29.12.2011

Злоключения первой подмосковной газеты: 1907-1913 гг.


Для начала, хотел бы сказать пару слов - почему меня вдруг привлекла история появления периодической печати в Богородском уезде. Как-то в поисках источников по истории края я наткнулся на упоминание о том, что в уездном городе Богородске (нынешнем Ногинске) в 1906-1908 годах открывавшиеся первые в уезде газеты закрывались "сверху", едва успев выпустить первый номер. И это не могло не насторожить. "Потянув за ниточку", распутался целый клубок из политической жизни уезда столетней давности, связанный с, арестами, конфискациями, преследованиями и прочими составляющими неплохого исторического детектива...

Итак первым в уезде периодическим изданием согласно авторитетному советскому изданию "Библиография периодических изданий России 1901-1916" был четырехстраничный листок справок и объявлений под названием  "Богородск", который   издавался еженедельно в г. Богородске Московской губернии под редакцией Владимира Горлова в издательстве М. Шлиппенбаха (?). Первый номер вышел в свет 24 декабря 1906 года. По некоторым сведениям в свет вышло лишь три выпуска листка, по другим - всего-лишь один. В 1907 года газета уже не выходила [1. №416, с. 92]. Интересно, что издатель листка был отцом известного   художника-анималиста Дмитрия Владимировича Горлова (1899-1988).


19 декабря 1906 года вышел в свет первый номер новой газеты "Богородская жизнь" с подзаголовком "Газета партии народной свободы".  В еженедельном критико-библиографическом журнале "Книга" (№9, 1907 г., с.21) была дана краткая рецензия на этот первый и единственный номер "Богородской жизни" и, между прочим указано, что газета "немедленно была отобрана как у газетчиков, так и у фабричных".  [1. № 417. С.92].
К слову надо отметить, что это был не только первый орган периодической печати, появившийся в Богородском уезде, - но и первая городская газета во всей Московской губернии вне Москвы (что, кстати, подтверждает и тот, по чьему распоряжению выпуск газеты был остановлен)!

Ту же участь постигла и шестистраничную еженедельную политическую, экономическую и литературную газету "Богородская неделя", издавшую свой первый и единственный номер 18 января 1907 года. Издание газеты было приостановлено "предписанием московского генерал-губернатора". "Богородская неделя" начала выходить взамен приостановленной газеты "Богородская жизнь" тем же редактором и издателем (Н.М. Суходрев - о нем ниже).   В общий список "Библиографии периодических изданий" 1958 года составления она была включена по единственному сохранившемуся экземпляру, приложенному к цензурному делу (Главное управление по делам печати. II отделение,  д. №82 -1907 г.). [1. №418, с. 93].

Но что же вызвало такую немедленную и решительную реакцию властей, запрещавших издания одно за другим? Ответ на этот вопрос нам дают воспоминания, оставленные самими тогдашним московским губернатором, человеком печальной судьбы, Владимиром Федоровичем Джунковским.
 
 В.Ф. Джунковский (1865-1938)

В одной из записей, относящихся к декабрю 1906 года он упоминает об этих богородских газетках:
"... в течение декабря, мне пришлось прибегнуть к строгим мерам по отношению к печати. В Московской губернии впервые, а именно в Богородске, появилась газета (в то время газеты появлялись явочным порядком) "Богородская жизнь" под редакторством Суходрева, человека весьма неуравновешенного и оппозиционно настроенного, принадлежавшего к левому крылу кадетской партии. После первого же номера газету пришлось закрыть и конфисковать ее номера, так как она представляла собой чисто агитационный листок с революционной пропагандой. Как только я закрыл эту газету, Суходрев выпустил точно такую же под заглавием "Богородская неделя", а по закрытии и ее - "Богородские известия". Эту последнюю газету Суходреву не удалось даже и выпустить, так как я приказал конфисковать все номера, как только их вынесут из типографии. Я должен был прибегнуть к такой строгости, опасаясь, что распространение газеты такого вредного направления в провинции может вредно повлиять на некультурные массы. Богородский же уезд представлял собой крупный фабричный центр. /  П. А. Суходрев был крайне возмущен таким моим к нему отношением, подавал ряд жалоб и долго не мог успокоиться. В настоящее же время, когда я пишу эти строки, он, по-видимому, сильно изменил свои взгляды, так как недавно он сказал одному моему знакомому, с просьбой передать мне, что я его "слишком мало драл в свое время, следовало больше"". [2]. Стоит добавить, что воспоминания писались примерно в период 1930-1933 годов.  Интересно, что в воспоминания Джунковского закралась ошибка. Из "Библиографии периодических изданий" мы узнаем, что редактором этих газет был не "П.А. Суходрев", а "Ник.Мих. Суходрев" [4. Прим. с. 371.]
Интересно, что автор воспоминаний - это тот самый "московский сатрап Джунковский", которого недобро поминал революционер Пантелеймон Николаевич Лепешинский (1868-1944), устроившийся в 1910 году педагогом в только что открытое Щёлковское коммерческое училище (г. Щёлково) : "московский сатрап Джунковский с треском выкинул меня из намеченной мною трудовой колеи" [3]. 

