Наконец мой стихотворный перевод оды 27-летнего французского поэта-солдата Жана-Батиста Бенуа Баржо, погибшего в битве народов под Лейпцигом в 1813 году завершен.
Ода носит горделивое название "Покорение Москвы" и была издана в Париже в 1812 году.
Прежде всего я хотел как можно более точно передать смысл каждого четверостишия, не опуская мифологических аллюзий и это, кажется, удалось.
Но прежде чем познакомить читателей этого блога с результатом трудов, хотелось бы несколько строк посвятить судьбе подпоручика Баржо, о котором ничего нет в рунете и довольно мало данных есть вообще на сетевых просторах...
Ода носит горделивое название "Покорение Москвы" и была издана в Париже в 1812 году.
Прежде всего я хотел как можно более точно передать смысл каждого четверостишия, не опуская мифологических аллюзий и это, кажется, удалось.
Но прежде чем познакомить читателей этого блога с результатом трудов, хотелось бы несколько строк посвятить судьбе подпоручика Баржо, о котором ничего нет в рунете и довольно мало данных есть вообще на сетевых просторах...
Жан
Батист Бенуа Баржо (Jean Baptist Benoit Barjaud; 1785-1813)
родился в центре Франции в городе Монлюсон (Montluçon) 28 ноября 1785
года.
Его отец, архитектор, полагал, что сын продолжит его успешное дело. Но юный Жан
Батист в возрасте шести лет уже понял, что искусство Франсуа Мансара и
Жака-Жермена Суффло не входит в круг его интересов. Наделенный от роду живым
воображением, он с таким увлечением погрузился в чтение и литературные занятия,
что его родители, обеспокоенные здоровьем сына, были вынуждены нередко отрывать
его от столь серьезной работы так несвойственной нежному возрасту. Получая
начальное образование в школе своего родного города, каждый год он неизменно
получал пальму первенства в ученых дебатах. В 1800 году его отец отправил сына
в Париж, где он поступил в один из старейших парижских колледжей - Сен-Барб (College de Sainte-Barbe), обучаясь там с непеременным
успехом. Участвуя в главном школьном конкурсе он услышал свое имя первым среди
победителей и с этого момента его судьба в литературе была предрешена. Но
прежде всего юноше требовалось обеспечить свое безбедное существование.
Материальное положение его родителей не позволяло Жану Батисту целиком посвятить
свою жизнь литературе и сочинительству. И, не отказываясь от своих поэтических
штудий, он обратился к адвокатской деятельности.
Именно в этот период вышло
в свет его «Послание женщинам» (l'
Epitre aux
femmes) –
первый слабый поэтический эксперимент, в котором нашли отражение горячее воображение
поэта и его острое чувство в отношении воспетого им женского пола. Похвалы,
полученные им от друзей, отвлекли его от трезвой оценки первого поэтического
опыта и привели к окончательном решению оставить адвокатскую практику. В
последующие годы одна за другой выходят в свет его оды, посвященные славе
французской армии. Около 1805 года в сотрудничестве со своим другом памфлетистом
Луи-Мари де-ла-Гэ, виконтом де Кормененом (Cormenin;
1788-1868) Ж.Б. Баржо сочинил несколько комедий для театра, скрыв свою фамилию
при их публикации. В 1809 году одна из них, под названием «Болтун и Упрямец»
была представлена широкой публике в парижском театре Одеон. В 1810 году Ж.Б.
Баржо издает свое описание Лондона и его выдающихся зданий [См.].
Пьеса в стихах, посвященная рождению сына Наполеона Бонапарта –
римского короля Наполеона II (1811-1832) с фрагментами из сочинений
Ювенала и Сенеки принесла ему одну из главных премий в учрежденном по этому
случае поэтическом конкурсе и была опубликована с дополнениями в 1812 году. В
этот период поэт решил приступить к более широкому замыслу – эпической поэме «Карл
Великий или завоеванный Рим» (Charlemagne ou Rome conquise). Несколько
отрывков из этого сочинения он успел опубликовать и продолжал трудиться над
сочинением поэмы. Ж.Б. Баржо внимательно следил за ходом «Русской кампании»,
начавшейся в ночь с 23 на 24 (с 11 на 12 по старому стилю) июня 1812 года
форсированием Немана. Победы французского оружия были воспеты им в двух хвалебных
одах: «Покорение Москвы» (La Conquete de Moscou)и «Пожар Москвы»
(L'Embrasement de Moscou), которые были
опубликованы при содействии его издателя П. Бланшара в Париже в том же 1812
году.
Французская
медаль на взятие Москвы.
