21.09.2012

Упразднённый Успенский Стромынский монастырь, село Воскресенское и "пустошь Могутово" в I пол. XIV - кон. XV в.



Основание Успенского Стромынского мужского монастыря на берегу реки Дубенки недалеко от Фряново народная молва относит ко временам Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Обычно для обоснования древнего происхождения Успенского Стромынского монастыря краеведы приводят ссылку на «Житие Сергия Радонежского» по I Пахомиевой редакции первой четверти XV века, где приводится  история основания некой монашеской обители, отождествляемой с будущим Стромынским монастырём. Согласно Житию в 1381 году в честь победы на Куликовом поле Дмитрий Донской действительно основал обетный монастырь. Однако  историческая наука установила, что эти сведения относятся не к Стромынскому монастырю Успения Богородицы на р. Дубенке, а к Успенскому Дубенскому Шавыкину монастырю, располагавшемуся в 37 километрах к северу от Троице-Сергиевского монастыря на берегу реки Дубны [26]...
Тайна возникновения Успения Пречистой Богородицы Стромынского монастыря
Первое упоминание монастыря Успения Пречистой Богородицы на Стромынской дороге («Стромынского монастыря») относятся к документу начала XVII века - описи Стромынского монастыря, составленной в 1616 году при архимандрите Троице-Сергиевого монастыря Дионисии и при келаре Авраамии Палицыне.  Между прочим в ней указывалось, что древнейшие документы, которые могли бы пролить свет на историю возникновения этого монастыря сгорели в пожар 1603 года. Исходя из этого  древнее происхождение обители закономерно оказывается под вопросом и требует прояснения.

 Файл:Авраамий (Палицын).jpg
Авраамий Палицын (ум. 1625).

В рукописных экземплярах Епифаниева жития преподобного Сергия 1418 года составления в качестве основателя Стромынского монастыря упоминается один из учеников Сергия Радонежского – Савва Стромынский, скончавшийся в 1392 году. Этим данным вторит опись Стромынского монастыря 1616 года, где сказано, что Савва Стромынский после своей кончины был похоронен на территории Стромынского монастыря: «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия» [26]. В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 года. На фреске присутствует надпись: «Преподобный Савва Стромынский».

Преподобный Савва Стромынский (?-1392). Фреска  Троице-Сергиевской Лавры. Фото: Жуков С.А.

Действительный член Общества истории и древностей Российских, граф Михаил Владимирович Толстой, писал по поводу этой фрески: "Изображение сего Саввы отличается от икон Преподобного Саввы Сторожевского или Звенигородского тем, что Савва Стромынский изображен кривым, с закрытым правым глазом" [27].

 Московская область. Ногинский район. Стромынь. Часовня Саввы Стромынского. Фотография.
Каменная часовня на месте Успенского храма Стромынского монастыря. Фотография отсюда.

Подтверждением того, что Успенский Стромынский монастырь мог быть основан этим учеником преподобного Сергия в конце XIV века, является меновая и жалованная грамота великого князя Дмитрия Ивановича Донского, составленная около 1380-1382 годов. В ней великий князь совершает обмен, взяв у некого черного монаха Саввы «село Воскресенское Верх-Дубенское», и отдав ему  выстроенный на территории великокняжеских земель «монастырек пустыньку, церковь святый Спас Преображения, что поставил игумен Афонасей на моей земли у Медвежья озера» [2]. Иначе говоря, в середине XIV века ряд земель великого князя вместе  с селом Воскресенским  было пожаловано основанному в то время Стромынскому монастырю, а в 1380-1382 годах они вновь были возвращены во владения великокняжеского дома путем мены со Стромынским монастырем на земли монастыря, построенного на территории великокняжеских владений у Медвежьих озер.

 Место, где, предположительно, располагался Преображенский храм Спасо-Преображенской пустыни у Медвежьих озер. Фото автора
Место, где, предположительно, располагался Преображенский храм Спасо-Преображенской пустыни у Медвежьих озер. 
Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер была основана после 1375-го и до 1381 года основателем Высоцкого монастыря под Серпуховом (1374), также учеником Сергия Радонежского, Афанасием Серпуховским (в миру Андреем). Обмен 1380-1382 годов был связан с отъездом Афанасия в Константинополь в 1382 году. Спасо-Преображенская пустынь, находившаяся во владениях великого князя, требовала приписки к тому или иному монастырю для решения своего административного положения. Великий князь отдает Спасо-Преображенский монастырь «чернецу», то есть монаху Савве, возглавлявшему Успенский Стромынский монастырь, взяв у него часть владений его монастыря.  

