  Впоследствии это событие чествовалось в обители ежегодно в тот же день. Праздненство, причем, правилось по по особой рукописной службе, составленной в 1836 году. См.

Вид Николаевской Берлюковской пустыни. Литография II пол. XIX в.

Вслед за обретением Образа начался необыкновенный приток богомольцев в пустынь. Последовали и исцеления. К примеру, из деревни Чижево (вх. в черту нынешнего города Фрязино Щёлковского района): "пятилетний сын крестьянина Харитона Егорова, Степан, от рождения имевший ноги иссохшие, по чему и не мог ходить. По совершении молебствия перед Чудотворною иконою и омовении его Св. водою, мальчик на третий день стал ходить совершенно свободно. В июне 1829 г." [1. С. 38]. Согласно Историческому очерку, показания свидетелей-очевидцев и описание этих исцелений были опубликованы в том же году в академическом журнале Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии "Христианское чтение". Ссылка дана следующая: "1829 г., ч. 83, стат. 30 и 31, стр. 356-360". Возможно это опечатка, так как в 1829 году, кажется, издались лишь части 33, 34, 35 и 36 журнала. Здесь нашел номера 33, 34 и 36, - но в них, к сожалению ничего не обнаружил. В  переиздании сочинения о. Нила дополненном историком Леонидом Ивановичем Денисовым (ум. 1942) и изданном в 1898 году на странице 34 дана та же ссылка, только, вместо части 83 указана странное число "783"... Опечатка перекочевала и во все четыре переиздания редакции Денисова, последнее из которых вышло в 2006 году. Но  - не суть...

 Михаил Кириллович Кондрашев (1770-1833).

В ноябре 1829 года  владельцем шелкоткацкого предприятия в Щёлкове, Михаилом Кирилловичем Кондрашевым (177901833) была сделана на образ  серебряная риза:   «Московский первой гильдии купец Михайло Кирилов Кондрашев принес в Берлюкову пустынь сделанную им собственным коштом на Образ Христа Спасителя серебряную ризу чеканной работы, с позолотою на Спасителе одежды, с накладным венцем, убранным мелкими стразами, которая риза на икону возложена»  [2. С.18]. Впоследствии икона была вызолочена  червленым золотом в 1000 рублей серебром на средства Богородского купца Ивана Степановича Кулаева [Там же]. (возможно неправильное написание фамилии - прим. А.П.).

Собор Христа Спасителя Николо-Берлюковского монастыря. 
Фотография кон. XIX- нач. ХХ в.

9 июля 1829 года настоятелем пустыни был назначен отец Венедикт (1794-1855), который начал собирать средства на построение соборного храма в честь иконы. Закладка каменного пятиглавого Собора Христа Спасителя совершена была в 1835 году, а "кладкою окончен" в 1842, окончательно отделан и освящен  Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) (1782-1867)  в 1848 году. Храм был построен в ампирных формах по проекту известного московского архитектора Федора Михайловича Шестакова (1787-1836) - автора величественного Большого Вознесения в Сторожах, у Никитских ворот. В Соборе икона находилась летом, а на зиму ее переносили в тёплый Троицкий собор обители [3. С. 53].

Крестные ходы: путешествия Св. Образа по Богородскому уезду
Не раз  святой Образ покидал обитель.
1834. По свидетельству Леонида Ивановича Денисова: "В 1834 году, по случаю больших пожаров, опустошивших почти весь Богородск [нынешний Ногинск], граждане оного прибегли к небесному заступничеству и просили у Епархиального начальства разрешения поднять чудотворную икону Христа Спасителя в означенный город для участия в крестном ходу 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Святейший Синод в утешение усердствующим разрешил ежегодно отпускать к вышеупомянутому дню просимую икону. Бедствия прекратились". [3. С. 35].

 Купавинская суконная мануфактура братьев Бабкиных.  ГИМ, № 8017.

1834 ? "Одновременно с сим" [1834-?] крупный текстильный фабрикант, владевший вместе с братом Ильей Семеновичем (1787-1842) Купавинской суконной мануфактурой, купец Петр Семенович Бабкин: "по случаю бывшей с ним горячки, также просил об отпуске иконы на его фабрику и в село Купавну (место нахождения его фабрики), для совершения пред этой иконой молебствий. От том же просили Епархиальное начальство и жители окружающих пустынь селений. Ходатайство их было удовлетворено Митрополитом Московским Филаретом" [Там же].

1853-1858 Эпидемия холеры в Богородском уезде 1853-1858 годов также приводила к неоднократному поднятию святого Образа.

