В последнее время в связи с общим подъемом интереса к краеведческой проблематике учащается выпуск разного рода изданий в виде статей или даже книг написанных настолько неумело и допускающих такие смешные ошибки, что остаётся только удивляться. Нередко, листая очередной "фолиант" приходит мысль - почему же автор, приступая к работе не удосужился обновить свою память, перечитав хотя бы учебник истории? Да, приходится признать, что подмосковное краеведение сейчас по большей части - "хобби", и уровень его весьма не высок.
Итак, представляю уважаемым читателям рубрику "Весёлый лепрозорий", в которых будут представлены эти самые "анекдоты от краеведения". Подыскивая название для рубрики я сначала хотел назвать её "Краеведы шутят". Но ведь не шутят они, а пишут, так сказать "серьёзно" и "основательно", "на века". Отдельное место займут здесь местные легенды и предания, которым краеведы нередко склонны безоговорочно верить.
Орфография и пунктуация в цитатах - оригинальная, "авторская". По мере сил буду комментировать приводимые гротескные измышления коллег. Конечно, имена и фамилии автором я приводить не буду, но вот ссылки на издания и сайты со статьями когда нужно - приведу. Я понимаю, что чистка Авгиевых конюшен - занятие столь же неблагодарное, как и война с ветряными мельницами, но, всё-же, тщу себя надеждой, что эта рубрика может быть полезна.
1. Деревня Ново построена на костях работников фабрики Лиханова!
Тема: история д. Ново (ныне входит в г. Фрязино). На уважаемом сайте schelkovo.tv читаем:
"Церковным старостой в1896 года на смену Кондрашеву, был избран крестьянин «платящий купеческую гильдию» деревни Нова Лиханов И.И. В то время на его предприятии кормились более 127 тысяч человек, которые обеспечивались всем необходимым и получали помощь. Многие работники были пристроены, многие с его помощью были похоронены, многие обрели семьи. В результате 12 января 1896 г. он был единогласно избран церковным старостой селения Гребнево" [Источник].
Удивительные дела! Сейчас, в 2012 году во всём Фрязине проживает 53,2 тысячи человек. По переписи населения Российской Империи 1897 года всё население города Казань составляло 130 000 человек, а тут на одной фабрике в деревне Ново такая тьма рабочих! Видимо, фабрикант весьма энергично хоронил своих работников?
Корни приведенной цитаты восходят к не менее "весёлому краеведу" И.Ф. Токмакову, который в своём "Историко-статистическом описании села Гребнево", изданном в 1903 году писал буквально: "В настоящее время на фабрике Ивана Васильевича Лиханова кормятся свыше 127 человек; при случае в нужде они получали помощь, многих он пристроил, многих женил и похоронил" [См.]. Вот до чего доводит краеведов желание пересказать источник своими словами и неуёмная тяга к гиперболизации...
2. "Перестрахуемся и назовём Иваном".
В той же статье по истории д. Ново можно найти следующие мозгодробительные строки: "По именам двух других сыновей Лиханова Ивана Ивановича, которые именовались Иванами Ивановичами, было видно, что их отец очень сильно желал создать династию рода «Иван Иванычей» и для страховки сыновья при рождении были названы Иванами" [Источник]. Без комментариев.
3. Новое слово в Дарвинизме: во всём виноваты мужчины.
Тема: развитие ткачества в Новинской волости Богородского уезда.
"Но все же развивалось ткачество и здесь, правда, сначала это было только женским занятием. Когда наконец к этому промыслу приобщилось и мужское население, слишком жестокой оказалась конкуренция развивающегося машинного производства. Заработки скоро понизились до того, что населению приходилось искать новые занятия. Выжили лишь сильнейшие". См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.27.
4. Как же привольно и вольготно было жить крестьянам до XVI века!
Тема: возникновение деревни Пестово Павлово-Посадского р-на.
