15.09.2012

Часовня Девятой Пятницы, источник св. Параскевы и другие загадки деревни Еремино

Деревня, о загадках которой мы сегодня расскажем, находится на северо-востоке Московской области в Щёлковском районе (г.п. Фряново).
Неумолимое течение времени не донесло до нас известий об истории возникновения  деревни Еремино [см. на Яндекс-карте] и происхождении ее весьма распространенного названия. Под Москвой есть еще четыре деревни с таким именем. Первые сведения о Еремине относятся к XVIII веку. В 1725 году пустошь Еремино на речке Ширенке состояла во владении Успенского Стромынского монастыря. Впервые деревня Еремино упоминается вместе с  пустошью Козино (будущей деревней) и селищем Глазуново (д. Глазуны), когда она после упразднения Успенского Стромынского монастыря в 1764 году перешла во владение Троице-Сергиевской Лавры. Вместе с секуляризацией церковно-монастырских земель, к 1768 году деревня с 63 душами крестьян обоего пола перешла в ведение Коллегии экономии. После упразднения Коллегии в 1786 году вместе с соседними деревнями Глазуны и Пареево деревня перешла в ведение Палаты Государственных имуществ.

 Еремино на карте 1778-1786 годов.

Уже в середине XIX века, в 1852 году деревня Еремино  была одной из самых крупных во фряновской округе. Здесь находилось целых 36 домохозяйств государственных крестьян. В них проживало 325 человек.[1]. Через десятилетие, в 1862 году, в казенной деревне Еремино в 34 дворах проживало уже 345 человек. Отмена крепостного права отразилась на государственных крестьянах куда в меньшей степени, чем на бывших крепостных. Привыкшие к относительной самостоятельности в ведении хозяйства, ереминские крестьяне смогли в полной мере воспользоваться правами, предоставленными манифестом об освобождении крестьян 1861 года. Уже в 1862 году здесь отмечено существование небольшой шелкоткацкой фабрики принадлежавшей одному из представителей рода Солдатенковых из деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии [2], а в 1874 году уроженец деревни Григорий Антонов  открывает здесь кабак [3]. К 1882 году обычный кабак уже становится трактиром (питейным домом). 

 Кабак. Художник: А.П. Рябушкин, 1891. 
В 1882 году в деревне находилось 69 домохозяйств, из них 6 безземельных (трактир, здания фабрик). Тогда же здесь проживал 331 житель [4]

Фабрики в Еремино
К концу XIX века в Еремино  производились в основном полушелковые ткани. Крупнейшей из шести фабричных производств, числящихся в деревне в 1890 году, была полубархатная фабрика крестьянина Федора Солдатенкова, на которой работало 40 человек. Полушелковая фабрика крестьянина Василия Андреевича Солдатенкова насчитывала 11, а полушелковая фабрика крестьянина Тимофея Ивановича Солдатенкова – всего 4 рабочих. Сын Федора Солдатенкова, запасной рядовой Петр Федорович Солдатенков также имел здесь свою полушелковую фабричку с 4 рабочими. 

 Вид на д. Ерёмино. 
Доподлинно не известно, являлись ли Солдатенковы из Ерёмина родственниками представителецй старообрядческой купеческой фамилии Солдатенковых из деревни Прокунино Вохонской волости Богородского уезда (под г. Павловский Посад).  Онователем рода прокунинских Солдатенковых был, как известно, Егор Васильевич Солдатенков, значившийся в московском купечестве с 1797 года, но известность прокунинские фабриканты приобрели лишь в первой половине XIX века благодаря Кузьме Терентьевичу Солдатенкову (1818-1901), внуку родоначальника, занимавшемуся производством и торговлей хлопчатобумажной пряжей. 

 Солдатенков Кузьма Терентьевич
Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Портрет отсюда.
Кроме фабрик Солдатенковых в том же 1890 году в Еремино находилась  полушелковая фабрика крестьянина Василия Григорьевича Куркина с шестью, и полушелковая фабрика крестьянина Максима Тимофеевича Березина с четырьмя рабочими [5]

В 1899 году деревня была большим селением. Здесь проживало около 400 жителей. Большинство было занято работой как на местных, так и на соседних шелкоткацких предприятиях.  Деревня входила в приход Троицкой церкви села Рязанцы.

 Часовня в Еремино. Фотография 2009 года. Отсюда.

Загадка часовни Девятой Пятницы св. Параскевы в Ерёмино
В конце XIX века многие фабриканты Богородского уезда, имевшие собственные успешные производства, начинают заниматься меценатством, сверх тех ежегодных взносов, которые они были обязаны вносить в казну земской управы. Деньги земства шли на устройство здравоохранения, образования, содержания дорог в уезде, а частные вложения крупных купцов и крестьян-фабрикантов шли в основном на богоугодные дела: ремонт и утварь окрестных храмов, устройство часовен. Так в 1899 году в деревне Пареево  на средства крупных фабрикантов Зайцевых была построена каменная часовня Рождества Пресвятой Богородицы.
  
 Часовня в Ерёмино.

В Ерёмино до сих пор сохранилась  деревянная часовня Девятой Пятницы святой Параскевы 1890-1900 годов постройки. Четверогранный сруб часовни, рубленой в обло, перекрыт невысокой кровлей на четыре ската, на которой стоит небольшая главка. Декоративное убранство отсутствует. Искусствоведы отмечают, что часовня в Ерёмино является редким примером народного деревянного зодчества XIX века. Однако, на чьи средства она была возведена здесь, неизвестно. Скорее всего, в качестве жертвователей на её строительство выступили местные фабриканты, и крупнейший взнос внесли Солдатенковы.
Исследователь [10] О.Н. Глазунова приводит следующие данные о Пятницкой часовне в Ерёмине: "Ерёминская часовня, посвящённая "Девятой Пятнице, Святой Параскеве" - это небольшое деревянное, квадратное в плане строение без окон. Раньше, как говорят, стояла она на четырех валунах. Сейчас уже валунов не видно: то ли повытащили, то ли они ушли в землю. Часовенка была объявлена памятником деревянного зодчества и поставлена на государственную охрану, что помогло ей уцелеть до нашего времени, тогда как часовню в другой части Ерёмина (на Борисовке) и часовню в Могутове разобрали полностью. У часовни традиционно есть своя хозяйка - женщина, у которой хранятся ключи и которая следит за порядком в часовне". 

