30.10.2012

Хроника «дачного бума» к северо-востоку от Москвы II пол. ХIX - нач. XX в.

В первой части нашей хроники мы кратко рассказали об истории возникновения дачных поселков Перловка, Малые Мытищи и Райки. 

Сегодняшний пост посвящён истории возникновения и развития таких дачных поселков северо-востока Подмосковья, как "Лосиноостровск (1893), "Джамгаровка" (до 1896), "Мамонтовка" (1898) и "Посёлок Торговых служащих (ок. 1911)...

 Дачные поселки "Лосиноостровск" (1893 г.) и "Посёлок Торговых служащих" (ок. 1911)
История дачного поселка берёт своё начало от открытой в 1893 году платформы "10-я верста" Московско-Ярославской железнойдороги  (с 1902 г – сортировочная станция Лосиноостровская). Дачный посёлок, получивший имя "Лосиноостровск" возник на землях Удельного ведомства, отданных под дачную застройку. Лесной массив между железной дорогой и рекой Яузой был разбит на участки, которые, несмотря на высокие цены (одна десятина стоила 2400–3000 рублей), начали  быстро раскупаться и застраиваться дачами, многие из которых были приспособлены под зимнее жильё.   Одним из первых здесь появились большое имение председателя Московской губернской земской управы Николая Фёдоровича Рихтера (1844-1911). Жилой участок Лосиноостровска между железной дорогой и Ярославским шоссе получил название Дубняки, а участок, находившийся за Ярославской дорогой получил название поселка Торговых Служащих. В 1911 году ближе к станции был отстроен поселок "Красная Сосна".
В 1902 году была открыта железнодорожная станция Лосионоостровская.

 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/550/86550952_Dorogakstancii.jpg
Лосиноостровская. Дорога к станции.


Станция Лосиноостровская. Открытка 1914 г.  


Станция Лосиноостровская. Фотография отсюда.


Станция. Отсюда. Изд. Горожанкина, 1911 г.

Убежище для женщин медицинского звания Изд. Шерер, Набгольц, 1907 г.


В 1905 году  было учреждено «Общество благоустройства Лосиноостровска», почетным членом которого был избран московский губернатор В.Ф. Джунковский. Вскоре в Лосиноостровске появилась ночная стража, на улицах были установлены керосиновые фонари, возведено здание летнего театра, обустроена площадка для тенниса, организована добровольная пожарная дружина поселка. В 1906 году в поселке появилась телефонная станция. 


Лосиноостровская вольная пожарная дружина. Отсюда.


http://www.oldmos.ru/upload/photos/6/a/8/800_6a8b79e19b49e62a68e8c84ee9d322b4.jpg
Лосино-островская. Парк. Открытка отсюда.


В 1909 году наладили выпуск ежемесячного издания под названием «Лосиноостровский вестник». Осенью этого же года в специально выстроенном деревянном одноэтажном здании открылась гимназия. 


  Лосиноостровская. Гимназия. Фотография отсюда.

В 1910 году благодаря энергичной деятельности Общества благоустройства развитие посёлка продолжало набирать темп: в поселке открылись почтовое отделение, находившееся на углу Станционного проезда и Осташковского шоссе, библиотека и аптека с маленькой амбулаторией, оборудована футбольная площадка, открыт магазин Общества потребителей, открывается гимназия, в 1911 году — лечебница. Закладывается основа местного музея. Вскоре собственная школа открылась и в Дубняках.

 Лосиноостровская. Футбол. Изд. Горожанкина, 1911 г.

19 февраля 1911 года в ознаменование пятидесятилетия освобождения крестьян от крепостной зависимости Общество благоустройства увековечило эту дату открытием в поселке общественной публичной библиотеки Общества.

 Библиотека Общества Благоустройства. Отсюда.
 
Осенью 1912 года обе стороны Лосиноостровска были соединены большим переходным мостом через железную дорогу. Открылся летний театр и в поселке Торговых Служащих. С 1909 по 1912 год количнство дачников-домовладельцев увеличилось с  311 до 433. Общее количество населения вместе с прислугой составляло более 6 тысяч человек. К 1911 году кроме двух гимназий в поселке имелись земская и частная начальные школы, два аптекарских магазина, 6 лавок колониальных товаров и две галантерейных, две хлебопекарни, четыре чайных, одна пивная и один трактир 3-го разряда. С ноября 1911 года библиотека расположилась Почтовом Отделении.


Лосиноостровск. Почтовое отделение. Отсюда.

13 апреля 1914 года было принято решение о строительстве пожарного депо. Здание  нового Пожарного Депо Лосиноостровской Вольной Пожарной Дружины было открыто 29 июня 1914 года в день праздника Лосиноостровской Вольной Пожарной Дружины. Построено было по проекту архитектора Сергея Николаевича Струкова (1884—1951), из дерева на каменном фундаменте с бетонными полом и печами. На втором этаже разместилась переведённая с почты Публичная библиотека.

