Многие
знают, что в 1697 году Петр I инкогнито побывал в Голландии. Меж делом, в городке Саардам (Заандам), где жил несколько дней в домике простого
кузнеца. Но не все знают, что домик этот, насчитывающий уже 380 лет со времени постройки
сохранился и является очень интересным музеем, нередко посещаемым тем
классом туристов, которых на одном сайте назвали "эрудитами" =).
Сколько
ни искал, - к сожалению, не нашел его подробного архитектурного
описания. Фотографий в сети много, а вот системы в них мало. Посему я
постарался, как мог, восполнить этот пробел.
Петр I прибыл в Заандам 18 августа 1697 г (по старому стилю).
Домик на улице Кримп, в котором жил Петр I в Заандаме принадлежал морскому кузнецу Герриту Кисту и был построен в 1632 году. Геррит Кист ранее работал в России на Архангельских верфях. Желая сохранить инкогнито, Петр I под именем Петра Михайлова приступил к работе на одной из заандамских корабельных верфей.
Домик Геррита Киста в 1697 году.
Но вскоре слухи о том, что в Заандаме находится русский царь, привели к тому, что в поселок стали приезжать люди со всей страны. Инкогнито Петра было быстро нарушено, и назойливые зрители сделали его проживание в Заандаме невыносимым. 25 августа Петр уходит из Заандама в Амстердам на купленном им здесь буере. До Амстердама он дошел по Заану под парусом за три часа. Впоследствии Петр неоднократно возвращался в Заандам, но никогда не оставался здесь более чем на один день.
Итак, войдем сразу внутрь.
Вход в домик.
Предупреждающая надпись сделана не случайно.
За долгое время своего существования на стенах и окнах избушки расписались более 100 000 человек. Естественно, граффити на стенах и даже окнах домика требуют описания и подробного изучения.
Ни капельки не удивлюсь, если эта работа уже была проделана голландскими учеными. Вот только на русском что-то я и не слышал ничего о книге посвященной этому вопросу.
Интеллигентные руссотуристо времен СССР, с присущей им смекалкой, поступали по-своему.
Памятуя о том, что бумага дерево не испортит, вместо "здесь был Ося" они наклеивали марки.
Итак, план:
План домика Петра I в Заандаме.
Домик на улице Кримп, в котором жил Петр I в Заандаме принадлежал морскому кузнецу Герриту Кисту и был построен в 1632 году. Геррит Кист ранее работал в России на Архангельских верфях. Желая сохранить инкогнито, Петр I под именем Петра Михайлова приступил к работе на одной из заандамских корабельных верфей.
Домик Геррита Киста в 1697 году.
Но вскоре слухи о том, что в Заандаме находится русский царь, привели к тому, что в поселок стали приезжать люди со всей страны. Инкогнито Петра было быстро нарушено, и назойливые зрители сделали его проживание в Заандаме невыносимым. 25 августа Петр уходит из Заандама в Амстердам на купленном им здесь буере. До Амстердама он дошел по Заану под парусом за три часа. Впоследствии Петр неоднократно возвращался в Заандам, но никогда не оставался здесь более чем на один день.
Итак, войдем сразу внутрь.
Вход в домик.
Предупреждающая надпись сделана не случайно.
За долгое время своего существования на стенах и окнах избушки расписались более 100 000 человек. Естественно, граффити на стенах и даже окнах домика требуют описания и подробного изучения.
Ни капельки не удивлюсь, если эта работа уже была проделана голландскими учеными. Вот только на русском что-то я и не слышал ничего о книге посвященной этому вопросу.
Интеллигентные руссотуристо времен СССР, с присущей им смекалкой, поступали по-своему.
Памятуя о том, что бумага дерево не испортит, вместо "здесь был Ося" они наклеивали марки.
Итак, план:
План домика Петра I в Заандаме.
На стене справа от входа.
Дверь открытая нараспашку - с левой от входа стороны.
При Петре домик находился в одном из самых отдаленных кварталов города.
Он состоит из двух небольших комнат с мезонином над ними.
Первая комната.
Вид налево от входа в домик.
Первая комната - тёплая.
Здесь находится очаг, украшенный знаменитыми голландскими изразцами, так полюбившимися Петру за время его пребывания в этой стране:
Вопреки расхожему мнению, рисунок на них прост, почти набросочный, быстрый,...
но не лишенный своего очарования.
Рядом с очагом (слева или справа от него) находился стол для приготовления еды. Смущает немного наклон пола к очагу. Причин не ведаю.
Также немного смущает предназначение маленькой кабинки в дальнем углу слева от очага. Возможно она могла использоваться в качестве туалета со стоящим на полу ночным горшком, или же для просушки дров для очага, складировавшихся обычно подальше от него, но в той же комнате).
Крутая лестница на второй этаж (мезонин), закрытый от посещения, ведет из первой же комнаты.
Слева от очага помещены следующие изображения:
А крупнее:
Что есть эта столешница с изречением Петра найти оказалось затруднительно.
