[III] Расцвет щёлковской фабрики при Иване Михайловиче Кондрашеве: 1831- ок. 1860.
Мануфактур-советник Иван Михайлович Кондрашев (1787-1864).
В 1831 году, за два года до своей кончины, Михаил Кириллович Кондрашев передал управление щёлковской шелковой фабрикой своему сыну, Ивану Михайловичу Кондрашеву (1787- ок. 1860), уже к тому времени состоявшему во второй купеческой гильдии Басманной купеческой слободы г. Москвы. В том же году за участие произведений его фабрики в Московской выставке мая-июня 1831 года Иван Михайлович был представлен к награждению внеочередным званием мануфактур-советника и получил его по указу Сената от 19 июля 1831 года [17]. С 1824 года этим почётным званием награждались купцы - содержатели значительных промышленных заведений, пробывшие в первой купеческой гильдии не менее 12 лет. А в данном случае переход из второй в первую гильдию вызвал беспримерное повышение статуса владельца. Несмотря на то, что лишь в 1836 году мануфактур-советникам, их вдовам и детям было позволено ходатайствовать об их причислении к почётному потомственному гражданству, уже в 1835 году Иван Михайлович получил этот привилегированный статус.Конечно, столь стремительный взлёт по социальной лестнице не обошелся без "отцовского протекционизма". Но сразу стоит сказать, что надежды седовласого отца не только оправдались, но и были многократно превзойдены впоследствии успехами сына.
Ассортимент выпускаемых видов шелковых и полушелковых тканей был столь же велик, как и при Михаиле Кирилловиче. На Санкт-Петербургской выставке произведений отечественной промышленности 1833 года мануфактур-советник Иван Михайлович Кондрашев представил: «газ пальмерин разных цветов, пелузин, газ александрин, паразин, сатентюрк, атлас, сатен мильре, гроненапль, материя фасоне, жилетная материя турецкая, персидская, атласная и других разных цветов, штоф мебельный дамастовый разных цветов и узоров, бархат гладкий разных цветов, фасоне, платки: александриновые с углами, броше, турецкие и демисуа с углами» [18].
Если у кого есть изображение золотой медали Московской выставки 1835 года - буду рад разместить ссылку на Ваш журнал.
На второй московской выставке 1835 года изделия щёлковской мануфактуры удостоились большой золотой мануфактурной медали [19]. Современник оставил красочное описание фабрики и продукции представленной на этой выставке: «Мануфактур-Советник И.М. Кандрашев, наш древнейший производитель в шелкоткачестве, выставил ныне чрезвычайно богатое и разнообразное собрание всех возможных работ. – Мы уже упомянули о прекрасных его бархатах; атласы, гроденапли и все высокия материя фасоне, брильятины, экосезы и наиболее атлас a jour, (со сквозным узором) заслужили общее одобрение. – Превосходный белый штоф, с розовым оттененным орнаментным рисунком и цветочными бортами, напоминают плотностью своею, ткани, которыя любимы были во времена настоящей, разумной роскоши; по блестящей чистоте работы, достоинству и прочности, он может быть смело сравнен с лучшими иностранными этого рода произведениями. – Приятно знать, что на эти работы идет значительная часть своеземнаго Русскаго шелка. В выборе цветов и составлении узоров замечено ныне более вкуса; господин Кандрашев есть один из отличнейших подражателей; мы не знаем, кто мог с большею верностию, по данному образцу какого бы то ни было тканья и узора, произвести совершенно подобный. Фабрика занимает, до 300 станов; должно жалеть, что в столь хорошем заведении нет своей аппретуры, тем более, что эта важнейшая часть шёлкового дела у нас еще недостаточно улучшена. – Крашенье многих цветов производится дома, успешно, русским, мужичком; у господина Кандрашева нет ни однаго иностранца, все русские, и весьма опытные в своем деле; - приказчик его, есть замечательный человек по практическим, положительным сведениям о всем, относящемся до этой отрасли» [20, 21]. И.В. Мешалин заключает, что все эти сведения говорят о внушительном расширении производства в 1820-1830-е годы. Действительно, Иван Михайлович энергично взялся за дело. К 1834 году на его мануфактуре раболато уже около 1500 рабочих [22].
