06.12.2011

Церкви Якиманского района Москвы в 1812 году

Совершили вчера фотопутешествие по храмам Якиманского района Москвы.
Посетили восемь из них:

1. Церковь Иоанна Воина на Якиманке

2. Церковь Марона Пустынника в Старых Панех

3. Церковь Николая Чудотворца в Голутвине

4. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачей слободе

5. Церковь Святого Григория Неокесарийского в Дербицах

6. Церковь Николая Чудотворца в Толмачах

7. Многострадальная церковь Воскресения Христова в Кадашах

8. Церковь иконы Богоматери "Всех скорбящих радость" на Ордынке
Некоторые храмы Якиманки я пропустил. В основном меня интересовали здания, пережившие 1812 год, или связанные с тем временем интересными историями.


Несмотря на погоду, начали прогулку от ст. м. Октябрьская. Совсем недалеко  вскоре порадовала глаз радостная расцветка
храма Иоанна Воина на Якиманке.

Пройти мимо было просто невозможно,

...кстати:

Церковь Св. Иоанна Воина на Якиманке
. Литография: К. Эргот, 1883 г.
тем более,...

очень приятная лепнина, да и...

мы специально намеревались лицезреть иконостас, созданный резчиками в 1708 году и перенесенный в храм в 1928 году из церкви Трех Святителей у Красных ворот.

Действительно, иконостас приковывает внимание и его достоин, но в интерьерах храмов я не снимаю, посему фотка отсюда..
В конце августа 1812 года священник церкви Иоанна Воина на Якиманке, Дмитрий Аверкиев (ум. 1819) не хотел прятать дорогие предметы ризницы, не веря в то, что француз войдет в Москву. Несколько раз церковный староста, купец-фабрикант Федот Федотов Бобылев обращался к нему с предложением вывести церковную утварь из Москвы на 11 предоставленных им подводах и спрятать ее на его суконной фабрике находившейся в 35 верстах от Москвы, но «не имея начальственного предписания» священник не соглашался на его предложение. Лишь накануне вторжения французов в Москву, второпях собрав драгоценные вещи, отец Дмитрий перенес их «на потаенную в южной стене алтаря лестницу, направленную в небольшое отделение подвала, и дверь из алтаря ведущую на лестницу оставив без всякого запора, заставил шкафом с книгами». Священник Дмитрий Аверкиев покинул Москву накануне входа неприятеля.

План церкви Иоанна воина на Якиманке в 1883 году.

Кульминация пожара, свирепствовавшего в Замоскворечье и на Якиманке, пришлась на утро среды 16 (4) сентября. Поднявшийся ночью ветер усилился и превратился в ураган, разметывавший искры по всей Якиманской части. Усиливавшийся с каждым часом огонь постепенно подбирался к величественной церкви Иоанна Воина на Якиманке, построенной в царствование Петра I  в 1704 (1709) – 1711 (1713) годах и освященной в 1717 году митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. Вот уже выгорел дотла деревянный дом, примыкавший с правой стороны от ворот к церковной ограде «…вот занялась и ограда, сгорело в ней одно деревянное звено и пламя тотчас угасло. Церковь и вся правая сторона Якиманки от этой церкви до Калужских ворот остались вне пожара». Божественное Провидение сохранило святой храм от огня, но не уберегло его от неистовства грабителей.

Незваные гости. Художник В.Б. Зворыкин, открытка 1905-1917.
Солдаты Понятовского нашли массивные кованые двери храма наглухо запертыми. Много сил приложили они, чтобы открыть западные двери, но, не имея успеха, принялись ломать южные. Но и здесь им не сопутствовала удача. После многочасового приступа поддались лишь запертые изнутри северные двери. В поисках сокровищ, спрятанных за заставленной шкафом с книгами дверью в алтаре, алчные мародеры взламывали плиты пола и неистово рубили саблями покрытые ликами святых стены храма. Но сокровища им не давались. Через несколько часов безуспешных поисков, погромщики  «заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), как бы ослепленные, они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменной стеной» . На смену ушедшему ни с чем отряду явился новый. Прихожанин церкви Иоанна Воина, дворовый человек Сергей Прокофьев Богомолов, бывший свидетелем погрома, позднее рассказывал протоиерею И.М. Борзецовскому, что драгоценности храма оставались неприкосновенными до, по меньшей мере, 25 сентября (7 октября по старому стилю), когда он покинул Москву. Возвратясь в город во второй половине октября, С.П. Богомолов «оплакал оскудение храма, разграбленного не французами, а своими и, вероятно, перед выходом врагов из столицы. Священные облачения и пелены разбрасывались без позументов в темные ночи по огороду и пустырям недалеко от храма, а напрестольный с грозною надписью древний 1681 года крест был во время всенощного бдения брошен сквозь стекло в алтарь без жемчуга и камней» . После освящения приделов св. Гурия, Самона и Авива и св. Димитрия Ростовского в феврале и марте 1813 года, 11 июля (29 июня ст. ст.) 1813 года был освящен главный престол церкви Иоанна Воина. Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам храм полностью восстановил свою утварь и убранство к 1840 году.