 Здание пожарного Депо Лосиноостровской Вольной Пожарной Дружины.

Вскоре возникает  Общество благоустройства Лосиноостровского поселка Торговых Служащих. Вместе с председателем Н.А. Елецким в пего входили члены правления А.П. Огурцов, К.Я. Суслин, П.П. Хорошавин, В.Н. Малолетков и А.И. Кальхерт. 

 План г. Лосиноостровск, 1930 г.

В 1914 -1916 годах рядом с посёлками Торговых служащих, Дубняки и Красная сосна при станции Лосиноостровская была построена церковь мучеников Адриана и Наталии. Капитал на строительство (15 тысяч рублей) выделил потомственный почётный гражданин Александр Иванович Иванов, собственную землю (1,736 квадратных саженей) пожертвовал крестьянин Сергей Иванович Карпов. Проект здания разработали архитектор Владимир Дмитриевич Глазов (1879-1951) и инженер С.М. Фоминский. Строительными работами руководил архитектор Сергей Михайлович Ильинский.


 http://adrian-i-natalia.ru/images/stories/About_the_temple/800_7d5c6fe26c7820ce6970ef93b18cfba71.jpg
 Церковь мучеников Адриана и Наталии при Лосиноостровске.

6 марта 1916 года по проекту архитектора Виктора Александровича Мазырина (1859-1919) при дачном посёлке был заложен деревянный храм Св. Троицы Живоначальной. Удалось выстроить только правый Казанский придел со звонницей, при котором в мае 1917 был открыт самостоятельный приход. Храм был закрыт не раньше 1925 года и разобран перед войной.


Председателем Общества в последние предреволюционные годы был Сергей Павлович Золотарев, товарищем председателя - редактор газеты «Лосиноостровский вестник» Александр Иванович Никитин, казначеем — инженер-путеец Семен Гаврилович Будаков из Службы тяги Северной железной дороги. В обществе состояли: Валерий Андреевич Петровский — контролер при Службе сборов, Алексей Иванович Котельников, Семен Петрович Митрофанов, Эдуард Эразмович Тиери, Виктор Александрович Птицын, Сергей Николаевич Красовский.

К 1917 году в поселке насчитывалось более 1500 домовладений, и 738 деревянных домов, большинство из которых было занято постоянными жильцами. На летний сезон выделяласьлишь небольшая часть площади для дачников, особенно дороживших целебными особенностями Лосинки: она была признана одним из лучших в Подмосковье мест для лечения туберкулеза.

В письмах Константина Коровина тех лет есть строки: «Лосиная все больше начинает походить на европейский курортный городок, пожалуй, только более шумный и оживленный, чем у немцев. Но та же яркая гуляющая публика, те же непременные больные в окружении услужающих и врачей, дети с гувернантками, скучающие барыньки. Как-то странно видеть все это на пути в лавру. Меняются времена, ничего не поделаешь, меняются!».

Поселок в административном отношении входил до 1921 года в состав Сокольнического района Москвы, а с 27 ноября этого же года — в состав Московского уезда.Решением Уездного исполкома в 1925 году Лосиноостровску присвоили статус города и он был включен в состав Мыщищинской волости (в то время Пролетарской). 

 http://img.zema.su/http://lib.rus.ec/i/41/94941/babushkin_ms_1928g.jpg
Михаил Сергеевич Бабушкин (1893-1938).

В 1930 году в путеводителе "Дачи и окрестности Москвы" было указано: "По обе стороны станции Лосиноостровская расположен город лосиноостровск, прежде один из самых больших дачных поселков под Москвою. Возникший около 30 лет тому назад, он насчитывает до 1500 строений, находящихся в сосновом лесу /.../ Дома в городе попрежнему  сохраняют свой дачный тип, деревянные, с большими балконами, нередко застекленными террасами. Все они вполне приспособлены для жизни зимою; на лето можно найти комнату от 100 р. за сезон" [с.69].
В 1939 году город Лосиноостровск переименовывается в город Бабушкин в память уроженца соседней деревни Бордино известного полярного летчика Михаила Сергеевича Бабушкина (1893-1938).


Дачный поселок "Джамгаровка" (до 1896 г.)

Западнее Лосиноостровска на средства владельцев банкирского дома «Братья Джамгаровы», купцов I гильдии Афанасия Исааковича, Исаака Исааковича и Степана Николаевича Джамгаровых до 1896 года возник дачный посёлок «Джамгаровка». Банкирский дом Джамгаровых возник в 1874 году и пользовался заслуженным доверием биржевиков и промышленников. К 1910 году основной капитал предприятия составлял 5 миллионов рублей.

 http://ru.hayazg.info/images/4/4f/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg
 Исаак Исаакович Джамгаров (1845-?).

