31.01.2012

Краеведческая фотопрогулка: дождливый Долгопрудный и Спасский храм конца XVII века.

Вот и пришло самое время продолжить тему "Как я провел лето 2011", плавно переросшую в "Воспоминания о лете".



В этой же части мы погуляем по летнему дождливому  подмосковному городу Долгопрудный с его амфитеатром, расскажем историю села Спасское-Котово, Спасского храма, Репниных да Юсуповых. Расскажем и покажем усыпальницу самого известного из Юсуповых. Посмотрим на артефакты покорения космоса и домонгольский курганный могильник в центре города...

29.01.2012

Известный портрет неизвестного юноши или что целовала Цветаева...


"Портрет офицера ополчения 1812 года. Неизвестный художник первой четверти  XIX века". Эрмитаж.

Кроме того, что "нравится"  в наибольший трепет перед портретом обычно приводят меня, да и не только, думаю, многих, экспликации типа "Дама в синем. Неизв. худ. сер. XIX в." (в Киеве видел и до сих пор снится), ну или просто "Портрет неизвестного. Неизвестный художник, нач. XIX в.".  Во-первых, их в сети не найдешь. Рано или поздно должен появиться в сети какой-нибудь каталог неизвестных художников и портретов неизвесных лиц. Ратую за это давно уже.

Я, признаться не очень люблю засевшее в голове стихотворение Цветаевой* героям 1812 года, которое:

"Вы были дети и герои,
Вы всё могли
".

Из-за жестокости его в конце. Да и посвящено оно не безымянному портрету, а Александру Алексеевичу Тучкову,  прожившему 34 года (мне в этом году - 35).

О всяких разностях и этом - ниже.


28.01.2012

Участь мундира маршала Луи Николя Даву


Сражение под Красным. Художник: Петер фон Гесс.

"В ризнице села Холма-Агарева, принадлежащего слишком 100 лет фамилии Карновичей и отстоящего от Ярославля в 35 верстах по направлению к Москве, можно видеть священническую ризу, отделанную изящным золотым шитьем, состоящим из дубовых и лавровых листьев, перемешанных с причудливыми арабесками. Происхождение этой ризы заслуживает внимания. В войну 1812 года двое Карновичей, Петр и Николай Петровичи, будучи офицерами лейб-гвардии Финляндского полка, участвовали в поражении, нанесенном французам, 6 ноября, под Красным. В атом сражении Николай Карнович взял жезл маршала Даву, внесенный по повелению императора Александра I, с особым торжеством, в С.-Петербургский Казанский собор, где он и ныне хранится среди трофеев Отечественной войны. В числе военной добычи, на долю молодых прапорщиков пришелся мундир маршала Даву. Мундир этот был отправлен в Ярославль и затем матерью Карновичей употреблен на украшение упомянутой ризы. Странная превратность: великолепное одеяние одного из знаменитейших французских маршалов, герцога Данцигского, было заготовлено в Париже для того, чтоб обратиться в России в облачение православного сельского священника. Сообщено Е. П. Карновичем".

ИЗ СТАТЬИ Е. П. КАРНОВИЧА «УЧАСТЬ МУНДИРА МАРШАЛА ДАВУ В РОССИИ». Исторический вестник, т. VII, СПб, 1882, стр. 251.

23.01.2012

Трагические сказки

Сегодня подарили нам книжечку. Ну да, Москва 1915, порадовало то, что Типография "Земля", Москва, на 1-й Мещанской, д.5. А уж мы с супругой занимаемся историей Мещанского района...

Потом, уже дома, отмёрзнув от холодины,  пригляделся и ахнул:

Угу Авторский экземпляр номер три...


Да-да, того самого поэта-символиста, знакомого всех наших Сологубов и Пешковых,  Ивана Сергеевича Рукавишникова (1877-1930), который на свои средства, унаследованные им от отца-нижегородского миллионера Сергея Михайловича Рукавишникова (1864-1914), издал 20 томов собственных сочинений.
Как видно, мне достался 9-й том, только...

20.01.2012

Готические башенки в усадьбе Гребнево

Не люблю выступать в роли критика. Однако около-краеведческие публикации, в последнее время участившиеся во фрязинской  газете "Ключъ", доставляют... столько эмоций, что, видимо, придется примерить на себя и эту маску.


