На днях, рассматривая роскошный журнал "Мир искусства" за 1903 год (№ 9) наткнулся на раздел "С.В. Малютин и его работы в имении княгини М.К. Тенишевой "Талашкино" Смоленской губернии" со статьёй Сергея Павловича Дягилева "Несколько слов о С.В. Малютине". В разделе присутствует 41 фотография строений и предметов талашкинских мастерских. Естественно захотелось сравнить их с современными фотографиями из музея усадьбы "Фленово-Талашкино". Результаты этих сравнений оказались довольно интересны. Тем более, что фотографии 1903 года выполнены буквально в первые годы после возведения зданий во Флёнове и Талашкине, то есть представляют их первоначальный, задуманный Малютиным облик. В следующем, 2013 году им исполнится 110 лет...
Общий вид терема, 1903 г.
Фотография отсюда.
Имение Талашкино было приобретено княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой (1858-1928) в 1893 году, а в начале ХХ века оно стало одним из центров художественной жизни России. В имении были открыты художественные мастерские, задача которых, по словам Дягилева, заключалась в "выработке моделей для кустарей, с целью поднятия художественного уровня уже существующих в Смоленской губернии производств, а также и для создания новых изделий из местных материалов".
Часть терема,1903 г.
Фотография отсюда.
Пытаясь возродить традиционную народную художественную культуру, княгиня пригласила для работ в Талашкине таких выдающихся мастеров как М. А. Врубель, Н.К. Рерих, Александр и Альберт Бенуа, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. Е. Репин, скульптор П. П. Трубецкой.
Общий вид терема,1903 г.
Фотография отсюда.
Фотография отсюда.
Фасад терема, 1903 г.
Фотография отсюда. Заметно, что раскраска не близка аутентичной.
Пройдя через руки художника, и подвергнувшись творческой переработке в модном тогда псевдорусском стиле, приобретя черты модерна, предмет традиционного русского кустарного промысла становился, так сказать, "предметом прикладного искусства". В качестве образца попадая в руки кустарей, он выходил в тираж как предмет "народной культуры" однако модный, востребованный и имеющий широкий спрос. Такая "подмена" была, несомненно интересным маркетинговым ходом, сулившим неплохую прибыль, которая действительно могла сослужить неплохую службу делу возрождения подлинно народных промыслов.
Ворота к терему, 1903. Судя по всему утрачены.
Фотография отсюда.
С другой стороны последствия размытия границ между эстетикой народного кустарного художественно-прикладного искусства и эстетизирующим русским модерном (его псевдорусским стилем) мы "пожинаем" до сих пор когда, скажем, путаем особняк какого-нибудь столичного состоятельного купца начала ХХ века с палатами века XVII -го. Чтобы отличить одно от другого нужен подчас натренированный взгляд. Лично знаю одного "историка", который настаивает на том, что одно из фабричных строений архитектора Т.Я. Бардта является образцом промышленной архитектуры начала XVIII века...
Окно терема, 1903 г.
Фотография отсюда.
Вычурные и яркие знакомые с детства иллюстрации И.Я. Билибина к русским сказкам 1899-1919 годов так вошли в плоть и кровь нашей культуры, что когда речь заходит о русской старине сознание невольно подставляет их "закадровым визуальным фоном". В таких случаях как-то само-собой перестаешь задавать себе закономерный вопрос - а так ли выглядела русская старина в действительности? Так ли нарядны были царевичи и царевны, так ли роскошны были боярские терема, все ли девушки были в кокошниках, все ли ли парни играли на балалайках, так ли мужественны и горды были богатыри и пестры наряды простых крестьянок?
Кафельная печь,1903 г.
Фотография отсюда.
Наличник двери по рисунку С. Малютина. Дверь по рисунку М.К. Тенишевой, 1903 г.
Фотография отсюда. Не трудно заметить, что наличник - далеко не точная копия аутентичного.
Фотография отсюда.
Очарование созданной тогда сказки и сейчас настолько велико, что может выясниться, что привычные образы России XVI-XVII веков,
подсказанные нам талантливейшими мастерами русского модерна - всего лишь
добрая сказка о прошлом, которого никогда не было. Думается, попади мы
на машине времени в те времена, мы бы и не поняли в какой стране
находимся. Но вернёмся в Талашкино...
Ворота к терему, 1903 г.
Фотография отсюда. Ощущение, что в 1903 году они не были раскрашены. Предполагал ли раскраску Малютин?
Рисунок ворот, 1903.
В 1901-1902 годах по проекту Сергея Васильевича Малютина
(1859-1937) в имении был возведен известный своей художественной
деревянной резьбой терем, здание театра (1902) и собственный дом
архитектора. К 1905 году в соседнем Фленове по его проекту был построен храм Сошествия Святого Духа, завершенный по модели архитектора В. В. Суслова и княгини М. К. Тенишевой. Дом Малютина и здание театра не дошли до нашего времени.
Наличник и дверь балконная, 1903 г.
Фотография отсюда.
Фотография отсюда.
В 1903 году дверь, видимо, ещё не была установлена. Сегодня наличник утрачен.
Перила на лестнице, 1903 г.
Фотография отсюда.
Наличник балконного окна, 1903 г.
Табуреты, 1903 г.
Деревянный резной кубок, 1903 г.
Балалайка [по рис. Малютина?], 1903 г.
Балалайка по рис. А. Головина, 1903 г.
Балалайка по рис Н.Давыдовой, 1903 г.
Балалайка по рисунку ученика Талашкинской школы Самусева, 1903 г.
Балалайка по рис. М. Врубеля, 1903 г.
Фотография отсюда.
Смоленские дудки и свирели по рис. кн. М.К. Тенишевой, 1903 г.
Диван для передней, 1903 г.
Шкапик, 1903 г.
Аналой и этажерка, 1903 г.
Дубовый диван, 1903 г.
Сани резные и раскрашенные, 1903 г.
Фотография отсюда.
Сани по рис. кн. М.К. Тенишевой, 1903 г.
Дуги по рис. кн. М.К. Тенишевой, 1903 г.
Риза по рис. кн. М.К. Тенишевой, 1903.
Садовая скамейка, 1903 г.
Керамика по рис. [патриарха российской архитектурной фотографии] И. Баршевского, 1903 г.
Керамика по рис. И. Баршевского, 1903 г.
Потрясающий заяц =)
Общий вид театра, 1903 г.
Здание театра, фотография 1905 года. Фотография отсюда.
Здание не сохранилось.
Окно театра и часть фриза, 1903 г.
Наружный фриз театра, 1903 г.
Деревянный барельеф, резной и окрашенный, 1903 г.
Фотография отсюда.