28.11.2012

Аристов погост или древние монастыри, основанные... современными краеведами

О таинственном Аристовом погосте, находящемся на северо-востоке Подмосковья на окраине города Лосино-Петровский, в популярной краеведческой литературе бытует множество "общепризнанных небылиц". Так повелось, что ссылки на источники в нашем краеведении, отчего-то, "не приняты", что, в свою очередь, порождает путаницу, позволяющую под покровом таинственности и загадочности протащить в историю того или иного поселения легенду, взятую из устного предания, и, попутно совершив ряд подмен и потасовок, признать её истиной в последней инстанции. 

Аристов погост (село Пречистое), - в этом отношении, несомненно, является одним из самых загадочных мест северо-востока Подмосковья. Пришла пора попытаться проверить распространённые небылицы, найти их источник, и, освободив золотые крупицы исторической правды от наносного шлака, разгадать тайну Аристова погоста, ведь правда зачастую бывает куда интереснее легенд...


Набрав в поисковике "Аристов погост" мы без труда можем узнать следующее: "Аристов погост (впоследствии с. Пречистое) впервые упоминается в 1392 г. в связи со строительством Пречистенского женского монастыря с главным приделом в честь Успения Пречистой Божией Матери (сожжен поляками в 1606 г.; иконы, по преданию, перенесли в скит на месте будущего Берлюковского монастыря)" [см. напр. или вот]. Существует ещё одна распространённая вариация: "Согласно историческим данным, на Аристовом погосте в 1392 г. по благословению святителя Петра Московского был основан Пречистенский Успенский женский монастырь, давший этому месту название Пречистое. Он просуществовал более двухсот лет. В 1606 году при нашествии поляков обитель была разграблена и сожжена. По сохранившемуся преданию последняя игумения этого монастыря Евдокия (Авдотья) и казначея Ульяна взяв с собой иконы бежали от поляков в глухой дремучий лес на реке Воре, где впоследствии возникла Николо-Берлюковская пустынь" [см. напр.или вот]. Имя краеведа, перу которого принадлежит эти "ставшие истиной" предположения мне известно, но озвучивать его я не считаю нужным, тем более, что он читает мой журнал.



Действительно, история этих мест восходит ко временам Ивана Калиты. Так село Аристовское в этих краях впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1339/1340 года составления. По документу, второй супруге Ивана Калиты, великой княгине московской Ульяне доставалась Сурожская волость на севере Москвы, а также волости: «Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори слободка Софроновская, Вохна, Деиково раменье, Данилищова слободка, Машев, Селна, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею. А села: село Михайловское, село Луциньское, село у озера, село Радонежское, село Деигуниньское, село Тыловское, Рогожь, село Протасьевское, село Аристовьское, село Лопастеньское, село Михайловское на Яузе, 2 селе Коломенский» [Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л. 1950, с.8-9]. Известно, что свой удел княгиня сохранила до своей смерти, а в в середине шестидесятых годов XIV века он был разделён между внуками Ивана Калиты — Дмитрием Ивановичем Донским и князем серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым. Местности к северо-востоку от Москвы отошли во владение удельного князя Серпуховского и Боровского - Владимира Андреевича Храброго (1353-1410), занимавему положение второго лица московского княжеского дома. Около 1401-1402 князь Владимир Храбрый составляет свою духовную грамоту, согласно которой он отказывает своему третьему сыну Андрею (ок. 1380-1426) ряд населенных пунктов этой округи:«А благословил есмь сына, князя Андрея, дал есмь ему Раданеж с тамгою и с мыты, Бели, Черноголовль с численными людми на Киржаче, и с селы, и з бортью, и со всеми пошлинами, Яковля слободка, Кишкина слободка, Тухачев. А из Московских сел сыну, князю Андрею: Михайловское село с мелницею, Калиткиново село, на Учи Попковское, да Ильи святыи, да Дмитриевское сельцо Воронина, на Любосивли Четрековское, Мосейково на усть Любосивле, да Сокова деревня». [Духовные и договорные, с. 46-47]. Здесь мы встречаем и Раданеж (Радонежское), волости Бели и Черноголовль, однако, упоминание села Аристовского почти на 300 лет пропадает из источников (до 1623/24 года), что не даёт нам права предполагать, что всё это время оно существовало как населённый пункт (село с церковью).