"Деревни до XVI века были самым распространенным видом селений. Правда, они не были похожи на деревни и села, которые знаем мы. В те далекие от нас времена деревушки возникали беспорядочно. Было много неосвоенных земель, выбор места жительства был богат, только не ленись, расчищай себе место от леса, от поросли и стройся. Многие деревни возникали подальше от больших дорог. Известная поговорка "разбойник с большой дороги" имеет к этому прямое отношение". См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.53.
В XVII веке, выходит, - бац, и повсюду города и сёла! Интересно, а почему ещё в XV веке у Ивана III были попытки ограничить рост монастырского землевладения? Ей-богу, не под Москвой, а в глухой тайге живём! Мало ли, что не обладаешь личной свободой - селись где хочешь. Главное подальше от дороги, ибо нечего тебе в Москву ходить и торговать - всё равно ограбят. А ещё лучше в глухом лесу селись на болотах...
Ко второй половине XIV века все подмосковные земли уже были обмежеваны, описаны и точно расписаны по владельцам. Принадлежали они великим и удельным князьям, монастырям и лишь малая толика - частным владельцам - вотчиникам.
5. "Семейный бюджет" крепостных крестьян.
Тема: развитие деревенских промыслов в д. Шебаново Павлово-Посадского р-на. на 1859 год.
"Итого-59 мужчин и 24 женщины, кроме своих крестьянских дел, занимались промыслами, стараясь получить прибавок к своему семейному бюджету". См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.132.
Словосочетание "семейный бюджет" крепостного крестьянина на оброке "весьма доставляет". Ну точно халтурка какая-то этот промысел. Не хочешь, - не занимайся, у тебя же и без того "семейный бюджет" есть. =) Вообще-то помещичьи крестьяне Богородского уезда и переводились помещиком с барщины на оброк из-за малой доходности "крестьянских дел" на местной малоплодородной почве.
6. Чего только не понапишут в древних Писцовых книгах!
Тема: первое упоминание деревни Субботино (Павлово-Посадский р-н)
"В древних писцовых книгах XVI в. читаем: "...деревня Субботина, а Жуково тож, на речке на Хотце, а в ней пашни паханые серой земли 14 четьи, да лесом поросло 2 четьи в поле, а в дву потомуж сена 100 копен". См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.132.
Ссылки, конечно же, не приводится. Но источник найти не трудно:
Калачов Н.В. Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. СПб. 1872.С.94, с.290.
"Какая удивительная серая земля!" - воскликнул межевщик, -это надо обязательно отразить в моей книге! Обычные сокращения для Писцовых книг в издании Калачова: "доб. земли" - доброй, т.е. хорошей, плодородной; "сер. земли" - "середней", "средненькой", как бы мы сказали; "худ. земли" - "худой", неплодородной, заболоченой, каменистой.
7. Вот оно как, Михалыч!
Тема: история д. Субботино, вховившего во владение Троице-Сергиевского монастыря.
"Значительно улучшилось положение крестьян после секуляризации церковных владений в 1764 г. Они были переданы в ведение Государственной коллегии экономии и избавились от барщины, которая была заменена денежным оброком" См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.280.
Обойдёмся на этот раз без сарказма. Бывшие монастырские крестьяне должны были платить в казну только один оброк - полтора рубля ежегодно, из которого Коллегия экономии выделяла определенную сумму на содержание монастырей и архиерейских домов. Почти два миллиона крестьян уравниваясь в правах с государственными крестьянами, официально считаясь «крестьянами экономическими». В 1786 году Коллегия Экономии была закрыта, так что бывшие церковные вотчины окончательно слились с государственной землей. Но лучше ли стало жить бывшим монастырским крестьянам?
Следует отметить факты запустения бывших монастырских земель, нежелание крестьян обрабатывать землю, даже получив её в собственность. Утварь, лошади, нехитрые средства обработки земли у крестьян были монастырские и их следовало вернуть монастырю. После 1764 года скот был распродан, навоза не стало, пахать было не на чем. В 1770-х гг. правительство ссужало бывших монастырских крестьян хлебными запасами. Упадок хозяйства объяснялся мгновенным изменением сложившегося веками уклада монастырских и связанных с ними крестьянских хозяйств. Вскоре бывшим монастырским крестьянам нашего края (будущего Богородского уезда) пришлось оставить сельское хозяйство и избрать неземледельческий способ заработков. Распространение крестьянского надомного шелкоткацкого производства в нашем крае напрямую связано именно с секуляризацией монастырских земель.