Тканый портрет И. М. Кондрашева. Изготовлен в жаккардовой технике на его щёлковской фабрике. 1840-е годы.
Совсем скоро, уже в 1939 году шёлковые изделия фабрики И.М. Кондрашева выходят на первое место не только по качеству, но и по дизайну рисунка тканей, конкурируя с ранее недостижимым уровнем бывшей посессионной фабрики Лазаревых, перешедшей к тому времени в руки купцов-старообрядцев Рогожиных: «По части собственно - шёлковой фабрикации, Москва покрыла себя славою. Изделия, доставленные с её многочисленных шёлковых фабрик могут в некоторых отношениях стать наряду с подобными произведениями иностранных земель. Между ними на первом месте надлежит поставить атласы броше и фасоне мануфактур-советника Кондрашева, и газовые изделия мануфактур-советника Рогожина. Последние особенно отличаются лёгкостью и красивостью рисунка; цвета также хорошо прибраны. Цены сим изделиям нельзя признать слишком высокими. Вообще, как в изделиях Кондрашева, так и в изделиях Рогожина заметно решительное стремление к совершенству. В атласах и гроденаплях первого можно бы пожелать лучшей аппретуры: это одна только часть московской фабрикации шёлковых материй, в которой ещё возможны существенные улучшения» [23]. Однако и в этом отрывке обозреватель сетует о недостаточной аппретуре изделий, то есть несовершенстве окончательной отделки материи для устранения неодинаковой ширины полосы ткани, перекоса нитей и других несовершенств. Отделка шёлковой ткани состояла в пропитке их специальными составами, «аппретами», после чего материал становился плотным и гладким. Вскоре и эта часть производства была на щёлковской фабрике доведена до совершенства.
В 1841 году её продукция была удостоена медали Варшавской мануфактурной выставки [19]. На третьей Московской выставке 1843 года, в пятом зале экспонировались шёлковые материи почётного гражданина Ивана Михайловича Кондрашева: «баркатель разных цветов; штофы тоже; бархат фасоне и гладкий; материи разных цветов и названий; платки; эшарфы» [24]. Интересно было указано местоположение фабрики: «Московской губернии Богородского уезда в селе Нащелкове» [интересно, что позднее, топоним "Нащелково", с ударением на "а" перекочевал на противоположный берег реки Клязьмы от фабрики Кондрашевых, - на левый берег. В конце XIX века так называли деревню Щёлково в отличие от посада-слободы на правом берегу реки - прим. pechexod].
В период с 1839 до 1845 года в деревне Щёлкове появилась первая частная фабричная школа при шелкоткацкой фабрике И.М. Кондрашева. Л. Самойлов в небезызвестном Атласе 1845 года писал: «На первенствующей в России шёлковой фабрике мануфактур-советника И.М. Кондрашева, находящейся Богородского уезда в селе [ошибка автора – прим. А.П. - деревне] Щёлкове 22 человека обучаются: Закону Божию, церковному пению, русской грамоте, арифметике и чистописанию; пятеро из них, по охоте и способностям занимаются под надзором фабричного рисовальщика, рисованием и черчением. Кроме сего, восемь мальчиков. Поступивших в нынешнем году, обучаются чтению» [25].
Ткань щёлковской фабрики И.М. Кондрашева, украшающая стены Штандартной
(Проходной) комнаты. Петергоф. Большой дворец.
В 1843 году щёлковское предприятие И. М. Кондрашева достигает своего наивысшего расцвета. К этому времени оно оборудовано 431 ручным станом, 300 жаккардовыми станами, 13 шелкокрутильными машинами. Здесь работают 1579 мастеровых и выпускается продукции на 283.800 рублей серебром в год [25., c.73].
Штандартная.Петергоф. Большой дворец.
Ближе к середине века И.М. Кондрашёв уже считался фабрикантом, «первенствующим» в деле соединения на одном предприятии всех частей шёлкового производства от крашения ткани до её аппретуры [25., c. 35-36]. Продукция выпускалась под собственным клеймом И.М. Кондрашева: «Выработано на фабр. Мануфактур Советника и Кавалера Ивана Михайлова Кандрашова» [«Ф. М. Совет. И. Кондрашева»] [26].
Штандартная Петергоф. Большой дворец.
