06.12.2011

Усадьба Фряново в кино: Отцы и дети 1983, Господа Головлевы 2010


Центральная часть господского дома усадьбы Фряново. Вид из парка. Фотография: А. Послыхалин, 2009 г.
Давненько откладывал в "долгий ящик" пост про усадьбу Фряново в кинематографе... Но, видно, звезды, все-таки сложились нужным образом, и наконец,  "дошли руки".


В 1983 году в подмосковной усадьбе Фряново снимались эпизоды четырехсерийного фильма  "Отцы и дети" по одноименному роману И.С. Тургенева (режиссер Вячеслав Никифоров).


В прошлом году Фряновская усадьба вновь "засветилась на экранах страны" в экранизации произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" (режиссер Александра Ерофеева). Сегодня предлагаю ознакомиться с покадровой нарезкой видов усадьбы из "Отцов и детей" и "Господ Головлевых" в сравнении со старинными фотографиями. На днях еще интерьеры посмотрим.

В "Отцах и детях" фряновская усадьба играла сразу две роли. С одной стороны главный дом снимали как усадьбу Кирсановых, с другой стороны  - как небольшой сельский дом Базаровых.
Итак, вид из главной залы в парк

Со стороны парка усадьба выступала в роли "дворянского гнезда"  Кирсановых - имения "Марьино".

Моя фоточка 2009 г.

Почему-то в обоих фильмах лошади привозят гостей к дому со стороны парка, тогда как парадный вход в усадьбу располагается как раз с северной стороны.
В "Господах Головлевых" с первых же кадров я прям боялся, что лошадь навернется и не потащит коляску, - уж больно сильный там был уклон даже в 2009 году.

А вот и "Господа Головлевы" 2010 года. Но без грейдера, боюсь, все же не обошлось - и лошадь въехала вполне легко. Кибитка благополучно въезжала в бывший курдонер в первой серии "Головлевых" и столь же благополучно выезжала с него во второй:

Впрочем, это решение, снимать подъезд усадьбы не с исторического-парадного входа вполне объяснимо. Дом администрации Фряново, безобразно облицованный и покрашеный, (однако построенный в последнюю пятилетку XIX века) выбивается из исторического ландшафта...


Вид со стороны парка, 1983.
Перед домом снуют люди, - по замыслу идут какие-то строительные работы. Обращает на себя внимание балдахин над входом. Да, действительно, балдахин был во времена последних владельцев усадьбы, только несколько иной формы.

Здесь он в сложенном состоянии. Фотография рубежа XIX-XX вв.

А вот в разложенном. (Фотография 1913 года).

Заодно можно сравнить конструкцию и узор балясин, а также форму входа, измененную уже в советское время. Сейчас крыльцо полностью перестроено в ходе существенных реконструкционных работ в 2003-2004 годах - ближе к историческому виду.

И, конечно же, нельзя не заметить аляповатого  "Амурчика", поставленного киношниками по центру исторического фонтана в кино.

А вот какой он был в конце XIX в. Обратите внимание на облицовочную решетку у перил.

Теперь посмотрим на тот же фонтан в направлении от дома в парк.

Вот как он выглядел на рубеже прошлого и позапрошлого веков...

...а вот в "Отцах и детях". Почти "сталинские", огромные парковые вазоны у съезда в парк, конечно, "немного из другой оперы".

Так как к 1983 году фонтан уже лет 70-80 как не работал, массовка зачем-то старательно подливала в него воду.
Меня терзает смутное подозрение, что тогда воду оттуда так и не откачали, что следовало бы сделать из-за засоренных спусков и в виду будущей зимы...

К 2009 году я нашел уже треснувшую чашу...

Господа Головлевы...
Вообще, при съёмках "Отцов и детей"  особого пиетета по отношению к историческому наследию не наблюдалось.

Вот, к примеру, наступив ногами на чашу стоят главные герои: Базаров (Владимир Георгиевич Богин) и Кирсанов - всеми любимый Владимир Алексеевич Конкин.
Впрочем, за 29 лет "пиетета" не прибавилось...

Чашу фонтана просто засыпали землей  и посадили цветочки (очень надеюсь, предварительно проложив чем-нибудь).

Деревянный дом-скрипка конца XVIII века постройки иногда сам диктует с каких ракурсов его снимать.

На этом кадре из одного из окон левой анфилады выглядывает в сад выдающийся, любимый с детства, актер  Борис Петрович Химичев.
А, возможно, это просто кинематографический паттерн какой-то...

Здесь выглядывает из  окна той же левой, восточной анфилады талантливый Денис Валерьевич Суханов в роли Иудушки.
Под окошками восточной анфилады в 2010 году киношники возвели целую деревеньку:

На нее открывался вид из окна. Так, видно, было задумано по сценарию.

Правда киношная деревенька захватила часть исторического курдонера, и, как видно пришлось вырубить часть садовых деревьев, располагавшихся на этой стороне участка.

Вот как раз от нее актер смотрит от дома.

Теперь противоположная, северная сторона усадьбы, - выступающая в роли сельской усадебки Базаровых.

В фильм попали лишь один из двух флигелечков (в плане рубежа XVIII-XIX вв. - полуротонды), разделяющих линию пристроенной к основному объёму здания оранжереи (одной из двух).


Вот фотография с того же ракурса 1920-1926 года. Более старых - с этого ракурса мне найти не удалось, да и вряд ли они есть вообще, учитывая, что многие я переснимал со стеклянных негативов...

Серенький цвет, если честно, идет усадьбе, так же как и сравнительно тонкие колонны крыльца, уничтоженные при реконструкции 2003-2004-го.

...это - моя фотка осени 2009-го.

Поближе входная группа со ступеньками.

А вот и встреча. Бесконечно обожаемый Владимир Яковлевич Самойлов - само экранное воплощение образа русского барина ("Дубровский", 1988; "Проделки в старинном духе", снимавшиеся в Гребневе  в 1985 году).

По иронии судьбы, если в "Отцах и детях" интерьеры усадьбы не снимались совсем, -в "Господах Головлевых" все основное действие происходит именно в стенах усадьбы. Но про интерьеры - в отдельном посту тут.