18.12.2011

Дубовый Филипповский крест 1652 года и часовня Животворящего Креста


Часовня Животворящего Креста
, стоявшая при  древней дороге из Москвы в Троице-Сергиевский монастырь (и через него в Переяславль, Ростов Великий и Ярославль) (ныне – проспект Мира) некогда была главной приметой округи. 
Так, застава устроенного в XVIII веке Камер-Коллежского вала  на Троицкой (называвшейся также Ярославской) дороге чаще называлась по часовне – «Крестовской», чем по дороге – «Троицкой». Вообще, «Крестом», или «на Кресте» называлась  иногда вся северная часть Большой Мещанской улицы (пр. Мира) от «Срединки» - переулка, ведшего к церкви Филиппа Митрополита  до городских ворот Крестовской заставы.

Такая устойчивость московского топонима не должна вызывать удивления. Часовня Животворящего Креста, с середины XVII века стоявшая у нынешнего дома №73 на площади Рижского вокзала и разрушенная в 1929 году была на протяжении веков была местом остановки и отдыха паломников, отправлявшихся из Москвы к Троице-Сергиевскому монастырю (Лавре с 1742 года).
Начало этой традиции, видимо, можно искать в регламенте торжественных путешествий царей к этому святому месту. Как пишет М. Александровский, "при царских богомольных походах к Троице здесь бывала «слазка», то есть государь сходил с коня и переодевался в дорожное платье" [1]. Одно из таких торжественных шествий царя Алексея Михайловича в Троице-Сергиев монастырь 29 сентября 1675 года было живописно описано в «Сказании» секретаря посольства римского императора Леопольда к царю Алексею Михайловичу, изданном в 1670 году в Зальцбурге.


Выезд царя Алексея Михайловича...
Художник: В. М. Васнецов


По мнению И.Е. Забелина до установки на описываемом месте креста в 1652 году остановка «царского поезда» располагалась несколько дальше, у Марьиной рощи [3], где раскидывались богатейшие шатры и палатки, представляющие собой целый "палаточный городок"
. Царские выходные книги 1675 года говорят о том, что "у слазки, за земляным городом, у животворящаго креста Господня, подано великому государю на перемену платья: ферезья теплая, сукно голубое с широким круживом; кафтан ездовой теплой, байберек голубой цвет; зипун, тафта бела, тотже; тесма серебрена с крюки золотыми; шапка и рукавицы теплыя, сукно скорлать бел" [4]. Сама перемена царем дорогого платья на менее пышное имела важное  значение, если принимать внимание символическое значение паломничества.



Дубовый Филипповский Крест 1652 года.