Ткани с этим клеймом украшают стены Штандартной (Проходной) комнаты Большого дворца в Петергофе [27].
Штандартная Петергоф. Большой дворец.
Нередко говорят, что эта ткань была произведена на фабрике Кондрашевых еще в XVIII веке, но это не так. О первоначальном тканом убранстве Штандартной середины XVIII века данных не сохранилось. В 1818 году ее стены украшал «китайский атлас по голубому грунту с висячими ландшафтами, представляющими птиц и собаку». Но уже к середине XIX века в Проходной появляется «брокатель по желтому фону с лиловыми разводами». Во времена реставрации перед Великой Отечественной войной стены были задрапированы русской копией французского шелка, выполненного по рисунку Филиппа де ля Салля (1720-1808). В 1941 году огонь уничтожил этот шелк. Уже после войны в ходе реставрации помещения под руководством А. Фейгиной стены украсили уцелевшие образцы тяжелого тканого шелка работы щёлковской мануфактуры, исполненные в 40-х годах XIX века специально для Петергофа по рисунку XVIII столетия.
Туалетная комната Большого дворца. Петергоф.
Туалетная комната Большого дворца. Петергоф.
Попадается неподтвержденная информация, что копии тканей фабрики Кондрашева, вытканных в середине XIX века по рисунку П. Дверза также украшают стены Туалетной комнаты Большого дворца, а также оформляют стены Кабинета императрицы. Здесь, конечно, я не могу не привести картинок, но все одно это реконструкция времен 1950-1960 гг.
Кабинет Большого дворца. Петергоф.
Журнал Москвитянин за 1845 год писал об Иване Михайловиче: «Приятно взглянуть на старца, украшенного сединами. Он получил одобрение Государыни Александры Федоровны [- супруги российского императора Николая I – прим. pechexod], которая с удовольствием носит платье из его шелковых материй, так и использует его изделия для внутренней отделки Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Николаевского дворца в Москве». Это свидетельство еще раз подтверждает безупречное качество обойных шелковых тканей, производимых на щёлковской фабрике Михаила Ивановича Кондрашева.
Портрет Александры Федоровны 1856 года.
В 1844 году Щёлково в составе деревень Гребневской вотчины Голицыных снова сменило владельцев. Село Гребнево вместе с 7 деревнями (Щелково, Назимиха, Ново, Слобода, Трубино, Фрязино и Чижево) у Сергея Михайловича Голицына выкупила Вера Михайловна Пантелеева, происходившая из богатых купцов второй гильдии Крашенинниковых. Она была замужем за губернским секретарём Фёдором Фёдоровичем Пантелеевым (1801-?), отец которого, купец первой гильдии вышел во дворянство в 1815 - 1820 годах [28]. В «Указателе селений» К.М. Нистрема 1852 года приводятся следующие данные: «Щелково, деревня 2-го стана, Пантелеева Фёдора Фёдоровича, Коллежского Регистратора, крестьян 173 души мужского пола, 219 женского, 45 дворов, шелковые фабрики купцов Кондрашева, Крюкова и Веснина, 25 вёрст от столицы и 27 от уездного города, близ Стромынского тракта» [29].
Топографическая карта окрестностей Москвы, 1852. Красным цветом выделена Шелкоткатская фабрика И.М. Кондрашева.
На Топографической карте окрестностей Москвы, гравированной при военно-топографическом депо в 1852 году точно указано местоположение щёлковской фабрики Ивана Михайловича Кондрашева – в самом центре современного города Щёлково на правом берегу реки Клязьмы. Уже к 1841 году производственная площадь фабрики составляла 10.212 квадратных аршин. Трудилось на ней 1920 рабочих. Фабрика была оснащена 103 ткацкими станами, 640 тростильными и 650 мотальными машинами [30]. А.В. Погожев приводит распространённую в конце XIX века легенду о том, что на месте фабрики Кондрашевых в Щёлкове «была основана, как говорят ещё в конце XVII века первая шёлковая фабрика, на которой ткались шёлковые рубашки (без шва) для царей и нынешняя фабрика [красильное заведение А. Полякова – прим. А.П.] ещё занимает часть старинной стройки (хозяйский дом и пр.); впоследствии здесь была шёлковая фабрика Ивана Михайловича Кондрашева, выдавшего трёх своих дочерей за приказчиков, которые вели дело после его смерти» [31. См. Прим.]