 
Желая каким-то образом объяснить название села Пречистое, упомянутый краевед основал в наших краях "Пречистенский Успенский женский монастырь", хотя единственный источник говорит нам об "Успенском Предтеченском девичьем монастыре"...

Но давайте по порядку. О древнейшей истории женского монастыря в этих краях, как и дате его основания ничего не известно. В исторических источниках (кроме единственного, который мы проанализируем ниже) отсутствуют какие-либо указания на существовании здесь монастыря, а единственная церковь упоминается лишь в первой четверти XVII века. Краеведческое предание связывает его основание с годом кончины Сергия Радонежского (1392), однако, ни в списках «Жития», ни в архивах Троице-Сергиевой Лавры не удалось разыскать никаких источников, которые могли бы подтвердить это мнение. 

Единственным источником, повествующим о существовании некого монастыря (будто бы на Аристовом погосте) в те далёкие времена является «Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни», составленной в 1875 году на основании устного предания. Впервые этот текст, озаглавленный "Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни", впоследствии неоднократно переиздававшийся с различными вариациями названия [напр. Денисов Л. Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни, 1898; переиздание 2006 года можно скачать на сайте Николо-Берлюковского монастыря], был опубликован в Чтениях Императорского Общества истории и древностей Российских [ЧОИДР, 1875, Кн.1. Январь-март] в 1875 году. Анонимное описание , по словам издателя, игумена Николо-Берлюковского монастыря  Нила (настоятельствовал в 1870 – 1880 годах), было составлено"при архимандрите Венедикте" [ЧОИДР, 1875, Кн.1. См. предисловие], то есть в период  1829 – 1855 годов [См. список настоятелей монастыря].





Повествуя об основании Берлюковской пустыни, безымянный автор писал, что «По устному преданию /…/ один из безприютных скитальцев, инок опустошенной врагами обители, иеросхимонах Валаам, около 1606 года пришел в дремучие леса, облагавшие берега реки Вори и здесь поселился. Кто был этот старец достоверно не известно. Полагают, что он был настоятелем Стромынского Троицкого монастыря, находившегося там, где ныне село Стромынь. Старец этот сперва будто бы удалился в Успенский Предтеченский девичий монастырь; но когда и эту обитель разорили поляки, он ушел в леса, покрывавшие берега Вори» [Исторический очерк Берлюковской пустыни., с. 7]. 



Отрывок из Л. Денисова, 1898 г.

 Тот же отрывок из ЧОИДР 1875 г.


Как известно, местные предания очень редко содержат какие-либо точные даты. Тем более, что если бы такое предание и, каким-то чудом, сохранилось, оно повествовало бы о 7114 годе разорения Стромынского монастыря, а не 1606-м. Исходя из этого, приходится признать, что дата, указанная в в основном тексте выведена автором очерка гипотетически. 

С другой стороны, нельзя не отметить, что в истории Успенского Стромынского монастыря (монастырь Успения Пречистой Богородицы на Стромынской дороге; осн. до 1381 г.), настоятелем которого будто бы был Варлаам, период после пожара 1603 года до передачи монастыря в ведение Троице-Сергиевого монастыря (1616) был действительно тяжёл. Стромынский монастырь в это время действительно пришел в запустение, как и указано в первом документальном упоминании этого монастыря - составленной в 1616 году при архимандрите Троице-Сергиевого монастыря Дионисии и при келаре Авраамии Палицыне. В этой описи среди братии Стромынского монастыря упомянуты лишь два её обитателя:«игумен Герасим да черной священник Аврамей». Несмотря на то, что созвучие имен легендарного Варлаама и Аврамия из описи и придаёт устному приданию некоторую правдоподобность, этих данных недостаточно для того, чтобы утверждать, что  к тем же временам относится существование и упоминаемого ниже Успенского Предтеченского монастыря, будто бы существовавшего именно в селе Пречистом, на месте Аристова погоста.