По теме см. напр.: Яшина О. Земельные владения монастырей в Российской империи. Государственный контроль и секуляризация. // Два века, журнал Российской истории // 9.2002
8. В огороде бузина, а общество "одобряэ"...
Книга по истории церкви Троицы Живоначальной в Старой Купавне. Тема: сразу после предисловия общее историческое введение под названием "Деревянная церковь Живоначальной Троицы (1647-1751).
В этой первой главе автор, с переменным успехом пытаемся напомнить читателю историю России начиная с Ивана Калиты. Иногда между абзацами, так сказать "теряешь нить", но не беда. Орфография и пунктуация оригинала.
"В 1353 году, после смерти старшего сына Ивана Калиты Симеона Гордого, княжеский престол перешёл к его брату звенигородскому князю Ивану Красному. Став московским князем, Иван Красный объединил звенигородские земли с московскими. [абзац] Переход великокняжеской власти от отца к сыну стал обычаем, на который общество начало смотреть, как на правильный. И когда кто-то хотел нарушить обычай, то дело передавали на суд духовенства". Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.5. Дальше описывается (кхе-кхе) огромная роль духовенства в таких случаях. Ну что тут сказать? Конечно, общественное мнение в XIV веке князьям приходилось учитывать. =) Как без этого! Вот выберут не сына, а дядю в князья, а тут смерд какой-нибудь настрочит берестяную грамотку в Новгород, а оттуда по всей Европе трезвон пойдет, да и перед закупами стыдно будет.
9. Набор слов или "совесть в отклонениях мирской власти"...
Глава "Церковные реформы Петра I" в книге по истории церкви Троицы Живоначальной в Старой Купавне.
"Со времени Петра главной обязанностью духовенства стало учить народ добродетели. С Петра начинается новый период в истории Русской Церкви, именуемый синодальным периодом - подчинение мирской власти. Петр объявил себя главою Церкви, уничтожив патриаршество, опасаясь за неограниченное самодержавие. Тогда как духовенство никогда мирской власти не противоборствовало. Оно было полезным орудием в делах государственных и совестью в её отклонениях от добродетели". Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.15
Да-да, так и написано! Следующая глава, посвящённая переносу мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году имеет оригинальное название: "Обретение Питером святыни". Если не поверите - сфотографирую и выложу. Эх, "Питер-Питер, город Витин" =)
10. Вот оно как, Петрович!
Тема: глава под названием "Организация Д.Я. Земским шёлковых, полотняных, бумажных фабрик в Купавне и других поселениях".
"В России мануфактурное производство возникло до петровской эпохи, - в то время было около 50-ти мануфактур. При Петре I их число стало более двухсот". Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.36.
Встречаются и подобные утверждения (на период ок 1761 года): "Со временем содержание фабрик в Москве стало более дешёвым, и потому количество их, по сравнению с Санкт-Петербургом, выросло в значительной степени" (с.38). Интересно, какое историческое содержание есть у этого предложения в оригинале данного отдельным абзацем? Вот ещё фразочка на закуску: "Государственное межевание земель приходских церквей начался в 1685 году, а всеобщее межевание было возобновлено только в 1797 году" (с.40).
11. Проблема со сменой ПМЖ в середине XVIII века.
Тема: глава "Документы купца Земского"
"Хранящиеся в архивах документы, составленные купцом Данилой Земским за годы своей бурной деятельности, отражают многие особенности того времени. В основном это челобитные. Большое количество таких челобитных хозяин написал с просьбой о выдаче паспортов для своих приказчиков с целью поездок в Астрахань, Санкт-Петербург и другие города. Датируются они, в основном, 1745-1748 годами. Подобные документы - лишнее доказательство тому, что в ту историческую эпоху трудно, а подчас и невозможно было поменять своё постоянное местопребывание". Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.45.
