03.10.2012

Подмосковное Гребнево, "казачий табор" и Гребенские казаки: как создавалась легенда...

Отчего-то последнее время стало "само-собой разумеющимся", что наше подмосковное Гребнево - чуть ли не "родина казачества". На установленном 22 сентября 2012 года закладном камне, кроме посвящения Д.Т. Трубецкому присутствует надпись, свидетельствующая о том, что будущий памятник будет посвящён "Казакам-гроям 1612 года". Рядом с насосной станцией почему-то стоит знак с предостерегающей надписью "КАЗАКИ". Но при чём тут Гребнево? Что же в действительности связывает наше Гребнево и казаков?

Свою позицию инициаторы установки памятника не аргументируют, считая, видимо, это делом излишним. Попытаемся вникнуть - почему. Связь казачества и истории Гребнева держится на "трёх китах":

1. Легенде о том, что в 1380-м году подмосковное Гребнево было временным станом войск Дмитрия Донского, возвращавшихся после Куликовского поля и здесь казаки преподнесли Дмитрию Донскому икону Гребневской Богоматери. А потом на этом месте возникло  село Гребнево, получив название по иконе. Автором этой гипотезы был писатель-археограф Иван Федорович Токмаков (1856-1922).
2. Предположении о том, что название села Гребнево произошло от названия иконы Гребенской Божией Матери, преподнесённой Дмитрию Донскому Гребенскими казаками. Впервые эту гипотезу выстказал фрязинский краевед Михаил Сергеевич Баев (1902—1979).
2. Отождествлении земляных насыпей на территории Каблуковского водозаборного узла и канализационной насосной станции "Окружной проезд" в километре севернее Гребнева с "казачьим табором", "куренем" - казачьей крепостью времён Смутного времени. Автором этой гипотезы был тот же И.Ф. Токмаков. В 1975 году её "подхватил" и попытался развить М.С. Баев.
3. Представлении о том, что один из предводителей казачества в период Смутного времени- Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (ум. 1625) был «хозяином Гребнева в первой четверти XVII века» [см. источник] - предположение того же М.С. Баева.

Попытаемся проверить эти "самоочевидные истины", ведь скоро, с возведением памятника казакам в Гребневе, они навсегда окажутся вписанными в настоящую, документальную историю нашего края.




Происхождение легенды о том, что в 1380-м году подмосковное Гребнево было временным станом войск Дмитрия Донского
Прежде чем перейти к содержательной стороне дела приведём "первоисточник". В своём  "Историко-статистическом описании села Гребнева", изданном в Москве в 1903 году И.Ф. Токмаков писал: "По мнению историков: … [пропуск в тексте - прим trojza] Попко и В. Бентовского, опирающихся, главным образом, на свидетельство книги "Большому Чертежу" и сказании о Гребенской Иконе Божией Матери, приписываемого Рязанскому Митрополиту Стефану (Яворскому), видно, что село Гребнево было временным станом Князя Дмитрия Иоанновича, который возвращался с берегов Дона после победы над Мамаем в XIV в. с Гребенской Иконой Богоматери, которая была поднесена ему Гребенскими казаками, сопровождавшими его до вышеупомянутого селения, где они, распростившись с Великим Князем, возвратились к себе обратно; позднее, в 1623 году Гребенские казаки являлись с кабардинской депутацией в Москву, с повинной (винились, вероятно, в участии в казацких шайках, грабивших южные пределы Московского государства) и прежде чем получить разрешение явиться ко двору Царя Михаила Федоровича, останавливались вторично в той же местности, где ныне село Гребнево. Подлинная Гребенская Икона Божией Матери находилась первоначально в Московском Успенском соборе в Кремле, а затем перенесена в вновь выстроенную церковь в честь этой иконы на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади в Москве, где вышеозначенная подлинная Чудотворная икона находиться и до сей поры, а копия с нее в селе Гребневе, которое как видно из вышеизложенного, было временным станом Гребенских казаков, так как в помянутой местности есть указание на Иванов курень: это место в поле 1/2 версты от деревни Нова, в окружности на 2 версты, обнесенное валом, существует и другой курень" [Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание села Гребнева. Перепечатка. Фрязино, 2001, с.17-18. См. электронную версию].

 http://artinvestment.ru/temp/cache/20111205_Grebenskie_kazaki_Prichernomoria.jpg
Гребенские казаки Причерноморья. Гравюра Биазиоли, 1818 г.

