В деревеньке Бобры Щёлковского района Подмосковья [см. на Яндекс-карте] в 2006 году было прописано всего два человека.
Несмотря на то, что деревня возникла только в конце XVIII - начале XIX века, земля на которой она стоит, имеет долгую и интересную историю, восходящую ко временам Василия II Темного. Ее владельцы восставали против опричных порядков и предавались на растерзание медведям, земля переходила церкви и много раз отдавалась в оброк. Но прошлое обезлюдевшей деревни, построенной потомком польского посла не забыто.
Несмотря на то, что деревня возникла только в конце XVIII - начале XIX века, земля на которой она стоит, имеет долгую и интересную историю, восходящую ко временам Василия II Темного. Ее владельцы восставали против опричных порядков и предавались на растерзание медведям, земля переходила церкви и много раз отдавалась в оброк. Но прошлое обезлюдевшей деревни, построенной потомком польского посла не забыто.
Деревня Бобры на карте г.п. Фряново Щёлковского р-на М.о.
Происхождение названия пустоши и деревни
Во второй половине XVI века на месте
еще не возникшей деревни на берегу реки Мележи находилась пустошь под названием
«Бобровка». Такое название эта земля получила по фамилии своего владельца - великокняжеского
постельничего Дмитрия Васильевича Сорокоумова-Глебова по прозвищу Бобр.
Бобровка была частью земельных угодий располагавшейся в этих местах обширной родовой вотчины Сорокоумовых-Глебовых. Д.В. Сорокоумов-Глебов был родным братом окольничего Ивана Васильевича Сорокоумова-Глебова (?-до 1493)
по прозванию Ощера – владельца соседнего крупного села Иевле в 1462-1493 годах. Братья происходили
из древнейшего рода, который вел свое начало от косожского
(черкесского) князя Редеди, убитого в 1022 году Мстиславом Владимировичем
Тмутараканским, пленившего его двоих сыновей и крестившего их под именами
Романа и Юрия. Праправнук Романа, Глеб Михайлович Сорокоумов, был родоначальником
рода Глебовых. Его внуки И.В.Ощера и Д.В.Бобр были в
XV в. окольничими; позднейшие представители рода Глебовых в XVI и XVII столетии
выше стольничества и воеводства не поднимались.
Единоборство Мстислава с Редедей. Художник: Н.Рерих, 1943 г.
Дмитрий Васильевич
Сорокоумов-Глебов Бобр (ум. после 1550) был пятым из девятерых сыновей боярина
Василия Глебовича Сорокоумова Большого. Дмитрий поступил на военную службу еще
во времена княжения старшего сына Дмитрия Донского – Василия I (1371-1425), а
после его смерти перешел на службу к его брату – звенигородскому и галицкому князю
Юрию IV Дмитриевичу (1374-1434). После боя на Клязьме и захвата Юрием IV Москвы в 1433
году, великий князь пожаловал своего верного соратника жалованной грамотой на
поместья под Вышгородом в нынешнем Наро-Фоминском районе Московской области.
Позднее Дмитрий вместе с братом Иваном перешел на службу великому князю
московскому Василию II. После ослепления князя Дмитрием Шемякой в 1446
году и его заточения в Угличе братья возглавили войско с целью освободить
Василия II из заточения.
Разбив в устье р. Молога посланную вдоuонку за ними дружину Шемяки, братья
отправились к боровскому князю Василию Ярославичу, куда прибыли и другие верные
свергнутому князю люди. После возвращения Василия II Темного на
престол Дмитрий Васильевич продолжал верно служить ему до самой своей смерти и
в 1450 году ходил с военным походом на Вятку для наказания вятчан за их
поддержку, оказанную Шемяке. После себя Дмитрий Васильевич оставил троих
сыновей – Дениса, Ивана и Василия. Иван Дмитриевич был женат на дочери митрополичего сына боярского Ивана Шолоха Михайлова сына Чертова, владевшего
соседней пустошью Шелково в конце XV – первых годах XVI века.
Свидание Дмитрия Шемяки с князем Василием II Тёмным. Художник: В. Муйжель, до 1924 г.