1864 В 1864 году "чудотворная икона Христа Спасителя посетила весь Богородский уезд, Павловский Посад и много селений Московского и Дмитровского уездов". [Там же].

26 июля 1888 года настоятель монастыря игумен Адриан (Разживин) обратился к епископу Можайскому преосв. Александру с прошением разрешить отпускать из монастыря в крестные ходы вместо чудотворного образа  точную копию иконы: "каждодневно износится Св. Чудотворная икона Лобзание Христа Спасителя Иудою в город Богородск и другие селения для Крестного хождения... Ныне сия Св. икона приходит в ветхое состояние, так что износить оную на будущее время представляется опасно. /.../ Прошу Вашего архипастырского разрешения отпускать для хождения вместо св. иконы точную с оной копию, на что, как надо полагать, не последует пререкания со стороны усердствующих, привыкших каждогодно принимать" [2 С.28-29].

1896 В 1896 году  порядок ношения чудотворной иконы  был описан в записях игумена Адриана (Разживина): "... По соглашению жителей нескольких селений и ходатайству их через выборных пред монастырским начальством - о желании принять икону, - икона износится из пустыни усердствующими богомольцами, или - в экипаже пустыни в сопровождении иеромонаха, иеродиакона, двух послушников и служителей в ближайшее селение; посреди селения совершается молебное пение. Затем икона обносится вокруг селения и в те дома, кои просят о принятии иконы, и так далее. Белое духовенство, извещенное богомольцами о приближении иконы к селению их прихода встречает оную в облачении и присутствует при молебном пении. На ночь икона относится или в приходской храм, - если она находится в селении близ оного, - или в дом, приготовленный для сего богомольцами. Цель изношения - доставить усердствующим, из коих многие не имеют возможности по разным случаям посетить пустынь, духовное утешение молитвою пред чудотворною и особо чтимою по округе иконою Христа Спасителя, с ограждением священною благодатию их селений".  [2. С.13-14]. 

27 июля 1900 года Образ носили из монастыря в храм Петра и Павла кругом с. Петровского, Обуховской Подгородной Слободы, Порохового завода, фабрик: ковровой В.И. Брунова и суконной Тюляева и большого селения Шалово. См.

14-15 августа 1912 г. Жители сел Каменки, Кудиново и Старой Купавны носили икону по своим селениям. Крестный ход совершался здешними жителями "уже многие годы, а начало было положено «чудесным исцелением» в 1836 году хозяина Купавинской фабрики Петра Бабкина". См.

Крестный ход в Богородске (Ногинске). Фотография нач. ХХ в.

Крупные крестные ходы с копией чудотворной иконы проходили в Богородском уезде в 1912, 1914 и 1916 годах.
Большой крестный ход из Берлюков в Павловский посад состоялся в июле 1917 года.

Константин Алексеевич Голубев (1852-1918).


12 — 13 мая 1918 года икона была принесена в г. Богородск. По инициативе церковного совета Богоявленского собора состоялся грандиозный крестный ход (по данным современников, в нём участвовали около 100 тысяч человек). В торжествах принял участие сонм архиереев во главе с Патриархом Тихоном.

Патриарх Московский и всея Руси Тихон в Богородске. Трапеза в женской гимназии. Фотография: Май 1918 год. Отсюда.

Представители советской власти расценили этот крестный ход как вызов со стороны церкви. Через некоторое время, осенью 1918, настоятель Богоявленского собора в Богородске о. Константин (Константин Алексеевич Голубев) был арестован и после нескольких дней заключения в богородской тюрьме рассстрелян. В 200 году он был прославлен в лике святых как Константин Богородский.

21 марта 1919 года  исполком Богородского совета рабочих и крестьянских депутатов принял постановление по которому Николо-Берлюковская пустынь  передавалась в распоряжение отдела социального обеспечения для устройства детской колонии, но передача немного затянулась, что позволило провести последний крестный ход  в феврале 1920 года в Павловский Посад и его окрестности.

Апрель 1919 года - в Павловский Посад и его окрестности.

Октябрь 1919 г. Крестных ход с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа» в селение Купавна в октябре 1919 года и принимает там участие до 9000 человек.См.

29 июня 1920 года все строения Берлюковской пустыни были переданы дому инвалидов № 4.  5 (в других местах - 25) апреля 1922 года в пустыни началось изъятие церковных ценностей, которое проводилось большой комиссией, прибывшей из города Богородска, и представителями милиции. С чудотворного образа была снята серебряная риза кондрашевского дарения. Следы самого чудотворного образа потерялись...

Иконы "Лобзание Иисуса Христа Спасителя Иудою" в нынешнем Николо-Берлюковском монастыре
Чудотворная икона и теперь сокрыта от нас. На аналое в храме лежит другая икона Лобзания:

  - икона XIX века "Лобзание Христа Иудою", подаренная в обитель в 1997 году.