Впервые это место у нынешнего Рижского вокзала было отмечено установкой деревянного креста в далеком 1652 году. По краткому свидетельству М. Александровского, повтороненному затем во множестве источников вплоть до "Сорока сороков" : "на этом месте 3 июля 1652 года были встречены Мощи св. Филиппа митрополита. В воспоминание этого здесь был поставлен дубовый крест, над которым впоследствии сооружена часовня". Но попытаемся вникнуть в суть того, что произошло на этом месте 3 июля 1652 года.
11 марта 1652 года тогда еще митрополит Новгородский и Великолуцкий (впоследствии - тот самый, печально-известный, Никон) Никон (1605-1681) возглавил посольство в Соловецкий монастырь , отправившееся из Москвы 11 марта, и 3 июня прибывшее на место. Целью посольства было перенесение из монастыря в Москву мощей митрополита Филиппа II(1507-1569), который был известен тем, что обличая введение опричных порядков Иваном Грозным, и, затем, попав в опалу,  был убит по приказу царя. Инициатором перенесения мощей в столицу был именно Никон, имевший большое влияние на молодого царя Алексея Михайловича. Небезосновательно надеясь занять митрополичью кафедру после скончавшегося 15 апреля того же, 1652 года патриарха Иосифа, Никон, переносом мощей митрополита, убитого Иваном Грозным, в Москву, призвав молодого Алексея Михайловича к публичному покаянию, на будущее ограничивал вмешательство царя в церковные дела.
Недаром, по прибытии на Соловки
после трёхдневного поста за литургией в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря Никон перед ракой с мощами прочел грамоту 23-летнего царя, адресованную святителю Филиппу, в которой содержались следующие строки: «преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием /…/ Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед, простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко» [5]. 
Рукописное житие патриарха Никона написанное Иваном Шушерой  (Иваном Корнилиевичем Шушериным, ум. 1693) так описывает встречу мощей в Москве: «Егда же бысть царствующего града достигоша, и тогда благочестивый царь со всем освященным собором и с честными кресты и со святыми иконы и благолепственным устроением, с ними же Варлаам, Митрополит Ростовский и Ярославский, аще ему благочестивый царь, ради конечныя его престарелости, зело от путешествия того унимаше; он же, желая видеть святыя мощи, на встретение честных мощей пойде. Грядущим же им, и мало нечто яко бы вержением камени до святительских мощей не дошедшим, преосвященный Варлаам Митрополит седее в свои [40]  кресла, и абие от жизни сея отъиде. По его же преставлении, достигшее до мощей святителя великого Филиппа, благочестивый же царь со всем освященным собором и со всем своим царским синклитом и с бесчисленным множеством народа, от великия радости, воздаде Богу благодарение, яко благоволил угодника своего мощи ему зрети святыя, и приим у Никона преосвященного митрополита благословение, поидоша в царствующий град, во он же дошедшее, поставиша оныя мощи в соборной Апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы среди церкви, и тако тут пребыша 3 дни и 3 нощи: ибо в те в трои сутки народ среющийся  на прикосновение и целование святых мощей, по получении оных святых мощей, благодатию Божиею много исцеления в скорбех сущим даровашеся, наипаче же множайшее число беснующихся, читаху над оными мощами запрещальные на злые духи молитвы и руце возлагающу преосвященному митрополиту Никону, исцеления получаху» [6].
Иными словами, при встрече мощей, престарелый Митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам , которого ранее отговаривали от участия в пешей процессии, скончался на том месте, с которого уже было видно процессию с мощами ("на расстоянии брошенного камня"). Видимо на месте преставления Митрополита в том же году и был поставлен крест... Эта, конечно, "додумка" сделана на основании того, что царская процессия, узнав о кончине Митрополита Варлаама остановилась, тогда как процессия со святыми мощами продолжала шествие.

Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба св. Филиппа. Художник: Литовченко А. (1835-1890)
Находясь перед гробницею святителя, Никон получил предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола. 25 июля 1652 года он был торжественно возведен на престол патриархов Московских и Всероссийских.


Рака с мощами св. митрополита Филиппа в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография отсюда.
Сами мощи митрополита Филиппа II и поныне находятся в Успенском соборе московского Кремля.


Церковь Филиппа Митрополита на II Мещанской улице.  М.А. Найденов, 1883.
До 1677 года  недалеко от места встречи мощей в мещанской слободе была построена деревянная церковь Филиппа Митрополита Московского, в 1691 году на ее месте была сооружена каменная [7]. Стоящая на ее месте церковь в то же наименование была построена архитектором М.Ф. Казаковым в 1777-1788.

Ну а на самом месте встречи мощей царем Алексеем Федоровичем, в том же 1652 году поставлен дубовый памятный крест, давший название описываемому кварталу, на обратной стороне которого присутствует врезная надпись:



«от лет многих сокровенно бысть неистощимое сокровище вскрай Российского государства, во отоце Акиан моря, во острове Соловецком, изволением всесилнаго в Троице славимого господа нашего Иисуса Христа и пречистыя Его Матере, лета 7160 (1652) июля в 9 день, сотвори сретение многоцелебных мощей новаго чудотворца Филипа митрополита Московского и всея Русии благочестивый Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайловичь всея Руси с чудотворными иконами с Митрополиты; со Архиепископы и со освященным собором, с Князи и боляры и со всеми православными Христианы, не дошед восприятия мощей его, на сем месте преставися преосвященный Варлаам Митрополит Ростовский и Ярославский».
Вскоре (точная дата не известна) над ним была возведена деревянная часовня Животворящего креста,
описанная в документе, приведенным В. Соколовым следующим образом: "часовня деревянная, на каменных столбах, оштукатуренная. Принадлежит церкви Троицы на капельках, стоит на границе Троицкого и Трифоновского приходов. Крест деревянный, поставлен при царе Алексее Михайловиче" [8].