Следующим владельцем пустоши Бобровки
был Данила Микулин Бортенов (Бартенев, Бортенев) (?-1572). Фамилия дворян Бортеновых-Бартеневых
известна с последней четверти XV века. Многие из
них верой и правдой служили московским великим князьям. В грамоте, данной
в 1503 году Иоанном III сыну князю Юрию IV Дмитриевичу
на кормление Дмитровым и Рузой, говорится о Демиде Бортеневе,
владевшем деревнею Овсяниковою, и Рыжке Бортеневе, которому принадлежали
деревни Ивановщина и Шириново. В колыванском походе 1540 года участвовали
двое Бортеневых: Кирилло Макарович и Галактион Фомич. В походах
Иоанна IV: казанском 1544, шведском 1549 и полоцком 1551 года служил
воеводою Иван Васильевич Бортенев, а в походе против крымцев
1555 года упоминался стрелецкий сотник Афанасий Бортенев. При опале князя
Ивана Федоровича Мстиславского (ум. 1593) после нашествия крымского хана Девлета I на Москву, в 1571 году сразу пятеро Бортеневых (Шарап
Микулич, Афанасий и Ковер Юрьевичи, Назар Семенович и Владимир
Григорьевич) подписались под поручной записью, позволив князю избежать
расправы.
Князь Серебряный. Иллюстрация к роману. Художник: В.Г. Шварц.
Данила Микулин сын Бортенов впервые
упоминается в качестве головы в полках в «Немецком походе» в Ливонию 1559/60
года под предводительством князя-воеводы Василия Семеновича Серебряного (ум. ок.
1570), воспетого русским писателем А.К. Толстым в романе «Князь Серебряный».
Данила Бортенев состоял под началом воеводы князя Григория Мещерского и принимал
участие в битве при Терзене в которой было разгромлено ливонское войско под
командованием рыцаря Фелькензама [1].
Эта победа широко распахнула русским ворота в Ливонию - было захвачено 11
городов. Русские войска дошли до Риги, где сожгли на Дюнамюнском рейде рижский
флот. В феврале 1560 года войско вернулось домой с огромной добычей и большим
числом пленных. В 1566 году Данила Бортенев принимал участие в Земском соборе и
был записан дворянином второй статьи. Его личная подпись стоит под приговором
земской думы о войне с Польшей от 2 июля 1566 года. В том
же соборе принимал участие и вотчинный владелец села Богородского – будущего Мосальского,
И.Б. Зачесломский. С июня 1570 по 9 декабря 1571 года Данила Микулин Бортенев
числится дьяком на земской половине Великого Новгорода [2].
Земский собор. Художник: А.Ф. Максимов.
Печальная кончина владельца пустоши Бобры
В 1572 году Иван Грозный выбрал себе
новую, третью невесту, Марфу из небогатого рода Собакиных. Кстати, двое дьяков
из этого рода – Иван и Семен имели на пожизненном оброке близлежащую пустошь Козину
(будущую д. Козино) к юго-востоку от Фряново. В том же году царь послал своего
верного опричника Субботу Осорьина-Осетра в Новгород Великий. Суббота Осетр
должен был привезти в Москву к царской свадьбе лучших новгородских скоморохов и
медведей для медвежьих потех. Для этого в Новгороде была проведена особая
перепись. В Новгороде опричник вел себя как должностное лицо, облеченное
чрезвычайными полномочиями. Выполнив царское поручение, Суббота Осетр решил
поразвлечься. Явившись на Софийскую сторону – земщину с ватагой потешных
медведей, опричник велел пустить их в земскую дьячью избу. Главный земский
дьяк, Данила Микулин Бортенов попытался урезонить разбушевавшегося опричника,
но тот избил его до крови и запер в комнате с медведем.
Опричники в Новгороде. Художник: М.Авилов. Первая треть ХХ в.
Вот как описывает это
событие вторая новгородская летопись: «Да того же месяца [сентября] в 18,
вторник, в Новегороде на Софийской стороне в земщине Суббота Осетр дьяка Данила
Бартенева бил да медведем его драл, да и в избе дьяк был с медведем, да и
подьячие из избы и из сытницы сверху метались вон из окон, да и на дьяке же
медведь платье изодрал и в одном кафтане его понесли к себе на подворье; а бил
Субота его до крови дьяка, да из дьячей избы дьяки вон вышли и дьячью заперли;
а в те поры много в людях учинилось изрону. А в те поры в Новегороде и по всем
городам и по волостям на государя брали веселых людей да и медведи описывали на
государя сей весны у кого скажут» [3].