Вид торцевой стены комнаты, напротив входа в помещение был представлен на литографии 1840 года:
Примечательно, что то, что я назвал "столешницей" раньше висело на торцевой стене. И повидимому было обрамлено.
В стене справа находится "ниша для спанья".
В первой комнате сделана «ниша для спанья», имеющая вид большого створчатого шкафа с закрывающимися створками, обитыми тканью, пропускавшей воздух:
Несморя на свой огромный рост спал Петр в нем сидя. Иногда пишут, что «это считалось тогда полезным для здоровья», что вызывает некоторые сомнения. В отсутствие центрального отопления, на сыром грунте зимой в домике было холодно и промозгло.
Такие затворявшиеся дверями шкафы для тепла были снабжены снизу специальными закрывавшимися ящиками, в которые помещались на ночь горшки с углями из печи.
Чтобы не угореть от дымящихся углей в закрытом шкафу, - он делался вертикальным. Внутри находились полочки для свечей. Вообще-говоря, если представить его обитым изнутри тканью, представить матрас и подушку - вполне себе даже уютным кажется "шкаф".
Сверху ниша как и все стены дома, испещрена граффити:
Слева от "шкафа" находится вход в соседнюю комнату, холодную, или летнюю (или "рабочую"):
Сам входной проем:
Вид на комнату через вход:
Вторая комната того же размера имеет три оконных проема в торцевой стене.
Неправда-ли, вид, как в каюте на корабле того времени?
На стене спального шкафа, вдающегося в интерьер (см справа) расположено изображение вида домика, каким его застал Петр:
От сарайчика, некогда примыкавшего к дому ныне не осталось и следа.
Ближе к окнам располагается большой обеденный стол:
Мебель в доме не оригинальная, но подобрана в соответствии с эпохой. То есть относится ко временам пребывания Петра I в Саардаме.
"Красный угол" комнаты.
Кстати, ножки у стола отдаленно напоминают известную гравюру Клодта:
Петр I в Голландии. Гравюра, 1872 г.
Вот такой, вроде бы незатейливый, но по-мне, чрезвычайно уютный интерьер:
На стене "шкафа" справа от входа:
...помещены два парных портрета...
Петра I и Екатерины I.
Впечатляет цвет старинного дерева...
Чуть левее:
...тарелочка...
с изображением дома.
Правая от входа стена помещения и "красный угол".
Теперь поворачиваемся налево:
Исписанные стекла в окошках.
Какой изящный предмет музеефикации!
Противоположная стена:
И немного истории перед выходом из домика:
По смерти кузнеца Геррита Киста домик был продан его наследниками, затем несколько раз переходил из рук в руки и долгое время оставался в забвении.
О нем вспомнили в 1781 году, когда его посетил будущий император, великий князь Павел Петрович, путешествовавший тогда инкогнито вместе с супругой под именем графа и графини Северных. Австрийский император Иосиф II и тогдашний Шведский король также посетили его.
Побывал в домике и небезызвестный фаворит императрицы Екатерины II граф Орлов, подаривший владельцу домика медаль с изображением императрицы. Медаль эта затерялась. Позднее домик посещал и Наполеон Бонапарт.
(Какой усталый печальный Петр!)
Между 1780 и 1783 годами домик был куплен неким Вергуфом за 178 флоринов и продолжительное время отдавался владельцем в найм. Прекрасно сознавая историческое значение памятника, предприимчивый владелец прибил к его стене кружку, куда посетители опускали приношения. Хозяин и временный жилец делили сумму приношений пополам.
Вскоре хижина пришла в такую ветхость, что Вергуф решился в конец разорить ее, но вовремя нашелся некий Бюльзинг, который вступился за этот исторический памятник, приобрел его у хозяина за 200 флоринов и отремонтировал его.
Пойдем на выход:
Бюльзинг получил должную награду за свое доброе дело: в 1818 году голландский король Вильгельм I купил у него домик за 6000 флоринов и подарил его своей невестке, жене наследного принца, дочери императора Павла I – Анне Павловне.
Анна Павловна (1795-1865) - королева Нидерландов в 1840-1849 гг.
Принцесса немедленно озаботилась ограждением исторического памятника от разрушения и с этой целью велела построить над ним навес на каменных столбах, промежутки между которыми на зиму заставлялись щитами.
Выходим из домика:
Принцесса немедленно озаботилась ограждением исторического памятника от разрушения и с этой целью велела построить над ним навес на каменных столбах, промежутки между которыми на зиму заставлялись щитами.
Выходим из домика:
И обходим его с левой стороны кругом:
Весной 1839 Гаагу посетил наследник российского престола великий князь Александр Николаевич. Вместе со вторым сыном Анны Павловны, тоже Александром, они побывали в Заандаме в Домике Петра I.
Над входом:
Кроме того Александр Николаевич подарил домику копию иконы Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшей Петру I и хранившейся тогда в Санкт-Петербургском домике Петра:
Стены домика украшает сейчас литографированная копия с этой иконы.