О чём речь. Готическая башенка в Гребневе. Фотография 1917 года из статьи Лукомского отсюда.
(На карте ниже - она под номером 10/4)

В №2 (1072) 18 от 24 января 2012 года, для примера, помещена статья под немного странным названием "Башни над Гребнево. Гребневская округа - от Трубецких до Гомбургских".
Поскольку о собственно гребневской округе в статье почти не говорится, подзаглавие, по всей видимости, играет сугубо "развлекательную роль", в надежде на то, что скучающий читатель возьмёт на себя труд срифмовать фамилиии "Трубецких и ГомбургскИх", тогда как последние, всё-таки ГОмбургские от названия города Homburg, сейчас - Bad Homburg vor der Höhe.


Портрет принца Людвига Иоганна Вильгельма Гессен-Гомбургского. II пол. 1730-х - I пол. 1740-х. Миниатюра, картон. акварель, 5х7,2 см.

Фактически первая часть статьи посвящена жизни Людвига Иоганна Вильгельма Груно Гессен-Гомбургского (1705-1745). К сожалению, она является вольным пересказом статьи в Вики с добавками вроде "После смерти Петра I А. Меншиков стал плохо относиться к Людвигу и Иоганну Карлу..."   Портрет принца кстати, тоже взят оттуда же. Сама вики-статья и портрет восходят к общеизвестному труду Д.Н. Бантыш-Каменского. Но при чем же тут Гребнево?

19.01.2012

Мануфактура вместо монастыря: страница истории подмосковного села Улиткино XVIII века

Есть в наших Щёлковских краях одно очаровательное, затерянное в лесах местечко, обладающее по-настоящему загадочной историей, а не как у всех краеведов "всё загадочно и таинственно и обязательно с кладами" =) Это - село Улиткино.



Последнюю пару лет многих в сети просто прямо как "прорвало" писать про него разную ересь, а я просто люблю кажое лето прогуляться из Гребнево через Улиткино до Николо-Берлюковской пустыни. Одно из них я даже уже описывал в своем журнальчике с кучей фоток. Но, честно говоря, мало кто знает, что здесь в XVIII веке едва не возник женский монастырь, который хотела основать печальноизвестная возлюбленная Петра I и вместо него была основана одна из первых в нашем Богородском уезде крупных шелковых посессионных мануфактур католика-менгрела Наврозова и лютеранина-голландца Кланка, - про личности которых почти никто ничего не знает...


Осенний вид на Улиткино 2009 года.

Интересующимся историей Подмосковья известно, что бывший Богородский уезд, некогда включавший в себя территории современных Ногинского, Павлово-Посадского, Щёлковского, северо-запад Орехово-Зуевского, юг Пушкинского и восток Мытищинского районов, более двухсот лет был известен на весь мир как место сосредоточения крупнейших текстильных предприятий России. В разное время  его называли то «русским Лионом», - подчеркивая высокую роль шелкоткацких предприятий в экономике края, то «русским Манчестером» - подчеркивая распространенность в наших краях хлопчато-бумажных производств.

В этой связи  особый интерес представляет история возникновения самых первых текстильных предприятий Богородского уезда, - с течением времени сформировавших экономическую специализацию производств всего региона.
Первая посессионная мануфактура в наших краях возникла на севере нынешнего Щёлковского района в 1722 году.
Выходец из верхушки армянского купечества, имевшего торг по всей Европе, совладелец славной, учрежденной еще Петром I в 1717 году «Штофной и прочих шелковых парчей» мануфактуры», армянин по происхождению, Игнатий Францевич Шериман в 1722 году, воспользовавшись привилегией данной содержателям мануфактуры, купил село Фряново у стольника Василия Тимофеевича Желябужского (1638 - до 1704) и вывез туда из Москвы 23 мастеровых и 26 ручных ткацких стана.

Об истории фряновского шелкового предприятия, в 1758 году перешедшего также выходцам из армян Лазаревым, я не раз писал уже (скачать 1,8 Мb), так что сегодня я хотел бы остановиться на довольно тёмной истории другого шелкового предприятия, возникшего в 1761 году на территории современного Щёлковского района, в непосредственной территориальной близости от известного села Гребнево, - в старинном селе Улиткино.