Опричники долго продолжали свое буйство на Софийской стороне: избивали людей,
травили и драли их медведями. Видимо это буйство было новой демонстрацией силы
опричных порядков в Новгороде после погромов зимы 1570/71 года и было проведено
по тайному распоряжению Ивана Грозного, так как по возвращении в Александрову
слободу, Субботе Осетру все сошло с рук. На царской свадьбе он заведовал
столовой «рухлядью» (как тогда назывались ткани).
А.А. Зимин также считает
расправу с Данилой Бортеновым напрямую связанной с открытым выступлением целого
ряда детей боярских на земском соборе 1566 года против опричных порядко в[4]. Интересно,
что в то же самое время в Новгороде Великом вместе с Бортеновым служил дьяк
Иван Дорофеевич Собакин, державший на оброке пустошь Козину [5]. Дьяк
Данила Бортенов не пережил этой опричной «потехи».
Пустошь Бобровка в XVII веке
После него остался сын,
Елизар Данилович Бортенов, который в 1602 году был воеводой в городе
Цареве-Борисове, основанном другим известным вотчинником Щелковского края –
владельцем Гребнево, Богданом Бельским, который был схвачен и подвергнут
наказанию в Цареве-Борисове как раз в 1601/02 году. Кроме пустоши Бобровки Д.
М. Бортенову до 1572 года принадлежало под Фряново пустошь Дубровка, будущая
деревня Дуброво, полученное в поместье после Андрея Щелкалова. После гибели
Данилы Бортенова пустошь поступила в раздачу и уже в 1573-74 годах у нее был
новый помещик: «За Елизарьем за Устиновым сыном Суворова /…/ что было преж
того Даниловское поместье Бортенова: пуст. Бобровка»[6].
Елизарий Устинович Суворов был одним из
малоизвестных представителей дворянского рода Суворовых происходившего от одного
из шведских выходцев. В 1578 году Елизарий Устинов упоминался в качестве
«окладчика» сына боярского Московского уезда, помогавших князю Петру Ивановичу
Татеву (старшему брату тогдашнего владельца соседней пустоши Головино Федора Ивановича
Татева) в межевании и наделении служилых людей поместьями в Московском уезде.
Тогда же Елизарий Суворов ручался о верной службе нескольких служилых людей. Елизарий
Устинов Суворов и сам в 1578 году был поверстан и «испомещен сполна» 12 рублями
годичного жалованья и двустами четвертями земли в Шеренском стане: «Елизарей
Устинов сын Суворов, дано ему три рубли, а порука по нем в службе Иван Омосов
сын Левонтьев, Верига Петров сын Запоров, Данил Супычев сын Заборовской», т.е. получил пустошь Бобры в поместье [7]. Интересно,
что родственник Суворова, некто Постник Суворов, упоминавшийся в должности
дьяка на Земском соборе 2 июля 1566 года, служил Поместном приказе, ведая
землями, отобранными у помещиков в опричнину (1569) и летом 1572 года (за
несколько месяцев до гибели Д.М. Бортенова) был в Новгороде [8] дьяком при
новгородском наместнике Ивана Грозного Семене Даниловиче Пронском [9]. Кроме
пустоши Бобровка Елизарий Устинович Суворов владел и пустошью Мартиново
(будущая д. Мартыниха), находившейся между Могутово и пустошью Дубровки.
В 1584-86 годах, продолжая владеть поместьем, Елизарий Суворов отдал эту
пустошь в оброк крестьянам Андрея Быкасова расположенной неподалеку деревни
Дуброво, которая существует и сейчас с тем же названием [10].
Царь Иван Грозный.Реконструкция М.М. Герасимова 1964г.
Царь Иван Грозный.Реконструкция М.М. Герасимова 1964г.
После окончания срока оброка и смерти
Елизария Суворова государственная пустошь уже не поступала в раздачу. По
документу 1680 года, приведенному братьями Холмогоровыми, Иван IV Грозный отдал
«пустошь Бобрики» в церковные земли церкви Николая Чудотворца на погосте
Пружках в селе Пруженском (юго-восточнее с. Душоново) [11]. Известный
своей непредсказуемостью великий государь так же легко раздавал земли церквям
и монастырям, как и отбирал их обратно в казну. Поэтому сразу же церковная
администрация совершила обмен земли с церковью Св. мученника Никиты. Где именно
располагалась сама эта церковь пока выяснить не удалось. И через 250 лет земля
оставалась во владении этой церкви, нередко отдаваясь в оброк. Земля пустоши и
после Смуты находила многих заинтересованных взять ее на оброк. В 1638 году она
была взята на оброк архимандритом Троице-Сергиевского монастыря Нектарием и
келарем Александром [12].
