12.04.2012

Московский Кремль и Красная площадь в 1812 году


В  процессе работы над книжечкой по храмам Москвы в 1812 году, я попутно собрал упоминания о памятниках Московского Кремля и Красной площади во время французского нашествия. Источником послужила как специальная литература, посвященная отдельным памятникам, так и многочисленные воспоминания русских и французов о вступлении армии Наполеона в Кремль, его подрыве и состоянии после ухода французов из древней столицы...

Кремль до 1812 года

Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста. Художник Ф.Я. Алексеев, нач. XIX в.

Перед пожаром 1812 года прямого пути между Боровицкими и Спасскими воротами не было. Между Боровицкими воротами и тем местом, где теперь юго-западный угол Большого Кремлевского дворца, стояла древнейшая церковь Москвы, освященная во имя Рождества Иоанна Предтечи на Бору, построенная в камне в 1461 и перестроенная в 1508-1509 зодчим Алевизом. Этот храм был снесен в 1846 году, когда заканчивалось строительство Большого Кремлевского дворца, так как она заслоняла вид из дворца на запад Замоскворечья.  

План Московского Кремля. Сытин П.В. 

За Алевизовской церковью на месте Большого дворца находился старый дворец, построенный В. В. Растрелли еще в 1750-х годах и к 1812 году очень обветшавший.

Старый дворец Растрелли, вид с юга из Замоскворечья. Рисунок Ф. Компорези, 1780-е гг.

В 1812 г. здание дворца пострадало от пожара, устроенного в Кремле отступающей наполеоновской армией. 

Южный фасад Зимнего дворца Растрелли. Рисунок М.И. Махаева, 1763 г.

К приезду в Москву Александра I в августе 1816 года дворец был восстановлен по проекту архитекторов А.Н. Бакаревым, И.Л. Мироновским и И.Т. Таманским при участии архитектора В.П. Стасова. В 1817 году его надстроили третьим этажом. В 1839 году Николай I утвердил проект нового Большого Кремлевского дворца архитектора К.А. Тона. Старый дворец был разобран.

От Старого дворца до бровки склона к Москве-реке шел запущенный регулярный сад. Налево от Боровицких ворот стояли старые конюшни и небольшие домики.
В 1862 году на месте старого дворца стоял уже нынешний Большой Кремлевский дворец, на месте же конюшен — современное здание Оружейной палаты, между которыми была образована площадь. Между Боровицкими и Троицкими воротами эту площадь продолжала Комендантская улица, по левой стороне которой в 1862 году сохранялись стоявшие и до пожара 1812 года Потешный дворец и. другие дома, по правой же стороне были построены жилые здания, так называемые Кавалерские корпуса. 


На Ивановской площади возле колокольни Ивана Великого с 1735 по 1836 год находилась большая яма, в которой лежал Царь-колокол, раскаленный пожаром 1737 года. и давший осколок. Только в 1836 году А. А. Монферран поднял колокол с осколком и поставил на гранитную площадку, на которой он стоит и ныне.
По восточной стороне Ивановской площади в 1812 году стоял Чудов монастырь с домом митрополита на южном его конце. 

 Чудов монастырь.
В 1812 году дом митрополита был двухэтажным, а в 1824 году он был надстроен третьим этажом. За домом митрополита, в 1820 году превращенным в Николаевский дворец, находился Вознесенский девичий монастырь с несколькими церквами.

 Алексеев Ф.Я.  Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота 1800.

От Ивановской площади до Троицких ворот простиралась  Троицкая площадь. По западной ее стороне в 1812 году стояло здание Оружейной палаты, построенное в 1807—1810 годах архитектором И. В. Еготовым, но в 1852 году переделанное в казармы со снятием с него всех украшений. После 1812 года возле этого здания были поставлены древние русские артиллерийские орудия. По восточной стороне Троицкой площади стоял в 1812 году, как стоит и ныне, Арсенал. В 1830-х годах вдоль главного фасада Арсенала были положены на особых подмостках 879 пушек, отбитые у войск Наполеона в 1812 году. Вдоль лицевой стороны Арсенала, обращенной к югу, шла до Никольских ворот Сенатская площадь. Напротив Арсенала на ней стояло здание Сената (ныне дом Совета Министров СССР). 

Вид на соборную площадь Московского Кремля. Джакомо Кваренги, 1797. 

К востоку от Ивановской площади до Спасских ворот идет Спасская улица. До 1817 года на грани ее с Ивановской площадью стояла древняя церковь Николы Гостунского, но в 1817 году она была снесена.
Южная сторона Спасской улицы была освобождена от строений еще в XVIII веке. В 1850 г. Спасская улица и площадь, образовавшаяся на месте южной стороны ее до бровки склона к Москве-реке, были названы Царской площадью. 
Красная площадь до 1812 года
В 1812 году Красная площадь представляла собой пространство, замкнутое с востока Гостиным двором (Верхними торговыми рядами). 

 Алексеев, Федор Яковлевич. Красная площадь в Москве. 1801.

На западной стороне площади, у рва перед кремлевскими стенами, стояли двухэтажные Торговые ряды, тоже с большими ризалитами на восток — напротив ризалитов Гостиного двора. Между теми и другими ризалитами было на юге небольшое пространство, через которое не видно было ни храма Василия Блаженного, ни Спасских ворот Кремля. На северной стороне площади ризалиты закрывали Никольские ворота Кремля и здание Присутственных мест (где ныне Государственный Исторический музей). 

В пожар 1812 году Торговые ряды у рва сгорели, частью разрушились от огня также ризалиты этого здания и Верхних торговых рядов. Архитектор О. И. Бове снес остатки Торговых рядов у рва, уменьшил ризалиты Гостиного двора, исправил его фасад и посредине пристроил портик с колоннами и фронтоном, над которыми соорудил небольшой купол, перекликающийся с куполом здания Сената в Кремле. Перед портиком был поставлен памятник Минину и Пожарскому. Ров засыпали и на его месте насадили бульвар. Мосты через ров у Спасских и Никольских ворот как ненужные были снесены. Храм Василия Блаженного, стоящий на «лбу» склона с площади к Москве-реке,с востока, с юга и с запада был подкреплен стеной гранитных контрфорсов. Кремлевская набережная от современной улицы Ленивки до Москворецкой улицы уже в конце XVIII века была засажена аллеей деревьев под кремлевской стеной. В 1812 году они сгорели, но потом аллея была восстановлена. Со стороны Москвы-реки набережную одели в тесаный камень с лестницами и съездами к воде для водоносов и водовозов.
Большой Каменный мост, построенный в 1686—1692 годах, в 1857— 1859 гг. был заменен новым, железным, на каменных быках. 

Деревянный Москворецкий мост был сожжен казаками 3 сентября 1812 года и восстановлен после освобождения Москвы от интервентов, снова сгорел в 1829 году. Железный мост на его месте появился лишь в 1870 г. 

Вступление французов в Кремль 14 (2 ст.ст.) сентября1812 года.
Накануне, в воскресенье, 13 (1) сентября в 9 утра А.Д. Бестужев-Рюмин «… пошел в Успенский собор. Божественную литургию отправлял викарный архиерей, и служение с необыкновенною торопливостью производилось» [1. С. 368]. 

Москва в сентябре 1812 года. Художник: С. Карделли.

