История владельцев сел и деревень северо-востока Подмосковья XIX века, признаться, изучена весьма недостаточно. Владельцам первой половины XIX века, за незнанием кем же они были на самом деле, обычно приписывают вину за разрушение памятников истории.
Так дело обстоит с владельцами усадьбы Гребнево Пантелеевыми, будто бы построившими в усадьбе купоросный завод или с Колесовыми в Глинках, будто бы "из религиозного фанатизма" уничтожившими парковые скульптуры будто бы поставленные здесь еще знаменитым графом Брюсом...
Однако, едва не больше сумятицы возникает при исследовании отдельных владельцев уже не самих сел и деревень, но имений во второй половине и конце XIX века. Возможно, эта ситуация сложилась из-за того, что большинство источников, к которым обращается любой краевед, решившись разобраться с этим вопросом - современны той эпохе, а в советский период уже сами эти вопросы были идеологически - не актуальны, как знать...
Такая же ситуация сложилась с личностью одной из позднейших владелиц усадьбы Гребнево, купчихой Зинаидой Артемьевной Федотовой.
Но, давайте по порядку.
После большого пожара 10 мая 1865 года, уничтожившего центральное и крупнейшее щёлковское текстильное предприятие братьев Максима, Федора и Никиты Ивановичей Кондрашевых, за ними осталась лишь небольшая часть производства в соседней с Гребнево деревне Фрязино (нынешний наукоград Фрязино). Сама фабрика на выставках звалась "Гребневской" - по более известному, чем Фрязино соседнему селу [Указатель V Московской выставки мануфактурных произведений. М., 1865. С. 22, №87]. По некоторым данным, еще в 1863 году при усадьбе Гребнево Кондрашевыми была устроена небольшая фабричка. В 1868 году братья покупают усадьбу у Веры Михайловны Пантелеевой и уже через два года в 1870 году устраивают в ней фабрику [Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. Т.3. Вып. 16. Ч.3. М., 1892. С.319]. По воспоминаниям старожилов, записанным А.А. Гриневским во втором десятилетии ХХ века фабрика была устроена Федором Ивановичем Кондрашевым в большом правом флигеле. Но дела фабрик шли ни шатко ни валко. Земли под сгоревшей фабрикой в Щёлкове братья распродают по кускам под платочнонабивную фабрику Ульриху Гоплеру и Ивану Ивановичу Краузе и в 1878 году купцу Алексею Яковлевичу Полякову (1828-1892). К 1870 году фрязинская фабрика была поделена. Две отпочковавшиеся части перешли в руки Анны Кондрашевой и Алексея Кирилловича Кондрашева. Дальнейший регресс предприятия привел к новому разделу собственности между Федором Ивановичем Кондрашевым и сыном его брата, Иваном Максимовичем. За дядей осталась Гребневская, за племянником Иваном - одна из частей Фрязинской фабрики.
Некрополь Кондрашевых в Гребневе. Фотография: А.Ю. Послыхалин, 2011.
Федор Иванович Кондрашев скончался 31 марта 1894 года и был похоронен у алтарной стены летней церкви в Гребневе в некрополе Кондрашевых. Памятник не сохранился. Иван Максимович скончался в 1901 году.
Вот здесь мы переходим и к основной части нашего повествования. Сложно сказать. кто выступал в качестве наследников обеих ветвей Кондрашевых - это предмет отдельного исследования, но вот, в 1903 году крайне ненадежный, впрочем, автор, И.Ф. Токмаков пишет:
"Еще в 1891 году фабрика Федора Ивановича Кондрашева была куплена у наследников его вместе с имением Гребнево московскою купчихою Зинаидою Артемьевною Федотовою с сыновьями. В тот же год с сентября начались подготовительные работы для устройства фабрики по изготовлению искусственного барашка, а с нового года заработался и барашек. Народу в ней [на фабрике] в настоящий момент живет 150 человек, народ пришлый, и в начале был буйный, теперь фабрика приведена в надлежащий порядок новым управляющим" [Историко-статистическое описание села Гребнева Богородского уезда Московской губернии. М., 1903].
