20.09.2014

Богослов Николай Евграфович Пестов в Гребневе

Немногие знают, что старое, давно закрытое кладбище в подмосковном Гребневе, недалеко от известной усадьбы,  является последним пристанищем для талантливого профессора, доктора химических наук, известного историка православной церкви и выдающегося богослова Николая Евграфовича Пестова (1892 - 14 января 1982).


Не всякий знает и то, как добраться до его надгробия, увенчанного замечательной ажурной сенью с куполами: соседние оградки расположены впритык друг к дружке. Недавно посетившим наш край уважаемым коллегам-краеведам, кажется, это так и не удалось (см.). Утром 16 сентября 2014 г., воспользовавшись прекрасной солнечной погодой, мы посетили кладбище и, не без препятствий на пути, добрались до могилки, добром помянув этого достойного человека, необычной судьбе которого и посвящён наш сегодняшний рассказ...

18.09.2014

"Вкус прошлого": старинные рецепты блюд из грибов

Прикоснуться к прошлому мы можем по-разному. Поскольку год выдался на редкость урожайным на грибы, мы решили выбрать ряд сведений по классической заготовке и приготовлению различных блюд из них по старым, дореволюционным поваренным книгам 1865, 1880, 1902, 1910 и 1912 годов. 

Рецепты весьма разнообразны. Старые кулинары рассказывают, как из грибов приготовить соусы, салаты, супы, бульоны, борщи, окрошку,  котлеты, икру, правильно их засолить. А чего стоят одни названия: "Грибы а-ля "бордолез"",  "Соленые рыжики отличнаго вкуса" или "белые грибы в консоме"! Ниже следует 32 старинных рецепта.

16.09.2014

Находки из заброшенного села Саулино

Недавно к нам на почту пришло письмо от наших корреспондентов из деревни Корякино (Щёлковского р-на) с фотографиями любопытных находок, сделанных на территории некогда крупного, а ныне заброшенного подмосковного имения и села Саулино (Серебрено).


В связи с этим, кажется, пришла пора рассказать об отношении авторов журнала к т.наз. "чёрному копательству". Отношение сложное, не сводящееся ни к абсолютной апологетике ни к огульным обвинениям. Хобби, давно ушедшее "в народ" невозможно остановить или запретить. Законодательные ограничения бездейственны. Вопрос состоит в достаточной образованности копателя и в его личном понимании ценности его находок. "Чешуя" XVI-XVII вв. стоит на антикварном рынке почти копейки, медь XVIII века - так же. Конечно, трудно чем-то заменить радость от случайной, даже незначительной находки и надежду на крупный клад...

14.09.2014

Тайны старинного надгробия или загадочный доктор Карл Леман в Комягине

Некрополистика - занятие настолько захватывающее и увлекательное, что в неё легко, как говорится, "уйти с головой". Точно, как в песенке смотрителя кладбища в исполнении Зиновия Гердта из к/ф. "Трое в лодке, не считая собаки": "Я честью вам клянусь, что никогда вам не найти такого развлечения. Учтите, что на этом свете вы ещё в пути, так осмотрите место назначения". Поэтому мы пытаемся заниматься этой наукой лишь время от времени, когда находка сулит что-то весьма интересное.
 
Так, во время нашей субботней (13 сентября 2014 г.) прогулки по кладбищу в подмосковном селе Комягино, был замечен огромный надгробный камень, который сначала был принят нами за простой валун. Подойдя поближе, и внимательнее рассмотрев его, мы нашли сверху место для установки утраченного железного креста и выбитую на камне прелюбопытную надпись следующего содержания...

13.09.2014

Фотопутешествие в село Комягино

Древняя история подмосковного села села Комягино и его невероятной красоты храма в нашем журнале описывалась не раз. К примеру, "Из истории имения Сергиево (Комягино) с XV века до 1749 года". Или: "Каменное чудо Подмосковья: Сергиевский храм XVII века в селе Комягино". Наше предположение о времени основания села нашло отклик в прессе Пушкинского района [см. газета Маяк]. Однако, исторические данные нередко закрывают "око сердца", да и, как известно, одна картинка стоит десяти тысяч слов.


Вчера (13 сентября 2014 г.) мы прошли пешком от центра города Фрязино до Сергиевского храма в селе Комягино [сайт храма]. Путь составил всего 9 километров, прошёлся легко и был возблагодарён рядом, как кажется, очень приятных фотографий. Далее - фотоотчёт без лишних слов.

05.09.2014

Анонс

Только что вернулись из потрясающей поездки в подмосковный Красноармейск. Побывали в интереснейшем и уникальном музее секретнейшего Софринского артиллерийского полигона (ФКП НИИ "Геодезия")- настоящей terra incognita Подмосковья, и на территории этого легендарного закрытого и буквально заповедного объекта, в частности, известного первым испытанием "Катюши"...