Таинственные историки Попко и Бентовский и откровения Книги Большому Чертежу
Неизвестны причины, почему до сих пор приверженцы гипотезы Токмакова не удосужились проверить, кто же такие эти "историки Попко и В. Бентковский". Причём сделать это сейчас благодаря множеству электронных библиотек намного легче, чем раньше. Наши поиски увенчались успехом. Во времена, когда Токмакову пришлось работать над описанием Гребнева ему была доступна одна из работ российского статистика Иосифа Викентьевича Бентковского (1812-1890)? Действительно, в перечне работ Бентковского, в основном посвящённых статистике Ставрополья  мы встретили некую книжицу: "Гребенцы: историческое исследование". — 2-е изд. — М., 1889. — 39 с.(Первое изд. - Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. -М., 1887.-Кн. 3.-С. 1-33.). Под "историком Попко" Токмаков, надо думать, разумеет генерал-лейтенанта, губернского предводителя ставропольского дворянства Ивана Диомидовича Попко (1819-1893), издавшего труд под названием "Терские казаки с стародавних времен. Вып. I. Гребенское войско" — СПб., 1880. Проблема заключается в том, что в обеих книгах описывается история Гребенского (никак не "Гребневского") казачества и ни словом не упоминается наше подмосковное Гребнево!


 Титульный лист ЧОИДР, 1887.

Занимаясь вопросом о происхождении Гребенских казаков, на основании анализа Книги Большому Чертежу Бентковский приходит к выводу: "а) что в начале XVI в. от устья Донца и вверх по его течению на расстоянии более 100 верст жили Донские казаки и, вероятно, жили там со времен Дмитрия Донского; б) что жившие тогда у Гребневских гор казаки поднесли Дмитрию Донскому известную икону, и в) что оттуда во второй половине XVI в. вышли казаки на Северный Кавказ" [ЧОИДР 1887 Кн.3, с.4]. Далее автор пишет, что "до конца XVI в., а по другим даже до 1622 года главный стан Донских казаков был при впадении Донца в Дон, в городке Раздоры. Быть может первоначально городок этот назывался Гребни и только впоследствии получил новое, характерное название, по случаю происходивших частых несогласий и раздоров между верховыми и низовыми казаками. /.../ Рязанский митрополит Стефан в сказании о Гребневской иконе Божией Матери говорит, что великому князю Дмитрию Иоанновичу икону эту поднесли казаки "городка Гребни, иже на усть Чира реки глаголема". В этом сказании мы видим или географическую неточность, или историческую недомолвку, тем более возможную и извинительную, что митрополит писал сказание в 1712 г., то есть писал о событии бывшем на 332 года раньше. Известно, что река Чир впадает в Дон выше Донца верст на 200; следовательно или казаки поднесли икону Дмитрию Донскому в Раздорах, которые в XIV в. назывались Гребни, или же они с иконою выехали на встречу великому князю к устью Чира, которое действительно ближе к Куликовому полю. В обоих случаях сказание доказывает, что во время Дмитрия Донского казаки уже жили на Дону и должны были называться по месту жительства Донскими" [Там же, с.4]. Далее автор, настаивая на том, что Гребенские казаки произошли от Донских, пишет: "Так думали и сами Гребенцы до последнего времени, пока один из новейших исследователей старины Терских казаков господин Попко не вздумал пересадить их родословное древо с берегов Дона в никогда не существовавшую волость Червленного яра Рязанского княжества" [Там же, с.5]. Далее автор подвергает разносной критике теорию происхождения Гребенских казаков Попко и, подитоживая результаты пишет: "Ясно, что Гребенские казаки не происходят от Рязанских, никогда не обитавших в районе известном истории под названием Червленного яра. Они происходят от Донских казаков, живших в XVI веке между рр. Донцом и Калитвою у Гребенных гор" [Там же, с.5.]. Заметно, что Бентковский путает название этих гор, то называя их "Гребневскими" то "Гребенными". Хоть сути это не меняет, видимо, именно за это и "уцепился" Токмаков...

 Гребенские казаки. Раскрашенная гравюра.

