04.10.2012

Подмосковное Гребнево и икона Божией матери Гребенская (Гребневская): как создавалась легенда...

В связи с планируемой установкой памятника "воровскому боярину" Д.Т. Трубецкому в подмосковном Гребневе, мы анализируем цепь достаточно курьёзных краеведческих гипотез, которые приводятся в обоснование его установки. В первой части - Подмосковное Гребнево, "казачий табор" и Гребенские казаки: как создавалась легенда... мы рассмотрели: Происхождение легенды о том, что в 1380-м году подмосковное Гребнево было временным станом войск Дмитрия Донского; Таинственные историки Попко и Бентовский и откровения Книги Большому Чертежу; Сказание о Гребенской Иконе Божией Матери; Первый "копипастер" или археограф-компилятор И.Ф. Токмаков; Начало робких сомнений и первое "обоснование гипотезы Токмакова"...

Сегодня мы рассмотрим гипотезу краеведа М.С. Баева о том, что название подмосковного села Гребнево произошло от названия иконы Гребенской Божией Матери...

Верно рассудив, что гипотезу Токмакова о том, что подмосковное Гребнево служило местом преподнесения Гребенским казаками Гребенской иконы Дмитрию Донскому, спасать бессмысленно, фрязинский краевед Михаил Сергеевич Баев (1902—1979), в своей книге, названной "Вторичное открытие села Гребнево", всё же, приводит краткое содержание "Сказания об обретении иконы иконы Богоматери Гребенской" [см.]. М.С. Баев настаивает на том, что Гребнево получило своё название по иконе Гребнеской Богоматери и было "переименовано" из Четрековского на Любосивли в Гребнево во время "пожалования" Четрековского представителям рода Воронцовых: "пожалование села именем, неприятным для Воронцовского уха, именем Чета, было неудобно. Село было переименовано в Гребнево. Переименование совпадает с кульминационным пунктом культа Гребневской или Гребенской Богоматери, ее чудотворной иконы", - пишет М.С. Баев. 
О времени "переименования" М.С. Баев говорит очень обтекаемо и, по всей видимости, относит его к периоду между  1456 и 1472 годом. Разложим по полочкам этот новый "композитный вброс".

 Михаил Сергеевич Баев (1902—1979).

Легендарный мурза Чет
М.С. Баев определённо лукавит, когда возводит древнее поселение "Четрековское на Любосивли" к имени легендарного татарского мурзы Чета. Он не мог не знать о существовании статьи "Из истории древнерусского землевладения" авторитетного русского историка Степана Борисовича Веселовского (1876-1952), написанной в 1946 году. В ней С.Б. Веселовский, подводя черту под распространенными спекуляциями вокруг имени «легендарного мурзы», писал: «легенда о выезде Чета не выдерживает самой снисходительной критики ни с хронологической, ни с генеалогической, ни с общеисторической точки зрения» [Веселовский С.Б. Из истории древнерусского землевладения // Исторические записки АН СССР, т. 18, М. 1946.., с. 57].

Veselovskiy SB.jpg
Степан Борисович Веселовский (1876-1952).

Четрековское на Любосивли, было упомянуто в духовной грамоте 1401/02 года князя Серпуховского и Боровского Владимира Андреевича Храброго (1353-1410), - двоюродного брата великого князя Дмитрия Донского [Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л. 1950, с. 46-47]. Пусть "Четрековское" происходит не от имени легендарного мурзы, - могло ли оно быть "переименовано" в Гребнево?



"Переименование" Четрековского в Гребнево
Примеров, прецедентов такого "переименования" в истории Подмосковья XV века мы не найдём. Видимо, этот случай мыслился Баевым как уникальный пример... Большинство авторитетных исследователей топонимики нашего края (С.Б. Веселовский, А.М. Селищев, Е.М. Поспелов и др.), связывают появление названий селений с историей вотчинного и поместного землевладения. Со второй половины XV века, если не раньше, в оплату своей службы служилые люди получали не деньги, а земельные наделы (поместья) с прикрепленными к ним крестьянами. Другие земли находились в вотчинном,  то есть частном владении того или иного семейства, рода. Переписи земель, проходившие уже в те далекие времена, фиксировали в первую очередь принадлежность тех или других участков земли или селений определенному человеку или роду - и так у деревень и земель появлялись собственные, характерные для них названия. Наше подмосковное Гребнево в этом смысле не было исключением (см. мою статью "О происхождении названия подмосковного села Гребнево"). Получается, что какое бы то ни было переименование определенного участка земли в XV веке граничило с преступлением, поскольку скрывало имущественную историю поселения и затрудняло перепись земель, а мы знаем, что согласно Судебнику 1497 года мучительное "битьё кнутом на торгу", или "торговая казнь" применялась лишь в двух случаях - в случае "татьбы" (организованного разбоя, воровства) и в случае неправильного межевания земли. В таком случае гипотеза "переименования" Гребнева из Четрековского кажется весьма сомнительной уже с формально-юридической стороны.