Алексей Дмитриевич Бестужев Рюмин, бывший свидетелем вступления французов в Кремль писал: «В 4 часа пополудни пушечные выстрелы холостыми зарядами, по Арбатской и другим улицам возвестили вход неприятеля в Московские заставы. Я считал выстрелы, их было 18. Звон на Ивановской колокольне утих. Вскоре Троицкие ворота в Кремле, которые были наглухо заколочены, и только одна калитка для проходу оставлена, выломлены, и несколько польских уланов въехало в Кремль через оные. Место это из окон Вотчинного Департамента видно, ибо некоторые окна прямо против Троицких ворот. Я вскричал: «верно, это неприятель!» - «Э, нет!» отвечал мой знаковый, пришедший в департамент со мною проститься; «это наш арьергард отступающий». Но увидели мы, что въехавшие уланы стали рубить стоящих у арсенала несколько человек с оружием, которое они из оного только что взяли, и уже человек десять пали окровавленные, а остальные, отбросив оружие и став на колени, просили помилования. Уланы сошли с коней своих, отбили приклады у ружей, и без того к употребелнию не годящихся, забрали людей и засадили их в новостроящуюся Оружейную палату /…/ Вскоре, за передовыми польскими уланами, стала входить и неприятельская конница. Впереди ехал генерал, и музыка гремела. Когда сие войско входило в Кремль, то на стенных часах, которые в департаменте, показывало 4 с половиной часа. Это войско входило в Троицкие и Боровицкие ворота, проходило мимо Сенатского здания и вышло в Китай-город через Спасские ворота; шествие этой конницы продолжалось до глубоких сумерек беспрерывно. Ввезена в Кремль пушка и сделан выстрел к Никольским воротам, холостым зарядом; вероятно сей выстрел служил сигналом» [1. С. 363-364]. 

Французы в Москве. Неизвестный немецкий художник, 1820-е.

Франсуа Жозеф д'Изарн де Вильфор вспоминал: «Отряд французского авангарда, под командой генерала Себастиани, принадлежавший к корпусу короля неаполитанского, направился в Кремль. Проходя в ворота Кремля, выходящие к Никольской улице, генерал увидел около двух сот вооруженных граждан, которые собрались толпою в Кремле; он обратился к какому-то любопытному, находившемуся вместе с ним под воротами и сказал ему: «Вы говорите по французски. Подите и скажите этим людям, чтобы они положили оружия, - иначе я велю стрелять по ним». Любопытный очень смутившись этим поручением (он очень мало знал по русски), но побуждаемый чувством сострадания, которое его приглашали доказать на деле, отправился к русским с переговорами, чтобы предупредить слишком неравный бой. Несмотря на это французы, все подвигаясь вперед, были встречены несколькими ружейными выстрелами, на которые они ответили двумя пушечными; но благодаря переговорщику, сражение остановилось на этом. Русские побросали ружья и мирно разошлись» [2].

Пожар Москвы. Художник: В. Мазуровский.

По воспоминаниям Ф.Н. Щербакова: «Войска французские вступили в Кремль в два часа; народу было русского тысячи, по случаю разбора в арсенале оружия, в том числе был и я, Щербаков, с двумя таковыми же товарищами, взял ружье, два пистолета и саблю; французы, видя такое стечение народа, сделали в него из пушки холостым зарядом выстрел, для разогнания. Народ, весь пьяный, буйный, кричал: «Француз вошел, заряжай ружья! Выгоним неприятеля из Москвы!». Патронов не было, кремни у ружей деревянные, складены были в ящиках, новые еще не употреблялись в дело. В это время  я выскочил из-за железной решетки в окно Арсенала на карниз, а потом спустился по доске сажени 3 на моховую, что ныне от бассейна первый Кремлевский сад, оружие все кинул и пришел в Кудрино в дом князя Долгорукого к своим родителям» [3]. 

Пожар Москвы. Художник Йоган-Адам Кляйн. 
В понедельник 14 (2 ст.ст.) сентября купец Яков Чиликин пошел в Кремль. Позднее он вспоминал: «…. Прохожу мимо коменданта к старому арсеналу, вижу множество народу толпится около оного; я подхожу, спрашиваю причину; мне говорят, что позволено всякому сколько угодно брать орудия, а за припасом приходить на другой день, т.е. 3-е ч. С прочими и я продрался, взял 2 ружья и 2 сабли, но для чего? Право и сам не знаю, принес на квартиру; после обеда вздумалось мне еще сходить в арсенал выбрать пару пистолетов /…/ пошел в Арсенал, вхожу в оный, выбираю саблю и пару пистолетов, вдруг сделался выстрел из пушки у самого арсенала и за оным последовал другой. Народ пришел от сего в крайнее волнение; я бросился на двор; народ бегает взад и вперед; между ними и казаки на лошадях также не знали куда деться; прибегаю к воротам, но что же вижу? Французская конная гвардия летит, как на крыльях, мимо комендантского дома и нас к Никольским воротам; вообразите в каком положении мы находились! Я так испугался, что руки и ноги задрожали, через великую силу добрался к уголку ворот, тут еще сделан выстрел из пушки с нашей стороны; опомнившись немного, отошел от стены и вижу двух смельчаков из солдат с ружьями, стреляющих в французов, а прочие кричали ура! Ура! Но французы не оставляли своего порядка, скакали с обнаженными саблями мимо нас и, несмотря на дерзость наших двух солдат, не стреляли ни одного выстрела против нас. Некоторые из нас начали говорить, что они нас не тронут; я, понадеясь на сие, вышел было из ворот и пошел на угол, чтобы пробраться в Никольские ворота, и не успел отойти 10 сажен, как один французский офицер выскочил из-за угла (где бы мне должно было идти) за нашим русским, который бежал ко мне на встречу с ружьем, нагнал его и изрубил; я, увидев сие, не помню, как добрался опять до ворот; видя, что смерть неизбежная, не знаю, что делать, однако, опамятовшись от испуга, побежал во внутренность Арсенала, положившись на власть Божию, но не успел вбежать до половины лестницы, как последовал опять удар из пушки; я оглянулся, дым застлал весь проход в вороты; это, видно, уже французы были очень раздражены нашими пьяными смельчаками, что такого пустили в нас фолканета;/…/ собираюсь с духом, бегу во внутренность Арсенала, народ в оном бегает взад и вперед, ища каждый своего спасения, но негде, везде могут найти, да и оставаться в таком месте нет никакого резона» [4]. 

  Пожар Москвы в 1812 году. И. Л. Рудеганс, 1813. 

 Москвовед И.К. Кондратьев писал в 1910-м году: «В 1812 году в день вступления французов в Москву, 2 сентября (ст.), передовой отряд их, бывший под начальством Неаполитанского короля Мюрата, подходя к Троицкому мосту, с удивлением заметил, что ворота заперты и стены вокруг них усеяны вооруженными людьми, тогда как по словесному соглашению короля с генералом Милорадовичем, военные действия прекращены на все время выступления русских войск из столицы. Французы остановились, но в то же мгновение раздался залп из ружей, установленных против них. Тогда-то французы увидели, что имеют дело не с войсками, а с несчастными жителями, которые в ненависти к врагам, хотели отразить наполеонову армию от Кремля» [5]. 

Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, построенная в 1782 году на месте старой часовни 1669 года была снесена в 1929 году и восстановлена вместе с Воскресенскими воротами в 1994-1996 годах. 

Иверская часовня. Фото 1895-1896 гг. B. Avanzo. Взято на олдмосе.

В 1812 году в часовне находилась чудотворная икона Иверской Божьей Матери, участвовавшая в крестных ходах Августина. Накануне входа французов в Москву, О. Григорий (Воинов) писал: «Взять Иверскую икону из часовни у Воскресенских ворот послан был немедленно архимандрит Лаврентий. Вот что передает он в своих записках о Перервинском монастыре: «Я приехал к часовне хотя и в ночное время (в первом часу), однакоже застал многих то выходящих, то входящих в часовню для покловнения чудотворной иконе; а горящие в лампадах свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы. Посему, чтобы неприметнее оную икону, так сказать, скрыть от молящихся, приказал я жившему тогда при часовне иеромонаху Исааку облачиться в священническую одежду, нести перед иконой зажженную свечу, и с пением псаломщиками богородичных стихов, перенести икону в кельи монашествующих, сказывая другим, что икона подымается для болящего, как то по обыкновению бывает, а на место оной поставить список той иконы, что беспрепятственно от народа было исполнено. Икона, по принесении в кельи, положена была в приготовленный ящик и отправлена в дом преосвященного» [6]

При французах: «В Иверской часовне находилась гауптвахта, у Спаса на Бору сохранялось сено для лошадей Наполеона; в Сенате и в Оружейной палате был штаб его. Боровицкие и Тайнинские ворота были окопаны рвами, около них поделали валы и поставили на них пушки за строгим присмотром караульных. Никольские ворота были в таком же положении. В Кремль и французы входили с особого дозволения начальства: Qui vive? – спрашивали часовые входивших, и, после двукратного спроса, стреляли в не отвечавших» [7]. 