Посвящение часовни связано с местночтимым (неканоническим) пятничным праздником, по всей видимости, весьма древнего происхождения, который приходится на девятую пятницу после Пасхи. В этот день жители деревни ходят на близлежащий Святой Пятницкий колодец - родник, находящийся в овражке между Ескиным и Ереминым. Вода из колодца считается целебной, говорят: "он святой испокон веку". В окружающий источник лесной массив местные жители обычно не ходят ни по грибы, ни по ягоды. Опасливое отношение к округе святого места вполне традиционно.



Пятницкий колодец между Еремино и Ескино. Фотография 2005 г. 

История местного праздника Девятой Пятницы в Ерёмине, приведённая О.Н. Глазуновой, не менее интересна. Местные жители рассказывают, как однажды на сходе в Еремине решили перенести праздник с девятой пятницы после Пасхи (приходившийся на период Петрова поста) на Казанскую. "Благословение было получено, все устроилось, но по прошествии какого-то времени "через столько-то годов", как говорят старожилы, сгорело полдеревни. Пожар остановился только у часовни святой Параскевы...

  Часовня в Еремино. 
... Подожгла местная юродивая. "Я совсем маленькая была, - рассказывает Елизавета Григорьевна Антонова, 1918 года рождения, когда полдеревни у нас сгорело. Подожгла одна свой дом, помешанная. Ночью сожгла и ушла. Ее посадили". После этого Девятую пятницу в Еремине снова начали праздновать, посчитав, что пожар, без сомнения, наказание от Параскевы за отказ от празднования Девятой пятницы: "Пожар был в отместку, что перенесли престол", "29 домов сгорело за то, что переименовали. И Бог наказал. Благословения не было". /.../ Можно сказать, что, несмотря на существование реальной виновницы пожара, он однозначно воспринимается как наказание за конкретный проступок, совершенный даже некоторое время назад, за отказ от чествования Девятой Пятницы-Параскевы. Напомним, что крестные ходы на Девятую и Десятую пятницы были и "от пожаров", причем не только у жителей деревни Еремино, как можно было бы ожидать, но и в Ескине и в Рязанцах" [10].



По другим данным в деревне Еремино, входившей в приход церкви Св. Троицы Живоначальной в селе Троицкое-Рязанцы, первая деревянная часовня была построена еще в 1846 году по благословению митрополита Филарета (Дроздова). 

Училище в Еремино 
Около 1899 года Богородским земством здесь было открыто Ереминское начальное училище. Его попечителем стал один из владельцев Фряновской шерстопрядильной мануфактуры – потомственный почетный гражданин Сергей Васильевич Залогин (1866-1843). Он же был попечителем Фряновской земской школы и Ботовского начального училища. Законоучителем при школе в Еремино был священник П. Никольский, учительницей – А. Страхова [6]. До 1904 года училище в Еремино было преобразовано в Церковно-приходскую школу, которая упоминалась в этом качестве как в 1909[7], так и в 1911 году[8]. В 1911 году в деревне насчитывалось 67 домохозяйств.

 
 Сергей Васильевич Залогин (1866-1843).

После революции  в деревне новой властью был организован Ереминский сельсовет. Здесь насчитывалось 94 крестьянских хозяйства и 9 прочих строений (бывшие здания фабрик, трактир, дом сельсовета и др.). Всего в деревне проживало 546 жителей [9]

И поныне Ереминское хозяйство сохраняет свои традиции. Предки коренных ереминцев никогда не находились в  помещичьей кабале. Историки отмечают выгодное положение монастырских крестьян по отношению к крестьянским массам. Став государственными крестьянами после секуляризации церковных земель, ереминцы успешно справились с новыми вызовами времени. Освобождение крестьян в 1861 году дало еще один стимул к развитию деревни, да и капиталы, вложенные фабрикантами в развитие шести ереминских фабрик, рабочие места, открытые на них  также способствовали благополучию местных жителей. В 2006 году в Еремине проживало 164 человека.  


А.Ю. Послыхалин © 2010 
Статья из сборника "Деревни и сёла городского поселения Фряново в былые времена".  
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com
Печатное воспроизведение без разрешения автора не допускается.
Рассмотрю предложения о публикации.


[1] 163 души мужского и 162 женского пола. Нистрем. С. 131.
[2] СНМРИ.  С. 40.
[3] Журнал Богородского уездного земского собрания. М., 1876. С. 107.
[4] 153 жителя мужского и 178 женского пола. СССПМГ. Т.3. М., 1882. С. 344.
[5] Данные по фабрикам на 1890 год: Справочн. кн. Моск. губ. М., 1890. С.81-82.
[6] Пам. кн. Моск. губ. М., 1899. С. 22.
[7] Пам. кн. Моск. губ. М., 1904. С. 133.
[8] Пам. кн. Моск. губ. М., 1911. С. 94.
[9] Мужчин – 255, женщин – 291. СНММГ. М., 1929. С. 28.
[10] Глазунова О.Н. Цикл местночтимых пятничных праздников в округе Шерны. // Археология Подмосковья. Вып.2. М., 2005. С. 334-343.