29.10.2014

Заговор старухи Дарьи из кинофильма «Прощание» (Прощание с Матёрой, 1981 г.)

Кинофильм «Прощание», по мотивам одноименной повести Валентина Григорьевича Распутина (1976 г.),  снимавшийся великим режиссёром Ларисой Ефимовной Шепитько (1938 – 1979), и, после смерти режиссера доснятый её мужем, режиссером Элемом Климовым (1933 – 2003) и выпущенным в прокат в 1981 году, является не только одним из превосходных образцов настоящего, вдумчивого, глубокого советского кинематографа, но и, в особом смысле, фильмом-очищением, имеющим катарсический финал. Фильм посвящён последним дням существования Матёры - островной деревни, расположенной посередине реки Ангары, которая должна быть затоплена при строительстве ГЭС.




Одним из наиболее переломных моментов кинофильма является сцена заговора  старухи Дарьи в исполнении народного артиста СССР Стефании Михайловны Станюты (1905 – 2000). Сцены заговора и его текста нет в оригинальной повести. Он присутствует только в кинофильме. Заинтересовавшись источником текста заговора, нам удалось выяснить, что в своих основных частях он восходит к сборнику публикаций «Великорусские заклинания», подготовленному известным исследователем русской литературы Леонидом Николаевичем Майковым (1839-1900), изданному в 1869 году.
Любопытно, что текст заклинания старухи Дарьи не однороден и составлен частично из отрывков различных заклинаний разного времени и места  фиксаций, приводимых в книге. Все вместе они  представляют весьма интересный материал для анализа того, что же, всё-таки
заклинает бабка Дарья… Да и к чему же привело это заклинание.


28.10.2014

Новые сюрпризы в исследовании усадьбы Гребнево и истории текстильной промышленности I пол. XVIII века

Исследование истории подмосковного села Гребнево преподносит всё новые и новые ошеломительные сюрпризы. Общим местом считается, что крестьянское шелкоткачество северо-востока Подмосковья берёт отсчёт от закона, разрешающего "безуказное" производство текстильной продукции времён Екатерины II и знаменательного события, когда самые первые  "билеты" на ткацкие станы, разрешающие легализовать крестьянское производство, взяли крестьяне деревень гребневского имения: Фрязина, Щёлкова и Новой. 


Отражённое в документах 1769 года широкое распространение надомного крестьянского ткачества в деревнях гребневского имения, конечно, имело предпосылки в продолжительном обучении местных жителей этому непростому ремеслу на московских мануфактурах.До сих пор об этом периоде мы знали лишь ряд краеведческих легенд, в той или иной мере пытавшихся объяснить истоки такого необычного рвения крестьян этого края, и вот теперь об этом вопросе можно говорить вполне "предметно". Известно имя одного из первых гребневских учеников-подмастерьев, работавших в Москве, его происхождение, дата рождения, его родственные связи, место и год его работы.

21.10.2014

К истории усадьбы Гребнево

Автограф письма владельца села Гребенево (нынешней подмосковной усадьбы Гребнево) князя Ивана Юрьевича Трубецкого из шведского плена в Россию его супруге Ирине Григорьевне Трубецкой (урожд. Нарышкиной) от 18 октября 1704 г. (сверху) и автограф письма Ирины Григорьевны Трубецкой её брату С.Г. Нарышкину от 17 августа 1715 г. (снизу). Стокгольмский городской архив (Швеция).


Отрывок из письма Ирины Григорьевны мужу от 1 июля 1709 года: "И я очинь с тебя удивляюся, что ты теми денгами не мог прожить. Ты же изволишь писать, чтоб прислать 2000 рублев… И ты умилосердися над нами, чтоб нам по миру не скитатца, а то уже истинно, что наги ходим… у каво нет детей, и те милуют дом свой, прочат впредь, чтоб была к чему приехать, а ты знатно, что не желаешь, чтоб впредь к чему приехать и не милуешь нас, что чем нам ныне жить".

15.10.2014

Город Богородск и Богородский уезд в "Описании Московской губернии" 1781 года

В отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки хранится любопытный сборник "Описание Московской губернии". В него внесены сведения о Москве и Подмосковье на 1781 год. Сборник представляет собой сшитую книгу из 90 листов, в которую разными писцами внесены описания городов Москвы, Коломны, Серпухова, Вереи, Можайска, Рузы, Волоколамска, Клина, Дмитрова, Звенигорода, Воскресенска, Богородска (ныне г. Ногинск), Бронниц, Никитска, Подола по состоянию на 1781 год. 