Повторим - ни в теории Попко, ни в теории Бентковского о месте происхождения Гребенских казаков не упоминается Подмосковья. С полным основанием можно предположить, что скажи этим авторам, что икона была преподнесена Дмитрию Донскому гребенскими казаками где-то в Подмосковье,- они без разговоров, вызвав городового, согласились бы с ней и молча отправили бы автора этой новой "гипотезы" в смирительный дом.

Может, дело в расположении Гребенных-Гребенских гор? По словам Токмакова, исследователи опирались на так называемую "Книгу Большому Чертежу" - подробное описание карты России и сопредельных государств, составленному по указанию царя Иоанна IV Грозного в 1552 году и переписывавшемуся в 1600 и 1627 годах.
 Лист 1-й Книги Большому Чертежу.

До наших дней дошла лишь последняя редакция 1627 года, которую, кстати, составлял наш земляк - дьяк Михаил Феофилактович Данилов в  1635-1647 годах владевший селом Амерево (ныне вх. в г.п. Щёлково). Полное научное издание Книги Большому Чертежу было осуществлено Академией Наук СССР в 1950 году. Во всей книге никакого Гребнева не упоминается. Несколько раз упоминаются лишь "Гребенные горы": "А меж Лихово колодезя и Гребенных гор, на Донце, перевоз татарской в Русь. А ниже Гребенных гор Кондрючья речка впала в Донец с Крымской стороны верст с 60. /.../ А против Колитвы, с Крымской стороны, на Донце, Гребенные горы" [Книга Большому Чертежу. М.-Л., 1950, с.75-77]. Описываемые в книге "Гребенные горы" есть и сейчас, и располагаются в Ростовской области ( с центром в г. Ростов-на-Дону) на реке Северный Донец. Получается, что как бы Попко и Бентковский ни "опирались, главным образом, на свидетельство книги "Большому Чертежу" в самой книге нет никаких данных, подтверждающих то, что наше подмосковное Гребнево некогда было "временным станом Князя Дмитрия Иоанновича". 

 Гребенные горы. Фотография отсюда.

Сказание о Гребенской Иконе Божией Матери
Кроме того, у Токмакова упоминается Сказание о Гребенской Иконе Божией Матери, свидетельство которого археограф считает достаточным для того, чтобы навсегда отождествить подмосковное Гребнево с местом остановки войск Дмитрия Донского.
Единственный сохранившийся список сказания, который был сделан в начале XIX века анонимным автором сейчас хранится в фондах Государственного Исторического Музея (ГИМ) в Москве [ГИМ, собр. Щукина, № 125, 4 л., нач. XIX в.]. По авторитетной атрибуции  А.А. Романовой: "Сказание о иконе Богоматери Гребневской - памятник литературы, который сложился в нынешнем виде в начале XVIII века, но значительную часть которого можно датировать второй половиной XVII века. Историю почитания иконы Сказание возводит ко временам Дмитрия Донского, который, возвращаясь с Куликова поля, получил в дар две иконы - одну в Сиротине городке (Одигитрии Донской), а другую, Гребневскую, в городе Гребне в устье реки Чир. Гребневская икона находилась в Московском Успенском соборе, а потом, при великом князе Иване III Васильевича, который брал с собой святыню в Новгородский поход 1571 г., перенесена в специально построенную для нее церковь на Лубянке. За собственно Сказанием в произведении следуют чудеса, разделенные на два блока. Первый блок включает шесть чудес, три из которых датированы соответственно 7121 (1613) (самое знаменитое чудо Гребневской иконы, когда её заступничеством москвичи отразили поляков на Сретенке), 7125 (1617) и 7162 (1654) гг". [Романова А. А. Сказание о иконе Богоматери Гребневской //Словарь Книжников и Книжности Древней Руси.. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 561].

Сказание было опубликовано  единожды в Санкт-Петербурге в 1857 году [Сказание о чудотворной Гребенской иконе Божией Матери, находящейся в Москве. СПб. 1857]. Именно на это издание опирался в своих суждениях Токмаков.