Надо сказать, что какой-либо отдельной научной работы, посвященной этому предприятию или его устроителям похоже, не существует. Приведенный ниже материал буквально  по крохам собирался с 2009 года. Сведения эти планировалось опубликовать в книге по истории города Щёлково, издание которой всё время переносится, а сам материал постоянно правится. Посему я даже не знаю, войдёт он в итоговую книгу, нет, и в каком виде. Недавно я нашел кое-что новенькое по этой фабрике, и почувствовал, что уже «не могу молчать», как говорится…

18.01.2012

"Загадочный опекун - внук Петра I ?" или страница из истории подмосковного имения Гребнево XVIII века


История подмосковного имения Гребнево в XVIII веке, к сожалению, всё еще изучена недостаточно. Печально сознавать, но именно этот период перенасыщен в доступной литературе странными на вид мифами и дивными краеведческими спекуляциями.

Не раз недобрым словом поминаемый мной И.Ф. Токмаков в своей печально известной компиляции «Историко-статистическое описание села Гребнева» описывая утварь, находившуюся в начале ХХ века в ризнице гребневских храмов, упомянул об одной интересной иконе Владимирской Божией Матери, на обороте которой присутствовала надпись: "Сей образ Владимирской Пресвятые Богородицы писан в Греции доказывают домовые описи, за многие годы 7131 годы, что уже в 7131 году находилася, значится в книгах, поновлен 1760 г . ноября 1 дня в Москве иконописцем Иваном Спиридоновичем, по усердию Богдана Умского". На другой, Казанской иконе Божией Матери Токмаков обнаружил следующую надпись: «1758 г . октября 7-го дня поновлен сей образ в Москве, а в Топорково церковь сгорела 1756 г . в день Благовещения Богородицы и с сего пожара выхвачен … Умской Богдан Васильев сын» [6].


Портрет Б.В. Умского. Художник: Д.Г. Левицкий, до 1790 г.

Так кто же такой этот «Умской Богдан» и какова его роль в истории обширной гребневской вотчины? В одной краеведческой работе я встречал хвалебные слова в адрес этого будто бы крестьянина Богдана, героически выхватившего икону из охваченной пламенем топорковской церкви. В другой единственное упоминание Богдана Васильевича Умского сводилось к тому, что он был управляющим имением и будто бы «проводил» какую-то «либеральную линию» княгини Анастасии Ивановны Трубецкой и  «поддерживал уже заведенное благоустройство усадьбы, даже «поновляя иконы»».

Но давайте по порядку...


17.01.2012

Чудеса реально случаются!

Произошел для меня практически невероятный случай проявления человеческого внимания, доброты, соучастия, даже не знаю, как сказать...

4 ноября прошлого года я разместил здесь в блоге пост под названием "Фотография суконной фабрики Четвериковых в Городищах - лот аукциона", в котором сказал об одной фотографии, размещенной на "Молотке" (интернет-аукцион такой), которая была мной атрибутирована как именно фотография этой фабрики в нынешней Свердловке.
Денежек на приобретение экспоната, чтобы подарить в музей у меня в тот момент не было.

Музей в Свердловке не так давно сгорел (тут не будем распространяться...). Но после встречи с таким Человеком, как Михаил Михайлович, я загорелся идеей хоть как-то помочь, "вложиться в будущность" музея, что-ли, короче, "посчитал себя обязанным"...
Большое участие проявил бесконечно уважаемый lugerovski но, как я понял, к вечеру того же дня этот экспонат у Михаила "увели".  Лот был выкуплен, и все мы, конечно, подумали, что для подмосковного краеведения он утрачен...

И вот, чудеса случаются даже не под Рождество, а ближе к Крещению. Почитайте здесь от первого лица.

Огромное спасибо вам, Ксения и Таисия! Вы просто взяли и вернули нам веру в человеческую доброту, веру в небезразличных людей, надежду на то, что музей в Свердловке должен быть и будет.

Чему рад


Чему рад: моя скромная коллекция не очень, впрочем, стареньких фотографий подмосковного наукограда Фрязино и мои фотографии в духе "было-стало" на днях были опубликованы на сайте газеты "Моя территория".