По рассказам Толычевой (Новосильцевой): «Перед вступлением Наполеона не могли вывезти из Москвы все склады медной монеты, и огромные мешки пятаков и грошей попали в руки французов, которые учредили у Воскресенских ворот, у Каменного моста и в других частях города род меняльных лавок, и продавали нашим с огромной уступкой медную монету за золотую и серебряную» [8]. 

24 (10) ноября Иверская икона была возвращена в часовню: «1812 года, 10 ноября Августин, отслужив обедню в Сретенском монастыре, читал от себя особую молитву со слезами, прерывавшими чтение оной; потом перенес с крестным ходом икону Иверской Богоматери в часовню у Воскресенских ворот и, до поставления образа на прежнее место, совершил водосвятие пред дверьми часовни, вокруг коей вся площадь, развалины строений и обгорелые стены домов покрыты были народом» [9]. 

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного был возведен между 1555 и 1561 годом. 

Покровский собор. Гравюра, 1839 г.

Л.Е. Белянкин, в книге, посвященной истории храма, писал:«В 1812 году, в то время когда Москва колебалась от неприятелей, этот собор был разорен, исключая внешности; во всех приделах все было разбросано, даже с самих престолов не только одежды, но и срачицы сорваны; некоторые престолы и жертвенники были разломаны. Уцелело только то, что было увозимо в Вологду под надзором дьякона Петра Михайлова. Храмы нижние наполнялись лошадьми. /…/ В 1812 же году, декабря 1-го дня после разорения, нижний соборный храм Василия блаженного был освящен преосвященным Августином епископом Дмитровским, викарием московским. По окончании божественного служения был крестный ход вокруг города Китая с окроплением святой воды, чем освящен город Китай» [10]. 

Большой Московский пожар 1812 года и Кремль
Василий Алексеевич Перовский лично видел французов в Кремле 16 (4) сентября: «В Кремль вошел я через Никольские ворота; Сенатская площадь покрыта была бумагами. Из арсенала выдвинуты были все орудия; гренадеры наполеоновской гвардии ходили по площади и сидели на большой пушке; они занимали внутренность арсенала. Далее, у ступеней Красного крыльца стояли часовые верхами, два конных гренадера в парадных мундирах. /…/ Погода была довольно хорошая; но страшный ветер, усиленный, а может быть и произведенный свирепствующим пожаром, едва позволял стоять на ногах. Внутри Кремля не было еще пожара, но с площадки, за реку, видно было  одно только пламя и ужасные клубы дыма; изредка, кое где можно было различить кровли незагоревшихся еще строений и колокольни; а вправо, за Грановитой Палатой, за Кремлевской стеной, подымалось до небес черное, густое, дымное облако, и слышен был треск от обрушающихся кровлей и стен» [11]. 

Пожар Москвы 1812 г. 1965 г. Художник В.Астальцев.

В тот же день, 16 (4) сентября огонь вплотную подступил к Кремлевским стенам. Наполеон переносит главную квартиру в Петровский дворец за город, чтобы огонь не отрезал его от войска.
По словам А.Д. Бестужева-Рюмина, - «4 сентября огонь сильно действовал круг Кремля, и Троицкая башня с часами уже выгорела, в рассуждении чего все старой гвардии солдаты, квартирующие в Сенатском доме, коих было около 5000 человек (о числе оных они сами сказывали), высланы были к потушению огня» [1. С.372]. 

Москва в 1812 году: Наполеон покидает Кремль. Художник: М. Оранж.

По словам П.В. Сытина: «Пожар 1812 года уничтожил все деревянные здания на Москворецкой улице. После пожара на месте старых деревянных домов и лавок были построены каменные. Ров у кремлевской стены в 1817-1819 гг. был засыпан, и на его месте была открыта южнее Спасских ворот, между кремлевской стеной и собором Василия Блаженного, Васильевская площадь» [12]. 

Кремль при французах
 Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле (1882).

В Соборе Спаса Преображения на Бору с 16 (4) по 17 (5) сентября содержался плененный Василий Алексеевич Перовский. Вот что он писал в своих воспоминаниях: «Один из адъютантов генерала Бертье подошел ко мне: «Следуйте за мною», сказал он, и сошел с лестницы; я за ним; он остановился у дверей церкви Спаса на Бору, и просил войти в нее. «Вы не долго будете здесь дожидаться, потерпите немного, за вами тотчас придут». – «Да что решил обо мне генерал Бертье, отпустят ли меня?» - Не дав мне на это никакого ответа, он вышел, запер за собой тяжелую железную дверь, задвинул толстую задвижку, наложил замок, повернул ключ и ушел! Оставшись один, пришел я в отчаяние; теряя надежду избегнуть плена, находился я в мучительном положении; однако же утешался тем, что по крайней мере не заперли меня в подвале. Пробыв несколько часов в церкви, и видя, что за мною никто не приходит, пришло мне в голову, что обо мне забыли. Я не ошибся; целый день пробыл я в горестном ожидании, никто не подходил и к двери!  С самого утра был я на ногах, много ходил, ничего не ел, и хотя голода не чувствовал, но нравственная и телесная слабость овладели мною. 

  Вид на Кремль и церковь Спаса Преображения на Бору. Гравюра Демертре. XIX век. 

Я был в каком-то томительном, тяжелом беспамятстве. Настал вечер, наступила и ночь; я лежал на каменном полу. Заречный пожар чрез окна освещал внутренность церкви. Тень старинных железных решеток падала на пол; вокруг меня все утихло, слышен был только глухой, дальний шум пожара и сигналы часовых». 17 (5) сентября в церкви разместились на постой солдаты старой наполеоновской гвардии [11. Стб. 1031-1058]. Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле. Современная фотография. Взята отсюда.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле. Благовещенский Собор Московского Кремля был возведен между 1484 и 1489 годом. И.К. Кондратьев писал: «Благовещенский собор имеет четыре придела: 1) Вшествие Христа в Иерусалим; 2) Архангела Гавриила, 3) Собор пресвятой Богородицы и 4) св. Александра Невского. – В первых 3-х приделах в иконостасе все образа высокой древней греческой работы и все украшены серебряными вызолоченными окладами и венцами. Замечательно, что в 1812 году все эти три придела остались неприкосновенными, так, что не были даже тронуты замки и печати» [5. С. 60]. 
«Архангельский и Благовещенский соборы подверглись одинаковой участи с Успенским и Кремлевскими цервями; только к удивлению, в последнем три верхние церкви с иконостасами в серебре остались совершенно неприкосновенными» [9. С.48].  «Четвертая только вверху церковь была ограблена и иконостас оной разрушен; в ней по Высочайшему соизволению, устроен храм во имя Св. Александра Невского и в иконостасе помещены образа святых, тезоименитых всем государям дома Романова, начиная от царя Михаила Федоровича до императора Александра I, во имя патрона которого сооружен сей престол в благовещенском соборе» [9. Прим. 144]. 
В Путеводителе 1827 года было указано: «В нашествие врагов в 1812 году многое было утрачено и похищено. В доказательство скажем, что по изгнании французов найдена между обломками меди и железа, конечно, непримеченная хищниками изломанная золотая рама с образа Донской Божией Матери весом в 12 фунтов, которая и помещена опять на сей же образ» [13]. 