Преподобный Афанасий Серпуховской. 
Село «Воскресенское Верх-Дубенское» у Шерны-городка
Указанное в древнем документе село «Воскресенское Верх-Дубенское» находилось севернее речки Дубенки (притока Шерны) в непосредственной близости от Шерны-городка, рядом с которыми археологами действительно были обнаружены следы двух селищ внушительных размеров. Пик жизнедеятельности одного из селищ по датировке археологических находок относится к первой половине XIV века. Существование богатого села Воскресенского во время составления меновой грамоты 1380-1382 годов позволяет отождествить его с селищем, вытянувшимся вдоль берега реки к юго-западу от городища. 

Интересно, что через 7-9 лет после составления меновой грамоты и упоминания села Воскресенского, в 1389 году Дмитрий Донской в своей духовной грамоте отдает своему четырехлетнему сыну Петру и «Шерну городок», видимо вернувшийся в его владение после мены с монастырем, или же всё время остававшийся в великокняжеских владениях. 

Название бывшего села Воскресенского на этом месте сохранялось и тогда, когда оно давно стало пустошью. В документах генерального межевания  1768 года здесь  была указана «Отхожая писцовая пустошь Воскресенская, Шеренского Отъезжего стана, владение церкви Воскресения Христова села Фрянова» [28].



Отхожая писцовая церковная пустошь Воскресенская на карте В.С. Кусова.
 
Большинство земель, окружавших село Воскресенское, было приписано Успенскому Стромынскому монастырю (принадлежавшему Троице-Сергиевскому монастырю с 1617 года) и находились в его владении с самых первых его упоминаний в начале XVII века до его расформирования в 1764 году. 


Владения Успенского Стромынского монастыря в северной части современного Щёлковского и Ногинском районах выделены ярко-желтым цветом. Состояние на середину - II пол. XVIII в.

На основании приведенных данных можно с уверенностью сказать, что меновая грамота Дмитрия Донского 1380-1382 годов в лице «чернеца Саввы» упоминает именно Савву Стромынского в качестве настоятеля монастыря Успения Пречистой Богородицы на Стромынской дороге. Таким образом, сам монастырь возник раньше 1381 года – времени основания Успенского Шавыкина монастыря, раньше битвы на Куликовском поле, и его возникновение никак не связано с этими событиями.


Отхожая писцовая церковная пустошь Воскресенская на карте 1786-1791 гг. Под №186.

Кроме того, меновая грамота Дмитрия Донского 1380-1382 годов является самым ранним историческим свидетельством о существовании в окрестностях Фряново крупного села Воскресенского, являвшегося в XIV веке административным центром этих земель «с деревнями, и с починки, и с лесом, и со всем с тем, что потягло к тому селу, куды плуг ходил, и соха, и топор, и коса». Таким образом, грамота Дмитрия Донского позволяет пролить свет на древнюю историю фряновской земли. 

Все земли современного Щелковского района, расположенные юго-западнее р. Дубенки, принадлежали в те времена верному сподвижнику и двоюродному брату Дмитрия Донского, князю Серпуховскому и Боровскому Владимиру Андреевичу Храброму (1353-1410). В 1401-1402 годах князь Владимир по духовной грамоте передает их во владение своему третьему сыну Андрею (ок. 1380-1426).


File:Vlad Andr Bold.jpg
Владимир Андреевич Храбрый.