Ткани из прошлого. Часть 5: Альбом образцов тканей 1959 года

Наконец, пришла пора постепенно завершать обзор альбома образцов советского текстиля 1959 года, подаренный мне на НГ.
Первая часть - здесь, вторая - здесь, третья - здесь, четвертая - тут...


 
Эта пятая, предпоследняя часть будет посвящена иллюстрированной истории всего двух предприятий:
21. Хлопчатобумажный комбинат имени III Интернационала. До ВОСР:  Троико-Александровская мануфактура Товарищества мануфактур Барановых. Город Карабаново Александровского района Владимирской области.
22. Хлопчатобумажный прядильно-ткацко-отделочный  «5-й Октябрь». До ВОСР: Струнинская фабрика Товарищества Соколовской мануфактуры А.И. Баранова.  Ныне г. Струнино того же Александровского района Владимирской области.

13.01.2012

Краеведческий музей в Ивантеевке

Куча есть мест, где давно уже хотелось побывать. Но грипп исключил возможность поездить на новогодние праздники. Так что наверстываю упущенное.  Сегодня посетил милейший краеведческий музей в подмосковном городе Ивантеевка.



Музей действует с 1993 года, когда сюда были переданы экспонаты "Народного музея города Ивантеевка", в основном относившиеся к советскому периоду истории города. Музей еле сводит концы с концами, администрация его поддерживает крайне недостаточно, так что спрашивать "высоко" с него не стоит. Зато коллекция экспонатов, собранных в нем (всего 19000) - разнообразна и уникальна.
Пытливому взгляду любителя старинных штучек и краеведения - здесь просто раздолье.

11.01.2012

Купец невероятной судьбы: Иван Алексеевич Хлудов (1839 -1868)


Бывает, что, погрузившись в далеко не всегда захватывающую историю русской текстильной промышленности, наталкиваешься на истории, кажущиеся почти невероятными. Такой, почти что авантюрный роман XIX века представляет собой невероятная судьба русского купца Ивана Алексеевича Хлудова.
Жизнь его не была долгой. Он умер не дожив и до 29 лет, успев побывать в Соединенных штатах Америки в разгар войны Севера и Юга и в Средней Азии времен ее колонизации русскими.


Иван Алексеевич Хлудов. Художник: Н.А. Заваруев, 1865.

Как через два года после кончины Ивана Алексеевича, в далёком 1870 году писал журнал «Всемирный иллюстратор»: «Вся его недолгая жизнь была посвящена улучшению торгового русского дела, и при этом покойным была постоянно выказываема такая сила воли, такая стойкая, ни пред чем не уступающая предприимчивость, такое искреннее желание поднять уровень нашей мануфактурной производительности, что стоит остановиться хотя и на тех немногих данных из его биографии, которые нам известны»

10.01.2012

Ткани из прошлого. Альбом 1959 года. Часть 4.

Пришла очередь следующих пяти текстильных фабрик, изделия которых находятся в моем альбомчике 1959 года.
Первая часть - здесь, вторая - здесь, третья - здесь.


Сегодня мы посмотрим продукцию и ознакомимся с краткой историей следующих фабрик:

 16. Тейковский хлопчатобумажный комбинат. До ВОСР: Прядильно-ткацко-отделочная "Тейковская мануфактура" Товарищества мануфактур Каретниковой Александры с сыном в селе Тейково, Шуйского уезда Владимирской губернии (ныне  - город Тейково, Тейсковского муниципального р-на Ивановской области).
17. Родниковский меланжевый комбинат «Большевик». Прядильно-ткацкая Родниковская фабрика Товарищества мануфактур Анны Красильщиковой с сыновьями города Родники Юрьевецкого уезда Костромской губернии (сейчас - город Родники Родниковского р-на Ивановской области).18. Ивановский меланжевый комбинат имени К.И. Фролова - построена после ВОСР (г. Иваново).19. Ситценабивная фабрика имени Веры Слуцкой. До ВОСР - фабрика акционерного общества "И. А. Воронин, Лютш и Чешер". г. Санкт-Петербург.
20. Калининский хлопчатобумажный комбинат. До ВОСР: Фабрики Товарищества Тверской мануфактуры С. Морозова, г. Тверь.