Нектарий Вязмитин был назначен
архимандритом Троице-Сергиевского монастыря 29 июня 1633 года и переведен туда
из Николо-Пешноштского монастыря под Дмитровым. Служил архимандритом до 1640
года, когда на этом месте его сменил архимандрит Адриан, переведенный на эту
должность из Толгского Ярославского монастыря [13].
В 1648 году пустошь находилась на оброке за архимандритом Адрианом Новгородцем
(ум. 1656). В 1650 году церковная пустошь была взята на оброк крестьянами села Коровицына
(Стромынь).
Казённая пустошь Бобры в XVIII веке
Казённая пустошь Бобры в XVIII веке
В 1736 году «по определению
Синодального Казенного Приказа велено церковную землю Св. мученика Никиты
отдать на оброк вотчины ея высочества царевны Елизаветы Петровны, Елатинской
волости, деревни Батова, крестьянам из оброку 8 р. 90 к. впредь на 10 лет»[14].
Во время секуляризации церковных земель
при Екатерине II земли церкви
попали в ведение Коллегии экономии. Во времена генерального межевания 1768 года
бывшая пустошь Бобрики, - «земля церкви Великомученика Никиты» были даны
Коллегией экономии на оброк погодно крестьянину соседнего сельца Лунево – Якову
Артемьеву [15].
Около 1778 года у Коллегии экономии казенная пустошь Бобры была выкуплена в
вотчину частным лицом.
Русская деревня. Художник: В. Поленов.
Русская деревня. Художник: В. Поленов.
Тимофей Петрович Плюсков (ум. после
1832) построил
здесь первые крестьянские дворы. Тимофей Петрович происходил из дворянского
рода писанного по Рязани. Родоначальником Плюсковых был Иван Федорович Плюсков,
польский посол в Москву (1489), выехавший в Москву из Литвы в 1506 году. Иван
Плюсков был воеводой в походе 1539 года. Иван Меньшой Алексеевич Плюсков был убит
под Чигирином в 1671 году. Многие Плюсковы служили русским царям стольниками и
воеводами. Тимофей Петрович дважды
упоминается в Рязанском родословце в чине капитана в 1824-1826 и 1830-1832
годах [16]. Тимофей Петрович и его жена Евлампия
Яковлевна были в дружеских отношениях с одним из известнейших поэтов
послепушкинской эпохи Яковом Петровичем Полонским (1819-1898) [ср. Мосальское].
В начале XIX века деревню Бобры покупает у бывшего владельца Елизавета
Карловна Яниш (1788-1847), урожденная Мартин – жена статского советника
Карла Ивановича Яниш. С 1832 года уже - сельцом Бобры владел майор Федор Яковлевич
Николя. В 1852 году здесь в 13 крестьянских дворах проживало 104 жителя [17].
Карл Иванович Яниш (1776-1854). Художник: К. П. Брюллов, 1841.
Карл Иванович Яниш (1776-1854). Художник: К. П. Брюллов, 1841.
После отмены крепостного права
крестьянские земельные наделы были выкуплены общиной у бывшего владельца. В
1862 году в тех же 13 дворах проживало 110 крестьян [18]. На
протяжении следующих 20 лет число домохозяйств вырастает до 16 (из них 6
безземельных), но количество населения падает в связи с уходом на заработки в
соседние города. В 1882 году здесь проживает 89 человек [19].
Указатель на д. Бобры у д. Хлепетово.
Указатель на д. Бобры у д. Хлепетово.
Фабрика в деревне Бобры
В 1889 году при деревне Бобры возникает небольшая фабрика полушелковых изделий с девятью рабочими. Владеет фабрикой Егор Артамонович Коровин [20].
В 1889 году при деревне Бобры возникает небольшая фабрика полушелковых изделий с девятью рабочими. Владеет фабрикой Егор Артамонович Коровин [20].
В 1890 году видимо старую усадьбу Т.П.
Плюскова покупает и перестраивает почетный гражданин Николай Иванович Елагин
из купеческого рода Елагиных, в середине XIX века владевшего
довольно крупным шелкоткацким заведением в соседней деревне Гаврилково и в уездном Богородске (современном Ногинске). Николай Иванович Елагин был в те времена членом Товарищества
«Федора Елагина сыновей» и заведующим красильным отделением Товарищества при
богородской фабрике Елагиных.