Итак, "жизнь", "неделя" и "известия" были последовательно конфискованы, а их издание последовательно запрещено, но "весьма неуравновешенный Суходрев" не унимался. 17 мая 1910 года вышел в свет первый номер новой еженедельной "политической , общественной и литературной газеты" "Богородская речь". Естественным образом эта, уже четвертая по счету попытка снова не могла не обратить на себя внимание В.Ф. Джунковского. Издание снова было приостановлено, а первый отпечатанный номер был передан на проверку в цензурный комитет Главного отделения по делам печати. Дело затянулось на 8 месяцев. Удивительным образом дело окончилось дозволением продолжить печатать газету, вынесенным в январе 1911 года. Второй номер "Богородской речи" вышел в свет 13 февраля 1911 года.

Еще "Богородская жизнь" была "газетой Партии народной свободы", то есть Богородского отделения крупной леволиберальной политической партии кадетов - ничего не изменилось и к моменту издания "Богородской речи". Нельзя не согласиться с мнением уважаемых краеведов Е.Н. Маслова и М.С. Дроздова, что название газеты  произошла от наименования центрального печатного органа кадетской партии «Речь».(См.)

Главным редактором газеты был Николай Михайлович Суходрев (?-после 1933), принадлежавший купеческому сословию. Попытаемся собрать воедино не такие уж скупые биографические данные. Николай Михайлович был женат на Марии Федоровне, урожденной Детиновой - дочери потомственного почетного гражданина, богородского городского купеческого головы, управляющего фабрикой Богородско-Глуховской мануфактуры, состоятельного старообрядца и одного из учредителей Богородской старообрядческой общины - Федора Андреевича Детинова (1844-1913). Вместе с супругой в 1900 году Николай Михайлович указан как член-жертвователь Елизаветинского Благотворительного Общества [5].  В г. Богородске супруги проживали в доме Ф.А. Детинова на нынешней Вокзальной улице. В 1905 году Н.М. Суходрев стал председателем Общества потребителей при фабриках Викулы Морозова, числился страховым агентом «Московского строительного общества».

С 1906 года Н.М. Суходрев состоял секретарем Богородского отделения кадетской партии [9, с. 609]. В 1907 году от нее он выдвигается кандидатом в выборщики [8]. Согласно рапорту богородского уездного исправника Московскому губернатору В.Ф. Джунковскому. №16 от 14 января 1908 года, вместе с ним в состав богородского отделения кадетов входил ряд крупных местных фабрикантов, а именно:


Елисей Иванович Поляков (1879-1927) -
сын основателя Саввинской мануфактуры (ныне г. Железнодорожный) Ивана Кондратьевича Полякова - управляющий бумагопрядильной фабрикой «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» в селе Саввино Богородского уезда Московской губернии, , совершивший кругосветное путешествие (См.) в конце XIX века и летавший на воздушном шаре над нашей частью Подмосковья в 1899 году (См.);


один из совладельцев Товарищества Фряновской шерстопрядильной мануфактуры Георгий Васильевич Залогин (1864-1932);


один из директоров Городищинской фабрики Дмитрий ИвановичЧетвериков  (1858 – 1910);
а также: инженер-механик Богородско-Глуховской мануфактуры Сергей Михайлович Герасимов и земский врач Иван Васильевич Петров [10].

Но вернемся к Николаю Михайловичу Суходреву.   В 1911 году  было издано всего 35 номеров газеты "Богородская речь" (№2 (от 13 февраля) - №36 (от 24 декабря). 
По мнению  краеведа С. Грабилина: "Поначалу "Богородская речь" позволяла себе время от времени осторожно задеть миллионеров Морозовых. Они незамедлительно "купили" Суходрева, предложив ему выгодную работу у себя. После этого заметки с робкой критикой глуховских фабричных порядков совсем не печатались. Газета стала послушным рупором в руках Морозовых".См. С этим мнением нельзя согласиться, поскольку Н.М. Суходрев был далеко не последним лицом при фабриках Товарищества Викулы Морозова еще до газетной эпопеи, в 1905 году.
 
"Богородская речь" по прежнему оставалось под пристальным вниманием цензуры. В номере 
 от 24 июля 1911 года была помещена заметка, в которой сообщалось, что крестьян нескольких деревень Богородского уезда в самую горячую страду оторвали от полевых работ и заставили в срочном порядке заняться отработкой дорожной повинности - ремонтом мостом и дорог ввиду ожидавшегося пробега военных грузовых автомобилей через Богородский уезд. Джунковский увидел в ней возбуждение враждебного отношения к русской армии. На Николая Михайловича был наложен штраф в немалую сумму 500 рублей.5 августа 1911 года "Богородская речь" поместила заметку под названием "Арест редактора "Богородской речи". В ней писалось: "Вечером 4 августа, вследствие невнесения в срок наложенного штрафа в 500 р., Н.М. Суходрев был арестован и препровожден в полицейское управление. Через полчаса по уплате денег,господин Суходрев был освобожден./ Днем по телеграфу Н.М. Суходрев просил губернатора, находящегося в Петербурге, отсрочить уплату штрафа на 5 дней, но получил от генерал-майора Джунковского отказ". (См.)

