20.03.2012

"Прохожий, вздохни о страдальце" или масоны XVIII века в Подмосковье

В Ногинском краеведческом музее лежит всеми позабытый кусок камня...

 
Плита была найдена в 1920-1930 годах XX века на территории бывшей усадьбы Савинское Лопухиных на реке Воре представителями краеведческого общества Ногинска (Богородска), а после войны была перенесена в музей.
Надпись на ней гласит:
КВИРИН КУЛЬМАН, КАК ЕРЕТИКЪ ИЗ/
МУЧЕН И СОЖЖЕН В М: кве [Москве] ВЪ 1689 ГОДУ.
Arnold Kirch.u Ketz.Hist.Th.III.C.XIX.8.
ПРОХОЖIЙ, ВЗДОХНИ О СТРАДАЛЬЦЕ; БЛАГОСЛО/
ВЛЯЙ ПРОСВЕЩЕНIЕ РАЗСЫПАВШЕЕ МРАКЪ ЛЮ/
ТОСТИ ВРЕМЕНЪ ОНЫХ; И УЧИСЬ ОСТОРОЖНЫ/
МЪ БЫТЬ ВЪ САМОМ СТРЕМЛЕНIИ К ИСТИНЕ

Попытаемся разобраться, что это за еретик Кульман и откуда в наших краях взялся этот довольно неординарный памятник прошлых времен...




Гравированный портрет Квирина Кульмана XVIII века с подписью: "поэт, хилиаст и лже-пророк".

Немецкий мистик Квирин Кульман (Quirinus Kuhlmann) родился 25 февраля 1651 года в Бреслау (Вроцлав). Ребенок имел слабое здоровье, но отличался от сверстников необыкновенной тягой к знаниям. В 18 лет он тяжело заболел, был на краю смерти. Тогда же в горячечном бреду юношу посетили видения, которые повлияли на формирование его мировоззрения. В течение следующих пяти лет он считал, что за ним неотступно следуют два ангела.

 Эмблема "Плодоносного общества".

Его экстатическая похвала литературному Веймарскому  "Плодоносному обществу" (осн. 1617) под названием "Ростки немецкой пальмы" вышла в свет в 1670 году. За сборник стихов "Эпиграммы" (1666) он снискал высочайшее покровительство.

 Himmlische Libes-Küssen. 1671

В 1671 году в была опубликована его книга "небесные поцелуи любви" (Himmlische Libes-Küssen). В течении трех лет Квирин Кульман изучал право в Йенском университете, а затем переехал в город Лейден, где познакомился с известным мистиком Якобом Бёме (1575-1624), и, став его последователем, посвятил себя духовным исканиям. Его книга под названием "Нововдохновленный Бёме" вышла в 1674 году.

 Theosophicae epistolae Leidenses. Groningen, 1675.


В 1675 были напечатаны "Лейденские теософские эпистолы". Не менее сильное влияние на Кульмана оказали учения основоположника научной педагогики, ученого Яна Аммоса Коменского (1592-1670). В подписи к своим трудам Кульман переиначивает свое имя, называя себя Kühlmonarch - "прохладный монарх", так как Бог в представлениях мистика охлаждает (горячечный?) жар дьявола. В этот период Кульман вынашивает утопические проекты объединения ислама, христианства и иудаизма и проповедует свое учение о скором падении Вавилона и наступлении "иезуэлитского царства".

В 1678 году он отправляется из Парижа в Константинополь (Стамбул), желая обратить самого падишаха Мехмеда IV. Потерпев закономерную неудачу, мистик приехал в Лондон, где в 1682 году женился на англичанке Анне Гулд, которая вскоре умерла. Выпустив в свет сборник стихов "Прохладительная псалтырь" (1684-1686) Кульман было предпринял путешествие в Иерусалим, но, не добравшись до места, вернулся обратно. В 1687 году Квирин Кульман женился на Эстер Михаэлис, которая родила ему дочь, скончавшуюся во младенчестве.

Узнав, что в далекой Москве есть последователи Бёме и составив полное апокалиптических пророчеств послание, мистик отправился в свое последнее путешествие. 27 апреля 1689 года Кульман добрался до москвы и обосновался в Немецкой слободе, заручившись поддержкой  состоятельного купца Конрада Нордемана. Тем временем, пастор московской немецкой общины, Иоахим Мейнеке, опасаясь растущего влияния Кульмана, подал жалобу на него патриарху Московскому Иоакиму, обвинив того в ереси. Кульмана и Нордемана доставили в Посольский приказ, подвергли пыткам и, по указу 17-летнего Петра I и 23-летнего Ивана V, 4 октября 1689 года сожгли в срубе на Красной площади вместе с письменными трудами Кульмана.


Но вернемся к "Саввинскому артефакту"...  

 Иван Владимирович Лопухин (1756-1816)
Художник: Дмитрий Григорьевич Левицкий, 1803-1804.

О знаменитом Савинском парке писали и пишут много. Создал его видный государственный и общественный деятель Иван Владимирович Лопухин (1756-1816), отличавшийся склонностью к масонству. Владелец Савинского был в дружеских отношениях с известным Николаем Ивановичем Новиковым (1744-1818). Кстати, в круг Новикова входил и владелец усадьбы Гребнево, Николай Никитич Трубецкой (1744-1821) - один из главных членов русского масонского общества мартинистов-розенкрейцеров, основанного в 1780 году. 

