Особое
внимание в краеведческих беседах «нашего старейшего краеведа» - начинателя
краеведения в Щёлковском крае, А.А. Покровского уделяется воспоминаниям местных
старожилов различных сёл и деревень края. Известно, что к сбору краеведческой
информации исследователь приступил около 1932 года.
Некоторым из старожилов на
время сбора материала А.А. Покровским было по 80-90 лет, а, значит, они,
пережив революцию 1917 года, раскулачивание и Гражданскую войну, были одними из
последних хранителей интереснейших народных преданий, ныне уже стёртых из
коллективной памяти местных жителей.
Многие
их достопримечательностей и архитектурных памятников, упоминаемых краеведом не
дошли до наших дней. В 1964 году было утрачено древнее каменное надгробие у
деревни Мосальское. Около 1981 года деревянная церковь Воскресения Христова (1680
г. постройки) из Фрянова была перевезена в г. Истра, где и пропала, в 1983 году
в селе Душонове сгорела деревянная церковь Николая Чудотворца 1654 года
постройки, а во Фрязине 27 октября 2008 года – дом Героя Советского Союза Ивана
Ивановича Иванова, да и сама усадьба Гребнево, уставшая стоять на краю гибели,
вот-вот пересечёт точку невозврата…
[В
квадратных скобках] – уточнения и примечания А.Ю. Послыхалина (trojza).
Первая
беседа
[Надпись
от руки:] Дано 30 октября 1972 г. в радиовыпуске №116 Щёлковского радио.
Подпись ответственного редактора.
Здравствуйте
друзья!
Мне
давно хотелось поделиться теми сведениями по родному краю, которые я собрал за
сорок лет. Темой нашего сегодняшнего разговора будет Хомутовский тракт.
Наш
[Щёлковский] район идёт от Медвежьих Озёр до Фрянова узкой полосой, а сам тракт
начинается от Мытищ с очень давних пор [1]. Когда-то с Яузы на Клязьму был
волок, там перетаскивали суда. Позже, в XIII-XIV веках там была построена
мытная изба по сбору пошлин. Поэтому и стало называться это место Мытищами.
Далее
идут Медвежьи Озёра. Они ледникового происхождения. Недалеко от них имеется Алмазово,
Демидовское имение с церковью, которое зарегистрировано 1814-1819 годом.
Щёлково
– это мануфактурный центр XVII века [2]. Далее идёт Гребнево как Центральная
усадьба. Первая [каменная ] церковь там зарегистрирована в 1786 году. Её строил
Ветров [3]. Вторую церковь, зарегистрированную в 1817 году, построил Воронихин
[4]. Там есть арка, которая построена в честь изгнания французов из Москвы в
1812-1823 годах. Имение в Гребневе принадлежало князьям и графам, последним
владельцем был Голицын [5], затем имение переходило из рук в руки фабрикантам.
Последним владельцем был врач Гриневский [6], который приехал из Польши и
сделал там санаторий. А теперь в усадьбе – техникум [7].
Затем
идёт Трубино. Здесь старейшая фабрика и церковь начала XVIII века. Каблуково.
Там интересные курганы и церковь, построенная в 1785 году.
"Арка, которая построена в честь изгнания французов из Москвы в
1812-1823 годах". Фотография: Г.К. Лукомский, 1917 г.
Огниво
[Огуднево]. Появление Огниво относится к 1813 году [8].
Душоново.
Здесь имеется деревянная церковь, построенная в в 1670 году, которая
представляет большую редкость [9]. Рядом с ними имеется Громково, где есть
остатки старого городища 1613 года [10].
Церковь Всех Святых в Душонове (слева). Фотография: В. Фролов, 1982 г.
Бирлюки
[так в тексте]. Это был когда-то монастырь, который был основан одним старцем в
1616 году, который бежал в леса от поляков. Позже там был построен большой
монастырь, который сохранился до сих пор. Теперь там санаторий.
И
последнее – это Фряново, которое стоит на нашем тракте. Там церковь
зарегистрирована 1758 годом, есть деревянная часовня начала XVII века [видимо, имеется в виду церковь].
Сам
Хомутовский тракт зарегистрирован в 1380 году, позже при Иване III в XIV веке
тракт был окопан канавами, до сих пор следы их можно проследить от самого
Щёлкова до Фрянова местами. Позже этот тракт стал называться Стромынским [11].