Неужели в нём, как утверждает Токмаков в вышеприведённом отрывке точно указано, что место поднесения иконы Дмитрию Донскому находится под Москвой? Увы. И здесь мы не найдём ничего подобного: «Когда Великий Князь Димитрий Иоаннович, Московский и всей Великой России обладатель, после поражения гордаго Мамая и обращения в бегство несметных его полчищ, торжественно возвращался в Москву, живущие на берегах Дона козаки радостно стремились на встречу к нему, со святыми иконами и с крестами, благодаря его, как избавителя России от ига неверных, и принося ему различные дары. Так вначале поднесена была Великому Князю чудотворная икона Пресвятыя Богородицы, Одигитрии, именуемыя Донския, от жителей города Сиротина, из храма Благовещения, а по достижении Великим Князем Дмитрием Иоанновичем козачьяго города Гребени, на устье речки Чары, живущие там козаки также вышли на встречу Великому Князю с крестами и святыми иконами и поднесли в дар образ Пресвятыя Богородицы, издавна прославленный у них чудесами, по благодати Пресвятаго духа. Победитель Мамая, приняв сии безценные дары с верою и любовию, пожаловал Козаков многими милостями и жалованьем, достигнув же Москвы, поставил икону в соборном храме Успения Пресвятыя Богородицы» [Сказание о чудотворной Гребенской иконе Божией Матери, находящейся в Москве. СПб. 1857, с. 1-2].

Первый "копипастер" или археограф-компилятор И.Ф. Токмаков
Почему же писатель-археограф Токмаков ссылается на работы Попко, Бентковского и Сказание?
С одной стороны необходимо обратить внимание, что многочисленные "историко-статистические" труды Токмакова никогда не считались в российской исторической науке авторитетным источником. Современники неоднократно упрекали автора в  компиляции и плагиате опубликованных им произведений. Например, историк К.Н. Михайлов писал по поводу одной из книг И.Ф. Токмакова: "Словом, получается такое впечатление, что И.Токмаков положил перед собою брошюру П.Хавского, взял из неё некоторые места, как вехи его любопытного "Описания", разбавил их архивными данными, добытыми И.Е. Забелиным из Архива Министерства Юстиции путём трудной и страшно кропотливой работы и напечатанными в его "Материалах", и снабдил их кое-какими своими мыслями, ничего нового не внесшими в интересующий нас вопрос". [Михайлов К. Н. Никитский женский монастырь в Москве. Спб., 1902, XIV, 259 с.].

 
 Иван Федорович Токмаков (1856-1922) - сидит слева.  Справа - его сын, Сергей (1873-1913). Фотография отсюда.

За 29 лет активной деятельности с 1874 по 1903 год, по подсчётам самого Токмакова, из под его пера вышло 128 описаний русских городов, сёл, монастырей и церквей [Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание города Коврова (Владимирской губернии) с уездом. М., 1903, см. приложение к книге], то есть автор публиковал примерно 4,4 книги в год. Такая спешка в подготовке многочисленных и хорошо продающихся историко-статистических описаний  городов и весей России, накладывала существенный отпечаток на качество самих работ Токмакова. К примеру, в той же книге "Историко-статистическое описание села Гребнева", перечисляя фабрики в окрестностях села Гребнево, поместил в наше Фрязино (Гребневской волости Богородского уезда) фарфоро-фаянсовые заводы, располагавшиеся в деревне Фрязино Карповской волости (Гжель). 

Итак, случайно встретив в описаниях Терского казачества "гребневские горы", "гребенских казаков" и Сказание об иконе Гребенской Божией Матери, у И.Ф. Токмакова "сложилась" история подмосковного села Гребнево...  Есть основания считать приведённый в начале статьи пассаж Токмакова частью набросков автора-компилятора к книге по Гребневу, которые по досадной случайности просочились в итоговую публикацию. В пользу этого мнения говорит и пропуск в тексте и неправильное написание фамилии Бентковского и отсутствие инициалов у Попко. По всей видимости, Токмаков слишком торопился сдать книгу в печать...
Последствия этого недоразумения мы пожинаем до сих пор.


Начало робких сомнений и первое "обоснование гипотезы Токмакова"...
Первым, кто усомнился в том, что Гребенские казаки подносили Гребенскую икону именно в подмосковном Гребневе был  учитель истории и краевед Моисей Федорович Федоров (1905-1985).

Моисей Федорович Федоров (1905-1985).