Колокольня Ивана Великого была возведена между 1505 и 1508 годами.
В одном из рассказов о 1812 годе, собранных Т. Толычевой (Новосильцевой) рассказывалось об одном человеке, который при французах «был не раз в Кремле и видел на гауптвахте, которая стояла тогда за Иваном Великим, устроенную французами кузницу: несколько человек на ней работали. Перед ними лежали груды крестов, риз, окладов с образов и разные вещи из драгоценных металлов. Их переливали в слитки или выжигали» [8. С. 43]. 

  Колокольня Ивана Великого. Художник: Алексеев Ф.Я. 1800.

Доминик Жан Ларрей (D.J. Larrey) – отец «скорой помощи», главный полевой хирург французской армии, участвовавший во всех военных кампаниях Наполеона I оставил описание колокольни Ивана Великого: «Между двумя храмами  возвышалась в виде колонны почти цилиндрическая башня, известная под именем колокольни Ивана Великого. Она походила на египетский минарет. Внутри ее было подвешено множество колоколов различной величины, а один – удивительной величины, о котором упоминают историки, стоял возле нее на земле. С высоты башни можно видеть весь город, который представлялся в виде звезды с четырьмя раздвоенными концами, а разноцветные крыши домов и покрытые золотом и серебром верхушки многочисленных церквей и колоколен придают картине весьма живописный вид» [14]. 

 Гильбертзон, Е. - Колокольня Ивана Великого и Архангельский собор Московского Кремля. Отсюда.

В среду 16 (4) сентября, по словам очевидца случилось «новое святотатство: с колокольни Ивана великого золотой крест сняли; отвезут его, слышно, в Париж и на куполе Дома инвалидов водрузят. Сам Наполеон из кремлевского дворца наблюдал зи рабочими. Русские рабочие от столь безбожного дела, понятно, наотрез отказались. Тогда вызвали плотников и кровельщиков из своей же французской армии. Огромный крест, однакож, оказался для них не по силам грузным; сдержать на цепях не смогли, и грохнулся он с высоты на мостовую. Никого хоть, к счастью, не убило» [16]. 

Колокольня Ивана Великого после ухода французов. Рисунок 1812 г.
В Путеводителе 1827 года приводится любопытное сказание: «Некто сказал Наполеону, что крест сей золотой, и что в народе сохраняется предание, будто бы со снятием сего креста неминуемо должны пасть свобода и слава России. Надменный хищник захотел воспользоваться сим мнением народа и ослабить дух его, а может быть хотел превратить сей мнимо-золотой крест в деньги, или в виде трофея отослать в париж. Он приказал снять его; когда же ему представили сопряженные с сим неудобства, то есть: делание подмостков, долгое время и наконец особенную смелость работать на такой высоте, тогда он приказал спросить, не найдется ли кто из русских, оставшихся в Москве желающих взяться за это дело – разумеется при сем случае обещано было награждение – последнее пленило какого-то несчастного россиянина и – бывший император французов сам был свидетелем, с какой легкостью и проворством сей охотник по веревке взобрался на крест, расклепал и спустил оный; но когда наполеон увидел, что крест был только обит медными вызолоченными листами, то, или досадуя на обманувшую его надежду, или желая поступить по известному правилу, им проповеданному, приказал тут же расстрелять изменника» [13. С. 42-43]. 

Колокольня Ивана Великого после ухода французов. Рисунок 1812 г.

«Московские Ведомости» от 29 марта (ст. ст.) 1813 года: «Крест с главы Ивановской колокольни найден ныне в Кремле у стены большого Успенского собора, близь северных дверей между разными железными обломками, с принадлежащими к нему цепями и винтами, кои, как и крест, вызолочены были червонным золотом. Он во многих местах поврежден, вероятно, от падения с большой высоты» [16].  
По слухам, разносившимся среди москвичей с неимоверной быстротой, «Наполеон, волнуемый сомнением и отчаянием, прорубил окна на главе Ивана Великого, чтобы отыскивать и наблюдать войска наши» [17]. 

Сохранилось свидетельство очевидца, которому удалось проникнуть в Кремль, сразу после изгнания неприятеля: "...он (Иван Великий) не потерпел повреждения, но находившаяся подле него часть колокольни была взорвана... Разрушенная часть колокольни представлялась в виде огромной кучи раздробленных камней, на ней лежали три большие колокола (от тысячи до трех тысяч пудов), как легкие деревянные сосуды, перевернутые кверху дном силою взрыва" [18]. 
  
 Августин (Виноградский), архиеп. Московский. Портрет. Неизв. художник (ТСЛ. Патриаршие покои).

«Большой колокол Успенский – Московский благовестник побед торжеств и праздненств – от падения своего при взрыве колокольни расшибся и лежал на земле без языка; его должно было перелить. После многих исканий мастера, который бы взялся за сие важное дело, наконец Преосвященный вверил это содержателю колокольного литейного завода на Балкане, купцу Михаилу Богданову, у которого еще жил мастер, 90-летний старец Яков Завьялов, бывший работником у Алдермана Слизова при отлитии Успенского благовестника в предпоследний год царствования императрицы Елизаветы Петровны. 8 марта 1817 года Августин сам освятил и сделал закладку нового колокола в четыре тысячи пудов; когда же, при отливке его наступила решительная минута для спуска из литейной печи растопленной меди в форму, поставленную в той же яме, где отлит прежний колокол, Преосвященный уединился в особенную комнату помолиться об успешном совершении сего дела, от коего зависело все благосостояние заводчика. Бог внял его молитве. Уже незадолго до своей кончины, Августин, слушая с Троицкого подворья звон сего колокола на колокольном заводе, благодарил Бога, что Он помог ему устроить сей памятник для Москвы; им же сделана и надпись, изображенная на оном для того, чтобы передать потомству воспоминание о времени отлития сего огромного в россии колокола, который в простом народе и доныне слывет Августином» [9. С. 84]. 

 Вид колокольни и звонницы Ивана Великого до взрыва французами. Гравюра,1805.
После изгнания неприятеля из Москвы начались спешные работы по восстановлению разрушений в Кремле. Наблюдение за работами вела специально назначенная комиссия, которую возлавил московский епископ Августин (Виноградский). "В 1813 году при разбирании материала разрушенных колоколен, примыкавших к Ивану Великому открыты были четыре большие колокола, на оных колокольнях прежде висевшие. По освидетельствовании комиссией о возобновлении Большого Успенского собора при мастере колокольного дела московском купце Михаиле Ефимове Астраханцеве оказалось: 1) на большом Успенском колоколе (который после перелит) бывшая трещена снаружи, мерою 8 1/2 вершка прибыла на 2 1/2 вершка, внутри скобка, на которой язык был повешен, переломилась; 2) у колокола Реута из восьми ушей, четыре уха с одной стороны отломились... 3) Колокол Воскресный с языком в целости, и 4) колокол Вседневный тоже в целости" [19]. 

Современники писали об уцелевших больших колоколах: "При сем страшном взрыве (1812 года) три из больших колоколов: Реут, Лебедь и Воскресный (Семисотной) остались невредимыми и только у первого из них отбиты уши... Самый же большой колокол, называемый Успенским, весом в 3555 пуд, совершенной разбился... колокол сей заменен новым, в нем весу 4000 пуд; он лит мастером Богдановым и к прежним портретам императорским прибавлены еще изображения... жаль только, что нельзя похвалить отделки оных, которая несравненно была превосходнее на прежнем..." [20]. 


Синод Указом 1813 года, ноября 10-го предписал два колокола Воскресный и Вседневный повесить на столбах так, чтобы благовест в оные колокола относился по-прежнему к большим трем соборам... В конце того же ноября колокола на столбах, под шатром, близ алтарей Архангельского собора повешены..." [19. С. 89]. 

