18.12.2011

Гребневская икона Божией Матери и подмосковное Гребнево. Легенды и историческая правда

Наконец удалось все разложить по полочкам и поставить точку в странном рассуждении о роли Гребневской иконы Богоматери в истории подмосковного села Гребнево.

По легенде об обретении Гребневской иконы,  в 1380 году она была преподнесена  великому князю Дмитрию Донскому, в городке Гребни в устье р. Чир.
В краеведческой литературе рассуждение о том, что подмосковное Гребнево было "временным станом войск Дмитрия Донского, возвращавшихся после Куликовского поля" - давно стало общим местом...  Это предположение впервые было высказано в брошюре "Историко-статистическое описание села Гребнева" М. 1903. Иваном Федоровичем Токмаковым (1856-1922).
В общем, оно заключается в том, что поднесенная "гребенскими казаками" на р. Чир икона временно останавливалась в Подмосковье, а на месте лагеря победивших Мамая войск и возникло потом село Гребнево, получив свое название по иконе... Существуют и более смелые вариации (предположение С.В. Савельева), и более путанные (вариации М.С. Баева (1902-1979). Кто-то вообще считает, что Гребневская икона когда-то находилась в Гребневском летнем храме Гребневской Божией Матери, построенном в 1786-1791 году.  Кажется пришло время разобраться с этой путаницей... Для этого нужно попытаться дать ответ на несколько важных вопросов и уточнить данные доступных источников.


1. Мог ли располагаться стан войск Дмитрия Донского в окрестностях нынешнего подмосковного Гребнево? Впервые это предположение подверг справедливой критике краевед М.Ф. Федоров. Обратив внимание на свидетельство "Сказания о мамаевом побоище", автор отметил, что войско входило в Москву через Коломенское. Через Коломенское, расположенное на юго-востоке Москвы шла дорога на Дон, в просторечии называемая Каширкой или Каширской дорогой. Таким образом,  Гребнево, располагающееся между Старой Переславской (Троицкой) и Стромынской дорогами, ведущими из Москвы на северо-восток к Переяславлю, никак не могло оказаться на пути Дмитрия Донского и его войска. К сожалению, двумя абзацами ниже М.Ф. Федоров снова говорит о "появлении иконы Гребневской Богоматери в нашем Гребневе", будто забывая о своем выводе сделанном выше. См.

2. Могло ли старинное название села Гребнево в древности быть связано с наименованием Гребневской иконы? Впервые село Гребнево на Любосеевке как "Гребенево на Любосевке" было упомянуто в списке с Писцовой книги письма и меры дьяка Тимофея Андреевича Хлопова, составленной в 7093 и 7094 (1584-1586) годах. Тогда село находилось среди вотчинных земель сподвижника Ивана Грозного Богдана-Андрея Яковлевича Бельского (ум. 1611), "что было преж того за Васильем Федоровым Воронцовым"  - окольничим, погибшим в 1578 году под Венденом во время Ливонской войны [ Калачов Н.В. Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. СПб. СПб. 1872. С. 214]. В те времена в Гребнево была деревянная клетского типа церковь во имя Николая Чудотворца. Братья В. и. Г. Холмогоровы считали, что она была построена в 1585 году. Василий Воронцов продал Гребнево вместе с окрестными деревнями Богдану Бельскому не позднее 1576 года [РГАДА. Ф.1209. Оп.1. док. 257].
В 1663 году [Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах. Ч.5. м., 1887. С.22] Гребнево перешло во владение Юрия Петровича Трубецкого (ум. 1679) - единственного сына камергера польского короля Петра Юрьевича Трубецкого  и внуком Юрия Никитича Трубецкого, уехавшего в Польшу в 1610 году во время Си принявшего католичество. Юрий Петрович вернулся в Россию из Польши/ В России он был жалован чином боярина. Был ли он католиком как его отец и дед точно не известно. Гребнево перешло в его собственность еще при жизни  его внучатого дяди, - бездетного видного дипломата, крестного отца Петра I князя Алексея Никитича Трубецкого (ум.1680), не желавшего отказывать Гребнево потомку бывших изменников. Как так случилось, что в 1663 году Гребневская вотчина все-таки досталась Юрию Петровичу точно пока не выяснено. В 1671 году  Юрий Петрович обратился патриарху Московскому и всея Руси Иосафу с челобитной о дозволении строительства в его селе Гребневе Московского уезда на месте "ветхой церкви Николая Чудотворца да царя Константина и матери его Елены" - "новой церкви во имя Пречистыя Богородицы Гребенские да в пределе великого чудотворца николая да царя Константина и матери его Елены". [Вторые Гребневские чтения 4 ноября  2005 г. Фрязино, 2006. Опубл. Н.Потаповым. С. 30-31. ЦИАМ ф. 203. оп. 753. д. 1315. л. 2]. Разрешение на строительство было получено, а церковь получила новое наименование. 1. С одной стороны рожденному в Польше, и, видимо, прожившему большую часть жизни вне пределов России, Юрию Петровичу легко было умозрительно объединить название своего села и известной в Москве иконы. 2. Кроме того, причиной смены наименования храма могли послужить связанные с московской иконой Гребневской Богоматери чудеса,  относящиеся к 1612 (помощь иконы москвичам, отразившим нападение поляков на Сретенке), 1617 (спасение образа при пожаре) и 1654 ("попаление огнем татей", пытавшихся похитить ризу иконы) годам. 3. Также можно предположить, что постройка церкви в именование иконы, прочно связанной в общественном сознании с отражением нападения поляков могла быть формой покаяния Юрия Петровича за измену русскому государству его деда во времена Смутного времени.