Отсюда.
Василий Жуковский посетив избушку Петра вместе с Александром Николаевичем сочинил тогда патриотический экспромт:
Над бедной хижиною сей
витают Ангелы святые:
Великий князь благоговей!
Здесь колыбель империи твоей,
здесь родилась великая Россия!
витают Ангелы святые:
Великий князь благоговей!
Здесь колыбель империи твоей,
здесь родилась великая Россия!
После кончины королевы Анны Павловны домик перешел в наследство к принцу Генриху Голландскому, а потом в 1879 году к королю Вильгельму III, который подарил его императору Александру III.
Окошко:
... и вид в окошко:
По указанию Александра III, были установлены балки, поддерживающие деревянные стены домика. Тогда же под домик был подведен новый каменный фундамент, чтобы защитить его от сырости, так как почва в этой местности очень низка и пропитана водой.
...и фрагмент экспозиции напротив:
В 1895 году по повелению государя императора Николая II было сооружено изящное каменное здание, в которое заключено незатейливое жилище великого преобразователя России:
План постройки над домиком.
Домик с глухой стеной сзади:
Торцевая стена первой комнаты:
Идем к выходу:
Домик внутри домика.
В наружную стену этой постройки ко дню юбилея была вделана сооруженная по почину заандамцев мраморная доска с золотой надписью по-русски и по-голландски: «В воспоминание о пребывании царя Петра 1697-1897» и с цветным изображением герба России и города Заандама.
Здание отделяется от улицы красивой металлической решеткой с императорскими коронами при входе.
Обойдя и этот домик кругом...
План постройки над домиком.
Домик с глухой стеной сзади:
Торцевая стена первой комнаты:
Идем к выходу:
Домик внутри домика.
В наружную стену этой постройки ко дню юбилея была вделана сооруженная по почину заандамцев мраморная доска с золотой надписью по-русски и по-голландски: «В воспоминание о пребывании царя Петра 1697-1897» и с цветным изображением герба России и города Заандама.
Здание отделяется от улицы красивой металлической решеткой с императорскими коронами при входе.
Обойдя и этот домик кругом...
Официальное торжество двухсотлетия прибытия Петра I в Заандам
началось в полдень 18 августа 1897 года. Все гости были встречены на
станции организационным комитетом во главе с бургомистром города Ван Тиненом и направились к домику в сопровождении большой толпы местных жителей. Бургомистр снял покрывало, скрывавшее мраморную доску и по-французски произнес
торжественную речь, разъяснявшую значение события.
Русский посланник
К.В. Струве произнес ответную речь, в которой объявил, что русский
император в ознаменование своего благоволения к почину заандамцев
жалует городу медаль – воспроизведение Петровской медали 1696 года в
честь создания русского флота. Медаль эта храниться в ратуше. Потом были
сняты покрывала с двух акварелей, помещенных в домике.
Они изображают его каким он был 200 лет назад, и таким, каков он ныне. Сделаны они архитектором Зальманом, сыном строителя надстройки. С тех пор и до революции 1917 года Czaar Peterhuisje ("Домик царя Петра") был собственностью семьи Романовых. В дальнейшем домик еще несколько раз меняет своих хозяев. В 1949 году домик Петра перешел в собственность муниципалитета Заандама и стал частью городского музея. В 2005 году его посетил Путин...
Они изображают его каким он был 200 лет назад, и таким, каков он ныне. Сделаны они архитектором Зальманом, сыном строителя надстройки. С тех пор и до революции 1917 года Czaar Peterhuisje ("Домик царя Петра") был собственностью семьи Романовых. В дальнейшем домик еще несколько раз меняет своих хозяев. В 1949 году домик Петра перешел в собственность муниципалитета Заандама и стал частью городского музея. В 2005 году его посетил Путин...
Использованы материалы из кн.: Божерянов Н. К двухсотлетию столицы. Санкт-Петербург в петрово время. СПб., 1903.
Но
не будем завершать тему на грустном. Не знаю почему, но на меня даже
фотографии домика произвели неизгладимое впечатление. Несмотря на то,
что его ну никак нельзя назвать каким-то уникальным в архитектурном
отношении объектом, я был просто поражен тем, как звенит время в дереве
постройки, как оно пахнет в её интерьере.
Интересен и пример музеефикации такого объекта, хоть он и не оригинален. Вот прошло 200 лет и домик был заключен в другой домик... Пройдет еще 200 и второй домик будет во что-нибудь заключен. Впрочем, не хочется делать из этого никаких выводов.
Надеюсь, и вы со мной были рады прогуляться по домику и полюбоваться временем...
Интересен и пример музеефикации такого объекта, хоть он и не оригинален. Вот прошло 200 лет и домик был заключен в другой домик... Пройдет еще 200 и второй домик будет во что-нибудь заключен. Впрочем, не хочется делать из этого никаких выводов.
Надеюсь, и вы со мной были рады прогуляться по домику и полюбоваться временем...