В 1624 г с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Филаретовскую пристойку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 г отступавшие из Москвы войска Наполеона пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX века. «Надзору Преосвященного было поручено по воле государя императора, возобновление Ивановской колокольни, которой одна часть (именно Филаретовская колокольня и Рождественская при ней церковь под колоколами) была подорвана неприятелем и пала в развалинах своих, а другая часть, госуновская, только треснула сверху до низу от страшного взрыва. При обозрении Преосвященным уцелевшего Ивановского столпа, когда архитекторы разноречили во мнениях о прочности двухвекового здания, тогда Августин послал Симоновского архимандрита Герасима осмотреть колокольню. Тот, вошедши на нее, зазвонил в колокола. Услышав звон, Преосвященный сказал: «Если устоял Иван-Великий от французов, то и теперь устоит, слышите, как звонит!». Он согласился с теми, которые предлагали только пробрать трещину и в прежнем виде возобновить этот памятник. Недоставало еще креста с Ивановской колокольни. Полагали, что он увезен из Москвы в числе трофеев Наполеона, однако и тот найден был в грудах каменьев» [9. С.83]. 


 Верещагин В.В. Маршал Даву в Чудовом монастыре. 1887—1895. ГИМ

В Чудовом монастыре непродолжительное время размещалась штаб-квартира маршала Луи-Николя Даву. В алтаре соборной церкви  во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала. Мощи Святителя Алексия были осквернены и выброшены из раки [21].

Архангельский собор Московского Кремля. Фотография отсюда.

Собор Михаила Архангела (Архангельский) в Кремле был построен в 1505-1508 годах.В 1812 году французы похитили из Архангельского собора серебряную раку с мощей св. чудотворцев Черниговских, великого князя Михаила и боярина его Федора [22]. 
 
 Депутация старообрядцев Преображенского кладбища к Наполеону. Художник И. М. Львов. Открытка, изданная в 1912 г. в Москве И. Е. Селиным/

Исследователь А. Лебедев приводит интересную историю, связанную со святыми мощами св. царевича Дмитрия в Архангельском соборе. «Предание передает такую историю: французы мощей не тронули и лишь только ограбили украшения на раке; русские же старообрядцы, тотчас по выходе французов из Москвы, мощи царевича вынули из раки и хотели унести из собора, священник Вознесенского монастыря, Иван Яковлевич Вениаминов, живший в Москве во время занятия ее неприятелем, и с помощью прохожих – православных, отнял у старообрядцев св. мощи и спрятал их в своем монастыре, в главном соборе за иконостасом, на хорах. Раскольники будто бы его за этот подстерегли и побили так сильно, что он вскоре скончался, открыв незадолго перед смертью о месте нахождения мощей своему родному брату, священнику Казанской, в Сущеве церкви. Последний, по возвращении в Москву преосвященного Августина, донес ему о св. мощах, за что и получил в награду набедренник» [22. С. 248-249]. 

Грабеж в Архангельском соборе. Открытка нач. ХХ в.
При французах,  по рассказам Толычевой, -«… в Архангельском соборе [была устроена] кладовая: лежали мешки овса и ржи, наконец, запас картофеля и чаны с солониной» [8. С. 44]. По словам очевидца: «за алтарем Архангельского собора спит французская кухарка; возле окна готовит она и кушанье; она сшила себе платье из риз поповских, бархатных и других» [23]. 

А. Лебедев: «Здесь кстати рассказать еще живую, очевидцами записанную историю об этом вражеском нашествии, оставившем по себе ужасные следы и возмущающее душу воспоминание. Враги не только содрали с местных икон и рак со св. мощами дорогие серебряные – вызолоченные ризы, но даже сами иконы обезобразили, употребляя их вместо дверей, лавок, кроватей и пр. Мало этого, они, несмотря на значительную высоту 3 и 4-го поясов главного иконостаса, пытались и там с икон сорвать медно-позолоченные оклады, которые показались им золотыми, или по крайней мере, сребропозлащенными; обманувшись в расчетах, они, тем не менее, многие оклады попортили, оставив и тут следы своего варварского поступка. Внесением в храм разных непотребностей, они его осквернили, а обнажением престола и жертвенника от облачений и повреждением их явно доказали дикое невежество, и алчностью к грабежу уподобились древним татарам. Кроме сего буйства над святыней, они не пощадили и надгробия над прахом князя Афанасия-Ярослава Владимировича, находящегося около западного входа, до половины разрушив его, в надежде открыть что-либо драгоценное, и тем удовлетворить алчность свою к хищничеству; но, не получив желаемого, более не решались нарушить покой других мертвецов. Сверх сказанного неистовства, они весь чугунный помост в соборе загромоздили бочками с разным вином, которые натаскали из городских погребов, а бочонки с таким же продуктом накатали на гробницы» [22. С. 50-51]. 
 "При выходе из Москвы «раздосадованные и озлобленные  хищники разбили бочки и бочонки с вином в соборе; вино, вытекшее из бочек, затопило соборный помост на несколько вершков, как об этом рассказывали очевидцы, вскоре по бегстве врагов, возвратившиеся в Москву. Священник Архангельского собора, Афанасий Михайлович Низяев жил у Крестовской заставы во все время пребывания неприятелей в столице, и несколько раз, раздетый и разутый ими, был побуждаем побоями переносить для них на далекие расстояния разные тяжести. В ночь их бегства из Москвы, отец Низяев слышал все ужасные пороховые взрывы в Кремле, и на другой же день, пробравшись через казачью цепь, пришел в Архангельский собор и был очевидцем как разбитых бочек и боченков с разлитым по полу вином, так и полуразрушенного памятника князя Афанасия-Ярослава Владимировича, равно и поругания святыни. О возмутительных поступках иноплеменных хищников мне неоднократно приходилось слышать от самого Афанасия Михайловича, прослужившего в соборе 40 лет с 1800 – 1841» [22. С. 50-51].  
 
Восстановление собора началось уже в конце 1812 года. «Преосвященный Августин усердным своим попечением о соборе в продолжение трех месяцев, ноября и декабря 1812 года, а особенно января 1813 года, успел приготовить Архангельский собор, прежде других соборов к освящению, которое, к великой радости московских граждан, было торжественно им с духовенством совершено 1 февраля при бесчисленном стечении народа всех сословий. Во время сего всерадостного кремлевского церковного празднества в крестном хождении кругом собора участвовали настоятели всех монастырей, протоиереи со священниками соборных и ружных церквей кремля, и весь китайский сорок, при колокольном звоне в Кремле, Китайском и Замоскворецком сороках. Главную святыню в этом ходе составляли мощи св. царевича Димитрия, которые после 200 летнего покоя в сем храме, были обнесены кругом него; равно и на другой день, 2-го февраля, мощи сии несены были в крестном же хождении кругом Кремля, которое сопровождалось колокольным, в продолжении целого дня звоном при всех московских церквах и пушечной пальбой. Такими торжествами был открыт вход в Кремль для всех сословий, дотоле мало кому доступный, по случаю производившихся в Кремле работ по очистке его и исправлению» [22. С. 53].  

Потешный дворец. Фотография отсюда.

Потешный дворец и домовый храм Похвалы Божией Матери. Потешный дворец, и сейчас располагающийся между Комендантской и Троицкой башнями Кремля, был построен в 1651 году. По словам Н.М. Снегирева: «В 1812 году  Потешный дворец, служивший помещением для гвардии французской, сохранился от пожара и взорвания, а в 1813 году содержался в нем пленный французский генерал Вандам» [26]. Генерал Доминик-Жозеф-Рене Вандам, граф д'Юнсебург (1770-1830) попал в плен в сражении при Кульме 18 (30) августа 1813 года.

Ризоположенская церковь в Кремле. Фотография: М. Чупринин, 2006. Отсюда.

Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Кремле. Построена в 1484-1486 годах на месте одноименной сгоревшей церкви 1451. Исследователь храма Н.Д. Извеков писал: «… в 1812 году в алтарном своде храма обнаружилась большая трещина, конечно, от взрывов, произведенных неприятелем. /…/ Но кроме повреждений в стене, церковь пострадала и от рук хищников. Хотя лучшая утварь и была увезена заблаговременно, но оставшаяся расхищена, а равно и три малые иконы, а также были ограблены оклады и привесы с некоторых образов. Посему, как подвергшаяся наравне с другими храмами осквернению, Ризоположенская церковь потребовала в 1813 году освящения» [25]. 

В церкви Екатерины Великомученицы, находившейся в смежности с церковью Положения ризы Богородицы, имелся образ св. мученицы Екатерины, Евдокии и Иоасафа, царевича индийского. По словам И.К. Кондратьева: «На образе св. Екатерины находится драгоценный венец, щедро украшенный бриллиантами – дар Екатерины II, счастливо сохранившийся от разграбления в 1812 году» [5. С. 71].  

Верхоспасский собор в Кремле. Фотография: В. Скалдин, 2008. Отсюда.

Собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский) в Кремле был построен в 1635/1636 году
«При нашествии неприятелей в Москву в 1812 году вся богатейшая церковная утварь [Спасского собора] была заблаговременно была вывезена из Москвы в Вологду, и потому сохранилась в целости, а оставшаяся в храме была разграблена. Иконостас в главном храме остался цел, но царские врата были выломаны, стены храма избиты гвоздями, жертвенник изломан и на нем по выходе неприятелей из Москвы, остались обглоданные кости и крошки белого хлеба, в церкви и трапезе стояли кровати без постелей, а на окнах и полу пустые бутылки» [26].  

По словам А. Попова, в 1812 году, после ухода неприятеля из Москвы, в Верхоспасском соборе, кроме разграбления, вся стенная живопись оказалась избитой гвоздями. Собор вновь отделан в 1836 году. В Верхоспасском соборе престол служил столом для обедов, в нем стояли кровати [27]. 

Как писал Н.Д. Извеков, - "В начале января 1813 года настоятель собора, протоиерей Иоанн Алексеев, донося преосв. Августину о том, что причт собора благополучно возвратился из Вологды с церковным имуществом, в то же время просил разрешения распечатать собор и сдать ему, заметив при сем, что «храм не имел ни вида, ни доброты». Сдача храма была произведена настоятелем Архангельского собора, протоиереем Алексеевым. На исправление повреждений как в самом соборе, так и в предельной церкви было ассигновано из сумм, отпущенных комиссией духовных училищ, 651 р. 65 к. Из повреждений, бывших в то время в соборе, прежде всего обратили на себя внимание главы и кресты, при осмотре которых архитектором, оказалось, что у вызолоченных крестов недоставало некоторых украшений, как то: верхушек и поперечников, на главных же были прибиты медные вызолоченные листы, а некоторых из них и на крыше не имелось» [28]. 

Церковь Константина и Елены, вид с северо-запада. Фотография 1880-х годов.

Церковь Св. Константина и Елены. В 1812 году французы разорили церковь Св. Константина и Елены, построенную великим князем Дмитрием Донским при возведении каменного кремля между 1362 и 1367 годами. По словам И.К. Кондратьева: «В 1812 году церковь была совершенно разорена и предназначалась к сломке, но, по воле императора Николая Павловича возобновлена и торжественно освящена митрополитом Филаретом 22 сентября 1837 года» [5, С.75]. В 1928 году церковь святых Константина и Елены была снесена.

 Успенский собор. Фотография: С. Ю. Духанин. Отсюда.

Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. (Построен между  1475 и 1479). Среди рассказов, собранных Толычевой есть один любопытный рассказ: «..захотелось Наполеону видеть архиерейскую службу. Пылаев, или Пылай, как его прозвали в народе, священник Новинского монастыря, вызвался угостить Наполеона новым для него зрелищем. Он явился в Успенский собор (который был впоследствии обращен в конюшню) и отслужил литургию под архиерейским облачением, за что Наполеон наградил его камилавкой. Смерть спасла пылая от строго суда, назначенного над ним после удаления неприятеля» [8. С.44]. 

В Успенском соборе. Художник: В.В. Верещагин.

По словам А. Попова, в Успенском соборе вместо паникадила висели весы, на которых вешали выплавленное золото и серебро из награбленных церковных и других сокровищ; на иконостасе написаны были цифры: 325 пуд серебра и 18 пуд золота. Тут стояли плавильные горны и были устроены стойла для лошадей [27. С. 61]. 

«Осматривая Кремль в ночь 20 (8-го ст.ст.) ноября после молебствия в Сретенском монастыре, владыка приблизился к Успенскому собору, который был заперт и запечатан. Сопровождавшие владыку боялись войти в собор из опасения взрыва подобного тем, какие сделал Наполеон перед выходом из Москвы. Но не устрашился архипастырь. Вооруженный силой веры в Провидение Божие, он приказал отворить двери собора, спутникам сказал: «помолитесь» и трижды поклонился на церковном пороге. Затем, осенив вход крестным знамением, первый вошел в собор и воскликнул: «да воскреснет Бог и расточатся врази его!» В соборе везде были следы кощунства, святотатства, необузданности и злобы… /…/  На месте паникадила висели весы, на которых неприятели вешали награбленное золото и серебро. Стружки, уголья, навоз лежали вместе с грудами снега, нанесенного в разбитые окна. Украшения с иконостаса сняты. Иконы вместе с поломанной утварью и облачениями разбросаны по полу. Наглость коснулась более века не открываемой раки мощей святителя Петра, - она врагами была открыта. Серебро, украшавшее раку святителя Филиппа было похищено. При таком возмутительном зрелище владыка воскликнул словами псалма: «Боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша храм святый твой» (Псал. 78, 1). Но еще несколько шагов – и скорбь владыки и бывших с ним быстро сменилась чувством благоговейной радости и трепетного восторга при приближении к св. мощам святителя Ионы: здесь все осталось неприкосновенным: св. мощи, серебряная рака, образ Спасителя в серебряном окладе, лампада и серебряный подсвечник! По словам старожилов-москвичей, невидимая сила не допускала хищников к мощам святителя Ионы, хотя они несколько раз покушались на то; однажды даже они ясно увидали. Как святитель поднял угрожающую руку. Наполеон хотел было сам подойти к раке, но, сделав несколько шагов, быстро повернул назад и вышел из собора с приказанием запереть и запечатать его» [29].  

Шествие в Успенский собор. Гравюра 1749 года. 
«По свидетельству очевидца Г.И. на раке Св. Ионы нашли после выхода неприятелей, довольно червонцев. Другие сказывают, что чудо от св. мощей удержало руку святотатцев». Очерки жизни московского архиепископа Августина. М., 1848. Прим. С. 113.  «По собору были расставлены плавильные горны и устроены стойла для лошадей. Могила святителя Филиппа была разрушена, обнажены досчатые надгробия могил московских патриархов. А патриарх Гермоген, пребывавший в нетленном состоянии, лежал на полу. Только рака святителя ионы осталась нетронутой, как и серебряный пред ней подсвечник» [30]. 

И.К. Кондратьев: «По правую сторону от царских врат находится местный образ Всемилостивого Спаса, называемый Золотой рясой. /…/ В 1812 году икона была попорчена, но потом совершенно поновлена. /…/ образ Благовещения Пресвятой Богородицы /…/ В 1812 году неприятели лишили его богатого оклада, замененного в 1818 году новым теми же устюжанами, о чем и свидетельствует надпись, находящаяся внизу образа. На южном столпе – образ Божией матери, называемый иерусалимскою. /…/ Подлинная икона в 1812 году пропала и заменена точной, также древней копией, которая издревле находилась в дворцовой церкви Рождества Богородицы, что на Сенях» [5. С. 22-24]. 
«Мощи св. Петра митрополита, основателя храма и первого московского Святителя. Они обретены при перестройке собора в 1472 году. До 1812 года они находились под спудом. По выходе из Москвы неприятелей мощи найдены открытыми и, с благословения святейшего Синода, вновь закрываемы не были» [5. С. 27].
Про старообрядцев, укравших икону Иерусалимской Божией Матери [27. С. 73]. 