2.
Далее ошибочно двинувшись по Мароновскому (ближе с Бол. Якиманки) подошли к церкви  Марона Пустынника в Старых Панех.

Изредка из-за заборов по этой штукуевине можно было легко определить где речка.

Во время пожара Якиманской части 1812 года  пострадал от огня каменный двухпрестольный храм Марона Пустынника в Старых Панех с главным престолом Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный между 1727 (1731) и 1730 (1747) годами. Огонь уничтожил трапезную с приделом преподобного Марона Пустынника Сирийского. Утварь церкви была разграблена, пропал антиминс Мароновского придела. После войны храм долго стоял закрытым, а его приход был приписан к Никольской (Рождественской) церкви в Голутвине.

Его восстановление и перестройка начались с 1828 года при попечении священника церкви Алексия Попова на средства богатых прихожан, а также старосты и ктитора (вкладчика) церкви, купца-фабриканта Василия Логгиновича Лепешкина и представителей его обеспеченной семьи. В 1831 году была построена новая трапезная с приделом во имя в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, были перестроены своды храма. В 1841-1844 годах по проекту архитектора П.В. Михайлова при перестройке крыша церкви приобрела округлые формы, была заново возведена колокольня, внутри церкви был сооружен  новый иконостас. По соседству на средства фабриканта был приобретен двухэтажный дом, в котором была устроена богадельня. Второй этаж сдавался внаем, а полученные средства шли в пользу храма. Полное освящение Мароновской церкви было совершено в конце октября 1844 года Митрополитом Филаретом.

Оба храма, что Иоанна Воина, что Мароновский сильно зажаты в обступающих их строениях.
А ведь в 1882 году было вот -

как на фотографии из Найденова.

Фотографировать сложно,  но можно.

Иконостас 1844 года привлек внимание. Большой, пятиярусный. Чем-то очень выразительный. Пением церковь сия отменна.
В лавке при храме продается хорошая книжка "Храм Прп. Марона пустынника Сирийского. Архивные материалы. Составитель: М. Серенко, М., 2011. 120 рублей.  Внутри, кроме прочего, репринт книги "Краткие сведения о житии и подвигах преподобного и богоносного отца нашего Марона Чудотворца и о храме его имени в Москве. М., 1903. В сетевых электронных библиотеках этой книжки не наблюдается. Сайт храма.
3.Церковь Николая Чудотворца в Голутвине

Чудесным образом огонь 1812 года обошел церковь Николая Чудотворца в Голутвине с главным престолом Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен в камне с приделом Николая Чудотворца между 1680 и 1692 годами на месте подворья коломенского Голутвина монастыря, упоминавшегося в 1472 году.

В 1769 году при храме была возведена отдельно стоящая колокольня, а в  1772 году серьезной перестройке подверглась трапезная с южным приделом и апсида храма.

Разграбленный и разоренный  солдатами Бонапарта храм был освящен вскоре после войны с припиской к нему Мароновского храма  в Старых Панех. 

В 1823 году в процессе обновления церковного строения  по проекту архитектора Ф.М. Шестакова была расширена трапезная, в которой был устроен северный придел Тихвинской иконы Богоматери, а фасад церкви приобрел ампирные черты.
Основной объем:

... и его интерьер:

Фотография отсюда. Честно говоря, немного озадачило, видимо, очень близких к храму прихожан. Местами ситуация во время богослужения издали напоминала некий "клуб по интересам".
4.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачей слободе
Ныне существующая главная церковь типа восьмерик на четверике построена в 1695 в стиле московского барокко. Ныне существующие трапезная и колокольня выстроены вместо старых в 1795-97 (отсюда).

В 1812 году существенно была повреждена огнем построенная в 1695-1697 годах церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе с трапезной и колокольней 1795 года постройки.

1883 г.

В огне 1812 года погибло все имущество храма и его внутреннее убранство.

