Основание Успенского
Стромынского мужского монастыря на берегу реки Дубенки недалеко от Фряново народная молва относит ко временам Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Обычно для обоснования древнего происхождения Успенского Стромынского монастыря краеведы приводят ссылку на «Житие
Сергия Радонежского» по I Пахомиевой
редакции первой четверти XV века, где приводится история основания некой монашеской обители, отождествляемой с будущим Стромынским монастырём. Согласно Житию в 1381 году в честь победы на Куликовом поле Дмитрий Донской действительно основал обетный монастырь. Однако историческая наука установила, что эти
сведения относятся не к Стромынскому монастырю Успения Богородицы на р.
Дубенке, а к Успенскому Дубенскому Шавыкину монастырю, располагавшемуся в 37 километрах к
северу от Троице-Сергиевского монастыря на берегу реки Дубны [26]...
Первое упоминание монастыря Успения Пречистой
Богородицы на Стромынской дороге («Стромынского монастыря») относятся к
документу начала XVII века - описи Стромынского монастыря, составленной в 1616 году при архимандрите Троице-Сергиевого монастыря Дионисии и при келаре Авраамии Палицыне. Между прочим в ней указывалось, что древнейшие документы, которые могли бы пролить свет на историю возникновения этого монастыря сгорели в пожар 1603 года. Исходя из этого древнее происхождение обители закономерно оказывается под вопросом и требует прояснения.
В рукописных
экземплярах Епифаниева жития преподобного Сергия 1418
года составления в качестве основателя Стромынского монастыря упоминается один
из учеников Сергия Радонежского – Савва Стромынский, скончавшийся в 1392 году. Этим данным вторит опись Стромынского монастыря 1616 года, где сказано, что Савва Стромынский
после своей кончины был похоронен на территории Стромынского монастыря: «В
московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея
Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна
над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца
Сергия» [26]. В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке,
ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 года. На фреске присутствует надпись: «Преподобный Савва Стромынский».
Преподобный Савва Стромынский (?-1392). Фреска Троице-Сергиевской Лавры. Фото: Жуков С.А.
Действительный член Общества истории и древностей Российских, граф Михаил Владимирович Толстой, писал по поводу этой фрески: "Изображение сего Саввы отличается от икон Преподобного Саввы Сторожевского или Звенигородского тем, что Савва Стромынский изображен кривым, с закрытым правым глазом" [27].
Каменная часовня на месте Успенского храма Стромынского монастыря. Фотография отсюда.
Подтверждением того, что Успенский Стромынский монастырь мог быть основан этим учеником преподобного Сергия в конце XIV века, является меновая и жалованная грамота великого князя Дмитрия Ивановича Донского, составленная около 1380-1382 годов. В ней великий князь совершает обмен, взяв у некого черного монаха Саввы «село Воскресенское Верх-Дубенское», и отдав ему выстроенный на территории великокняжеских земель «монастырек пустыньку, церковь святый Спас Преображения, что поставил игумен Афонасей на моей земли у Медвежья озера» [2]. Иначе говоря, в середине XIV века ряд земель великого князя вместе с селом Воскресенским было пожаловано основанному в то время Стромынскому монастырю, а в 1380-1382 годах они вновь были возвращены во владения великокняжеского дома путем мены со Стромынским монастырем на земли монастыря, построенного на территории великокняжеских владений у Медвежьих озер.
Каменная часовня на месте Успенского храма Стромынского монастыря. Фотография отсюда.
Подтверждением того, что Успенский Стромынский монастырь мог быть основан этим учеником преподобного Сергия в конце XIV века, является меновая и жалованная грамота великого князя Дмитрия Ивановича Донского, составленная около 1380-1382 годов. В ней великий князь совершает обмен, взяв у некого черного монаха Саввы «село Воскресенское Верх-Дубенское», и отдав ему выстроенный на территории великокняжеских земель «монастырек пустыньку, церковь святый Спас Преображения, что поставил игумен Афонасей на моей земли у Медвежья озера» [2]. Иначе говоря, в середине XIV века ряд земель великого князя вместе с селом Воскресенским было пожаловано основанному в то время Стромынскому монастырю, а в 1380-1382 годах они вновь были возвращены во владения великокняжеского дома путем мены со Стромынским монастырем на земли монастыря, построенного на территории великокняжеских владений у Медвежьих озер.
Место, где, предположительно, располагался Преображенский храм Спасо-Преображенской пустыни у Медвежьих озер.
Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер была основана после 1375-го и до 1381 года основателем
Высоцкого монастыря под Серпуховом (1374), также учеником Сергия Радонежского,
Афанасием Серпуховским (в миру Андреем). Обмен 1380-1382 годов был связан с отъездом Афанасия в Константинополь в 1382
году. Спасо-Преображенская пустынь, находившаяся во
владениях великого князя, требовала приписки к тому или иному монастырю для
решения своего административного положения. Великий князь отдает Спасо-Преображенский монастырь «чернецу», то есть монаху
Савве, возглавлявшему Успенский Стромынский монастырь, взяв у него часть владений его монастыря.
Преподобный
Афанасий Серпуховской.
Село
«Воскресенское Верх-Дубенское» у Шерны-городка
Указанное в древнем документе село
«Воскресенское Верх-Дубенское» находилось севернее
речки Дубенки (притока Шерны) в непосредственной близости от Шерны-городка,
рядом с которыми археологами действительно были обнаружены следы двух селищ
внушительных размеров. Пик жизнедеятельности одного из селищ по датировке
археологических находок относится к первой половине XIV
века. Существование богатого села Воскресенского во время составления меновой
грамоты 1380-1382 годов позволяет отождествить его с селищем, вытянувшимся
вдоль берега реки к юго-западу от городища.
Интересно, что через 7-9 лет после
составления меновой грамоты и упоминания села Воскресенского, в 1389 году
Дмитрий Донской в своей духовной грамоте отдает своему четырехлетнему сыну Петру и «Шерну городок», видимо вернувшийся в его владение после
мены с монастырем, или же всё время остававшийся в великокняжеских владениях.
Название бывшего села Воскресенского на этом
месте сохранялось и тогда, когда оно давно стало пустошью. В документах
генерального межевания 1768 года
здесь была указана «Отхожая писцовая пустошь Воскресенская, Шеренского
Отъезжего стана, владение церкви Воскресения Христова села Фрянова» [28].
Отхожая писцовая церковная пустошь Воскресенская на карте В.С. Кусова.
Отхожая писцовая церковная пустошь Воскресенская на карте В.С. Кусова.
Большинство земель, окружавших село
Воскресенское, было приписано Успенскому Стромынскому монастырю (принадлежавшему Троице-Сергиевскому монастырю с 1617 года) и находились в
его владении с самых первых его упоминаний в начале XVII
века до его расформирования в 1764 году.
Владения Успенского Стромынского монастыря в северной части современного Щёлковского и Ногинском районах выделены ярко-желтым цветом. Состояние на середину - II пол. XVIII в.
На основании приведенных данных можно с уверенностью сказать, что меновая грамота Дмитрия Донского 1380-1382 годов в лице «чернеца Саввы» упоминает именно Савву Стромынского в качестве настоятеля монастыря Успения Пречистой Богородицы на Стромынской дороге. Таким образом, сам монастырь возник раньше 1381 года – времени основания Успенского Шавыкина монастыря, раньше битвы на Куликовском поле, и его возникновение никак не связано с этими событиями.
Отхожая писцовая церковная пустошь Воскресенская на карте 1786-1791 гг. Под №186.
Владения Успенского Стромынского монастыря в северной части современного Щёлковского и Ногинском районах выделены ярко-желтым цветом. Состояние на середину - II пол. XVIII в.
На основании приведенных данных можно с уверенностью сказать, что меновая грамота Дмитрия Донского 1380-1382 годов в лице «чернеца Саввы» упоминает именно Савву Стромынского в качестве настоятеля монастыря Успения Пречистой Богородицы на Стромынской дороге. Таким образом, сам монастырь возник раньше 1381 года – времени основания Успенского Шавыкина монастыря, раньше битвы на Куликовском поле, и его возникновение никак не связано с этими событиями.
Отхожая писцовая церковная пустошь Воскресенская на карте 1786-1791 гг. Под №186.
Кроме
того, меновая грамота Дмитрия Донского 1380-1382 годов является самым ранним историческим свидетельством о
существовании в окрестностях Фряново крупного села Воскресенского, являвшегося
в XIV
веке административным центром этих земель «с деревнями, и с починки, и с лесом, и со всем с тем, что
потягло к тому селу, куды
плуг ходил, и соха, и топор, и коса». Таким образом, грамота Дмитрия
Донского позволяет пролить свет на древнюю историю фряновской
земли.
Все земли
современного Щелковского района, расположенные юго-западнее р. Дубенки,
принадлежали в те времена верному сподвижнику и двоюродному брату Дмитрия
Донского, князю Серпуховскому
и Боровскому Владимиру Андреевичу Храброму (1353-1410). В 1401-1402 годах князь Владимир по духовной грамоте передает их
во владение своему третьему сыну Андрею (ок. 1380-1426).