Вознесенский собор Вознесенского монастыря. Рис. нач. XIX в.

Вознесенский девичий монастырь по правую сторону Спасских ворот внутри Кремля уцелел от пожара и был приведен в должный вид уже в конце 1812 года [5. С. 88]. 

Не удалось найти  данных о пребывании французов в церкви Двенадцати Апостолов в Патриаршем доме в Кремле и церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях.

Кремль перед выходов французов из Москвы
По воспоминаниям, собранным Толычевой: «Наполеоновские генералы делали часто смотры полкам у Кремлевских прудов [пруды были на том месте, где теперь Александровский сад]» [8. С. 44]. 

По словам М. Корелина: «Весьма многие окрестные крестьяне приходили в город, но не для того, чтобы продавать жизненные припасы, а чтобы покупать медные деньги в мешках по 25 рублей в каждом, и соль четвертями, а также собирать все, что осталось в обгорелых домах и лавках и что они могли увезти на своих телегах. Мешок медных денег в 25 рублей (их огромная масса лежала в подвалах Кремля) стоил столько же, сколько четверть соли (которая также находилась в большом количестве) – 4 рубля или один серебряный рубль. Точно также на несколько серебряных рублей можно было покупать целые пакеты старых кредитных билетов. Количество покупателей ежедневно увеличивалось по мере того, как крестьяне с целыми грузами соли и медных денег невредимо возвращались из Москвы по своим деревням» [31]. 

«После выступления французов из Москвы грабежи возобновились с новой силой. Когда в Кремле еще находился французский гарнизон, подготовлявший взрывы, и ворота охранялись солдатами, крестьяне тем не менее пытались проникнуть в Кремль за солью и медными деньгами и, не понимая французских окриков, гибли под выстрелами часовых. Убедившись наконец, что обычные входы в Кремль стали недоступны, они проломали в стене проход к тому месту, где лежали медные деньги. «Теперь – рассказывает автор, - каждый был в состоянии взять столько медных денег, сколько хотел, или, лучше сказать, сколько мог; но при этом люди гибли как мухи, потому что как только кто-либо выходил из сделанной в стене бреши, то другие хотели отнять у него добычу; начиналась кровавая борьба, и деньгами овладевал тот, кто оставался в живых»[31]

Подрыв Кремля французами 23 (11) октября 1812 года
В 5 часов утра в  понедельник 19 (7 ст.ст.)октября , понедельник Наполеон оставил Москву и с основной армией ушел на Калугу. В Москве, засев в Кремле, оставалась дивизия маршала Мортье. Отряд Мортье покинул Москву в ночь с 20 (8) на 21 (9) октября. При отступлении Наполеон отдал приказ о подрыве Кремля. Под многие Кремлевские здания, в том числе и под башни были подведены мины. Шесть взрывов один за другим прогремели в 10 часов утра 23 (11) октября.

Пожар Москвы. Раскрашенная гравюра. Неизвестный гравер. Первая треть XIX в.

По рассказам Толычевой : "В самый день их [французов] ухода нас пробудил часу в двенадцатом такой гром и треск, что мы света не взвидели. Земля дрожала под нами как живая, и мне казалось, что еще минута, и своды подвала обрушатся над нашими головами. Мы стали окликать друг друга, чтоб убедиться, что все живы, и выбежали на улицу посмотреть, что случилось. Пожар освещал ее попрежнему, настала опять тишина, и кой-где бежали наши, выгнанные также страхом из своих убежищ. Раздался еще взрыв, и полетели камни градом со всех сторон. Все разбежались. Мы бросились опять в свой подвал. Наконец, при третьев взрыве, над нашими головами так потрясло нашу церковь, что она треснула сверху донизу. Семейство не спало всю ночь, а на другой день Василий Михайлович видел страшные следы разрушения. Кремлевские стены рухнули в нескольких местах, колокольня ивана Великого треснула, дворец сгорел, верхняя половина Никольской башни была разрушена, и часть железной крыши арсенала сорвана и занесена на Никольскую улицу" [8. С. 45]. 

Никольская башня 24 (11) октября 1812 года. 

Яков Чиликин рассказывал, как после подрыва Кремля «бывши в таком страхе пошли мы на набережную [у Воспитательного дома], и вообразите, каковы были удары! Даже в Москве реке вода сделалась как молоко белая и пахла порохом и серою, рыба плыла по поверхности воды уже сонная! И вода так была противна, что в рот нельзя было взять, и таковою была сутки» [4. С. 103]. 

П.В. Сытин: «Тем не менее, оказались взорванными звонницы колокольни «Иван Великий», взлетели на воздух Водовзводная, 1-я Безымянная и Петровская башни, сильно пострадала Никольская и небольшие повреждения получили Боровицкая и угловая Арсенальная башни. Взорвана была и часть Арсенала» [12. С. 34]. 

 Никольская башня 24 (11) октября 1812 года. Книжная гравюра.

 Никольские ворота. «В первоначальном виде своем ворота существовали до 1812 года. В этом году, при взрывах Кремля, верхняя часть ворот ниспроверглась по самый образ святителя Николая. Что же касается до остальной, нижней части ворот, то не только она, но даже и стекло у образа чудотворца, невзирая на ужасное потрясение, причиненное взрывом, остались невредимы. Это чудесное событие свидетельствуется сделанною на воротах надписью. Ворота были возобновлены архитектором Росси по образцу Спасских». Кондратьев И.К. Московский кремль, святыни и достопамятности  Ист. описание соборов, церквей и монастырей. М., 1910. С. 111.

Спасские ворота Ф. Алексеев.1800-1801 гг.

Спасские ворота «В 1812 году, когда французы хотели взорвать на воздух Кремль, был сделан подкоп и под Спасскими воротами; но еще огонь не дошел по фитилю к подкопу, как пролился сильный дождь, который погасил фитиль, и таким образом сохранились как весь кремль и Святыня его, так и сии достопамятные в истории Москвы Спасские ворота со своею готическою башней. Во время пребывания в 1812 году в Москве врагов нашего отечества, многие из них неоднократно принимались сдирать ризу с образа Спасителя, что над воротами, но успеха не имели» [32]. 

 Конюшенный двор (справа), Боровицкая башня и Церковь Иоанна Предтечи (слева). Акварель мастерской Ф.Я. Алексеева. 1800-1802 гг. Отсюда.
Боровицкая башня. В 1812 году во время взрыва отступавшими французскими войсками соседней, Водовзводной башни была повреждена и Боровицкая башня — упал верх ее шатра. В 1816—1819 годах башню отремонтировали под руководством О. И. Бове.
Изгнание из Кремля 10 октября 1812 года казаками Иловайского остатков отряда маршала Мортье, производившего взрывы Кремля.Иванов И.А. (1779 - 1848) 1810-е гг.
В октябре 1812 года Наполеон, покидая Москву, отдает приказ: заложить пороховые заряды и взорвать исторические здания в Московском Кремле. Чудовищными взрывами были разрушены Арсенальная, Водовзводная и частично Никольская башни, сильно пострадали прилегающие к ним стены Кремля, Арсенал и Грановитая палата. Большинство сооружений в Кремле разрушить, все-таки, не удалось, благодаря тому, что начался сильный дождь, и потому, что жители Москвы успели в последний момент потушить многие уже зажженные фитили. Но кремлевскую звонницу с большими колоколами спасти, все-таки, не удалось. Взорванная звонница рухнула, а многоярусная Ивановская колокольня устояла [33]. 

Состояние Кремля после выхода французов

Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева.

В Кремле неприятель оставил «два орудия с лафетами кроме больших, оставленных у ворот Арсенала, две без лафетов, 204 ящика с патронами и пушечными зарядами, 6 лафетов, 39 понтонных лоток, 7 лафетов с канатами и якорями, 9 кузниц, 53 полковые фуры, 8 фур с лопатами и кирками» [34]. 