Территориально часовня была отнесена приходу церкви Троицы на Капельках:

Церковь Троицы на Капельках.
М.А. Найденов, 1883.
Каменная церковь, выстроенная на средства, пожалованные Петром I, его супругой Екатериной Алексеевной и их сыном, царевичем Алексеем была освящена в 1712 году. Церковь была сломана в 1930 году и на ее месте выстроен  7-этажный жилой дом №51[9].
По словам А. Мартынова, посетившего эту часовню около 1859 года, и описавшего ее, предание, "изображенное на стенах деревянной часовни" (Sic!!!) гласило, что на этом месте отдыхал преподобный Сергий Радонежский на его пути в Москву, и будто бы с этого места его провожали из Москвы, когда он возвращался в свой Троицкий монастырь [10].
 Интересно, что при первой научной публикации приведенной в самом начале поста фотографии, она была снабжена подписью:
"1-я Мещанская улица. Вид в сторону заставы. Фотография начала ХХ века. На фотоснимке – последний отрезок улицы от д. 69 по левой стороне; в глубине – Крестовские башни. Очень храрктерен облик невысокой доходной застройки традиционного типа, сложившегося в начале XIX в., насыщенной мелкими магазинами: «мануфактура», галантерейный, писчебумажный и др. Полоса палисадников еще сохраняется, и тротуары проложены по ее внешней стороне; однако перед домами с магазинами она уже лишена зелени и замощена, раскрывая для публики витрины и рекламы. Здесь же стоит легкий раздвижной лоток разносчика. Ширина палисадников по левой стороне была уменьшена около середины XIX в., и многие дома переднего плана строились уже после этого, по новой линии. Перед ними, у д. 77 по старой нумерации – маленькая часовня Животворящего креста – ее последнее, ампирное здание. Она и прежде стояла при дороге, вне застройки» [11].
Обновление часовни, еще и в стиле "ампир" могло произойти после 1812 года. Разумно предположить, что часовня могла сгореть, как и расположенные по соседству дома этого района, отмеченные как сгоревшие на плане Москвы 1813 года. А на ее месте и была возведена, очевидно (по фоторафии в начале поста) каменная часовня в стиле ампир. Однако, в источниках на эти перестройки указаний найти мне не удалось... Видимо, в 1998 году знали больше, чем знали в 1859 году, когда Мартынов точно писал, что она все еще была деревянной, а, значит, пережившей пожар 1812 года.
В любом случае московский пожар 1812 года пережил Крест, коль скоро в 1902 году всенародно отмечалось его 250-летие [12]. Кажется, разумно предположить, что каменная часовня над Крестом была возведена как раз  к этому празднованию, а, значит, и сама фотография может быть датирована периодом 1902 - 1929 (а не "началом ХХ века"), скорее всего, судя по состоянию часовни, ближе к 1915 году.
После сноса часовни Животворящего Креста в 1929 году (по Паламарчуку) на этом месте был выстроен:

дом номер 73. Фотография 1979 года, Паламарчук.

Вот как это место выглядит сейчас:


Сам святой Крест был перенесен в алтарь Предтеченского предела церкви Знамения в Переяславской слободе (в ближайшую из действующих в 1929 году церквей), в которой и находится до сих пор:


... стоя без постамента на кафельной плитке.


К слову, можно надеяться, что построенная в 2009 году при Знаменской церкви что в Переяславской Ямской слободе "Новая Крестовская часовня", (жутковатая на мой вкус) приняла уже в свои стены этот бесценный памятник прошлого, 300-летие которого в 2003 году, кажется, забыли...

[1] Александровский М. Указатель Московских церквей. М., 1915. Часть Г. Часовни, № 27, с. 74.
[2] На русском: Посольство Баттони от австрийского императора Леопольда к царю Алексею Михайловичу в 1675 году, описанное Адольфом Лизекком, секретарем посольства // Отечественные записки, Часть 33. № 94. 1828. С. 364-365. См.
[3] Забелин И.Е. Троицкие походы русских царей. М., 1847. С. 13. 
[4] Цит. по: Забелин И.Е. Ibid. С. 14.
[5]
Цит. по: Российское самодержавие первых Романовых. М., 2005. С.160.
[6]
Шушерин И.К. Житие святейшего патриарха Никона. СПб., 1784.С. 40-41. См.
[7] Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т.3. М., 2004. С. 136.
[8] Соколов В.С. Храм Живоначальной Троицы на Капельках. М., 1906.
[9] Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т.3. М., 2004. С. 552.
[10] Мартынов А. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. М., 1856. С. 39-40.
[11] Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М., 1998. С. 176.
[12] Паламарчук П.Г. С. 553 со ссылкой на Соколова В.С.