В общем-то, до сих пор информация про Зинаиду Артемьевну у местных краеведов ограничивается этим упоминанием. С подачи некоторых горе-знатоков отрицается даже ее возможное владение усадьбой, де-женщина и пр. и др. Фантазии рождают чудовищ вроде "последнего владельца усадьбы Федотова", а сама З.А. Федотова даже не входит в обширные списки Богородского биографического словаря "Люди Богородского края"...
Итак, как нам тут удалось установить,
Зинаида Артемьевна Федотова родилась в 1829 году в семье старообрядцев. Она была замужем за старообрядцем, московским купцом II гильдии Василием Алексеевичем Федотовым, которого упоминал в своем завещании 1855 года Михаил Яковлевич Рябушинский (1786-1858) - основатель знаменитой династии Рябушинских ("московскому купцу Василию Алексееву Федотову икону в окладе"). Ее муж происходил из рода суконных фабрикантов-старообрядцев. Отцом В.А. Федотова был московский купец Алексей Кондратьевич Федотов (ум. 1829), матерью - Прасковья Андреевна Федотова (ум. 1856). Зинаида Артемьевна родила мужу троих сыновей: Павла (ок. 1847 года рождения), Константина и Николая (ок. 1857 г.р.).
В 1857 году муж Зинаиды Артемьевны, Василий Алексеевич Федотов в Москве в 3-ем квартале Басманной части основал фабрику по выделке искусственной шерсти. Сравнительно небольшое предприятие производило искусственную черную и серую овчину и "черный трип" - шерстяную ворсистую ткань наподобии "шерстяного бархата". После смерти мужа в 1862 году Зинаида Артемьевна унаследовала его московское предприятие и в возрасте 33 лет вступила во II-ю купеческую гильдию по г. Москве. Уже через три года после смерти мужа изделия ее фабрики были успешно представлены на V Московской выставке русских мануфактурных изделий 1865 года. В том же году на ее фабрике трудилось 85 рабочих и вне фабрики 20 человек. Годовое производство простиралось на сумму до 72 000 рублей серебром. Изделия имели сбыт в Москве и на многочисленных российских ярмарках.
Зинаида Артемьевна показала себя как удачливый предприниматель. Через 6 лет, в 1871 году при 150 рабочих на ее фабрике выпускалось продукции на 140 000 рублей.
В 1883 году вместе с сыновьями Павлом, Константином и Николаем З.А. Федотова основата торговый дом "З.А. Федотова и Ко" для руководства делами фабрики и торговли мануфактурным товаром. В 1887 году ее сын, московский II-гильдии купец Константин Васильевич Федотов вошел в состав управляющих "Товарищества мануфактур П.М. Рябушинский с сыновьями", но, исходя из сопославдения данных он скончался до 1888 года оставив сына Николая Константиновича (ок. 1880 года рождения).
В 1888 году в возрасте 59 лет вдова Зинаида Артемьевна Федотова, проживавшая в Басманной части в приходе церкви Никиты Мученика в собственном доме №106 под фирмой "З.А. Федотова и Ко" имела собственный магазин на Ильинке, а также магазин, торговавший картузными приборами в доме Торгового банка.
В 1890 году при 220 рабочих Московская фабрика Товарищества "З.А. Федотова и Ко" получала уже немалую ежегодную прибыль в 184 000 рублей.
В 1891 году* вместе с усадьбой Гребнево Зинаидой Артемьевной была куплена пришедшая в окончательный упадок фабрика Ф.И. Кондрашева в усадьбе. С начала 1892 года перепрофилированное на производство искусственной шерсти производство приступило к производству нового товара. Привыкнув к очепяткам Токмакова, я склонен предположить, что упомянутый им "буйный народ" был не из пришлых, а из местных рабочих, но к 1902-1903 году найм пришлых рабочих подавил выступления тех, кто был несогласен с перепрофилированием предприятия.