План разрушений Московского кремля в 1812 году. Чёрным обозначены полностью уничтоженные строения. Иван Еготов, 1813.

Около 11 октября 1812 года был составлен Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений после оставления Москвы французами. «Взорвано и сожжено. В Кремле 1-е Дворец, 2-е Грановитая палата, 3-е пристройка к ивановской колокольне, 4-е Комендантский дом, 5 Арсенал, 6-е башня Алексеевская до подошвы, 7 Никольская первая повреждена, 10-е Сенат немного поврежден. Соборы остались целы, с Ивановской колокольни крест снят и глава повреждена, башни Спасскаи и Троицкая целы, также и Вознесенский монастырь» [34. С. 57]. 

Московский Арсенал. Разрушения 1812 года (внизу) и проект восстановления (вверху). Вид с внешней (западной) стороны. 1814.

Освящение церквей Кремля
«Похоронив своего отца и благодетеля, незабвенного митрополита Платона, скончавшегося 11 ноября, Августин получил от государя повеление управлять московской епархией впредь до назначения нового архипастыря. В отношении благотворения нуждающимся владыка действовал и как ходатай о пособии, и как раздатель присылаемых благотворительных сумм и как благотворитель из собственных средств. /…/ 1 декабря, по освящении Покровского, Василия Блаженного, собора, владыка с крестным ходом прибыл на Лобное место на Красной площади против Спасских ворот. Отсюда, при совершении молебна с водосвятием, владыка крестообразно окропил город со словами: «Вседействующая благодать Божия кроплением воды сея освящает древний благочестивый град сей, богоненавистным в нем пребыванием врага нечестивого, врага Бога и человеков, оскверненный. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». По совершении молебна крестный ход разделился на три отделения: одно направилось к Никольским воротам, другое пошло по Набережной около стены Китай-города, а с третьим отеделением владыка шествовал сам за ильинские ворота. Все три отделения сошлись у Варварских ворот и затем возвратились в Покровский собор. Торжественное освящение Белого города последовало 12 декабря – в день рождения государя. На необходимые исправления в Кремле потребовалось около трех месяцев. Во все это время в него не допускали любопытных. Открытие Кремля начато 1 февраля 1813 года освящением Архангельского собора. Мощи святого царевича Димитрия, сохраненные усердием священника Воскресенского монастыря, в этот день были обнесены вокруг собора, а на другой день – вокруг всего Кремля. Крестный ход внутри Кремля  был совершен по освящении Чудова монастыря. Освящение Успенского собора, поновление которого производилось при личном ежедневном наблюдении Владыки, было отложено до 30 августа – дня тезоименитства государя императора. Ранее же сего числа, именно в субботу Лазареву был пока освящен в сем соборе придел свв. Ап. Петра и Павла, а 2 июны, с благословения святейшего Синода, была торжественно открыта рака мощей святителя Петра, дабы «сетующие обыватели Москвы, взирая на нетленность мощей сего угодника Божия, могли утешиться в скорбях своих и, прикасаясь к ним с лобзанием святым, - оживотвориться надеждой, что кратковременная печаль их вознаградится продолжительным и ненарушимым благоденствием» [29. С. 14].  «в день тезоименитства государя императора преосв. Августин совершил освящение Успенского собора, причем вокруг собора были обнесены мощи Святителя Петра, а внутри собора к неописанному восторгу предстоявших, пропеты были пасхальные песни по распоряжению владыки». [29. С. 17]/

Мемориал
Первым мемориалом героев 1812 года стал Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, выстроенного на месте старого дворца Растрелли.

 Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.

Император  Николай I пожелал, чтобы новый дворец был памятником славы русского воинства в Отечественную войну. На настенных мраморных досках  вычеканены имена георгиевских кавалеров, в том числе и Кутузова,  в  чем тоже упредили воинскую галерею храма Христа Спасителя. По счастью, Георгиевский зал уцелел [35]. 

При использовании прошу указывать ссылку: trojza.blogspot.com

Исп. лит.
1. Записки Алексея Дмитриевича Бестужева-Рюмина. Русский архив, 1896, №7. С. 368.
2. Воспоминания московского жителя о пребывании французов в Москве в 1812 году / Русский архив. М.,1869. Стб. 1407-1408.
3. Рассказ Ф.Н. Щербакова о 1812 годе. Сейделер И.И. Московская Голицынская больница в ряду европейских больниц. М., 1865. Прил. XLII, С. 122.
4. Чиликин Я. 13 ноября 1812 г. Воспоминания о пребывании французов в Москве в форме письма к Г. П. Вонифатьеву от 13 ноября 1812 г. — «Изображение военных действий 1812-го года/ Сочинение Барклая-де-Толли. СПб., 1912, с. 93-94.
5. Кондратьев И.К. Московский кремль, святыни и достопамятности  Ист. описание соборов, церквей и монастырей. М., 1910. С. 108.
6. Григорий [Воинов И. И.]. Историческое описание Московского Златоустовского монастыря. М., 1914.С. 66.
7. Русь и русские в 1812 году. С. 171. 
8. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе, собранные Т. Толычевой (Е.В. Новосильцевой). М., 1912. С.44.
9. Очерки жизни московского архиепископа Августина. М., 1848. С. 50.
10. Белянкин Л.Е. Исторические записки и сведения о Покровском и святого Василия Блаженного соборе в столичном граде Москве. М., 1867. С. 20-21.
11. Перовский В.А. Из записок покойного графа Василия Алексеевича Перовского / Сообщ. Б.А. Перовский // Русский архив, 1865. Изд. 2-е. М., 1866. Стб. 1038.
12. Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1958. С. 85.
13. Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского. Ч.2. М., 1827. С. 105.
14. Larrey D. -J. Memoires de chirurgie militaire et campagne. T. 4. P., 1817.
15. Авенариус В.П. Среди врагов. Дневник юноши, очевидца войны 1812 года. СПб., 1912. С. 98. 
16. Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 года, собранные и изданные П. И. Щукиным. Ч. 5. М., 1900. С. 6.
17. Глинка С. Прибавление к русской истории, или записки и замечания о происшествиях 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. М., 1818. С. 87.
18. Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году. М., 1862. С. 278.
19. Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времен учреждения Св. Синода (1721-1821). М., 1870. Ч.III. Кн. II. С. 88.
20. Прогулки по Кремлю // Отечественные записки. 1822. №25. С. 240-241.
21. Московский кафедральный Чудов монастырь. М., 1896. С. 51.
22. Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 231-232.
23. Известия из Москвы 1812 г. (Из бумаг А.Я. Булгакова). // Русский архив, 1864. – Вып. 11/12. – Стб. 1195.
24. Снегирев Н.М. Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества. Год 3. М., 1852. С. 10.
25. Извеков Н.Д. Церковь во имя Положения Ризы Богоматери во Влахерне с часовнею Печерской Божией Матери при Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 13.
26. Московские Церковные ведомости. 1871, №37.
27. Попов А. Французы в Москве. М., 1876. С. 61.
28. Извеков Н.Д. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 28-29.
29. Высокопреосвященный Августин архиепископ Московский и Коломенский. М. 1895. С. 12-13.
30. Поселянин Е. Сто лет назад. Воспоминания о 1812 годе. М., 1912. С. 26.
31. Корелин М. Новые данные о состоянии Москвы в 1812 году. Русская мысль, октябрь. М.,  1896. С. 63.
32. Струков Д. Путеводитель к московской святыне. М., 1850.С. 33.
33. Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архитектурной реставрации. М., 2002. С. 64.
34. Список уцелевших зданий. Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 года, собранные и изданные П. И. Щукиным. Ч. 1. М., 1897. С. 55-56.
35. Лебедев А. Московский кафедральный архангельский собор. М., 1880. С. 89-92.