Николай Иванович Новиков (1744-1818)
 Художник: Дмитрий Григорьевич Левицкий,1797.

Как отмечают  исследователи, масонство явилось фактически первым идейным течением в русской культуре, ознаменовавшим начало образования класса русской интеллигенции. История масонства в России начинается в 70-х годах XVIII века вместе с возникновением двух масонских лож – так называемой «Елагинской» («английская» Великая Ложа, осн. 26 февраля 1772 г.), под руководством И.П. Елагина и «циннендорфской» («шведско-берлинской») (Ложа «Апполона» 12 марта 1771 г.).  

В 1786 году, вероятно, согласно правительственным распоряжениям все Московские ложи были закрыты, а их предводители подверглись допросам, ссылкам и иногда заключению. Владелец Гребнева был отстранён от дел и сослан в его собственную слободу Никитовку Ливенского уезда, а И.В. Лопухин удалился в его Саввинскую вотчину, несмотря на то, что проживание в москве ему не было запрещено.  Находясь в таком "добровольном изгнании" Иван Владимирович в том же 1786 году приступил к реализации удивительного проекта парка с каналами и искусственными островами. Центром парка был Юнгов остров, названный в честь английского поэта-масона Готфрида Юнга. На острове располагались храм дружбы, пустынническая хижина для уединения и молитв, памятники французским просветителям Жан-Жаку Руссо и Фенелону, генерал-фельдмаршалу Н. В. Репнину, другу Лопухина, а также герою Семилетней войны генералу Василию Авраамовичу Лопухину. На других островах, островках и в рощицах находились памятники Сократу, Платону, Беме, Эккартхаузену, Конфуцию. Здесь же находился и памятник Квирину Кульману. В заливчике, в тени прибрежных деревьев, плавно покачивалась бочка Диогена.В честь М. В. Ломоносова Лопухин устроил Рыбачий остров.

"Юнгов остров". Книжная гравюра нас. XIX в.

В 1809 году поэт В.А. Жуковский писал: "Я видел в саду И.В. Л., находящемся в 30 верстах от Москвы, в подмосковном его селе Савинском, скромную урну, посвященную памяти Фенелона. На топком месте, где прежде было топкое болото, явились тенистые рощи, пересекаемые прекрасными дорожками и орошенные чистою, прозрачною как кристалл водою. Расположение сада прекрасно: лучшее в нем место есть Юнгов остров /.../ Вы видите большое пространство воды. Берег осенен рощею, в которой мелькает Руссова хижина! На самой средине озера - Юнгов остров, с пустынническою хижиною и несколькими памятниками, между которыми заметите мраморную урну, посвященную Фенелону. На одной стороне урны изображена госпожа Гюйон, друг Фенелона, а на другой Ж.Ж. Руссо, стоящий в размышлении перед бюстом Камбрейского Архиепископа. /.../ остров осенен разными деревьями: елями, липами, березами и другими; его положение чрезвычайно живописно; всего приятнее быть на нем во время ночи, когда сияет полная луна, воды спокойны, и рощи, окружающие берег, отражаются в них как в чистом зеркале! Это место невольно склоняет Вас к какому-то унылому, приятному размышлению" [Вестник Европы, 1809, №4. С. 298-299].

По свидетельству Алексея Николаевича Греча, еще в 1923-1924 годах, побывав в Саввинском, там можно было обнаружить любопытные остатки масонской старины: "Участь этих любопытных меморативных камней оказалась неожиданной и печальной. Часть из них употреблена была в качестве грузил на неподалеку находящихся ткацких фабриках, иные были использованы хозяйственным образом - на деревне в качестве угловых камней, держащих срубы крестьянских изб. На это дело пошел например памятник Эккартсгаузену  - подробная надпись, ему посвященная, до сих пор может быть здесь прочитана [1932]. Другой камень, возможно посвященный Солнцу, с латинской полустертой надписью, был положен у деревенского колодца и служит теперь для точки лопат - едва различимы на нем еще несколько награвированных некогда слов. Лишь одна памятная плита, глубоко вросшая в землю, осталась в парке Саввинского - это камень, посвященный Квирину Кульману на одном из наиболее живописных островков...".

Кажется, мало кто интересовался латинской частью надписи на мемориальном камне, а именно:
Arnold Kirch.u Ketz.Hist.Th.III.C.XIX.8.

 Надпись является ссылкой на издание, из которого Иван Владимирович Лопухин узнал о Квирине Кульмане. То же издание, кстати, перечислено среди библиотеки немецких лингвистов и собирателей фольклора, Якоба и Вильгельма Гриммов в виде: "ARNOLD kirch.- u. ketz.-hist. (1699)".

 Готфрид Арнольд.

Удалось немножко прояснить ситуацию. Автором книги, под названием "Беспристрастные церкви- и история еретиков" («Unparteische Kirchen— und Ketzerhistorie») был историк протестантской церкви Готфрид Арнольд (1665-1714).



Собственно, вот так выглядит сама книга, стоимостью около 450 евро...

Первые два тома его сочинения были опубликованы частями в 1699, 1700-1715 годах, а третий, - на который и ссылается строка - около 1740-1742 года.