Признаюсь, прочитав это я сперва не поверил своим глазам. Неужели автор думает, что приказчик крупной текстильной мануфактуры брал паспорт для того чтобы переехать на пмж в "Астрахань, Санкт-Петербург и другие города". Может они ездили туда по делам фабрики? В Астрахани был например торг коконами тутового шелкопряда...
12. Вот оно как, Сергеич! "Какой заяц, какой орёл???"
Глава "Купавинские фамилии". Напомню, книга издана в прошлом 2011 году.
"Фамилии на Руси народ стал иметь не так давно. Ещё 100 лет назад имена подданных Российской империи записывались иначе. Фамильное имя и отчество в России имели только дворяне". См. Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.49.
Это в 1911 году не было фамилий?
Далее: "В документах того времени значатся 44 человека без фамилий. Им всем была дана фамилия Бессудновы. В настоящее время этим людям уже невозможно найти родственников с тех далёких времён" (с.50). А какой, всё-таки, родной язык у трёх авторов и одного редактора этой книги?
13. Блеск и тёмные пятна крепостничества
Глава "Усиление крепостного права в России". Первый абзац:
"Блестящее царствование Екатерины II имело свои тёмные пятна. При Екатерине предпринимались попытки ограничения крепостного права, но из-за неприкосновенности прав дворян решение всякий раз откладывалось. При ней крепостное право начало распространяться уже законодательным образом: она запретила вольный переход крестьян. Количество крепостного населения при Екатерине увеличилось. Благодаря этому к концу её царствования Россия стала более крепостной, чем была прежде". См.: Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.51.
14. Дети, пьющие в пользу казны
Глава "Усиление крепостного права в России". Четвёртый абзац:
"Крепостное право действовало подавляющим образом и на государственное хозяйство в целом. Это можно заметить по изданным финансовым ведомостям царствования Екатерины II. Прямые налоги при Екатерине повысились менее чем в три раза, а доход от продажи спиртных напитков вырос в шесть раз. В начале царствования Екатерины на каждого человека в России приходилось от продажи спиртных напитков 19 копеек, - в конце - по 61 копейке. Каждый человек, включая детей, стал пить в пользу казны в три раза больше. Во столько же раз люди стали менее способны работать и платить налоги". См.: Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.51.
15. Во что переросли отношения Суворова и Потёмкина?
Глава "Владельцы Купавны-Григорий Александрович Потёмкин-Таврический":
"В годы второй русско-турецкой войны (1787-1791 гг.) Г.А. Потемкину пришлось впервые быть главнокомандующим. В боях принимал участие и Черноморский флот, созданный в большей степени благодаря его стараниям. Эта война ознаменована победами А.В. Суворова. После неё знакомство Г.А. Потёмкина и А.В. Суворова переросло во взаимное уважение". См.: Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.52-53.
Какая неожиданность! Кроме Потёмкина в боях зачем-то принимал участие Черноморский флот! Я потрясён! После фразы (на той же 53-й странице): "В ведомости 1785 года Купавинская церковь описана языком, которым пользовались в то время, непривычным для нашего времени" книжку я отложил.
Цитаты приведены в книге не полные (что смогли прочитать в петровской скорописи и сплести в единый текст - то и публикуют. А ссылки вообще замечательные. Несколько примеров:
"24. Об определении бархатного дела мастера итальянца Касаретти на Купавинскую фабрику. РГАДА. Ф.277. 1797 г.";
"41. Книга Мануфактур-коллегии "О выручаемых деньгах на аукционах. Приход и расход". РГАДА. ф.277";
"44. О продаже Купавны Г.А. Потёмкину. ЦГИАЛ. ф.1341". См.: Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.227.