Продолжим анализ текста: «Предание добавляет, что из Успенского Предтеченского монастыря с ним [Варлаамом] пришли две старицы, Евдокия и Иулания, из коих одна была игуменья, а другая казначея, и каждая из них имела приверженных ей сестер, сопутствовавших им. Они поселились не вместе: первая там, где ныне деревня Авдотьина, а другая на ближайшей горе, называемой и по сие время Ульяниной» [Исторический очерк, с. 7]. Действительно, село Авдотьино на Воре у Николо-Берлюковского монастыря   в Ногинском районе Московской области, в составе Ямкинского сельского поселения существует и сейчас, однако красивое сказание о происхождении его названия никак не уточняет исторического содержания предания. 


Крайне примечательна сноска, в которой игумен Нил пишет: «Предтеченский Успенский девичий монастырь в Богородском уезде, в 7 верстах от Берлюковской пустыни. О времени основания его ничего не известно. В 1606 г. обитель разорена поляками. Ныне там находится Предтеченский погост» [Там же]. Иными словами, автор примечания, строитель Николо-Берлюковского монастыря, игумен Нил отождествил загадочный "Предтеченский Успенский девичий монастырь" из местного сказания, уже не существовавший в его времена с так называемым "Предтеченским погостом", который нашим краеведом, в его очередь, был по совершенно непонятным соображениям отождествлён с так называемым "Пречистенским погостом", искусственно созданным из "села Пречистое" и "Аристова погоста". Проблема заключается в том, что Пречистенского погоста никогда не существовало, а названия Аристова погоста или села Пречистое - известные нам из исторических источников, ни разу не упоминаются в местном предании, вошедшем в историческое описание Николо-Берлюковского монастыря

Из сказанного следует, что никакого "Пречистенского монастыря" (так "удачно" переименованного краеведом из "Предтеченского") в окрестностях современного города Лосино-Петровский никогда не существовало. Печально, что заведомая дезинформация в настоящее время присутствует даже на официальных сайтах и проникла в публикуемые справочники по истории города Лосино-Петровского.




Неизвестно, существовал ли когда-либо на территории Богородского уезда и пресловутый "Предтеченский Успенский девичий монастырь". Данные вышеприведённого сказания являются единственным упоминанием такого монастыря в наших краях, а этого недостаточно для констатации его действительного существования здесь в период Смутного времени. Также не очень ясно, какой именно погост имеет в виду игумен Нил под "Предтеченским погостом" (Иоанно-Предтеченским). По крайней мере, в документах Генерального межевания никаких указаний на существование погоста с таким наименованием в наших краях нет.


 
Впервые собственно Аристов погост, упоминается в писцовых книгах 1623-1624 годов: «погост Аристов на речке Вздериноге, а в нем церковь Успения Пречистые Богородицы древяна шатром вверх, да два предела: Живоначальной Троицы, да Николы Чудотворца, да другая церковь во имя Воскресения Христова древяна клецки, стоит пуст без пения, а в церквах образы и свечи и книги и на колокольне колокола и все церковное строение тутошних прихожан; на церковной земле во дворе вдовой поп Петр, да в том же дворе поп Алексей, во дворе дьячёк Ивашко Дмитриев, во дворе просвирница Оксиньица, да две кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии» [Холмогоровы В. и Г. Вып. VI, Вохонская десятина., с. 8.]. То же состояние обители показано по окладным церковным книгам в 1628 и 1646 годах. 


 Своё второе название "Пречистое" село Аристовское получило, конечно не по мифическому монастырю, а по обычной практике того времени вместе со строительством церкви Успения Пречистой Богородицы.