В
настоящее время Фряново и Щёлково соединены хорошим шоссе, ходят автобусы от
Фрянова через Щёлково до Москвы.
Вы
слушали выступление Александра Алексеевича Покровского, краеведа.
Примечания
к 1-й беседе
[1]
Первое
упоминание Хомутовской дороги в этих местах относится
к меновой и жалованной грамоте Дмитрия Донского 1380—1382 годов. Вопрос о
начале Хомутовской дороги до сих пор не решён. По авторитетному мнению историка
и археолога С.З. Чернова: «Хомутовская дорога - одна трёх переславских дорог,
существовавших в XV-XVII вв. Она
отделялась от Стромынской дороги в районе с. Черкизово в Москве и вела через д.
Абрамцево и с. Оболдино на с. Хомутово на р. Клязьме, по которому и получила
название» [Культура средневековой Москвы: исторические ландшафты. Т.2. Чернов
С.З. Домен московских князей в городских станах, 1271-1505 годы. М., 2005, с.83].
По другим данным, Хомутовская дорога была ответвлением Стромынской дороги, связывавшем
её со Старым
Переславским (Троицким) трактом. Дорога
ответвлялась от Стромынки у Гольяново и затем, через Абрамцево, Оболдино,
Супонево и Красниково, приводившем путника к переправе через Клязьму у села
Старое Хомутово (ныне в границах г.п. Щёлково). В 1852 году,
знаток Подмосковья Карл Нистрем указывал, что Хомутовская дорога от села
Хомутово проходила через деревню Набережную, Новосёлки (Егорьевское тож),
Сабурово, Протасьево и Петрищи, заканчиваясь в деревне Пареево (ныне
Старопареево). На карте Богородского уезда 1870-х годов составления было
указано, что старая Хомутовская дорога после села Хомутово, проходя через
деревни Набережная, Сабурово, село Богослово и д. Орлово, заканчивалась в селе
Петровском. В 1897 году было открыто движение по дороге, названной
«Новохомутовским трактом», т.е. по современному Фряновскому шоссе, а старая
дорога была заброшена.
[2]
Спорное утверждение. Документально известно о мелких надомных крестьянских
текстильных мануфактурах в Щёлкове лишь с 8 декабря 1769 года.
[3] С 1786 по 1791
год в селе Гребневе на средства Г.И. Бибикова по проекту подпоручика
архитектуры Ивана Ивановича Ветрова (Иоганн Ветер; ум. после 1795) был возведён
сохранившийся до наших дней каменный храм Гребневской иконы Божией Матери.
[4] Каменная церковь, освящённая
в конце 1823 года во имя св. Николая Чудотворца была возведена в селе Гребнево
к осени 1822 года [Полное собрание резолюций Филарета, митрополита
Московского : С прил. портрета / С предисл. и примеч. проф. И.Н. Корсунского и
протопресвитера Моск. Большого усп. собора В.С. Маркова. Т. 1. 1903. Д. №548,
с. 281]. Авторство архитектора Андрея Никифоровича Воронихина
(1759-1814) предполагается, но не подтверждено документально.
[5] Сергей Михайлович Голицын
(1774-1859).
[6]
Александр Александрович Гриневский (1828-1925).
[7]
Щёлковский электровакуумный техникум находился в зданиях усадьбы Гребнево с
1946 по 1976 г.
[8]
Утверждение А.А. Покровского базируется на местных преданиях и не
подтверждается документально (см. прим. 10 ко второй беседе).
[9]
Деревянная церковь Св. Николая Чудотворца в селе Душонове была построена в 1654
году [Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII ст. Вып.5. М.,
1887, с. 128] и перестроена в 1816-1820 гг. Здание типа восьмерик на четверике
с трапезной, с декором в духе классицизма. Переосвящена во Всехсвятскую в
середине XIX века после постройки каменной (осв. 1852). Сгорела ок. 1983 г.
Церковь Всех Святых в Душонове. Фотография: В. Фролов, 1982 г.
[10]
Дата сомнительна. Громковское селище, раскопанное Е.И. Диковым в 1960 – 1962 г
г. датируется археологами XI-XIII [Археологическая
карта России. Московская область. Ч.1. Под ред. Ю.А. Краснова. М., 1994. № 682,
с. 234].