Вообще-то еже номер дела и страницы принято указывать, ибо в одном фонде могут находиться тысячи дел, но... Напомню: у книги три автора и один редактор! Бесценный экземпляр этого фолианта можно приобрести за 500 рублей в церковной лавке церкви Троицы Живоначальной в Старой Купавне.
Продолжение следует...
Итак, представляю уважаемым читателям рубрику "Весёлый лепрозорий", в которых будут представлены эти самые "анекдоты от краеведения". Подыскивая название для рубрики я сначала хотел назвать её "Краеведы шутят". Но ведь не шутят они, а пишут, так сказать "серьёзно" и "основательно", "на века". Отдельное место займут здесь местные легенды и предания, которым краеведы нередко склонны безоговорочно верить.
Орфография и пунктуация в цитатах - оригинальная, "авторская". По мере сил буду комментировать приводимые гротескные измышления коллег. Конечно, имена и фамилии автором я приводить не буду, но вот ссылки на издания и сайты со статьями когда нужно - приведу. Я понимаю, что чистка Авгиевых конюшен - занятие столь же неблагодарное, как и война с ветряными мельницами, но, всё-же, тщу себя надеждой, что эта рубрика может быть полезна.
1. Деревня Ново построена на костях работников фабрики Лиханова!
Тема: история д. Ново (ныне входит в г. Фрязино). На уважаемом сайте schelkovo.tv читаем:
"Церковным старостой в1896 года на смену Кондрашеву, был избран крестьянин «платящий купеческую гильдию» деревни Нова Лиханов И.И. В то время на его предприятии кормились более 127 тысяч человек, которые обеспечивались всем необходимым и получали помощь. Многие работники были пристроены, многие с его помощью были похоронены, многие обрели семьи. В результате 12 января 1896 г. он был единогласно избран церковным старостой селения Гребнево" [Источник].
Удивительные дела! Сейчас, в 2012 году во всём Фрязине проживает 53,2 тысячи человек. По переписи населения Российской Империи 1897 года всё население города Казань составляло 130 000 человек, а тут на одной фабрике в деревне Ново такая тьма рабочих! Видимо, фабрикант весьма энергично хоронил своих работников?
Корни приведенной цитаты восходят к не менее "весёлому краеведу" И.Ф. Токмакову, который в своём "Историко-статистическом описании села Гребнево", изданном в 1903 году писал буквально: "В настоящее время на фабрике Ивана Васильевича Лиханова кормятся свыше 127 человек; при случае в нужде они получали помощь, многих он пристроил, многих женил и похоронил" [См.]. Вот до чего доводит краеведов желание пересказать источник своими словами и неуёмная тяга к гиперболизации...
2. "Перестрахуемся и назовём Иваном".
В той же статье по истории д. Ново можно найти следующие мозгодробительные строки: "По именам двух других сыновей Лиханова Ивана Ивановича, которые именовались Иванами Ивановичами, было видно, что их отец очень сильно желал создать династию рода «Иван Иванычей» и для страховки сыновья при рождении были названы Иванами" [Источник]. Без комментариев.
3. Новое слово в Дарвинизме: во всём виноваты мужчины.
Тема: развитие ткачества в Новинской волости Богородского уезда.
"Но все же развивалось ткачество и здесь, правда, сначала это было только женским занятием. Когда наконец к этому промыслу приобщилось и мужское население, слишком жестокой оказалась конкуренция развивающегося машинного производства. Заработки скоро понизились до того, что населению приходилось искать новые занятия. Выжили лишь сильнейшие". См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.27.
4. Как же привольно и вольготно было жить крестьянам до XVI века!
Тема: возникновение деревни Пестово Павлово-Посадского р-на.
"Деревни до XVI века были самым распространенным видом селений. Правда, они не были похожи на деревни и села, которые знаем мы. В те далекие от нас времена деревушки возникали беспорядочно. Было много неосвоенных земель, выбор места жительства был богат, только не ленись, расчищай себе место от леса, от поросли и стройся. Многие деревни возникали подальше от больших дорог. Известная поговорка "разбойник с большой дороги" имеет к этому прямое отношение". См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.53.