Он же.

Она же.

Есть еще и другой образ иной иконографии:

Икона начала ХХ века, принесенная в дар Николо-Берлюковскому монастырю настоятелем Преображенского Гуслицкого монастыря  Георгием (Хлебниковым).

Есть еще современная икона с изображением Николо-Берлюковского монастыря.
Но, самая известная из ныне сущих в Берлюках, и уже широко распространяемая в списках и открытках, без сомнения, интересная и достойная -

...копия иконы Лобзание Иисуса Христа Иудою конца XIX века (22х17 см.), оригинал которой хранится в частных руках. По семейному преданию, этот образ был приобретен в лавке для потреб богомольцев Николаевской Берлюковской пустыни.

Особо надо сказать об иконе "Лобзания", которая ныне находится в храме Троицы Живоначальной "на Аристовом погосте" села Пречистое (г. Лосино-Петровский).

Икона из Троицкого храма на Аристовом погосте.

К сожалению, открытие сайта храма затягивается, как видно из его же живого журнала: sprechistoe.livejournal.com. Посему разрешение нехорошее...



Она же во время крестного хода.

21 июня 2009 года в  день празднования 180-летия обретения чудотворной иконы список был доставлен из Лосино-Петровского в Николо-Берлюковскую пустынь. По преданию этот список с иконы попал в Троицкую церковь "в годы гонений" на церковь, но никакой более точной информации о нем, к сожалению, не приводится.

Описания подлинника Чудотворного Образа
Теперь, как говорится, "начнем с начала"...
В 1898 году оригинальная чудотворная икона была с натуры следующим образом описана Л.И. Денисовым: "Икона "Лобзание Христа Спасителя Иудою". Образ этот мерою в 11 вершков в вышину и 13 вершков в ширину; он покрыт серебряной с камнями ризою и заключен в кивот, где имеет вид почти квадратный, мерою несколько более 1 аршина" [3, с. 53].

1 вершок равнялся 4,445 см. Значит икона была размером 48,9 на 57,8 см. Размер киота 1 аршин = 71,12 см. То есть в пропорции икона в ризе/киоте (?) могла выглядеть следующим образом:

Существует еще одно, более развернутое описание:
"...чудотворный храмовый образ Христа Спасителя Лобзание Иудино 13 вершков вышины и 14 вершков ширины. На нем риза чеканная серебреная вызолоченная, кроме изображений Иуды и двух воинов, которые не вызолочены. Венец на Спасителе в виде сияния убран стразами; на образе круг убран крупными стразами, а по углам в арабесках разноцветными камнями. Кверху надпись на финифти убрана крупными фиолетовыми камнями. Под образом доска, на 1 аршин 1 вершок длинны и 8 вершков ширины [?], серебреная вызолоченная с вычеканенным на ней тропарем праздника". [2 С.13-14]. Какого года и чьего авторства это описание, к сожалению, в книге, специально посвященной истории иконы, не приводится. Дается только ссылка на ЦИАМ...


По следам утраченной Святыни...
Конечно, у иконы было множество списков. Такие списки были в каждом храме Берлюковской обители: в надвратном св. Василия Великого, и в самом храма, на стенах храма Всех Святых... Многочисленные и разнообразные иконы "Лобзание Иисуса Христа Иудою" еще в 1873 году продавались в монастырской иконной лавке.

Копия с чудотворного образа «Лобзание Xриста Спасителя Иудой» стояла в иконостасе часовни Николая Чудотворца у Большого Каменного моста (Москва, Берсеневская наб., [проезжая часть у северного угла д. 20/2]), стоявшей неподалеку от Берлюковского подворья и разрушенной вместе с соседними домами при постройке нового моста в 1936-1938 годах. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Москва в границах Садового кольца. Т.2. М., 2007. С.728-229.
Как мы узнали выше - с 1888 года по селениям Богородского уезда носили точный список, или копию Чудотворной иконы, хранившейся в монастыре.

Пришла пора повнимательнее рассмотреть Фряновскую фотографию.

 Для начала попытаемся максимально увеличить ее центральную часть.

Не трудно заметить, что икона на фотографии из Фряново относится к иконографии "Лобзания", но не сходна ни с одной из ныне хранящихся в Берлюковской обители, а также не схожа с  вариантом иконы с Аристова погоста.