[11]
Ошибка. Хомутовка и Стромынка – две разные дороги с разными местами пролегания.
Вторая
беседа
[Надпись
от руки:] Дано в радиовыпуске за 13 ноября 1972 г. Подпись ответственного
редактора.
Сейчас
мы предлагаем вашему вниманию выступление краеведа Александра Алексеевича
Покровского. Он продолжит свой рассказ о прошлом нашего района. Передаём ему
микрофон. Пожалуйста, Александр Алексеевич.
-
Итак, продолжим разговор по истории нашего района. Начнем с окраины Фряново.
Заселение Фряново, видимо, давнее, так как уже в начале XVII века здесь был
построен деревянный храм, который сохранился поныне [1].
Деревянная церковь Воскресения Христова во Фрянове. Фотография ок. 1980 г.
Но
вот фабрика имеет интересную историю, о которой повествует Сытин (стр. 266).
Привожу
выдержку. «В середине XVII века из Персии в
Россию на постоянное жительство приехал богатый человек Лазарев. Приняв русское
подданство, он в Москве выстроил суконную фабрику и за отличное качество сукна
Екатерина II возвела его род
в дворянство» [3].
После
этого он покупает землю во Фрянове и переводит туда фабрику. Умер он в начале XIX века [4] и по
его завещанию его брат строит в Москве церковь для армян и школу, которая
теперь превратилась в институт Востоковедения.
В
1918 году там был склад оружия большевиков. Фабричные корпуса, построенные Лазаревым,
сохранились. Сейчас в них размещено камвольно-прядильное производство и
работают фряновские прядильщики [5].
Фряново
- это особый мирок. Жители Фряново радушные, гостеприимные. Очень честные и
трудолюбивые и страшно любят своё Фряново и гордятся им. Приезжайте и
посмотрите. С каждым годом растёт и хорошеет Фряновский посёлок.
Заслуживает
внимания по близости от Фрянова деревня Рязанцы. Давний житель Рязанцев Илья Петрович Морозов, прожив 84 года, всегда
говорил: «ведь мы же рязанские». В своей статье архитектор Баев [6] утверждает,
что деревня Рязанцы – это ни что иное, как поселение беженцев из старой Рязани,
как известно разграбленной и разрушенной Батыем в декабре 1237 года. Люди
сбежали в леса, чтоб укрыться от лютой смерти. Так вот жители деревни Рязанцы и
есть прямые потомки Рязани [7].
Далее
по шоссе будет селение Масальское. На окраине этой деревушки в 1964 году была
обнаружена надгробная плита, которую по неведению жители уничтожили на
фундамент. Осталась только её фотография, да кусочек, взятый фотографом в 1964
году. По всей вероятности это захоронение князя Масальского [8].
Ближе
к Огудневу в сторону от шоссе, где дорога поворачивает влево от дорожного
управления участком в расстоянии двух километров расположено старое село
Душоново. Оно интересно двумя церквями, одна деревянная Петровская и каменная XVIII века [9].
Продвигаясь
далее к городу Щёлково по шоссе, надо посмотреть место, где была до нашествия
французов деревня Богоявленское.
В
ней жили ссыльные, провинившиеся крепостные из Москвы. Они жгли уголь,
доставляя его в Москву по церквям.
Вот
что рассказывает об этом жена дорожного рабочего по шоссе Ямал Олиева 89 лет в 1964 году.
-Мы
приехали в Щёлково на строительство шоссе Щёлково-Фряново и стали работать на
дорожном участке Огнево [Огуднево]. Жили в бараках. А из деревни Огнево к нам
ходил старичок девяноста лет и сказывал, что прежде они жили в Богоявленском.
Когда
прогнали французов, наши повезли уголь в Москву и заразились чумой. И стали в
деревне умирать. Сообщили в Москву и оттуда пришли солдаты. Нас выгнали,
раздели и всё сожгли. И деревню. Нас одели в арестантское, всем выкопали
землянки на новом месте.
И
весь лес вокруг землянок огневали. С тех пор и называется наша деревня Огневка.
Вот так возникло Огуднево [10].
Послушатей
информацию ГАИ.
На
этом заканчиваем нашу передачу.
До
свидания, товарищи!