В XVII веке, выходит, - бац, и повсюду города и сёла! Интересно, а почему ещё в XV веке у Ивана III были попытки ограничить рост монастырского землевладения? Ей-богу, не под Москвой, а в глухой тайге живём! Мало ли, что не обладаешь личной свободой - селись где хочешь. Главное подальше от дороги, ибо нечего тебе в Москву ходить и торговать - всё равно ограбят. А ещё лучше в глухом лесу селись на болотах...
Ко второй половине XIV века все подмосковные земли уже были обмежеваны, описаны и точно расписаны по владельцам. Принадлежали они великим и удельным князьям, монастырям и лишь малая толика - частным владельцам - вотчиникам.
5. "Семейный бюджет" крепостных крестьян.
Тема: развитие деревенских промыслов в д. Шебаново Павлово-Посадского р-на. на 1859 год.
"Итого-59 мужчин и 24 женщины, кроме своих крестьянских дел, занимались промыслами, стараясь получить прибавок к своему семейному бюджету". См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.132.
Словосочетание "семейный бюджет" крепостного крестьянина на оброке "весьма доставляет". Ну точно халтурка какая-то этот промысел. Не хочешь, - не занимайся, у тебя же и без того "семейный бюджет" есть. =) Вообще-то помещичьи крестьяне Богородского уезда и переводились помещиком с барщины на оброк из-за малой доходности "крестьянских дел" на местной малоплодородной почве.
6. Чего только не понапишут в древних Писцовых книгах!
Тема: первое упоминание деревни Субботино (Павлово-Посадский р-н)
"В древних писцовых книгах XVI в. читаем: "...деревня Субботина, а Жуково тож, на речке на Хотце, а в ней пашни паханые серой земли 14 четьи, да лесом поросло 2 четьи в поле, а в дву потомуж сена 100 копен". См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.132.
Ссылки, конечно же, не приводится. Но источник найти не трудно:
Калачов Н.В. Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. СПб. 1872.С.94, с.290.
"Какая удивительная серая земля!" - воскликнул межевщик, -это надо обязательно отразить в моей книге! Обычные сокращения для Писцовых книг в издании Калачова: "доб. земли" - доброй, т.е. хорошей, плодородной; "сер. земли" - "середней", "средненькой", как бы мы сказали; "худ. земли" - "худой", неплодородной, заболоченой, каменистой.
7. Вот оно как, Михалыч!
Тема: история д. Субботино, вховившего во владение Троице-Сергиевского монастыря.
"Значительно улучшилось положение крестьян после секуляризации церковных владений в 1764 г. Они были переданы в ведение Государственной коллегии экономии и избавились от барщины, которая была заменена денежным оброком" См. Земля Павловопосадская. Орехово-Зуево, 1999. С.280.
Обойдёмся на этот раз без сарказма. Бывшие монастырские крестьяне должны были платить в казну только один оброк - полтора рубля ежегодно, из которого Коллегия экономии выделяла определенную сумму на содержание монастырей и архиерейских домов. Почти два миллиона крестьян уравниваясь в правах с государственными крестьянами, официально считаясь «крестьянами экономическими». В 1786 году Коллегия Экономии была закрыта, так что бывшие церковные вотчины окончательно слились с государственной землей. Но лучше ли стало жить бывшим монастырским крестьянам?
Следует отметить факты запустения бывших монастырских земель, нежелание крестьян обрабатывать землю, даже получив её в собственность. Утварь, лошади, нехитрые средства обработки земли у крестьян были монастырские и их следовало вернуть монастырю. После 1764 года скот был распродан, навоза не стало, пахать было не на чем. В 1770-х гг. правительство ссужало бывших монастырских крестьян хлебными запасами. Упадок хозяйства объяснялся мгновенным изменением сложившегося веками уклада монастырских и связанных с ними крестьянских хозяйств. Вскоре бывшим монастырским крестьянам нашего края (будущего Богородского уезда) пришлось оставить сельское хозяйство и избрать неземледельческий способ заработков. Распространение крестьянского надомного шелкоткацкого производства в нашем крае напрямую связано именно с секуляризацией монастырских земель.