Далее М.С. Баев настаивает на то, что "переименование" поселения из Четрековского в Гребнево "совпадает с кульминационным пунктом культа Гребневской или Гребенской Богоматери, ее чудотворной иконы". Однако, согласно "Сказанию" первые чудеса от иконы Гребенской Богоматери связаны с позднейшими событиями Смутного времени, а именно к 1612, 1617 и 1654 годам. По словам доктора искусствоведения, историка церковного зодчества Древней Руси Андрея Леонидовича Баталова активизация почитания иконы гребенской богоматери относится лишь к началу XVIII века [Баталов А. Л. Церковь Гребневской иконы Божией Матери // Православная энциклопедия. М., 2006. Т.12. С.316-318. Электронная верси статьи]. Этот "разнобой" в 300 лет также заставляет усомниться в гипотезе Баева о "переименовании".

Может, Гребнево получило своё название по церкви?
Но подойдём к гипотезе "переименования" с другой стороны. В топонимике Подмосковья весьма распространены примеры того, как после постройки церкви в деревне, село получало основное имя по святому, во имя которого был освящён храм, а исконное наименование поселения становилось дополнительным. Например, после постройки в деревне церкви, освящённой во имя Св. Сергия Радонежского, село называлось Сергиевским, если  храм освящался во имя Николая Чудотворца - село становилось "Никольским". Может быть и в случае подмосковного Гребнева имеет место подобное?
Впервые Гребнево упоминается в Писцовых книгах  1584-1586 года, составленных дьяками Венедиктом Маховым и Иваном Грязевым:  «За Богданом Яковлевичем Белским в вотчине: село Гребенево на реке на Любосеевке, что было преж того за Васильем Федоровым сыном Воронцова, а в нем церковь Никола чюдотворец, древена, клетцки: пашни паханые сер. земли 20 четв. Да пер. 30 четьи в поле, а в дву потомуже, сена 100 коп., лесу рощи 8 дес". [Калачев Н.В. Писцовые книги, с. 214-216]. Так мы встречаем в Гребневе древнейшую церковь, освящённую во имя св. Николая из Мир Ликийских. Храм, освящённый в честь иконы Божией матери Гребенской был построен в Гребневе по челобитной  сына камергера польского короля Юрия Петровича Трубецкого (ум. 1679) 1671 года. В 1671 году  Юрий Петрович обратился патриарху Московскому и всея Руси Иосафу с челобитной о дозволении строительства в его селе Гребневе Московского уезда на месте "ветхой церкви Николая Чудотворца да царя Константина и матери его Елены" - "новой церкви во имя Пречистыя Богородицы Гребенские да в пределе великого чудотворца Николая да царя Константина и матери его Елены". [Вторые Гребневские чтения 4 ноября  2005 г. Фрязино, 2006. Опубл. Н.Потаповым. С. 30-31. ЦИАМ ф. 203. оп. 753. д. 1315. л. 2. Электронная публикация.]. Иными словами, ко времени постройки храма, освящённого в честь Гребенской иконы устойчивый топоним Гребнево уже существовал не менее 85 лет, поэтому наименование храма не могло в данном случае дать название селу.