Зинаиде Артемьевне не так уж долго пришлось управлять Гребневской частью завода. Зинаида Артемьевна скончалась в 1897 году и была похоронена на Московском Рогожском старообрядческом кладбище рядом с мужем, его отцом и свекровью. Ее надробие сохранилось до наших дней.
После кончины З.А. Федотовой Гребневская фабрика продолжала производство. Не угасала с покупкой Гребневской усадьбы и Московская часть фабрики. В 1912 году на ней трудилось 978 рабочих.
До сих пор местным краеведам не известно кому по наследству перешло имение Гребнево с заводом при нем. Можно лишь высказать предположение, что либо к
Павлу Васильевичу Федотову (ок 1847 г.р.) либо к
Николаю Васильевичу Федотову (ок. 1857 г.р.).
А уж один из них продал усадьбу Федору Александровичу Гриневскому (1860-1832).
*К сожалению, для уважаемого краеведа Г.В. Ровенского смена 1891 на 1898 год - не слишком большая ошибка, судя по другим его работам, в которых он так же вольно "расправляется с датами"...
Исп. лит.
Экономическая история: ежегодник. М., 2007. С. 52.
Шемякина О.Д. Из истории купечества Рогожской общины: источники социальной и семейной атрибуции. / Мир старообрядчества. Вып.2.Москва Старообрядческая. Российское университетское издательство. М. 1995 С.59-74.
Гришина З.В., Пушков В.П., Шемикина О.Д. Персоналии старообрядцев по данным Московского некрополя. / Там же., с.133-153.
Ульянова Г.Н. Женищины-предприниматели в имперской россии: законодательство и практическая деятельность (на примере промышленности Москвы в XIX в. См.
Указатель V Московской выставки мануфактурных произведений. М., 1865. С.32
Справочная книга о лицах получивших на 1892 год купеческие свидетельства по 1 и 2 гильдиям в Москве. М. 1892. С.228
Пажитнов К.А. Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России. Шерстяная промышленность. М., 1955. С.195
Так дело обстоит с владельцами усадьбы Гребнево Пантелеевыми, будто бы построившими в усадьбе купоросный завод или с Колесовыми в Глинках, будто бы "из религиозного фанатизма" уничтожившими парковые скульптуры будто бы поставленные здесь еще знаменитым графом Брюсом...
Однако, едва не больше сумятицы возникает при исследовании отдельных владельцев уже не самих сел и деревень, но имений во второй половине и конце XIX века. Возможно, эта ситуация сложилась из-за того, что большинство источников, к которым обращается любой краевед, решившись разобраться с этим вопросом - современны той эпохе, а в советский период уже сами эти вопросы были идеологически - не актуальны, как знать...
Такая же ситуация сложилась с личностью одной из позднейших владелиц усадьбы Гребнево, купчихой Зинаидой Артемьевной Федотовой.
Но, давайте по порядку.
После большого пожара 10 мая 1865 года, уничтожившего центральное и крупнейшее щёлковское текстильное предприятие братьев Максима, Федора и Никиты Ивановичей Кондрашевых, за ними осталась лишь небольшая часть производства в соседней с Гребнево деревне Фрязино (нынешний наукоград Фрязино). Сама фабрика на выставках звалась "Гребневской" - по более известному, чем Фрязино соседнему селу [Указатель V Московской выставки мануфактурных произведений. М., 1865. С. 22, №87]. По некоторым данным, еще в 1863 году при усадьбе Гребнево Кондрашевыми была устроена небольшая фабричка. В 1868 году братья покупают усадьбу у Веры Михайловны Пантелеевой и уже через два года в 1870 году устраивают в ней фабрику [Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. Т.3. Вып. 16. Ч.3. М., 1892. С.319]. По воспоминаниям старожилов, записанным А.А. Гриневским во втором десятилетии ХХ века фабрика была устроена Федором Ивановичем Кондрашевым в большом правом флигеле. Но дела фабрик шли ни шатко ни валко. Земли под сгоревшей фабрикой в Щёлкове братья распродают по кускам под платочнонабивную фабрику Ульриху Гоплеру и Ивану Ивановичу Краузе и в 1878 году купцу Алексею Яковлевичу Полякову (1828-1892). К 1870 году фрязинская фабрика была поделена. Две отпочковавшиеся части перешли в руки Анны Кондрашевой и Алексея Кирилловича Кондрашева. Дальнейший регресс предприятия привел к новому разделу собственности между Федором Ивановичем Кондрашевым и сыном его брата, Иваном Максимовичем. За дядей осталась Гребневская, за племянником Иваном - одна из частей Фрязинской фабрики.