Один из братьев Джамгаровых, Иван Исаакович, входил в Благотворительный тюремный комитет и в числе прочего заботился о детях заключённых, некоторые из которых летом выезжали в Лосиноостровскую, под опеку жены Джамгарова. Много заботилась о благоустройстве нового дачного посёлка также семья Гринёвых. На лето в Лосиноостровскую приезжали воспитанники нескольких детских учреждений — Городского сиротского приюта имени братьев Бахрушиных, приюта имени доктора Ф. П. Гааза, Елизаветинских Алексеевских яслей. 
 



Дорога к даче Джамгаровых. Фотография 1896-1897 гг. Отсюда.

Вскоре после начала застройки по инициативе братьев Джамгаровых было организовано Общество благоустройства «Джамгаровки». В последние годы уходящего XIX века на средства общества был вычищен и углублен пруд, который до сих пор носит имя Джамгаровых.


Пруд у дачи Джамгаровых. Фотография 1897 г.
В начале 20 века началось активное благоустройство первых улиц Джимгаровки, которые первоначально представляли собой прорубленные в лесу просеки. Джамгаровка привлекала многочисленных дачников сосновыми лесами; считалось, что местные природные условия благоприятны для лечения туберкулёза. Этому немало поспособствовал приват-доцент Московского университета А. А. Борзов. 



Дом Истомкиных на р. Ичка в Джамгаровке. Фотография 1897 г.

К 1913 в посёлке имелись собственная телефонная подстанция, водопровод, гимназия (открыта в 1910), крупная библиотека (организованная по инициативе А. А. Борзова),кинематограф, летний театр, почтовое отделение, лечебница (начала действовать в 1911 году), несколько торговых лавок и др.

Дом в дачном поселке Джамгаровка. Фотография отсюда.

К 1917 году в Джамгаровке насчитывалось около 1500 домовладений, в которых большинство владельцев проживали уже постоянно.


Дачный поселок "Мамонтовка"
Как известно, открытая в 1862 году железная дорога, первоначально связавшая Москву с Сергиевым Посадом, строилась Акционерным обществом Московско-Троицкой железной дороги в которое помимо известного русского промышленника Фёдора Васильевича Чижова (1811-1877) и инженера Андрея Ивановича Дельвига (1813-1887) входили располагавшие внушительными капиталами откупщики - крупный землевладелец Богородского уезда  Николай Гаврилович Рюмин (1793-1870) и Иван Фёдорович Мамонтов.


http://www.radoneje2012.biblgorlov.ru/mart/img/mamontov.jpg
Иван Фёдорович Мамонтов (1802-1869).


Открытие железной дороги для публики состоялось 18 августа 1862 года. По воспоминаниям очевидцев, специальный поезд из Москвы в Сергиевский Посад отправился в три часа пополудни. Первыми пассажирами вместе с представительной комиссией, возглавляемой Андреем Ивановичем Дельвигом, был митрополит Московский Филарет, именитые акционеры и члены Правления Общества — И. Ф. Мамонтов, Ф. В. Чижов и Н. Г. Рюмин. После короткой остановки в Хотькове, в половине пятого поезд прибыл на станцию Сергиево. Весь путь был преодолён за полтора часа.

 Окрестности Пушкина. Вид с Мамонтовского моста на село Пушкино. Отсюда.


 В 1869 году Иван Фёдорович умер и членом правления Общества Московско-Ярославской железной дороги стал его 27-летний сын Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), к которому перешёл отцовский капитал и семейные дела, связанные с железнодорожным строительством.

 http://muzeum.me/subj/img/subj6-2.jpg
  Савва Иванович Мамонтов (1841-1918).

После открытия железной дороги в 1862 году земли у д. Листвяны в километре от железнодорожного полотна, пересекающего р. Учу приобрела вдова родного брата Ивана Фёдоровича - Николая Фёдоровича Мамонтова (1807-1860) - Вера Степановна (1810-1864), после смерти которой участок переходит по наследству её сыновьям -  Александру Николаевичу Мамонтову (1832-1900), при котором ок. 1891 года недалеко от железной дороги был отстроен внушительный деревянный особняк. 
 
Мамонтовка. Из. Фон-Гигренсон.
Обратная сторона предыдущей открытки. С надписью "Если желание твоё не ложь, "ты нашел" то, что искал". Отсюда. 