По теме см. напр.: Яшина О. Земельные владения монастырей в Российской империи. Государственный контроль и секуляризация. // Два века, журнал Российской истории // 9.2002
8. В огороде бузина, а общество "одобряэ"...
Книга по истории церкви Троицы Живоначальной в Старой Купавне. Тема: сразу после предисловия общее историческое введение под названием "Деревянная церковь Живоначальной Троицы (1647-1751).
В этой первой главе автор, с переменным успехом пытаемся напомнить читателю историю России начиная с Ивана Калиты. Иногда между абзацами, так сказать "теряешь нить", но не беда. Орфография и пунктуация оригинала.
"В 1353 году, после смерти старшего сына Ивана Калиты Симеона Гордого, княжеский престол перешёл к его брату звенигородскому князю Ивану Красному. Став московским князем, Иван Красный объединил звенигородские земли с московскими. [абзац] Переход великокняжеской власти от отца к сыну стал обычаем, на который общество начало смотреть, как на правильный. И когда кто-то хотел нарушить обычай, то дело передавали на суд духовенства". Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.5. Дальше описывается (кхе-кхе) огромная роль духовенства в таких случаях. Ну что тут сказать? Конечно, общественное мнение в XIV веке князьям приходилось учитывать. =) Как без этого! Вот выберут не сына, а дядю в князья, а тут смерд какой-нибудь настрочит берестяную грамотку в Новгород, а оттуда по всей Европе трезвон пойдет, да и перед закупами стыдно будет.
9. Набор слов или "совесть в отклонениях мирской власти"...
Глава "Церковные реформы Петра I" в книге по истории церкви Троицы Живоначальной в Старой Купавне.
"Со времени Петра главной обязанностью духовенства стало учить народ добродетели. С Петра начинается новый период в истории Русской Церкви, именуемый синодальным периодом - подчинение мирской власти. Петр объявил себя главою Церкви, уничтожив патриаршество, опасаясь за неограниченное самодержавие. Тогда как духовенство никогда мирской власти не противоборствовало. Оно было полезным орудием в делах государственных и совестью в её отклонениях от добродетели". Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.15
Да-да, так и написано! Следующая глава, посвящённая переносу мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году имеет оригинальное название: "Обретение Питером святыни". Если не поверите - сфотографирую и выложу. Эх, "Питер-Питер, город Витин" =)
10. Вот оно как, Петрович!
Тема: глава под названием "Организация Д.Я. Земским шёлковых, полотняных, бумажных фабрик в Купавне и других поселениях".
"В России мануфактурное производство возникло до петровской эпохи, - в то время было около 50-ти мануфактур. При Петре I их число стало более двухсот". Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.36.
Встречаются и подобные утверждения (на период ок 1761 года): "Со временем содержание фабрик в Москве стало более дешёвым, и потому количество их, по сравнению с Санкт-Петербургом, выросло в значительной степени" (с.38). Интересно, какое историческое содержание есть у этого предложения в оригинале данного отдельным абзацем? Вот ещё фразочка на закуску: "Государственное межевание земель приходских церквей начался в 1685 году, а всеобщее межевание было возобновлено только в 1797 году" (с.40).
11. Проблема со сменой ПМЖ в середине XVIII века.
Тема: глава "Документы купца Земского"
"Хранящиеся в архивах документы, составленные купцом Данилой Земским за годы своей бурной деятельности, отражают многие особенности того времени. В основном это челобитные. Большое количество таких челобитных хозяин написал с просьбой о выдаче паспортов для своих приказчиков с целью поездок в Астрахань, Санкт-Петербург и другие города. Датируются они, в основном, 1745-1748 годами. Подобные документы - лишнее доказательство тому, что в ту историческую эпоху трудно, а подчас и невозможно было поменять своё постоянное местопребывание". Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.45.