Чудом уцелел стоявший неподалеку дом священника церкви. 5 октября (23 сентября по старому стилю) французский пристав Якиманской части оказался свидетелем того, как в этот дом, в котором проживал священник с семейством из 14 человек, с саблями наголо  вошли три французских солдата с гренадером-гвардейцем и «силой отняли у него и его семейства последние два хлеба».
В ревизской сказке за 1816 год было указано: «Оная церковь каменная, неприятелем вся выжжена, не оправлена, престолов нет, и утвари не имеет». Храм был настолько разрушен огнем, что целых 5 лет стоял закрытым и приписанным церкви Григория Неокесарийского в Дербицах. Ремонт храма начался лишь в 1818 году на средства состоятельного прихожанина купца Никиты Карпышева. В 1819 году была восстановлена самостоятельность прихода, и храм был заново освящен.

5.
Не обратить внимания на яркое узорочье церкви  Святого Григория Неокесарийского в Дербицах вряд ли кому-нибудь удавалось... Но погодка брала свое, да и к новому фотоаппарату пока не привык, но все-же:

В 1812 году храм чудом избежал повреждения огнем.
Каменный храм был возведен по указу царя Алексея Михайловича в 1668 году на месте деревянного храма 1632 года постройки. Возводили храм русские зодчие Иван Кузнечик и Карп Губа. Белорусским мастер Степан Полубес украсил фасады величественного сооружения девятью тысячами поливных изразцов в стиле «павлинье око».

Церковь Григория Неокесарийского в Дербицах. Фотография, 1914 г.
По преданию в 1812 году сам французский император, очарованной красотой храма хотел разобрать ее и перенести в Париж, а французские солдаты, стоявшие у церкви караулом, во время пожара поливали храм из ведер, чтобы сохранить его от огня. Но, как говорится, «свежо предание»…


Вид от Григорьевского на Успенский храм. Улица Большая Полянка.
Огонь, как предполагал С.В. Шувалов коснулся лишь наружности храма, поскольку в пожар 1812 года выгорела вся линия лавок с южной стороны от церкви по Полянке, начинавшаяся в то время на расстоянии только пяти сажень от церкви.

О разорении, причиненном храму войсками Наполеона также можно судить по прошению священника этой церкви, отца Григория Васильева, поданному в ноябре 1812 года преосвященному Августину.

1883 г.
В прошении священник писал: «В придельной церкви Григория Богослова престол от неприятеля сдвинут с места, но срачица, одежда и антиминс имеются в целости» и просил разрешения освятить престол. 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1812 года был освящен главный престол храма Григория Богослова, а в следующем, 1813 году 27 (15) – 28 (16) июня освятили приделы  св. Тихона Амафунтского и св. Григория Неокесарийского. К Григорьевскому храму после войны были приписаны две соседние церкви: Никольская в Толмачах и Успенская в Казачьей слободе.


С алтарной стороны он также хорош, но пройти туда как-то не удосужились:

Церковь живет "монастырьком" - церковный двор за глухим забором и туда не пускают. Как сказали,  - только во время крестных ходов. Печальный факт, надо сказать.

Как по мне, - впечатление от внутреннего убранства немного тяжеловаты. Ощущение, что в подземелье спускаешься или в метро входишь.

Но это вопрос личных приоритетов, я любитель старого-доброго классицизма =).
6.
Церковь Николая Чудотворца в Толмачах
В 1812 году перед входом французов в Москву священник церкви Николая Чудотворца в Толмачах, Иоанн Андреев спрятал имущество своего храма и ценные вещи ризницы под плитами, покрывавшими пол храма.

Сама Никольская церковь в 1812 году, отделенная тогда небольшим сквером от соседних домов, убереглась от свирепого огня.  В Никольской церкви искали спасения от огня местные жители – погорельцы, перенесшие в храм остатки своего имущества. Озверевшие от безнаказанности солдаты Понятовского ворвались в храм и, найдя среди погорельцев священника Никольской церкви, отца Иоанна Андреева, безуспешно пытали его, пытаясь узнать, где были спрятаны церковные сокровища. Мужественный отец Иоанн стойко перенес ниспосланные ему мучения и скончался от полученных увечий после выхода врагов из Москвы. По другим данным, он был зарублен солдатами на паперти храма, и похоронен внутри церковной ограды. Спрятанное под полом имущество храма уцелело от грабежа.

Но ни один дом в приходе не уцелел от пожара и после войны храм был упразднен за малоприходством и приписан соседней церкви Григория Неокесарийского на Полянке (в Дербицах). К середине 1813 года в приходе было отстроено девять новых дворов, и Духовная Консистория разрешила освятить возобновленную на средства прихожан трапезную с Никольским и Покровским приделами. 17 (5) февраля 1814 года было разрешено восстановление самостоятельности храма, и вскоре его главный престол был освящен в прежнее наименование (15., с. 86). К 1830 году на здании храма стали сказываться разрушения, причиненные пожаром 1812 года: по стенам и своду трапезной поползли трещины, сильно накренилась старинная колокольня.