К концу века население деревни падает до
41 жителя [21],
но в 1911 году здесь отмечено 40 дворов [22].
После революции в деревне был организован Бобровский сельсовет. В 25
крестьянских хозяйствах проживал 171 житель [23].
А.Ю. Послыхалин © 2010
Статья из сборника "Деревни и сёла городского поселения Фряново в былые времена".
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
Печатное воспроизведение без разрешения автора не допускается.
Рассмотрю предложения о публикации.
Историческая хроника д. Бобры
Середина XVI века. Дмитрий
Васильевич Сорокоумов-Глебов Бобр (ум. после 1550), окольничий;
?-1572. Пустошь
Бобровка в поместье Данила Микулин Бортенов (Бартенев) (?-1572), дьяк;
1573/74-до 1584. Елизарий
Устинович Суворов, сын боярский;
До 1584-1764. Пустошь
Бобрики. Земля церкви Николая Чудотворца на погосте Пружках в селе Пруженском;
1638-1640. Церковная земля
Св. мученика Никиты в оброке. Нектарий Вязмитин, архимандрит
Троице-Сергиевского монастыря и келарь Александр;
1640-1650. Церковная земля
Св. мученика Никиты в оброке. Адриан Новгородец (?-1656), архимандрит
Троице-Сергиевского монастыря;
1650-? церковная земля
Св. мученика Никиты в оброке. Крестьяне села Коровицына (Стромынь);
1736-? церковная земля
Св. мученика Никиты в оброке. Государственные крестьянед. Батова Елатинской
волости;
1764. церковная земля
Св. мученика Никиты переходит в ведение Коллегии экономии;
1768-1778. пустошь
Коллегии экономии на оброке. Яков Артемьев, крестьянин сельца Лунево;
Ок. 1778-нач. XIX века. деревня Бобры.
Покупная вотчина. Тимофей Петрович Плюсков (? – после 1832), капитан;
Нач. XIX века-1832. Елизавета
Карловна Яниш (1788-1847);
1832-1861? Федор Яковлевич
Николя, майор;
1861-1862. Выкуп земли
крестьянским сообществом;
1889. Фабрика
полушелковых изделий Егора Артамоновича Коровина.
[1] Милюков П.Н.
Древнейшая разрядная книга официальной редакции. М., 1901. С. 224.
[2] Веселовский
С.Б. 1975. С. 42.
[3] Новгородская
вторая летопись. ПСРЛ Т. III. СПб., 1841. С. 167.
[4] Зимин А.А.
Опричнина. М., 2001. С. 139-140, 342 (прим. 315).
[5] Веселовский
С.Б. 1975. С. 480.
[6] ПКМГ. С. 12.
[7]Десятни Московского Уезда 7086 и 7094 гг. // ЧОИДР.
Кн. 1. М. 1911. С. 12-13., № 58.
[8] Веселовский
С.Б. 1975. С. 499.
[9] Зимин А.А.
Опричнина. М., 2001. С. 215.
[10] ПРИМЕЧАНИЕ.
Об А. Быкасове см. д. Дуброво.
[11] «На
погосте Пружках исстари строение блаженной памяти великого князя Василия
Ивановича всея Русии, и в тое церковь дано его великого князя евангелие кожаное
тетро напрестольное, а в том де евангелии на нижних полях написано: к той
церкви Николая Чудотворца его великого князя жалованье земли освященному собору
у церкви 6 четвертей в поле /…/ да пустошь Бобрики». См.: Холмогоровы. Ч.
5. С. 130.
[12] Холмогоровы.
Ч. 5. С. 186.
[13] Строев П.
Списки иерархов настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 139.
[14] Холмогоровы.
Ч. V. С. 186.
[15] Кусов. Б.у. №
240А.
[16] Тверитинов А.
Рязанский родословец. Рязань., 1996. С. 53.
[17] 47 мужчин и
57 женщин. Нистрем. С. 121.
[18] 52 мужчин и
58 женщин. СНМРИ С. 40.
[19] 38 мужчин и
51 женщин. СССПМГ. Т.3. М., 1882. С. 344.
[20] Справочн. кн.
Моск. губ. М., 1890. С. 81.
[21] Пам. кн.
Моск. губ. М., 1899. С. 70.
[22] Пам. кн. Моск.
губ. М., 1911. С. 94.
[23] Мужчин – 78,
женщин – 93. СНММГ.М., 1929. С. 28.