Благодеяния Богоматери чрез ея св. иконы. Спб., 1905. С. 605. В сети - впервые.

3. Могла ли старинная икона когда-либо находиться в подмосковном Гребневе? Легенда об обретении Гребневской иконы представлена в «Повествовании о образе чудотворном Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Гребневская, и како и откуду обретеся зде, в царствующем граде Москве, в лето 6889-е, списано вкратце с древняго летописца» 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. (Романова. 2004. С. 561-562). После того, как икона попала вместе с войсками Донского в Москву она находилась в московском Успенском соборе. Великий князь Иван III Васильевич в связи с походом на Новгород в 1471 году (П.Г. Паламарчук говорит о 1472 годе) построил в Москве деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы на Бору и поставил туда чудотворную икону.
Позднее храм Успения Богородицы на Бору  принял наименование церкви Гребневской Божией Матери на Лубянской площади. Здесь икона  пробыла до 30-х годов ХХ века. На фотографии (Рис.1.) видна надпрестольная сень, атрибутируемая  XVII веком (Рис.2.).

Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА)Надпрестольная сень в церкви Гребневской божией матери в Москве. Барщевский И.Ф., 1882-1896 гг.

Сведения о судьбе иконы теряются после разрушения храма, начавшегося в конце июня 1927 года и окончившегося в 1935 году. Надпрестольная сень в 1933 году была передана в музей-заповедник Коломенское.  Некоторые иконы из храма попали в собрания ГТГ и ГМЗК «Коломенское».  Однако Гребневской иконы в фондах музея нет. 



3. Храм Гребневской иконы Божией матери в Гребневе был построен в 1786 году Гавриилом Ильичем Бибиковым (1746-1803) и освящен в 1791 году митрополитом Платоном (Левшиным) в честь Гребневской иконы Божией Матери. Супруга Гавриила Ильича, Татьяна Яковлевна (1762-1782), в девичестве Твердыщева, купила село с деревнями у Трубецких в возрасте 19 лет в 1781 году. Она была дочерью одного из "первых фундаторов заводов внутри самой Башкирии", Якова Борисовича Твердыщева. В следующем году, 19 августа она умерла от родов первенца, который также не выжил.
Как верно подмечено в блестящей статье на сайте pravenc.ru, которая во многом также ставит все связанное с Гребневской иконой на свои места: "К концу XVIII - началу XIX века относится строительство первых храмов в честь Гребневской иконы, в основном в подмосковных усадьбах. Это прежде всего церковь 1786-1791 годов в усадьбе Гребнево Богородского уезда, возведенная на средства генерала Г. И. Бибикова по проекту И. Ветрова (выбор посвящения, очевидно, был обусловлен названием села, известным с XVI в.), и церковь 1802 году в с. Одинцове Звенигородского у. (ныне г. Одинцово), построенная на средства гр. Е. В. Зубовой (Памятники архитектуры Моск. обл.: Кат. М., 1975. Т. 2. С. 75, 336-337). К 1902 г. относится деревянный храм в честь Гребневской иконы Богоматери в пос. Клязьма. Очевидно, во всех этих церквах находились чтимые списки чудотворного образа (в храме с. Гребнева Щёлковского р-на Московской обл. сохранился список XVIII в.)".


Современный список иконы Гребневской Божией Матери.

Итак, сделаем выводы.
Предположение И.Ф. Токмакова  о  непосредственной исторической связи наименования села Гребнево Московской области с наименованием старинной иконы Гребневской Богоматери и топонимами, встречающимися в сказании об ее обретении, является ошибочным. Общераспространенное мнение о том, что у  села Гребнево "возможна связь названия с Иконой Гребенской Богоматери" (См.) поставлена под существенное сомнение и "?".
Дмитрий Донской после Куликова поля не заходил в Гребнево, а ныне утраченная Икона Гребневской Богоматери не пребывала в Гребневских храмах Подмосковья  (возможно лишь временно для служения молебна, но пока информация об этом не найдена).
Храм Гребневской иконы божией Матери, построенный в 1671 году и возобновленный в камне в 1786 году в селе Гребнево, был посвящен этой иконе по схожести со старинным названием села и в покаяние ее устроителя храма за измену родине и вере его предков.

P.S. А вот с чем связано  возникновение как подмосковного топонима, так и именования иконы,  мы рассмотрим позднее =)

Лит.: Романова А. А. Сказание о иконе Богоматери Гребневской // Словарь книжников и книжностей Древней Руси. XI—первая половина XIV в.. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 561-562.