В 1680 году по дозорным книгам значится та же деревянная церковь Успения, «построена де та церковь изстари», но указание о церкви Воскресения Христова уже отсутствует. 21 октября 1710 года к церкви Успения был отпущен антиминс к освящению церкви, - что может означать, что церковь потребовала повторного освящения из-за пожара или перестройки в период 1680-1710 годов. В 1726 г. при церкви был священник Алексей Анисимов, служивший с 1707 г., пономарь Петр, дьячок Прокофий Алексеев. 


Согласно документам Генерального межевания Аристов погост, описанный в 1763 году, находился во владении той же церкви Успения Богородицы. Были указаны церковь и кладбище [См. Кусов В.С.]. 

 Аристов погост на карте Генерального межевания, Кусов В.С. 

17 мая 1774 года братией было получено дозволение похоронить в пределах церковного кладбища самоубийцу майора Александра Матвеева Мартынова, который и был похоронен при Успенской церкви на Аристовом погосте, где в приходе была вотчина Мартыновых – сельцо Соколово. [Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век  Вып. 1-2. М., 1911, с. 188]. 

Из Скворцова. (1774, №351)



В 1777 году священником Троицкой церкви на Аристовом погосте числился Никита Егоров (Архив Московской Духовной Консистории, 1777 года 30 сентября), освятивший Церковь преп. Сергия Радонежского в сельце Соболеве (Скворцов Н. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. М., 1901). В 1829-1930 гг. священник Иван Егоров (Иоанн Георгиев) согласно резолюциям митрополита Филарета, был благочинным Богородского уезда.
Сохранившаяся до наших дней кирпичная Троицкая церковь построена на средства прихожан в 1822 г. в стиле классицизма. Колокольня надстроена в 1830-е [Колмовской А. Памятники архитектуры Подмосковья: северо-восточное направление. М., 1999, с.11.].

 Село Пречистое на карте Ф.Ф. Шуберта 1840-х гг.
 
 Весной 1844 года в Консисторию поступил рапорт благочинного Богородского уезда, священника церкви села Воскресенского в Родинках, церкви Иакова Никитина Волконскаго о том, что в верхнем ярусе холодной церкви Троицкой, на Аристовом погосте [придельная - trojza] образовались от давления купола трещины в восьми простенках между окнами. 19 июня того же года митрополит Филарет наложил на рапорт следующую резолюцию:  "Странно поступил Аристовский священник, когда приступил к украшению церкви, не обратив внимания на повреждение здания, могущее быть опасным, и не донес о том начальству. Консистории учинить следующее: 1) Сделать распоряжение, чтобы ветхости архитектурныя обеих церквей освидетельствованы были через архитектора, не опасны ли ветхости, могут ли быть исправлены без перестройки и каким образом, или потребуют перестройки. 2) Благочинному и местным священникам строго предписать, чтобы смотрели, не увеличиваются ли трещины и не становятся ли опасными, в каковом случае служение немедленно прекратить в сих церквах и обстоятельно донести. 3) Поелику Аристовская церковь имеет приделы, то служение совершать в них, доколе освидетельствование не удостоверит полнее о безопасности". [Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского.Т. 5.Ч.2. 1915. Д.10039. c.39-40].
В 1951 году село Пречистое вошло в 1951 г. в состав города Лосино-Петровского.

Возможно, приведённые документы покажутся намного скучнее, чем отдающее скабрезностью предание о разорённом поляками девичьем "Пречистенском" монастыре на "Пречистенском погосте", но ценность их в том, что относятся они к реальным событиям, действительно имевшим место и к людям, которые взаправду когда-то жили в нашем крае, а не к фантазиям и измышлениям, благодаря ошибке или воле одного человека перенасытившим историю нашей части Подмосковья. 

 Сосновый лес вокруг Аристова погоста. Фотографии: А.Ю. Послыхалин,  апрель 2012.

Приведённый выше пример подтасовки древней истории нашего края этим же краеведом не единичен. В следующем году с его подачи в селе Гребнево планируется установка памятника Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому, - "герою Смутного времени", известному тем, что он последовательно присягнул на верность всем Лжедмитриям, не исключая и псковского Сидорку [см. подробнее]. 

А. Послыхалин, 2012. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.