«Хрустальный дворец», построенный для проведения первой всемирной выставки в Лондоне.
С 1 мая по 15 октября 1851 года в лондонском Гайд-парке проходила «Великая выставка промышленных работ всех народов» - первая всемирная выставка, ставшая значительной вехой в истории промышленной революции. Продукция щёлковской фабрики И.М. Кондрашева получила уже не только общероссийское, но и мировое признание [32].
Открытие Всемирной выставки в Лондоне 1 мая 1851 года.
Очевидец событий писал: «Лионские фабриканты, удивляясь совершенству, и, что ещё важнее, дешевизне русских парчей, выставляют как особенное достоинство глянцовитость золотой и серебряной ткани и оригинальность и изящный вкус узоров. Превосходные цвета, добротная ткань и разнообразие рисунков в шёлковых изделиях нашего знаменитого фабриканта, мануфактур-советника Кондрашева, изумили соперников его, лионских фабрикантов» [33].
Лондонская Всемирная выставка 1851
Корреспондент журнала Москвитянин, побывавший на выставке, также не постеснялся открыто похвалить изделия щёлковского фабриканта: «Не говоря уже о давнем времени, даже и теперь не всякий поверит, чтобы русские шелковые изделия, сработанные в Москве простым мужичком, по указаниям своего хозяина, чтобы они могли когда-нибудь соперничать со знаменитыми Лионскими и по красоте, и по прочности, и по цене. А между тем, возможности этого соперничества уже нельзя опровергать: есть ясное доказательство, или, если угодно, факт. Шелковые ткани с фабрики Московского купца Кондрашева заслуживают полное одобрение на Лондонской выставке и не боятся сравнения с Лионскими. Разумеется, успех этот важен особенно по ожидаемым от него последствиям: он должен рассеять предубеждение большинства потребителей против местных произведений, возвысить доверие к производителям и иметь значительное влияние на развитие шелковой промышленности» [34].
В середине XIX века на текстильной промышленности России начал сказываться мировой кризис, что привело к значительному сокращению рабочих на щёлковском предприятии Кондрашева и снижению прибыли. В 1853 году на фабрике И.М. Кондрашева было занято 479 рабочих, годичная прибыль упала до 200.000 рублей серебром. Тяжелые шелковые материи щёлковской фабрики Кондрашева из-за своей дороговизны были доступны в основном лишь представителям высшего общества. Поэтому годовой оборот всей ярмарочной оптовой торговли фабрики в 1858 году не превышал 80.000 рублей серебром [35].
По всей видимости, не затухало производство шелка и во Фрязино – колыбели кондрашевских шелковых производств. Многие исследователи отмечают недостаточность материалов по развитию фрязинской ветви предприятий Кондрашевых. Так Иван Васильевич Мешалин (1901-1942) говорит, к примеру, что в сведения о предприятиях Федора и Егора Кондрашевых (основанных в конце XVIII века) во Фрязино в начале XIX века в архивах отсутствуют: «По деревне Фрязиной за все эти годы [1807-1814] имеются сведения о шелкоткацком предприятии крестьянина М. Федорова (не сын ли Ф. Кондрашева? [- предполагает сам И.В. Мешалин в 1950 году ]). Размер производства его показан за эти годы довольно значительным – на 69 станах при таком же числе рабочих» [3]. В 1853 году по данным Водарского во Фрязине отмечается фабрика, принадлежащая Ивану Борисовичу Кондрашеву (ум. 1863) – внуку вышеупомянутого Федора Кондратьева. На его фабрике работало 100 станов, 8 жаккардовых машин. 112 рабочих вырабатывали шелковой ткани на 20.000 рублей в год. В 1859 году в деревне насчитывалось лишь 589 жителей.
Скончавшийся около 1860 года Иван Михайлович Кондрашев, был женат на Матроне Ивановне (1787-1843), подарившей мужу трёх сыновей – Максима, Фёдора и Никиту, которые, как могли продолжили дело своих предков. Но высшая точка развития фабрики была уже пройдена. Вольнонаёмные рабочие снова уходили с фабрики на другие мануфактуры.... И не зря...