Некрополь Кондрашевых в Гребневе. Фотография: А.Ю. Послыхалин, 2011.
Федор Иванович Кондрашев скончался 31 марта 1894 года и был похоронен у алтарной стены летней церкви в Гребневе в некрополе Кондрашевых. Памятник не сохранился. Иван Максимович скончался в 1901 году.
Вот здесь мы переходим и к основной части нашего повествования. Сложно сказать. кто выступал в качестве наследников обеих ветвей Кондрашевых - это предмет отдельного исследования, но вот, в 1903 году крайне ненадежный, впрочем, автор, И.Ф. Токмаков пишет:
"Еще в 1891 году фабрика Федора Ивановича Кондрашева была куплена у наследников его вместе с имением Гребнево московскою купчихою Зинаидою Артемьевною Федотовою с сыновьями. В тот же год с сентября начались подготовительные работы для устройства фабрики по изготовлению искусственного барашка, а с нового года заработался и барашек. Народу в ней [на фабрике] в настоящий момент живет 150 человек, народ пришлый, и в начале был буйный, теперь фабрика приведена в надлежащий порядок новым управляющим" [Историко-статистическое описание села Гребнева Богородского уезда Московской губернии. М., 1903].
В общем-то, до сих пор информация про Зинаиду Артемьевну у местных краеведов ограничивается этим упоминанием. С подачи некоторых горе-знатоков отрицается даже ее возможное владение усадьбой, де-женщина и пр. и др. Фантазии рождают чудовищ вроде "последнего владельца усадьбы Федотова", а сама З.А. Федотова даже не входит в обширные списки Богородского биографического словаря "Люди Богородского края"...
Итак, как нам тут удалось установить,
Зинаида Артемьевна Федотова родилась в 1829 году в семье старообрядцев. Она была замужем за старообрядцем, московским купцом II гильдии Василием Алексеевичем Федотовым, которого упоминал в своем завещании 1855 года Михаил Яковлевич Рябушинский (1786-1858) - основатель знаменитой династии Рябушинских ("московскому купцу Василию Алексееву Федотову икону в окладе"). Ее муж происходил из рода суконных фабрикантов-старообрядцев. Отцом В.А. Федотова был московский купец Алексей Кондратьевич Федотов (ум. 1829), матерью - Прасковья Андреевна Федотова (ум. 1856). Зинаида Артемьевна родила мужу троих сыновей: Павла (ок. 1847 года рождения), Константина и Николая (ок. 1857 г.р.).
В 1857 году муж Зинаиды Артемьевны, Василий Алексеевич Федотов в Москве в 3-ем квартале Басманной части основал фабрику по выделке искусственной шерсти. Сравнительно небольшое предприятие производило искусственную черную и серую овчину и "черный трип" - шерстяную ворсистую ткань наподобии "шерстяного бархата". После смерти мужа в 1862 году Зинаида Артемьевна унаследовала его московское предприятие и в возрасте 33 лет вступила во II-ю купеческую гильдию по г. Москве. Уже через три года после смерти мужа изделия ее фабрики были успешно представлены на V Московской выставке русских мануфактурных изделий 1865 года. В том же году на ее фабрике трудилось 85 рабочих и вне фабрики 20 человек. Годовое производство простиралось на сумму до 72 000 рублей серебром. Изделия имели сбыт в Москве и на многочисленных российских ярмарках.