 
К сожалению, из-за недостатка времени, слишком бегло осмотрели роскошный квартал зданий бывшей Вознесенской мануфактуры, восхитились местными природными красотами с высоты урочища Пирожная гора, записали интервью для Красноармейского радио, и, главное, лично познакомились с прекрасными людьми - подлинными энтузиастами сохранения истории родного края.
Фотоотчёт вскоре последует. Красноармейск радио: http://radio.krasno.ru/

03.09.2014

Из истории имения Сергиево (Комягино) с XV века до 1749 года

Земли крупной Сергиевской вотчины находились в верховьях р. Любосеевки. Граница с Гребеневской вотчиной, к востоку, пролегала за нынешним  ДП «Восход» СНТ «Заозерный».  Западнее земель Сергиевской вотчины простирались угодья небольшой вотчины села Невзорово (Муромино). С северо-востока сергиевские земли  граничили с имением  Подъягодное (Сабурово), с юго-запада – с землями села Образцово, а с юга – с землями села Хомутово. Во второй половине XVII века административным центром вотчины было сохранившееся до наших дней село Комягино Пушкинского р-на, находящееся в 9 км к северо-западу от известного своей усадьбой Гребнева.

У Комягина - необычная история. Такая же жестокая и "опальная", как у соседнего Образцова или Литвинова, но со своим, неповторимым оттенком. Языки не резали и не вешали, как там. То Комягино, которое мы видим сейчас в викимапии, состоит из двух исторических мест, разделенных речкой (по старым картам можно понять, что это приток Скалбы): церковной земли (Сергиевского) и деревни Комягино  (1490 г., 1584-1586 гг., до 1646 г. – пустоши Коняево и Везниково; 1619 г. – пуст. Камягино; 1646 г. – д. Камягино и село Сергиево; 1678-1679 гг., 1704 г. – д. Комягино, с. Сергиево на р. Скалбе; 1704 г. – д. Комягино; 1729 г., 1749 г. – с. Сергиевское, Комягино тож; 1767 г. – с. Комягино; 1852 г. – с. Сергиевское, Комягино; 1862 г. – с. Комягино (Сергиевское); 1926 г. – с. Комягино). С Сергиевым (Комягиным) связана масса легенд и преданий, но мы, пытаясь исключить фольклор из нашего повествования, попробуем кратко описать довольно своеобразную историю поселения на период с (насколько удалось по документам) древности, до 1749 года.

01.09.2014

Село Жегалово и Никольский храм в XVIII – I пол. XX в.

Никольский храм подмосковного села Жегалово  известен всем, кто бывал в Щёлкове, однако история его строительства до сих пор была исследована недостаточно так же, как и история самого села. 


В 1704 году в селе Жегалово с деревянным храмом Николая Чудотворца числилось 23 двора с 94 крестьянами. Село принадлежало Троице-Сергиевому монастырю. С 1726 по 1728 год церковь в селе сгорела. 5 февраля 1729 года крестьяне «приселка Жегалова» обратились с челобитной на имя архимандрита Троице-Сергиевского монастыря Варлаама: «Крестьяне Иван Тиханов, Иван Андреев, Артамон Понкратов и все приходские того приселка люди в прошении объявили, что в оном де приселке Жегалове у них, просителей, была церковь Николая Чудотворца и в прошлых годах в пожаре волею Божией оная церковь сгорела и ныне церкви Божией во оном приселке не имеется, а имеется в селе Звягине церковь Божия излишняя и чтоб оную церковь перевесть во оный приселок и о перевозе оной церкви из села Звягина послали бить челом попа Емельяна Егорова в Москву» [1]. Вскоре разрешение было получено, и церковь из села Звягино (ныне микрорайон г. Пушкино) была перевезена в Жегалово и освящена в 1730 г.

Судьбы церковно-монастырских вотчин на территории городского поселения Щелково в XVIII – I пол. XIX в.: Турабьево и Амерево

К началу XVI в. церковь владела третьей частью всех обрабатываемых земель в стране. На протяжении столетий монастыри обогащались за счет земельных пожалований, которые делались князьями, боярами и богатыми купцами. Другими источниками пополнения земельных фондов служили «вклады по душе», взносы при пострижении, купля и выменивание лугов, пустошей и угодий у соседних владельцев. В отношении податей, повинностей и подсудности монастырским имениям предоставлялись значительные льготы и права, и это привлекало крестьян на монастырские земли.

Монастырская земля была неотчуждаема и должна была постоянно напоминать о вкладчике. Монастырь не мог продать такую землю, но мог отдать её во временный «оброк» желающим с ежегодной уплатой части дохода, получаемого с её использования. Поэтому Пётр I называл монастырские земли «тунегиблемыми» (зря пропадающими), то есть не приносящими никакой пользы развивающемуся и крепнущему государству. При Петре I в России начинает формироваться крупная дворянская собственность на землю, и вопрос о монастырском землевладении обретает особо острый характер.