Проанализировав "Сказание о чудотворной Гребневской иконе", М.Ф. Фёдоров пришёл к выводу: "Трудно предположить, что за 20 лет (с 1380 по 1400 гг.) речка Чара вдруг превратилась в Любосеевку. /.../ совершенно ясно, что даже если в 1380 году такое селение [Гребнево] и существовало на Любосеевке, «притягиваясь», входя в состав села Четрековского, оно не имело никакого отношения к городку Гребени на речке Чары" [См.]. Во вторых,  анализируя путь, которым возвращался Дмитрий Донской с Куликова поля, уважаемый краевед писал: "городок Гребени находился на прямом пути с поля Куликова на Москву. А именно так возвращалось русское войско домой. Никаких кружных маршрутов не было. /.../ Село Коломенское (ныне юго-восточная часть Москвы) действительно существовало в то время, и через него шла дорога на Коломну и в орду. Так что русское войско могло и должно было проходить его, если возвращалось прямой дорогой. Но тогда непонятно, как и зачем оно могло оказаться на Клязьме, тем более в наших местах?!" [См.]. Справедливо подмечая и то, что во времена Дмитрия Донского еще не существовало Гребенского казачества, автор, казалось бы, окончательно "хоронит" сомнительный результат токмаковской компиляции, ан, - нет...

М.Ф. Федоров пишет уже в следующем предложении: "Что в народном сознании название села Гребнево, благодаря созвучию, могло связываться с названием гребенских казаков, это еще можно понять. Но как в легенде появилась Клязьма?"  [См.]. Постойте, но о какой легенде говорит Федоров? Если он имеет в виду "Сказание о чудотворной Гребневской иконе" - то в нём никакого упоминания о реке Клязьме, конечно же, нет. Стало быть, начинается анализ уже не первоисточника, а легенды, созданной Токмаковым? Но и у Токмакова нет ни слова о Клязьме! Под видом анализа первоисточников М.Ф. Фёдоров, понимая, что "концепцию Токмакова"  не спасти, делает срочную срочную реанимирующую инъекцию прямо в сердце легенды, добавляя "воды из реки Клязьмы".
Зачем краевед это делает, - сказать сложно, ведь Гребнево находится не на Клязьме, а на реке Любосеевке. М.Ф. Федоров известен своей любовью к гидронимам - названиям рек и озёр, от которых он нередко "производил" названия местных деревень (например, д. Хомутово, т.к. Клязьма в этом течении похожа на деталь конской упряжи - хомут). Дальнейшие рассуждения М.Ф. Фёдорова интересны с точки зрения "клинического краеведо-ведения":

"В 1395 году из города Владимира в Москву перевезли икону Владимирской Богоматери, служившей символом столицы. Перевозили икону по Клязьме. Процессию по пути следования встречали торжественно. Среди встречавших, конечно, были и жители нашего края. Естественно допустить, что где-то там, где сейчас расположено Амерево или Щелково, процессия остановилась. Были отслужены молебны, устроены празднества. Это событие и могло отразиться в легенде" [См.]. 

Далее М.Ф. Федоров, подтверждая, что  "появление иконы Гребневской Богоматери в нашем Гребневе никак не связано с Куликовской битвой" [См.], пытаясь объяснить, почему церковь в Гребневе, построенная Г.И. Бибиковым, была в 1791 году освящена именно в честь иконы Богоматери Гребенской, приплетает сюда Дмитрия Тимофеевича Трубецкого и эпоху Смутного времени.

Итак, будем рады уже тому, что в своей статье, озаглавленной, кстати "Возвращаясь с поля Куликова", подмосковное краеведение признало следующие факты: что река Чара - не река Любосеевка, а "городок Гребени" - не подмосковное Гребнево, войска Дмитрия Донского, возвращавшиеся с Куликова поля, не проходили в наших местах. Также мы, казалось бы, точно уяснили, что появление иконы Гребневской Богоматери в нашем Гребневе никак не связано с Куликовской битвой [Федоров М.Ф. Возвращаясь с поля Куликова. Журнал "Щёлково", №1-2, 2006, с. 14-16. Электронная версия статьи]. Иными словами, стан войск Дмитрия Донского не мог располагаться в окрестностях подмосковного Гребнева и не существующее в 1380 году Гребенское казачество не подносило здесь Гребенской иконы Дмитрию Донскому.
Но это, к сожалению, не финал нашей истории...


Продолжение следует здесь...