18.12.2011

Лукомский Г.К. Гребнево. Столица и усадьба, №75, 1917

Cкан, верно, самой известной статьи про Подмосковную усадьбу Гребнево, опубликованный Георгием Крескентьевичем Лукомским (1884-1952) в журнале "Столица и усадьба" в далеком и тревожном 1917 году. По индексу цитирования эта статья даст фору без преувеличения - всем статьям, посвященным Гребнево. Иными словами, если кто-то когда-то писал про Гребнево, - значит он был знаком либо с оригиналом статьи, либо с ее вольными интерпретациями и пересказами.


Историк и искусствовед, потомок княжеского рода Лукомских посвятил свою жизнь исследованию архитектуры  как обеих столиц, так и провинции. Георгий Крескентьевич  родился в орле, учился в казани, художественное образование получил в Академии художеств в Петербурге. За свою страсть к путешествиям он получил от друзей даже прозвище "странствующий энтузиаст".  Г.К. Лукомский был автором выдающейся работы "Вологда в ее старине",  - библиографической редкости репринт которой мне недавно удалось приобрести в Вологодском краеведческом музее. На протяжении многих лет автор был корреспондентом  ведущих художественных журналов и издательств России, написал десятки статей и книг. В том числе: "Воронежская старина", "Старый Петербург", "Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания", "Галиция и ее старина", "Прогулки по старым кварталам Парижа", "Старинные церкви Костромской губернии".


Знамениты слова Лукомского, особенно справедливые для нашего времени: « мы не можем себе представить, что было бы, если бы от нас отняли всю эту созданную веками и предшественниками красоту, но мы бессознательно и потому неблагодарно пользуемся, однако,  ею и при том мы не создаем ничего приближающегося по художественной ценности к образцам старины, да и едвали будем в состоянии когда-нибудь создать что-либо подобное… Мы относимся все равнодушнее  и к нововоздвигаемому, и к порче старинного. И вот мы застраиваем, надстраиваем, совсем рушим образцы огромной ценности и красоты и воздвигаем полные кошмарного безвкусия новые здания». После Февральской революции, во время написания статьи  «Гребнево», Г.К. Лукомский входил в организованное в Петрограде «Особое совещание по делам искусств» под председательством М.Горького. Деятельность Особого совещания продолжалась до конца ноября 1917 года. В 1918 году Георгий Крескентьевич отбыл на Украину, а оттуда через Константинополь эмигрировал в Париж, где продолжил работу как художник и искусствовед. С 1940 года Г.К. Лукомский жил в Лондоне. Умер в Ницце в 1952 году.

Выходные данные: Лукомский Г. Гребнево // Столица и усадьба. – 1917. – № 75.
Несмотря на огромное значение статьи Лукомского, в ней навечно были закреплены местные легенды о Гребнево, которые спустя почти сто лет после публикации благодаря авторитету исследователя и самой статьи стали восприниматься потомками как само собой разумеющиеся факты, действительно имевшие место в истории... 