08.01.2012

Ткани из прошлого. Альбом 1959 года. Часть 3.

Считается, что текстиль, его история, производство и т д. и т. п. - "это что-то"женское", ну ткани, мол, всякие "лифчики-пеньюары", фее-бее...
Но таки да, хоть историю текстильной промышленности делали мужья женщин, но в истории текстильных предприятий действительно много того, что не всегда поддается "строгому логическому объяснению". Говоришь вот так о "муже" - владельце текстильного предприятия, - так как-то странно было бы, если бы он выпускал ткани не нравившиеся его супруге. (Я про х-б, а не армейское сукно говорю). Ведь все равно, как ни рядись, супруги фабрикантов решающим образом воздействовали на вкус потребительниц товара, и тем самым  явно и бесповоротно формировали вкус, - создавали историю...
Как ни чудно это звучит, в истории текстия Богородского и Владимирского уездов огромное значение (в связи с вышесказанным) играет чувство под названием Любовь...
Ну,, или, по крайней мере, брак между мужчиной и женщиной, который хоть по-рассчету, хоть по-приязни, - но отразился на истории русского текстиля...



Продолжим обозрение образцов хлопчатобумажного текстиля советских фабрик из моего новогоднего подарка - альбомчика 1959 года. Про каждую из фабрик я пытаюсь по возможности приводить данные о ее возникновении (ну и старинные фотографии фабрик, - куда без них...)  Пока что все 10 из них (из общего числа - 31) - появились до революции 1917-го.
Экономическая ситуация 1990-2000 года привела к закрытию многих текстильных предприятий страны. Из обследованных 10 ныне продолжают производить текстиль только две. Так что большинство из них - уже история, которую мы обязаны сохранить.



Первую часть из пяти первых фабрик можно посмотреть здесь.
Вторая часть (также 5 фабрик) - здесь.

Сегодня мы рассмотрим историю и приведем образцы продукции:
 
11. Фабрика БИМ, или "Большая Ивановская Мануфактура им. О.А. Варенцовой". До ВОСР: предприятие Товарищества Куваевской ситценабивной мануфактуры, г. Иваново.
12. Фабрика НИМ, или "Новая Ивановская мануфактура". До ВОСР: фабрика торгового дом «З.Кокушкин и К.Маракушев», г. Иваново.
13. Большой Кохомский хлопчатобумажный комибинат. До ВОСР: "Большая Кохомская мануфактура" Товарищества мануфактур В., Е. и А. Ясюнинских. Сейчас - г. Кохма Ивановского р-на Ивановской области. До ВОСР - село Кохма Шуйского уезда Иваново-Вознесенской губернии.
14. Сосневская фабрика. До ВОСР: Сосневская мануфактура Товарищества Покровской ситце-платочно-набивной мануфактуры П.Н. Грязнова. Г. Иваново
15. Фабрика "Красная Талка". До ВОСР: Петрищевская мануфактура Товарищества мануфактур Прасковьи Витовой с сыновьями.
Вообще говоря, история первой фабрики достойна отдельной статьи, но, уж сохраняя жанр... Итак...

07.01.2012

Первые школы Щёлковского района


На сайте Московского областного общественного фонда историко-креведческих исследований и гуманитарных инициатив "Наследие" на днях появилась моя новенькая статья "Первые школы Щёлковского района: 1782-1850 гг" (в печатном варианте опубликованная в ноябрьском номере газеты "Подмосковное наследие" (Вып.2 (57)).
Интересующихся  - прошу пожаловать почитать статью на сайте.

05.01.2012

Ткани из прошлого. Альбом 1959 года. Часть 2.

Думается, что для простого обывателя ткани, - словно "слепое пятно". Они окружают нас повсюду и являются непременным атрибутом нашей жизни, - что еще ближе нашим телам кроме тканей?  - а ведь большинство из нас просто не отдает себе отчет в том, что у каждого текстильного узора есть есть свой автор, а многие из образцов текстиля даже прошлого, ХХ века уже являются почтенными музейными экспонатами.
...Впрочем, до дедушки Фрейда и на секс как на жизненное явление не обращали  внимания, считая его чем-то "само собой разумеющимся" ... =) Продолжаем знакомиться с тканями советских фабрик ассортимента 1959 года и ликвидировать "белые пятна" истории почти угробленного в 90-е годы русского и советского текстиля.