В 1897 году Мамонтовская платформа была описана следующим образом: "По обеим сторонам платформы идут дачи, на правой стороне дороги стоит красивая дачная постройка горбова, а на левой такая же постройка А.Н. Мамонтова. За ними расположены дачи, принадлежащие разным владельцам, которые отдают их в наймы на лето, ценою от 500 рублей до 250 рублей с мебелью. В нескольких саженях от платформы находится железнодорожный мост через реку Учу. С этого моста по обе стороны открывается очень живописный вид на поля и луга, окаймлённые лесом и орошаемые этой рекой. По левую сторону моста видна деревня Листвяны на левом берегу Учи, в расстоянии около версты от платформы; в этой деревне есть дачи, которые отдаются на лето за цену от 50 руб. до 300 в сезон; здесь же есть лавка, снабжающая окрестных дачников провизией и есть извозчики, [Канчаловский П. От Москвы до Архангельска . М., 1897, с.64-65].

Мамонтовка. Открытка. Отсюда.

Некоторое время в нём проживала его младшая сестра, Вера Николаевна, вышедшая замуж за известного мецената, основателя Третьяковской галереи, Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Сам Александр Николаевич был женат на Татьяне Алексеевне Хлудовой (1844-1898) из известной купеческой семьи Богородского уезда.

 http://ru.rodovid.org/images/a/ad/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0.jpg
Татьяна Алексеевна Хлудова (1844-1898).

На противоположной, левой стороне железнодорожного полотна (если ехать из Москвы)  выстроил дачу хороший знакомый Мамонтовых М.А. Горбов. Дача Горбова сгорела в августе 1995 года.

Мамонтовка Река уча. Изд. А.А. Горожанкина, 1910 г.

Оборотная сторона предыдущей открытки. Письмо из Мамонтовки в Париж, 1910.

Ближе к концу XIX века земельные владения Мамонтовых здесь были разделены на участки под дачное строительство.
  

Мамонтовка. Река Уча. Изд. С.П. Муравьёв, Пушкино, 1912 г.

Вокруг дачи Мамонтовых вскоре появились дачи и дома состоятельных москвичей. От станции вглубь посёлка прошла широкая улица с названием "Кузнецкий мост", а вдоль магистрали, соединяя дачный посёлок с другим дачным посёлком "Клязьма", вытянулась улица, получившая название "Ленточка". 

Мамонтовка. Лодочная пристань на р. Уча. Изд. Шерер, Набгольц. 

На этой улице, на месте школы №13 некогда находилась усадьба, в которой после революции  жил Ефим Алексеевич Придворов, более известный как поэт Демьян Бедный.  


Мамонтовка. Река Уча. 
 Рядом с этой школой расположилась одна из самых узнаваемых достопримечательностей Мамонтовки - это усадьба брата Саввы Мамонтова, - Анатолия Ивановича Мамонтова (ум. 1905), построенная в 1890 году по проекту архитектора Александра Степановича Каминского  (1829—1897).

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Pushkino%2C_Mamonov_Dacha%2C_A.S.Kaminsky%2C_1891.jpg?uselang=ru
 Дача А.И. Мамонтова. Художественный сборник русских архитекторов и инженеров, 1890 г.

На этой даче бывали известные артисты, художники и писатели конца XIX — начала XX вв.: Ф.И. Шаляпин, В.М. Васнецов и многие другие.Во время Великой Отечественной войны дача Мамонтовых, как и дача Демьяна Бедного, были предоставлены для расположения в них военных госпиталей.

http://ru.rodovid.org/images/d/de/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg
 Анатолий Иванович Мамонтов (ум. 1905).

В 1898 году недалеко от дачи Мамонтова  была открыта железнодорожная платформа, получившая название "Мамонтовская".
 Пушкино. Мамонтовская платформа. Открытка 1911 (?) г.

http://moskva.kotoroy.net/userdata/mamontovka.jpgМамонтовка. Платформа. Изд. А.А. Горожанкина, 1911 г.
 
 
 Мамонтовка. Дача Ермакова. Архитектор Лев Кекушев.Фотография отсюда.



Платформа Мамонтовская. Фотография 1961 г.
В следующей, третьей части, будут представлены:

Дачный поселок Пушкино (ок. 1870);
Дачные поселки Тарасовка, "Курган","Черкизово", "Серединка" (1895).
Дачный посёлок "Клязьма" (1903);
Дачный поселок "Тайнинка" (1905);
Дачные посёлки "Валентиновка" (1906);
Дачный поселок "Загорянка" (1909);
Дачный поселок Гаврилова пустошь (Заветы Ильича) (1909 г.);

Дачные посёлки "Сапожниково" и "Новоперловка" (1912-1914);
Дачный посёлок Болшево (1939?).


 P/s. Рад любым дополнениям, уточнениям и поправкам от моих любезных читателей.
А. Послыхалин, 2012. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.