Автор этого документа неизвестен, но знакомство с текстом позволяет заключить, что автор настроен патриотически, достаточно образован, знаком с геометрией, географией, архитектурой не только русской, но и иностранной, знает историю и летописание, экономику, при этом не лишён способности видеть прекрасное...

10.10.2014

***

Работаем над фирменным стилем. Визиточки журнала напечатали, наконец.

10 лет историко-краеведческому музею г.п. Фряново

11 октября историко-краеведческому музею г.п. Фряново исполняется 10 лет.
10 лет назад усадьба Фряново находилась в аварийном, полузаброшенном состоянии. Немало сил приложили неравнодушные жители поселка, любители истории и краеведы, чтобы спасти усадьбу. К счастью, чаяния энтузиастов поддержала поселковая администрация, был учрежден историко-краеведческий музей и осенью 2004 года состоялось торжественное открытие первых экспозиций. 10 лет для музея - совсем небольшой срок, но путь, проделанный за это время - не мал. Все начиналось с нескольких комнат. Сейчас экспозиционных залов - 10, экспозиция обновляется после проведенного косметического ремонта, в одном из залов удалось расчистить роспись начала XIX века.

 
Усадьбу Фряново посещают экскурсионные группы из Москвы, Щелково, Фрязина, Черноголовки, Ногинска, Павловского Посада, Электростали и других городов. Пополняется фонд музея, разнообразнее и интереснее становятся музейные залы, регулярно обновляются выставки, проводятся концерты, приезжают художники на пленэр. Усадьба Фряново стала настоящей жемчужиной северо-востока Подмосковья и мы приглашаем всех желающих приехать к нам в гости, окунуться в атмосферу старинной подмосковной дворянской усадьбы, подышать свежим воздухом липового парка, посетить уникальный храм с двойным куполом.

09.10.2014

Усадьба княжны Марии Кантемир в сельце Улиткино

Увлекательная и необычная история подмосковной деревни Улиткино с существующим поныне храмом святой равноапостольной Марии Магдалины документально связана с непростой судьбой возлюбленной Петра I, княжной Марией Кантемир, владевшей ею с 1745 по 1757 г.,  и до сих пор таит много неразрешённых тайн. Одной из них является вопрос об улиткинской усадьбе Марии. Когда именно она могла быть построена, по проекту какого архитектора, из камня или дерева, где располагалась относительно церковной земли и когда исчезла с карт, - вот вопросы, "терзающие умы краеведов" на протяжении последних двух десятилетий.


По местным преданиям, под существующим храмом находится место последнего пристанища княжны, полное несметных сокровищ. Насколько это вероятно? Кратко изложив историю деревни, первое упоминание которой относится к 1646 году, мы попытаемся ответить на эти вопросы исходя из предыстории покупки деревни, в наши дни, без сомнений, претендующей на статус настоящей туристической жемчужины Подмосковья.


07.10.2014

Новый номер историко-краеведческого альманаха «Подмосковный летописец» посвящен 700-летию преподобного Сергия Радонежского

700-летие преподобного Сергия Радонежского стало темой третьего номера историко-краеведческого альманаха «Подмосковный летописец». Огромно влияние этого великого святого в жизни Русской Православной Церкви, в становлении государственности, в отечественной истории и культуре. Преподобный идет с нами через века, и не умаляется его духовное покровительство, не ослабевает благодатная помощь в самые трудные периоды существования нашего Отечества.


 
Известный историк Василий Осипович Ключевский более ста лет назад опубликовал статью «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства». Он писал: «Когда вместе с разнообразной, набожно крестящейся народной волной вступаешь в ворота Сергиевой Лавры, иногда думаешь: почему в этой обители нет и не было особого наблюдателя, подобного древнерусскому летописцу, который спокойным неизменным взглядом наблюдал и ровной бесстрастной рукой записывал, «еже содеяся в Русской земле», и делал это одинаково из года в год, из века в век, как будто это был один и тот же человек, не умиравший целые столетия? Такой бессменный и не умирающий наблюдатель рассказал бы, какие люди приходили в течение 500 лет поклониться гробу преподобного Сергия и с какими помыслами и чувствами возвращались отсюда во все концы Русской земли». Восприятие Ключевским личности Сергия Радонежского и его участие в жизни каждого православного верующего актуально и по сей день. Этой статьей открывается юбилейный номер журнала.