Признаюсь, прочитав это я сперва не поверил своим глазам. Неужели автор думает, что приказчик крупной текстильной мануфактуры брал паспорт для того чтобы переехать на пмж в "Астрахань, Санкт-Петербург и другие города". Может они ездили туда по делам фабрики? В Астрахани был например торг коконами тутового шелкопряда...
12. Вот оно как, Сергеич! "Какой заяц, какой орёл???"
Глава "Купавинские фамилии". Напомню, книга издана в прошлом 2011 году.
"Фамилии на Руси народ стал иметь не так давно. Ещё 100 лет назад имена подданных Российской империи записывались иначе. Фамильное имя и отчество в России имели только дворяне". См. Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.49.
Это в 1911 году не было фамилий?
Далее: "В документах того времени значатся 44 человека без фамилий. Им всем была дана фамилия Бессудновы. В настоящее время этим людям уже невозможно найти родственников с тех далёких времён" (с.50). А какой, всё-таки, родной язык у трёх авторов и одного редактора этой книги?
13. Блеск и тёмные пятна крепостничества
Глава "Усиление крепостного права в России". Первый абзац:
"Блестящее царствование Екатерины II имело свои тёмные пятна. При Екатерине предпринимались попытки ограничения крепостного права, но из-за неприкосновенности прав дворян решение всякий раз откладывалось. При ней крепостное право начало распространяться уже законодательным образом: она запретила вольный переход крестьян. Количество крепостного населения при Екатерине увеличилось. Благодаря этому к концу её царствования Россия стала более крепостной, чем была прежде". См.: Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.51.
14. Дети, пьющие в пользу казны
Глава "Усиление крепостного права в России". Четвёртый абзац:
"Крепостное право действовало подавляющим образом и на государственное хозяйство в целом. Это можно заметить по изданным финансовым ведомостям царствования Екатерины II. Прямые налоги при Екатерине повысились менее чем в три раза, а доход от продажи спиртных напитков вырос в шесть раз. В начале царствования Екатерины на каждого человека в России приходилось от продажи спиртных напитков 19 копеек, - в конце - по 61 копейке. Каждый человек, включая детей, стал пить в пользу казны в три раза больше. Во столько же раз люди стали менее способны работать и платить налоги". См.: Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.51.
15. Во что переросли отношения Суворова и Потёмкина?
Глава "Владельцы Купавны-Григорий Александрович Потёмкин-Таврический":
"В годы второй русско-турецкой войны (1787-1791 гг.) Г.А. Потемкину пришлось впервые быть главнокомандующим. В боях принимал участие и Черноморский флот, созданный в большей степени благодаря его стараниям. Эта война ознаменована победами А.В. Суворова. После неё знакомство Г.А. Потёмкина и А.В. Суворова переросло во взаимное уважение". См.: Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.52-53.
Какая неожиданность! Кроме Потёмкина в боях зачем-то принимал участие Черноморский флот! Я потрясён! После фразы (на той же 53-й странице): "В ведомости 1785 года Купавинская церковь описана языком, которым пользовались в то время, непривычным для нашего времени" книжку я отложил.
Цитаты приведены в книге не полные (что смогли прочитать в петровской скорописи и сплести в единый текст - то и публикуют. А ссылки вообще замечательные. Несколько примеров:
"24. Об определении бархатного дела мастера итальянца Касаретти на Купавинскую фабрику. РГАДА. Ф.277. 1797 г.";
"41. Книга Мануфактур-коллегии "О выручаемых деньгах на аукционах. Приход и расход". РГАДА. ф.277";
"44. О продаже Купавны Г.А. Потёмкину. ЦГИАЛ. ф.1341". См.: Купавна. Шестипрестольный храм. М., 2011. С.227.
Вообще-то еже номер дела и страницы принято указывать, ибо в одном фонде могут находиться тысячи дел, но... Напомню: у книги три автора и один редактор! Бесценный экземпляр этого фолианта можно приобрести за 500 рублей в церковной лавке церкви Троицы Живоначальной в Старой Купавне.
Продолжение следует...