Первой такой неточностью было упоминание легенды о «гребенских казаках», подчерпнутой исследователем из популярной книжицы Ивана Федоровича Токмакова «Историко-статистическое описание села Гребнева Богородского уезда Московской губернии», изданной в Москве в 1903 году. (Ознакомиться с книжкой можно тут) Сам И.Ф. Токмаков подчерпнул  сведения о «гребенских казаках» из неизвестной работы «историков … Попко и В. Бентовского» (о труде которых до сих пор науке почему-то не известно), которые в свою очередь опирались на «Сказание о Гребенской Иконе Божией Матери, находящейся в Москве» приписываемого Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому. Однако связь Гребенской иконы, сказания о ее обретении и названием села Гребнево (впервые упомянутого  в писцовых книгах 1584-86 года) до сих пор имеет лишь умозрительные доказательства. Впервые эта проблема была поднята фрязинским краеведом М.Ф. Федоровым в ст. «Возвращаясь с поля Куликова».  В настоящее время  есть предположение, согласно которому своим названием Гребнево обязано не Гребенской иконе и легендой о ее обретении, а, как и большинство селений края, - имени-прозвищу владельца поместного надела,  затем вотчины, коими могли быть служилые люди - выходцы из Новгорода по фамилии Гребень, Гребенев (см. Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974. С. 87).
Вторая неточность была связана с «купоросным заводом», якобы устроенном в главном здании, или «дворце» усадьбы во времена Пантелеевых. Действительно, в 1844 году Гребнево вместе с 7 деревнями  (Щелково, Назимиха, Ново, Слобода, Трубино, Фрязино и Чижево) было выкуплено у Сергея Михайловича Голицына – Верой Михайловной Пантелеевой. Она была замужем за губернским секретарём Фёдором Фёдоровичем Пантелеевым (1801-?), отец которого, купец первой гильдии вышел во дворянство в 1815 - 1820 годах. Отец Фёдора Фёдоровича обладал в наших краях сельцом Спасское Лапино с 66 душами крестьян, где располагалась его полотняная мануфактура, производящая хлопчатобумажную ткань. В 1801 году по именному императорскому указу он был награждён орденом св. Владимира IV степени «В воздаяние отличного усердия Вашего и пользе общественной, оказанной изобретением и составлением из российского произрастания желтой краски, заменяющей в полной мере в крашении бумажных материй, выписываемую из чужих краев сего цвета краску с выгодою от того для государства до 200 и более тысяч рублей простирающуюся».  Согласно источникам, разрешение на постройку химического завода в селе Гребневе, на котором могло бы быть развёрнуто производство краски для окрашивания хлопчатобумажной ткани, изобретённой её свёкром было выдано Вере Михайловне Пантелеевой только в 1863 году, то есть за пять лет до продажи усадьбы купцам-текстильщикам Кондрашевым. Никаких данных о том, что завод действительно был построен и функционировал в Гребнево в источниках по Российской промышленности того времени совершенно не значатся. Не найдём мы в них сведений и о винокуренном заводе Пантелеевых. Отсутствие регистрации таких промышленных предприятий в то время, было чревато очень серьёзными последствиями для фабрикантов.
С другой стороны доподлинно известно, что на средства Фёдора Фёдоровича Пантелеева при Гребневском летнем храме возводятся приделы Фёдора Стратилата, - небесного покровителя вотчинника и Сергия Радонежского, а вокруг храмовых земель  сооружается каменная ограда.
Утратив свою основную (щёлковскую) фабрику во время пожара 10 мая 1865 года, в 1868 году братья Максим, Фёдор и Никита Ивановичи Кондрашевы покупают у Ф.Ф. Пантелеева усадьбу Гребнево с означенными семью деревнями, где основывают две фабрики «Кондрашевых Максима, Федора и Никиты Ивановичей». Первая, при деревне Фрязино в 1872 году была оснащена 55 ручными ткацкими станами, 100 жаккардовыми и 16 шелкокрутильными машинами. 260 рабочих в год выпускало на этой фабрике 17 000 аршин атласа, 500 кусков гроденапля, флоранс и броше - всего на 163.000 руб. Вторая, Гребневская фабрика  с 500 рабочими, 100 жаккардовыми и 280 ручными станами впервые была указана ещё за три года до пожара, в указателе к V московской выставке мануфактурных произведений [Указатель, СПб., 1865. №87, С. 22]. Тем не менее, в 1883 году Максим и Фёдор Иванович Кондрашевы, повторяя слова о том, что помещик Пантелеев «в роскошном дворце /…/ устроил химический завод для выработки кислот, чем совершенно испортил мраморные стены, реставрирование которых в прежнем виде потребовало громадных затрат со стороны нынешних владельцев усадьбы»  [Погожев А.В. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. Т. III. Вып. XVI. М., 1892. с. 319].] свидетельствовали, что ими в 1870 году в том же роскошном дворце была устроена шелкоткацкая фабрика. Можно предположить, что распространяя легенду о купоросном кислотном заводе среди приезжих смотрителей фабричных заведений и журналистов-корреспондентов фабриканты стремились оправдать размещение своей фабрики в корпусах усадьбы.