Останавливались ли Гребенские казаки в подмосковном Гребневе в 1623 году?
Не забыл М.С. Баев и о ещё одной важной составляющей "гипотезы Токмакова": "позднее, в 1623 году Гребенские казаки являлись с кабардинской депутацией в Москву, с повинной (винились, вероятно, в участии в казацких шайках, грабивших южные пределы Московского государства) и прежде чем получить разрешение явиться ко двору Царя Михаила Федоровича, останавливались вторично в той же местности, где ныне село Гребнево". [Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание села Гребнева. Перепечатка. Фрязино, 2001, с.17-18. См. электронную версию].Однако, в главе, посвящённой "Ивановскому куреню" Баев назвал этот "вариант истории Иванова куреня" - "запасным, но отнюдь не более правдоподобным". "По всему видно, - писал Баев, - что Токмаков был согласен на всякий вариант происхождения стана, кроме связанного с народно-освободительными движениями. Он, по всему видно, чрезмерно дорожил своей безупречной политической благонадежностью" [См.]. Не подвергая, впрочем, указание Токмакова должному анализу, Баев отвергает его мнение лишь на том основании, что: "Сейчас ни у кого не возникает сомнений, что перед нами курень Ивана Заруцкого при усадьбе Дмитрия Трубецкого"...
Вполне закономерным кажется, что не сохранилось ни одного документа о приёме "кабардинской депутации" русским царём в 1623 году. Несмотря на широкое распространение в справочной литературе утверждения л том, что ""в 1623 г. они [гребенские казаки] явились с повинной в Москву в составе кабардинской делегации", - это утверждение не имеет документального подтверждения. В 1623 году (30 ноября) Михаил Федорович принимал не "кабардинскую депутацию", а "Кумыкское посольство" [Бондаревский Г.Л. Документальная история образования многонационального государства Российского: Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках. М., 1998, с.314, документ №110]. Предположение (именно предположение) о том, что какие-то отдельные представители гребенских казаков могли посетить Москву в 1623 году впервые было сделано уже известным нам исследователем И.В. Бентковским: "Царская грамота и жалованье, которого удостоились терские казаки, не могли не задеть самолюбия гребенцев; они опомнились, и вероятно примазавшись [так в тексте - прим. trojza] в 1623 г. к какой-нибудь Кабардинской депутации, под ее протекцией явились в Москву с повинною к царю и получили прощение, потому в том году в первый раз обещано им было царское жалованье. Но служили ли они после того, как и где? Это еще вопрос недоказанный никаким историческим актом" [Бентковский И.В. Гребенцы. / Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. -М., 1887.-Кн. 3.-С. 19]. Действительно, в одном из документов 1623 года упоминается о гребенцах. В нем сообщается, что дается жалование 30 гребенским атаманам (по 1 рублю и по 2 четверти муки) и 470 казакам (по полтине и по 3 осьмины муки в год) [Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX в.) : историко-этнографические очерки. М., 1974, с.196]. Таким образом, Токмаков, несомненно знакомый с работой Бентковского (на которого ссылается в начале изложения своей гипотезы), и настаивавший на том что "какая-то кабардинская депутация" останавливалась именно в подмосковном Гребневе - вёл себя некорректно с научной точки зрения.
  Могла ли старинная икона Богоматери Гребенской (Гребневской) когда-либо находиться в подмосковном Гребневе? 
Ответы на этот вопрос в краеведческой литературе даются "весьма обтекаемые". Попытаемся, наконец, чётко ответить на этот вопрос. 

Икона Божией матери Гребенская. Книжная гравюра XIX в. [Благодеяния Богоматери чрез ея св. иконы. Спб., 1905. С. 605].

Согласно Сказанию об обретении иконы, после того, как жители городка Гребени в устье р. Чир преподнесли икону в 1380 году Дмитрию Донскому она была помещена московском Успенском соборе. Великий князь Иван III Васильевич в связи с походом на Новгород в 1471 году  построил в Москве деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы на Бору (П.Г. Паламарчук говорит о 1472 годе), куда и была перенесена чудотворная икона .

Церковь Гребневской Божией Матери на Лубянской площади. Фотография: М.А. Найденов, 1882 г.

Позднее храм Успения Богородицы на Бору принял наименование церкви Гребневской Божией Матери на Лубянской площади. В августе-сентябре 1917 года по инициативе клира и прихожан Гребневского храма икона расчищалась Г. О. Чириковым под наблюдением Кондакова и П. П. Покрышкина [Вопросы реставрации. Пг., 1918. Вып. 19. С. 191-192].  Н. П. Кондаков отмечал, что после раскрытия икона «оказалась прямо итало-критского письма» [Кондаков. Рус. икона. 1933. Примеч. 1. С. 208]. А.Л. Баталов в связи с этим справедливо предполагает, что это могла быть греческая икона, попавшая в Москву после приезда Софьи Палеолог и переданная Иоанном III в храм на Лубянке. 

 http://www.pravenc.ru/data/593/472/1234/i400.jpg
Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской церкви на Лубянской площади. Фотография 20-е гг. XX в. (ГНИМА).

В церкви Гребневской Божией Матери на Лубянской площади икона пробыла до 30-х годов ХХ века. Сведения о судьбе иконы теряются после разрушения храма, начавшегося в конце июня 1927 года и окончившегося в 1935 году. Считается, что икона из храма на Лубянской площади ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее. Ее изображение было опубликовано в Каталоге ГТГ [Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1, с.292-293]. 

Сделаем выводы. Конечно же, в старом деревянном (1671 года постройки) и нынешнем каменном храмах (1786 года постройки) Гребенской иконы Божией Матери в Гребневе всегда хранились списки с чудотворной иконы, а не сама чудотворная икона. Предположение М.С.Баева  о  непосредственной исторической связи наименования села Гребнево Московской области с наименованием старинной иконы Богоматери Гребенской является ошибочным. Дмитрий Донской после Куликова поля не заходил в Гребнево и не был встречен здесь гребенскими казаками, делегация которых в Москву и пребывание в районе подмосковного Гребнева в 1623 году также является вымыслом И.Ф. Токмакова.

Продолжение следует.