Когда я только брался за этот пост, я готов был "до конца" доказывать что на фряновской фотографии представлена именно точная копия подлинника Чудотворной иконы Лобзания из Берлюков, но, присмотревшись к еще одному источнику, необходимость в доказательствах, кажется, отпала...
На фотографии внутреннего убранства Храма Христа Спасителя в Николо-Берлюковском монастыре, датируемой концом XIX века справа на столпе  оказались различимы очертания чудотворного образа "Лобзания". Впервые фотография, хранящаяся в архиве Николо-Берлюковского монастыря была опубликована  в книге А. Панина 2009 года издания [2. С. 17]. Проблема в том, что либо снимок изначально обрезан по иконе, либо это грех вёрстки, но, уж, что имеем...


Попробуем увеличить изображение...
Да, на Фряновской фотографии икона с ризой вставлена в другой, переносной киот, но кажется, даже исходя из пропорций можно утвердительно сказать. что мы имеем дело с оригиналом и его точной копией 1888 года.

Поиск фотографии внутреннего убранства храма в лучшем разрешении привел меня на сайт обители. К своему удивлению, я узнал, что довольно крупная фотография, размещенная на сайте грубо обрезана. Причем вырезан тот самый участок с иконой.

Смотрите сами: тыц.

Надеюсь, это было сделано без злого или корыстного умысла...
Надо добавить, что есть еще две недатированные фотографии больших крестных ходов во Фрянове.


 Думается, что обе относятся к началу ХХ века.

"Образ возвышался над толпой, сверкал ризой и как бы возвышался над темным людским морем"...
В заключение, для тех, кто не устал, хочется привести воспоминания жителя Богородска,
Федора Сергеевича Куприянова (1892—1971) о том, как проходили  Богородские крестные ходы: «Осенью, недели за две до Покрова в город Богородск приносили две иконы: Спасителя из Берлюков и Божией Матери «Иерусалимская» из Бронниц. Обе иконы встречались торжественно. В год, о котором я рассказываю, все мы, малыши, пошли за реку встречать Спасителя. Было часа три дня. На дамбе, по которой несли икону, грязь была жидкая на четверть, и меня поразило, что множество народа шло по ней, как посуху. Мы далеко не ходили, а примостились на сухом бугорке, перейдя мост. Из Богоявленского собора вышли встречать священники в сопровождении нескольких хоругвей. Около второго моста, где посуше, священство остановилось, дожидаясь, когда подойдут остальные. Тут же после встречи отслужили краткий молебен и пошли в собор, где был новый молебен и встречающие прикладывались. Икону несли на специальных носилках восемь человек. Образ возвышался над толпой, сверкал ризой и как бы возвышался над темным людским морем. Такого образа, как Берлюковский Спаситель, я больше нигде не встречал: в середине идёт Спаситель, по бокам - два воина, и на ходу Его целует Иуда. Образ оставался в городе несколько дней. Его носили по домам служить молебны. К нам приносили его вечером и служили с водосвятием и акафистом. Меня поражало, что старшие знали наизусть весь причт. Мне и в голову не приходило, что родня нередко бывает в Берлюковской пустыни. Долговато читали акафист, и трудно было стоять. Но когда зазвучало: «О пресладкий и всещедрый Иисусе, прими ныне малое моление сие!..»,- значит, скоро последняя молитва и конец. Потом водосвятие. Эту службу я любил… Она оживленная. В особенности, когда поют: «Еже радуйся ангелом приимшая и родшая Зиждителя Твоего...». Значения слов я не понимал, но мне казалось, что они очень содержательны, а поются легко. Потом священник троекратно погружает крест в чашу с водой и говорит: «Спаси, Господи, люди Твоя ...», а хор подхватывает: « ... И благослови достояние Твое», - и все кладут земные поклоны. Служба заканчивается. Подходим ко кресту, и нас кропят святой водой. Это действо - одна из замечательных сторон православия, торжественное действие, которое просветляет и дает импульс всем хорошим чувствам. Потом священство идет пить чай и долго разговаривает со старшими».


А.Ю. Послыхалин, 2012.

Исп. лит.:
1. Нил (Сафонов).Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни. /ЧОИДР, апрель-июнь, Кн.2. М., 1875. Отд.V Смесь.
2. Панин. А. Чудотворный образ "Лобзание Иисуса Христа Иудою". Издание фонда "Возрождение Николо-Берлюковского монастыря". М., 2009. 
3. Денисов Л.И. Историческое описание Николаевской берлюковской пустыни Московской епархии, Богородского уезда. М., 1898.
4. Денисов Л.И. Берлюковская пустынь (воспоминания очевидца). /Московские церковные ведомости. 1898 год №27. См. Вторую часть можно скачать тут.
5.Куприянов Ф.С.Воспоминания моей юности. М., 200 . С. 88.