В 1863 году братья перевели часть мощностей щёлковского предприятия обратно в деревню Фрязино и село Гребнево... Почему? Зачем?
Продолжение здесь:
[IV] Décadence: три брата-фабриканта: "гребневский период". 1860-1918.
При перепечатке или цитировании статьи просьба давать ссылку на этот журнал.
© А. Послыхалин, aka trojza, aka pechexod 2012 г.
Лит.
17. ЦГИАЛ. Ф. Департамент мануф. И внутр. Торг. I отдел, 1-й стол, д. № 131.
18. Указатель произведений отечественной промышленности, находящихся на выставке 1833 года в Санкт-Петербурге. СПб. 1833, №232, С. 138-139.
19. Из истории фабрик и заводов Москвы и Московской губернии. Обзор документов. М, 1968.с. 55.
20. Вторая Московская выставка Российских мануфактурных произведений. В 1835 году. СПб. 1835.с. 225
21. Указатель произведений отечественной промышленности находящихся на выставке 1835 года в Москве, отд. IV, с. 18-29.
22. Статистические сведения о Богородском уезде в промышленном отношении. / Журнал мануфактур и торговли, 1834, ч.1., с. 19.
23. Выставка изделий отечественных мануфактур в 1839 году. Статья 3. Изделия хлопчато-бумажные, шёлковые, шерстяные; волоченное золото и серебро, парчи и глазеты// Отечественные записки. Учёно-литературный журнал на 1839 год изд. А. Краевским. Т.V. СПб. 1839. С. 15-16.
24. Указатель третьей в Москве выставки Российских мануфактурных изделий 1843 года. М. 1843. №773.
25. Самойлов Л. Атлас промышленности Московской губернии. М., 1845.с. 73.
26. ГИМ. 81430 – Щ280.
27. История русского искусства в 13 тт (16 книгах) под ред. И.Э. Грабаря. Т.8. Ч.2. М., 1964.- С.555.
28. «Московский 1-й гильдии купец и фабрикант Фёдор Пантелеев, высочайшим указом 26 октября 1820 года утверждён в дворянстве по всемилостивейшее пожалованному ему 27 марта 1808 года, в награду отличного усердия его к пользе общественной, ордену св. Владимира 4-й степени; а 14 декабря 1851 года пожалован сыну его, состоящему на службе в канцелярии комитета Московской детской больницы, Фёдору Пантелееву с потомством, диплом на дворянское достоинтсво». Бобринский А. Дворянские роды внесенные в общий гербовник всероссийской империи. Ч.2. от нач. XVII ст. до 1885 г. СПб. 1890. с. 611-612.
29. Нистрем К.М. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М. 1852.С. 172.
30. Попов А. Щёлковская техноткань. М., 1977. С. 8.
31. Сб. стат. cвед. Т.III, вып. XVII, с. 81. ПРИМЕЧАНИЕ. Эту чрезвычайно распространённую местную легенду о бесшовной рубашке, услышанную от местных мастеровых уже в начале XX века воспроизводит и И.Ф. Токмаков: «известный некогда фабрикант Иван Михайлович Кондрашев, имел счастье преподнести шёлковое изделие своей фабрики Императору Николаю I-му - шёлковую сорочку, сработанную на стану, то есть не сшитую, а вытканную». Эта прекрасная легенда, являющаяся исключительным произведением народного фольклора нашего текстильного края, подчёркивая небывалое мастерство основателей текстильных производств, опиралась на очевидную техническую нереализуемость цельнотканой рубашки с рукавами на ткацком стане и, тем самым, была призвана удивить и поразить слушателя, хоть немного знакомого с техникой текстильного производства. Это распространённое в народе предание, как и большинство подобных ему, уходило корнями в глубокую религиозность наших предков и имело исток в библейском предании о Бесшовном хитоне (Ризе Господней) Иисуса Христа, полученной по жребию одним из воинов, присутствовавших при распятии. [«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины». Евангелие от Иоанна 19:17-25].
32. Надежды шёлковой промышленности // Москвитянин, 1850, № 14, кн. 2, отд. Современные известия.
33. Сын Отечества. Кн. VIII, 1851. Всемирная выставка в 1851 году, с. 24
34. Москвитянин . Часть IV. Московские известия. М., 1851. С. 132.