Примечания
ко 2-й беседе
[1]
Первая деревянная церковь Воскресения Христова была построена во Фрянове в 1680
году [Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII
ст. Вып.5. М., 1887, с. 157].
Деревянная церковь Воскресения Христова во Фрянове. Фотография ок. 1981 г.
[2]
Согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 24 января 1980 г. №54 «О мерах
по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры
в свете закона СССР и закона РСФСР об охране и использовании памятников истории
и культуры» началось планомерное выявление и паспортизация памятников
деревянного зодчества. Постановлением, в отдельных случаях предписывался
«перенос памятников в перспективные населенные пункты или в
историко-архитектурные и этнографические музеи-заповедники» [С изм. и доп., внесенными Постановлениями Совмина РСФСР от
30.11.1983 N 529 - СП РСФСР, 1984, N 3, ст. 20;от 27.08.1984 N 373).].Около
1981 года, обследованная специалистами объединения «Росреставрация»,
деревянная церковь была признана ценным памятником деревянного
зодчества. В начале 1970-х годов при Московском областном краеведческом
музее (с 1991 года – «Историко-архитектурный и историко-художественный музей
«Новый Иерусалим»), расположенном в г. Истра на
территории, прилегавшей к Ново-Иерусалимскому монастырю начал создаваться
Архитектурно-этнографический музей под открытым небом, посвященный памятникам
русского деревянного зодчества. Фряновский храм был разобран, перевезен, но
грянувшие 90-е годы помешали сбору памятника на новом месте, что, в итоге, и
привело к его окончательной утрате.
[3]
Из какой книги взята цитата не установлена. Лазарь Назарович Лазарев (1700-1782)
приехал в Россию в 1749 году. В 1758 году он приобрёл существовавшую с 1722
года во Фрянове шелкоткацкую фабрику Захария Игнатьевича Шеримана.
Потомственное российское дворянство Л.Н. Лазарев получил в 1774 году.
[4]
Сын Л.Н. Лазарева, Иван Лазаревич Лазарев скончался в 1801 году, передав
управление фабрикой своему младшему брату Екиму Лазаревичу Лазареву
(1743-1826).
[5]
Сохранился лишь один из фабричных корпусов, построенный в в период 1826-1835
годов следующими после Лазаревых владельцами фряновской шелкоткацкой фабрики –
купцами-братьями Николаем и Павлом Назаровичами Рогожиными. В наши дни (2012) в
этом здании располагается Клуб. Корпуса камвольно-прядильной фабрики были
построены с 1896 по 1909 на средства фабрикантов Залогиных.
[6]
Михаил Сергеевич Баев (1902—1979).
[7]
Весьма сомнительное утверждение. Древнее название села – «Резанцы», через «е»,
возникшее на месте пустоши «Резаново» и отражённое в исторических источниках и
картах Генерального межевания XVIII века, по всей видимости, восходит к фамилии
московских дворян Резановых - Резанцовых, на поместном праве владевших пустошью
на месте будущего села в середине XVI века. Название села впервые начинает
писаться как «Рязанцы» в 1840-1844 годах, что отражено на военно-топографической
карте Фёдора Фёдоровича Шуберта (1789-1865).
[8]
Фотография не обнаружена.
[9]
Точно неясно, почему краевед называет деревянную церковь Св. Николая Чудотворца
в селе Душонове «Петровской» (= «петровского времени»?). В первой беседе он
приводит дату её основания как 1670.
[10]
История о существовании села Богоявленского неподалёку от Огуднево, не
подтверждаемая историческими источниками и картами, является интереснейшим
образцом народного фольклора. Рассказ старожила можно понимать и как указание
на то, что жители некого села Богоявленского, находившегося в совсем других
местах, могли быть переселены в Огуднево после некой эпидемии. Интересна и
«народная этимология» Огуднево-Огниво-Огневка. Впервые Огуднево как «деревня
Обутнево» упоминается в Писцовой книге Тимофея Хлопова со товарищи в 1584-1586
гг. [Калачов Н.В. Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. СПб.
1872, с. 275], затем, как «Огуднева» – в документах Генерального межевания от
11 августа 1768 года. [Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Т. I.
М. 2004, Богородский уезд, № 125].
Окончание здесь.
А. Послыхалин, 2012. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.