Зинаида Артемьевна показала себя как удачливый предприниматель. Через 6 лет, в 1871 году при 150 рабочих на ее фабрике выпускалось продукции на 140 000 рублей.
В 1883 году вместе с сыновьями Павлом, Константином и Николаем З.А. Федотова основата торговый дом "З.А. Федотова и Ко" для руководства делами фабрики и торговли мануфактурным товаром. В 1887 году ее сын, московский II-гильдии купец Константин Васильевич Федотов вошел в состав управляющих "Товарищества мануфактур П.М. Рябушинский с сыновьями", но, исходя из сопославдения данных он скончался до 1888 года оставив сына Николая Константиновича (ок. 1880 года рождения).
В 1888 году в возрасте 59 лет вдова Зинаида Артемьевна Федотова, проживавшая в Басманной части в приходе церкви Никиты Мученика в собственном доме №106 под фирмой "З.А. Федотова и Ко" имела собственный магазин на Ильинке, а также магазин, торговавший картузными приборами в доме Торгового банка.
В 1890 году при 220 рабочих Московская фабрика Товарищества "З.А. Федотова и Ко" получала уже немалую ежегодную прибыль в 184 000 рублей.
В 1891 году* вместе с усадьбой Гребнево Зинаидой Артемьевной была куплена пришедшая в окончательный упадок фабрика Ф.И. Кондрашева в усадьбе. С начала 1892 года перепрофилированное на производство искусственной шерсти производство приступило к производству нового товара. Привыкнув к очепяткам Токмакова, я склонен предположить, что упомянутый им "буйный народ" был не из пришлых, а из местных рабочих, но к 1902-1903 году найм пришлых рабочих подавил выступления тех, кто был несогласен с перепрофилированием предприятия.
Зинаиде Артемьевне не так уж долго пришлось управлять Гребневской частью завода. Зинаида Артемьевна скончалась в 1897 году и была похоронена на Московском Рогожском старообрядческом кладбище рядом с мужем, его отцом и свекровью. Ее надробие сохранилось до наших дней.
После кончины З.А. Федотовой Гребневская фабрика продолжала производство. Не угасала с покупкой Гребневской усадьбы и Московская часть фабрики. В 1912 году на ней трудилось 978 рабочих.
До сих пор местным краеведам не известно кому по наследству перешло имение Гребнево с заводом при нем. Можно лишь высказать предположение, что либо к
Павлу Васильевичу Федотову (ок 1847 г.р.) либо к
Николаю Васильевичу Федотову (ок. 1857 г.р.).
А уж один из них продал усадьбу Федору Александровичу Гриневскому (1860-1832).
*К сожалению, для уважаемого краеведа Г.В. Ровенского смена 1891 на 1898 год - не слишком большая ошибка, судя по другим его работам, в которых он так же вольно "расправляется с датами"...
Исп. лит.
Экономическая история: ежегодник. М., 2007. С. 52.
Шемякина О.Д. Из истории купечества Рогожской общины: источники социальной и семейной атрибуции. / Мир старообрядчества. Вып.2.Москва Старообрядческая. Российское университетское издательство. М. 1995 С.59-74.
Гришина З.В., Пушков В.П., Шемикина О.Д. Персоналии старообрядцев по данным Московского некрополя. / Там же., с.133-153.
Ульянова Г.Н. Женищины-предприниматели в имперской россии: законодательство и практическая деятельность (на примере промышленности Москвы в XIX в. См.
Указатель V Московской выставки мануфактурных произведений. М., 1865. С.32
Справочная книга о лицах получивших на 1892 год купеческие свидетельства по 1 и 2 гильдиям в Москве. М. 1892. С.228
Пажитнов К.А. Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России. Шерстяная промышленность. М., 1955. С.195