Летом
1812 года Ж.Б. Баржо потерял работу, которая обеспечивала его существование. В
этот момент, не успев завершить свое произведение о Карле Великом, поэт решает
вступить на военное поприще. С просьбой о содействии при вступлении в войска,
которую поэт облек в стихотворную форму, он обратился к военному министру АнриЖаку Гильому Кларку, герцогу Фельтре (Henri-Jacques-Guillaume
Clark;
1765-1818).
Анри
Жак Гильом Кларк (1765-1818)
Такой
необычный подход получил одобрение и Ж.Б. Баржо были вручены эполеты
подпоручика (су-лейтенанта). Перед тем как выехать в часть, Ж.Б. Баржо передал одному из своих
друзей рукописи неопубликованных сочинений, среди которых находилась поэма «Карл
Великий» из 18 песен, последняя из которых так никогда и не была завершена… Спустя
некоторое время Ж.Б. Баржо прибыл в расположение остатков Великой Армии, только
что вернувшихся из трагического похода в Россию и собиравшихся под Магдебургом
под началом итальянского вице-короля Евгения Богарне (Eugène
Rose de Beauharnais, 1781-1824).
Евгений Богарне (1781-1824). Художник: К. Рихтер, 1812 г.
В первом же
сражении, в котором принял участие подпоручик Баржо, - битве при Бауцене 20-21
мая 1813 года, он обратил на себя внимание командования.
Наполеон
наблюдает штурм Бауцена. Гравюра, 1825-1830.
После
подписания перемирия в Неймарке 4 июня 1813 года в ходе проходившего в
Дрездене парада французских войск Ж.Б. Баржо поднес императору Наполеону две свои недавно
сочиненные оды. Наполеон, который, вероятно, уже был знаком с творчеством
поэта-воина, выразил желание наградить последнего. «Какой именно наградой, сир,
вы хотите меня удостоить, - спросил Баржо Наполеона, - орденом Почетного
легиона или императорским орденом Воссоединения?». «Той, которую ты выберешь»,
- ответил император, и поэт, считая, что орден Почетного Легиона ему не по
заслугам, выбрал орден Воссоединения (Ordre Imperial de la Reunion), который и
был ему скоро вручен.
Императорский
орден Воссоединения. Ordre Imperial de la Reunion.
11
августа 1813 года военные действия возобновились и 28 августа Ж.Б. Баржо
участвовал в битве под Холлендорфом (Hollendorf), а на следующий день в сражении под Кульмом.
Сражение
при Кульме. Художник: А.Коцебу.
16
октября поэт дрался в сражении при Вахау (Wachau), а 18 октября вступил в бой в «битвенародов» под Лейпцигом. В одной из схваток баловень муз и фортуны был
смертельно ранен и к вечеру умер.
Сражение
под Лейпцигом 16 октября 1813 года. Художник: В.И. Мошков, 1815 г.
Сочинения Ж.Б. Баржо:
Новые
стихи, или первое эссе молодого литератора (Poèsies
nouvelle, ou
les premiers
essais d'un jeune littérateur).
Paris, 1805; Девятнадцатый
век. Сатира первая (e Dix-neuvieme Siècle. Satyre
première). Paris, 1805; Болтун
и
Упрямец.
Комедия
в
одном
акте
и
одном
действии,
представленная
в
Одеоне
в
1909 году(Le Bavard et l' Entété, comédie en un acte et en vers, représenté
a l' Odeon en 1809). Paris, 1809; Описание Лондона и его зданий с точными историческими наблюдениями их архитектуры, а также предметов искусства и диковинами в них содержащимися (Description de Londres et de ses édifices
avec un précis historique et des
observations sur le caràctere de leur architecture, et sur les principaux
objects d'art et de curiosité qu'ils renferment). Paris, 1810; Гомер, или происхождение
Илиады и Одиссеи, поэма (около 1000 стихов), за которой следует несколько
фрагментов из «Карла Великого» и другие стихи (Homère,
ou l' origine de l' Iliade et l' Odyssée). Paris,
1811;
Два сборника патриотических од (Deux reçueils
d' odes
nationales).
Paris, 1811 и 1812; Ода
господину Лемеру на смерть его сына (Ode f N/ Lemaire sur la mort de son fils). Paris,
1812;
Переход через Неман (Le Passage du Niémen). Paris,
1812;
Покорение Москвы (La
Conquête de Moscou). Paris, 1812; Пожар Москвы (L'Embrasement
de Moscou). Paris, 1812; Наполеон в Дрездене (Napoleon
in Dresden. Zwei Unterredungen des Kaisers mit dem Dichter Barjaud und dem
Minister Daru). Paris, 1813.
Биография: Michaud J. Fr. Biographie universelle, ancienne et moderne,
ou Histoire, par ordre. Vol.57.
Paris., 1834. P.169-170.
Cornillon J. Jean-Baptiste
Barjaud de Montluçon: un Poète-soldat au commencement du XIXe
siècle.. Paris,
1915.