В 1833-1834 годах вместо снесенных строений по проекту архитектора Ф.М.Шестакова в стиле позднего классицизма была построена новая трапезная с симметричными приделами. Над центром притвора поднялась стройная трехъярусная колокольня.

После того как в 1929 году храм был закрыт, в 1930 году все пять глав церкви и три верхних яруса колокольни были разобраны. Богослужения в храме возобновились только через 64 года, в 1993 году. К 300-летнему юбилею храма, праздновавшемуся в 1997 году, была заново возведена колокольня, восстановлены пятиглавие четверика, стенная роспись вновь украсила интерьер, были устроены новые иконостасы. С сентября 1999 года храм стал домовым храмом-музеем и принял в свои стены Святыню русской земли -  Владимирскую икону Богоматери.


Икона Владимирской Богоматери в церкви Николая Чудотворца в Толмачах. Современная фотография, 2009

Вход в храм-музей (при Третьяковке) хитёр. Располагается он в соседнем гражданском здании и идет снова-таки через подземелье. Есть гардероб. Настойчиво просят оставлять там верхнюю одежду, но если "по быстрому", - пускают и так. Посещение бесплатно. Священник увлекательно рассказывает о Владимирской иконе. Собрание икон, как и предполагалось, отменное. Из скудных экспонатовза стеклом можно выделить, разве что, пушечное ядро, которых в Кадашах целая горка лежит без стекла и экспликаций =)
7.
Конечно, нельзя было пройти мимо церкви Воскресения Христова в Кадашах. Колокольня стоит, хоть и крен заметен.

Выдающийся образец московского барокко,  церковь Воскресения Христова в Кадашах обязана лишь чуду, спасшему ее от свирепого огня 1812 года. Богато декорированный белокаменной резьбой крупный двухэтажный пятиглавый храм с шестиярусной колокольней был построен в 1687-1695 на месте прежнего каменного храма.

Во времена пребывания французов в Москве, расположившиеся в храме на постой солдаты Понятовского осквернили верхний главный престол.

Не избежали осквернения и расположенный на первом этаже престол Успения Божией Матери и приделы Тихвинской иконы Божией матери (1704) и Николая Чудотворца (1772), в которых солдаты устроили конюшню.

Значительная часть ценностей церковной ризницы была расхищена солдатами, сильно пострадала старинная роспись XVII века. Срывая драгоценные унизанные жемчугом оклады с икон, они не замечали жемчужин, выпавших из них и затерявшихся в соре, покрывавшем пол церкви. После войны 1812 года из этих жемчужин был устроен жемчужный убрус Смоленской иконы Божией Матери, помещенный в восстановленной и освященной в 1813 году верхней Воскресенской церкви .

Вторая попытка поджечь храм была устроена неприятелями перед самым их выходом из Москвы. Предание гласит, что огонь, распространившись на колокольню, потух, дойдя до окна у правого клироса.

8.
Церковь иконы Богоматери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Куда больше чем Воскресенская церковь пострадала в 1812 году от бушевавшего огня соседняя церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. Первый каменный храм был возведен здесь в 1683-1685 годах на месте обветшавшей деревянной церкви Св. Варлаама Хутынского, известной по летописям с 1571 года. В 1713 году в церкви был сделан придел, освященный  в честь чудотворной иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» которая по преданию исцелила тяжелобольную родную сестру патриарха Московского Иоакима (ум. 1690).

В 1770 году Скорбященский придел был обновлен на частные пожертвования, а в 1783-1790 годах  по проекту  В.И. Баженова к постройке 1685 года были пристроены теплая трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также была возведена трехъярусная колокольня.

Кстати, окошки открываются.

и двери сохранились интересные.

После выхода французов из Москвы обезображенная огнем и оскверненная церковь целый год стояла неосвященной. Лишь в 1814 году был освящен один из ее придельных храмов, но в 1831 году открылись существенные повреждения несущих стен, и храм решено было разобрать и выстроить заново.

Храм Всех скорбящих Радости на Ордынке. Авторский чертеж О. Бове, 1832.
В 1834-1836 годах здание было
почти заново выстроено в стиле зрелого классицизма по проекту архитектора О.И. Бове на средства богатых прихожан – купцов Каманиных (14). В закрытой в 1930-х годах церкви богослужения были возобновлены уже после Великой Отечественной войны, в 1948 году и с тех пор службы в ней больше не прекращались.

Интерьером Скорбященского храма мы были восхищены настолько, что лучше умолчу...