 11 октября 1911 года уже газета "Московские ведомости" опубликовала заметку под названием "Арест редактора". В ней было указано: "По распоряжению Московского губернатора, редактор издающейся в городе Богородске газеты "Богородская речь", господин Суходрев подвергнут аресту на один месяц за статью "Сверх-патриоты", в которой критиковался приказ начальника губернии по поводу убийства П.А. Столыпина". (См.)  По другой версии он был арестован за публикацию статьи под названием "К политическому моменту" ("Богородская речь" от 1 октября 1911 года). На заседании Центрального комитета кадетской партии, проводившегося 11 октября 1911 года Н.М. Суходреву в связи с арестом на месяц постановлено было выразить сочувствие после его выхода из тюрьмы "за его удивительно энергичную и самоотверженную деятельность как редактора "Богородской речи" [11, с. 440]. Кроме того, на этом же заседании особо отмечалось, что господин Суходрев «работает в газете не как профессионал, а исключительно ради идеи». Надо сказать, что начиная с февраля, за 8 месяцев работы на должности редактора на Николая Михайловича было наложено 4 подобных взыскания, но это последнее оказалось "роковым". Издание очередных выпусков "Богородской речи" снова было приостановлено. После освобождения из тюрьмы Н.М. Суходрев был на время выслан за пределы Московской губернии.

После этих событий печать газеты из Богородска была перенесена в Москву. У газеты сменился главнй редактор. Николай Михайлович успел издать всего 34 номера "Богородской речи".  В 1912 году супруги Мария Федоровна и Николай Михайлович указаны как действительные члены Богородского общества распространения среднего образования [6]. С 1913 года после кончины тестя Ф.А. Детинова, Николай Михайлович занял место заведующего фабрикой Богородско-Глуховской мануфактуры. В 1915 году он занимает должность товарища председателя комитета богородско-Глуховской мануфактуры по подписке на нужды, вызванные войной, для помощи раненым воинам и семейств призванных на военную службу [7]. По данным Е.Н. Маслова: "в самые первые годы советской власти Н.М. Суходрев входил в разные выборные органы в Глухове, затем перешел в категорию «врага народа». Встречается на послереволюционных фотографиях в числе фабричных служащих".

С 35 номера "Богородской речи", вышедшего через полтора месяца после ареста Н.М. Суходрева уже в Москве, главным редактором стал Г.А. Кобяков [1. №419, с. 93]. Внимание к этому подозрительному с точки зрения политической благонадежности изданию не ослабевало со сменой редактора. В 1912 году появилось в свет 53 номера (№ 1 от 1 января - № 53 от 23 декабря). За тот же год на ее редактора было наложено 8 взысканий. Так в № 24  газеты за 1912 г. была помещена редакционная заметка «Конфискация Богородской речи» , которая заканчивалась словами «...по-видимому у чиновника Московского комитета по делам печати...того...не все дома...», что являлось преступлением. На Г А. Кобякова было заведено дело в Московском окружном суде. Номер был изъят из продажи.
№39 также был конфискован комитетом по делам печати "за помещение воззвания партии народной свободы, и против редактора Г.А. Кобякова было возбуждено преследование по 6 пункту 129 статьи уголовного уложения и по 1034 статье уложения о наказаниях" [12]. Однако все эти дела, связанные с задержаниями редактора и неминуемыми судебными издержками прекращались за отсутствием состава преступления. Вопрос, заданный редактором в № 50 того же года "Но кто же вознаградит нас за понесенный убыток?"- так и остался без ответа.

В следующем, 1913 году было издано всего 16 номеров газеты (№1 от 1 января - №16 от 12 апреля).  Штрафы, конфискация номеров, аресты редакторов и судебные преследования привели к тому, что первая подмосковная газета "Богородская речь" прекратила свое существование.



[1] Библиография периодических изданий России 1901-1916. Т.1. Л., 1958.
[2] Джунковский В.Ф. Воспоминания. См.
[3] Садовский А.С. П.Н. Лепешинский: страницы биографии. Минск, 1985.
[4] Библиография периодических изданий России 1901-1916. Т.4. Л., 1961.
[5]  Отчет Богородского комитета Елизаветинского Благотворительного Общества за 1900 год. Богородск, 1901. 
[6] Отчет о деятельности Богородского общества распространения среднего образования за 1912 год. Богородск, 1913.
 [7] ЦИАМ, ф. 711, оп. 7, д. 1057, л. 12
  [8] Богородская неделя. №1, 18 января 1907 г.
[9] Волобуев О.В., Шелохаев В.В, О.Н. Лежнева. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. М., 1997.
[10] Маслов Е.Н.. Кадеты в Богородском уезде в 1908 году. (См.)
[11] Протоколы ЦК конституционно-демократической партии. 1905 – 1911 гг. Т. 1. М. 1994.
 [12] Богородская речь. №50, воскресенье от 2 декабря 1912 г. Стр.2.