«Пустошь Могутово»
В конце XV века, недалеко от села Воскресенского, ставшего к тому времени пустошью находилась «пустошь Могутово», входившая ранее в поместье служилых людей Могутовых. В те далекие времена представители этой фамилии служили московским государям и упоминались в документах тех лет. К примеру, «судный муж» Гридя Могутов упоминался в 1498 году [3], а писец Матвей Могутов фигурировал в старинных документах 1575 года [4]. Интересно, что еще одна деревня с таким же названием, Могутово поныне сохранилась в Наро-Фоминском районе Московской области.
В первой половине XVI века пустошь Могутово вместе с пустошью Фрязиново (будущее Фряново) входило в поместье князя Андрея Щербатого, - малоизвестного представителя старинного боярского рода Щербатых-Щербатовых, восходящих к тарусско-оболенским князьям. В 1573-1574 году «порозжие» пустоши Фрязиново и Могутово были даны в поместье владельцу пустоши Фрязиново  Михаилу Ивановичу Лапшину [5]. После этого название пустоши Могутово почти на 150 лет пропадает из источников, зато вновь появляются упоминания бывшего в этих местах села Воскресенского. 

 File:Philaret.jpg
Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов (1554-1633)). Художник: Н.Л. Тютрюмов, до 1877.
До сих пор восточная часть деревни Могутово носит название «Воскресенское». По преданию там располагалась церковь. Действительно, в Писцовых книгах 1623-1624 годов указывалось, что «пустошь, что было село Воскресенское, на речке Шеренке, а в нем церковь во имя Дмитрия Селунского стоит пуста» [6]. Эти места находились в вотчине патриарха - главы русской Православной церкви. В описываемое время земля им был Московский и всея Руси патриарх  Филарет, в мируФеодор Никитич Романов (1554-1633) – церковный и политический деятель Смутного времени, двоюродный брат царя Федора I Иоанновича Блаженного, патриарха с 1619 по 1633 год. В 1625 году - на следующий год после упоминания церкви Дмитрия Солунского в селе Воскресенском, - патриарх Филарет особой грамотой определял мероприятия властей Троице-Сергиевского монастыря в приписанном (в 1617 году) к нему Успенском Стромынском монастыре.
В следующий раз «Димитрия Селунского место церковное в пустоши, что было село Воскресенское на речке Шеренке» упоминается в 1710 году. Владевший тогда Могутово подьячий Сергей Кондратьевич Вяземский на пять лет с 1711 года взял в оброк приписанную церкви землю [7]. Позднее, до 1768 года «отхожая писцовая церковная пустошь Воскресенская» уже без церкви перешла из патриарших земель во владение церкви Воскресения Христова села Фрянова [8]. В 1984 году от жительницы деревни Могутово Аллы Степановны Столетовой было записано, что по преданию, на месте ближайшей к городищу части деревни в древности было кладбище. В 140 метрах к востоку от западного края деревни в XIX веке стояла часовня, находившаяся, скорее всего на месте утраченного храма Дмитрия Солунского [9]. Сейчас уже ничто не указывает на то, что некогда и эти земли осенялись крестом древней церкви.

Продолжение следует здесь... 
А.Ю. Послыхалин © 2010 
Статья из сборника "Деревни и сёла городского поселения Фряново в былые времена".  
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com
Печатное воспроизведение без разрешения автора не допускается.



[1] Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при императорском московском университете. Том XXXV. Труды Антропологического отдела. Том 5-й. / Антропологическая выставка 1879 года. Том третий. Часть первая. Под редакцией А.П. Богданова. М., 1879. С. 186.
[2] Акты юридического быта [Далее - АЮБ]. Т.1. СПб. 1857. Стб. 165-166.
[3] Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Ч.1. М.1951. С. 226.
[4] Ономастикон. С. 201.
[5] ПКМГ. С. 12. Подробнее о М.И. Лапшине – см. Фряново.
[6] Холмогоровы. Вып. 6. Вохонская десятина. С. 136.
[7] Холмогоровы. Вып.6. Там же.
[8] Кусов. Б.у. № 424А.
[9] См.: Чернов С.З. Сфрагистический комплекс  из Могутова и его значение для изучения предыстории Московской земли в первой половине XII века. //Ж. Древняя Русь: вопросы медиевистики. №2(12). 2003. С.21. См.
[25] Чернов С.З. Успенский Дубинский Шавыкин монастырь в свете археологических данных. См.
[26]ОР РГБ. Ф. 304. № 60.
[27] Толстой М.В. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре / ЧОИДР. 1860 январь-март, кн.1. М., 1860. C. 49. См.
[28] Кусов В.С. Богородский у. 424А