Первая часть здесь: Ткани из прошлого Ч.1.



В этой части будут представлены текстильные изделия и краткая история предприятий:
Озёрский хлопчатобумажный комбинат "Рабочий" ( до ВОСР: фабрика "Товарищества Ф. Щербакова сыновей"), г. Озёры Московской области;
Щёлковский хлопчатобумажный комбинат имени Калинина (до ВОСР: бумагопрядильная фабрика "Товарищества мануфактур Людвиг Рабенек"), г. Щёлково Московской области;
Егорьевский меланжевый комбинат или  "Егорьевский хлопчатобумажный комбинат "Вождь пролетариата" (до ВОСР: предприятие "Товарищества Егорьевской бумагопрядильной фабрики А. и Г. Хлудовых" и "Товарищество Никифора Михайловича Бардыгина наследник" ), г. Егорьевск М.о.;
Шуйская объединенная прядильноткацкая и ситценабивная фабрика  или «Шуйская объединенная прядильноткацкая и ситценабивная фабрика» (до ВОСР: фабрики "Товарищества мануфактур Степана Посылина", предприятие "Товарищества Шуйской мануфактуры М.А. Павлова", фабрика "Товарищества Тезинских бумагопрядильных и ткацких фабрик В.А. и А.А. Балиных" и Шуйская фабрика братьев Рубачевых), г. Шуя.
Фабрика имени рабочего Ф. Зиновьева (до ВОСР: фабрика "Товарищества Гарелин Иван с сыновьями"), г. Иваново.


04.01.2012

Ткани из прошлого. Альбом 1959 года. Часть 1.

Сложилось впечатление, что российская текстильная промышленность была убита в 90-х также внезапно, как Троцкий ледорубом в 40-м...
На новый год мой домашний музейчик пополнился новым ценным экспонатом, а именно альбомом с образцами  продукции 31 советской текстильной фабрики середины прошлого ХХ века. Альбом ценен еще и тем, что датирован 1 января 1959 года.



Заинтересовался, а какие из этих предприятий были основаны после 1917 года, а какие - продолжали традиции отечественных текстильных производств XIX века. На этот момент обследовал пять первых фабрик по порядку... и обнаружил, что все пять предприятий - дореволюционного происхождения.

Из этих пяти предприятий в наши дни продолжает профильное производство лишь одна единственная.
Дальше - краткая история и фотографии образцов тканей фабрик, ассортимента 1959 года, которые можно увеличивать.

Итак в этом постике собраны:
Комбинат "Трехгорной мануфактуры" им. Дзержинского (до ВОСР: завод "Товарищества прохоровской Трёхгорной мануфактуры"), г. Москва;
Первая ситценабивная фабрика (до ВОСР: мануфактура "Товарищества Эмиль Циндель"), г. Москва;
Семеновская красильно-аппретурная фабрика (до ВОСР: предприятие "Товарищества Семеновской ткацкобелильной фабрики"), г. Москва;
Ткацко-отделочная фабрика им. Молотова (до ВОСР: Большая Ивановская мануфактура "Торгового дома «Гарелина Никона сыновья»), г. Иваново.
Вторая ситценабивная фабрика (до ВОСР: фабрика "Товарищества мануфактур Н.Н.Коншина"), г. Серпухов.

01.01.2012

Старинная усадьба Ростопчина на Большой Лубянке в Москве


Дом Ф.Ф. Ростопчина. Книжная гравюра, 1850 г.

Одна из самых красивых и древних городских усадеб Москвы находится на Большой Лубянке дом 14. К сожалению, главное здание усадьбы конца XVII-нач. XVIII вв.,  памятник архитектуры федерального значения, уже на протяжении многих лет стоит, занавешенное зеленой сеткой и постепенно разрушается.


 Фотография 2010 г.



Дом, с которым связано множество тайн, загадок и московских легенд всегда привлекал к себе особенное внимание москвичей. В 1612 году каменные палаты, на основе которых было возведено существующее здание,  принадлежали князю Дмитрию Пожарскому.