Владимир Андреевич Храбрый.
«Пустошь Могутово»
В конце XV
века, недалеко от села Воскресенского, ставшего к тому времени пустошью
находилась «пустошь Могутово», входившая ранее в
поместье служилых людей Могутовых. В те далекие времена представители этой
фамилии служили московским государям и упоминались в документах тех лет. К
примеру, «судный муж» Гридя Могутов упоминался в 1498 году [3],
а писец Матвей Могутов фигурировал в старинных документах 1575 года [4].
Интересно, что еще одна деревня с таким же названием, Могутово
поныне сохранилась в Наро-Фоминском районе Московской
области.
В первой половине XVI
века пустошь Могутово вместе с пустошью Фрязиново (будущее Фряново) входило в поместье князя Андрея
Щербатого, - малоизвестного представителя старинного боярского рода Щербатых-Щербатовых, восходящих к тарусско-оболенским князьям. В 1573-1574 году «порозжие» пустоши Фрязиново и Могутово были даны в поместье владельцу пустоши Фрязиново Михаилу
Ивановичу Лапшину [5]. После
этого название пустоши Могутово почти на 150 лет
пропадает из источников, зато вновь появляются упоминания бывшего в этих местах
села Воскресенского.
Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов (1554-1633)). Художник:
Н.Л. Тютрюмов, до 1877.
До сих пор восточная часть деревни Могутово носит название «Воскресенское». По преданию там
располагалась церковь. Действительно, в Писцовых книгах 1623-1624 годов
указывалось, что «пустошь, что было село
Воскресенское, на речке Шеренке, а в нем церковь во
имя Дмитрия Селунского стоит
пуста» [6].
Эти места находились в вотчине патриарха - главы русской Православной церкви. В
описываемое время земля им был Московский и всея Руси патриарх Филарет, в миру – Феодор Никитич Романов (1554-1633) – церковный и
политический деятель Смутного времени, двоюродный брат царя Федора I
Иоанновича Блаженного, патриарха с 1619 по 1633 год. В 1625 году - на следующий
год после упоминания церкви Дмитрия Солунского в селе Воскресенском, - патриарх
Филарет особой грамотой определял мероприятия властей Троице-Сергиевского
монастыря в приписанном (в 1617 году) к нему Успенском Стромынском
монастыре.
В следующий раз «Димитрия Селунского место церковное в
пустоши, что было село Воскресенское на речке Шеренке»
упоминается в 1710 году. Владевший тогда Могутово
подьячий Сергей Кондратьевич Вяземский на пять лет с 1711 года взял в оброк
приписанную церкви землю [7].
Позднее, до 1768 года «отхожая писцовая
церковная пустошь Воскресенская» уже без церкви перешла из патриарших
земель во владение церкви Воскресения Христова села Фрянова [8].
В 1984 году от жительницы деревни Могутово Аллы
Степановны Столетовой было записано, что по преданию, на месте ближайшей
к городищу части деревни в древности было кладбище. В 140 метрах к востоку от
западного края деревни в XIX веке стояла часовня, находившаяся, скорее всего на
месте утраченного храма Дмитрия Солунского [9].
Сейчас уже ничто не указывает на то, что некогда и эти земли осенялись крестом
древней церкви.
Продолжение следует здесь...
Продолжение следует здесь...
А.Ю. Послыхалин © 2010
Статья из сборника "Деревни и сёла городского поселения Фряново в былые времена".
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
Печатное воспроизведение без разрешения автора не допускается.
[1]
Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и
этнографии, состоящего при императорском московском университете. Том XXXV.
Труды Антропологического отдела. Том 5-й. / Антропологическая выставка 1879
года. Том третий. Часть первая. Под редакцией А.П. Богданова. М., 1879. С. 186.
[2] Акты
юридического быта [Далее - АЮБ]. Т.1. СПб. 1857. Стб. 165-166.
[3]
Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Ч.1. М.1951. С. 226.
[4] Ономастикон.
С. 201.
[5] ПКМГ. С. 12.
Подробнее о М.И. Лапшине – см. Фряново.
[6]
Холмогоровы. Вып. 6. Вохонская
десятина. С. 136.
[7]
Холмогоровы. Вып.6. Там же.
[8]
Кусов. Б.у. № 424А.
[26]ОР РГБ. Ф. 304. № 60.
[27] Толстой М.В. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре / ЧОИДР. 1860 январь-март, кн.1. М., 1860. C. 49. См.
[28] Кусов В.С. Богородский у. 424А