24.04.2021

Варвара Одоевская (Ланская): жизненный путь от Аристова погоста до Анискина

В процессе исследования метрической книги церкви Успения Пресвятой Богородицы (ныне – храм Троицы Живоначальной, постр. в 1822 – 1830 гг.; temples, sobory) что на Аристове погосте, составленной местным священником Никитой Георгиевым в 1790 году, удалось обнаружить запись о рождении и крещении в этом храме Варвары – дочери владельца соседнего сельца Лукино (с 1941 г. в составе посёлка Свердловский г.о. Лосино-Петровский), Ивана Ивановича Одоевского (1742 – 11 дек. 1806) от брака с Анастасией Ивановной Измайловой (17 апр. 1769 – 29 сент. 1807).  Пройдут годы и Варя станет супругой министра внутренних дел Российской империи С. С. Ланского (1787/88–1862), приобретёт известность как литератор и основатель литературного салона в Санкт-Петербурге, который посещали ведущие литераторы того времени (В. Л. Пушкин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский и др.)... 
 
Запись о рождении В. И. Одоевской из метрической книги Успенской церкви Аристова погоста, 1700 г. 
(ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Ед. хр. 795. Л 240 об.).
 

11.04.2021

Метрическая книга Покровского храма села Хомутово (Малого Хомутово) 1790 г.

В наши дни обе части села Хомутово, располагающиеся по обеим берегам Клязьмы к северо-западу от центра подмосковного города Щёлково входят в городскую черту. Левобережная часть села с построенным в 1800 году храмом частями вошла в состав города в 1950 и 1958 годах, а особо интересующая нас правобережная часть – в 1978 году.
 

В старину село Хомутово располагалось на правом берегу реки Клязьмы. Нынешняя улица Хомутовская некогда была главной улицей села. Вместе с постройкой ныне существующего каменного храма на левом берегу, у деревни Потапово-2,  правобережная часть стала называться «Малым Хомутово» (уп. в 1929–1941 гг.), «Старым Хомутово» или деревней Хомутово, а левобережная часть – «Большим Хомутово» (1927, 1929 – 1941 гг.), «Новым Хомутово» или селом Хомутово.

 

10.04.2021

Метрическая книга Рождественского храма села Образцово, деревень Байбаки, Васильевская, Мальцево, Набережная и Бурково 1790 г.

В 1790 г. в приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в Образцове входило само село Образцово (пос. Образцово; см. историю) и пять деревень: Байбаки (ударение на «и»; д. Байбаки; см. историю); Васильевская (ударение на «и»; ныне – д. Васильевское; см. историю), Мальцово (ударение на «а»; после 1923 и до 1947 включ. в пос. Краснознаменский [см. историю посёлка]; ул. Мальцево), Набережная (ударение на «а»; д. Набережная), и д. Бурково (ударение на «у»; вкл. в границу г. Королёв; ул. Бурково; см. историю). Предположительно, в том же году в состав прихода и образцовского имения также входила позднее утраченная деревня Игнатково (Игнатово), располагавшаяся к западу от села на том же левом берегу Клязьмы, но не упомянутая в метрической книге 1790 года. Также в метрической книге Рождественского храма упоминаются соседние три села: вотчинные – Богородское (Е. И. Головиной), Комягино (Н. А. Волконского) и Казённого ведомства Жегалово.
 
 
Кроме д. Бурково Казённого ведомства (Казённой палаты) остальные поселения были вотчинными, – принадлежали частному лицу, генерал-майору (1796; IV кл.), затем генерал-лейтенанту (1798; III кл.) князю Н. А. Волконскому (с. Образцово, Васильевская, Набережная, Байбаки, Мальцово). Если не считать Бурково, это был, условно говоря «моноприход», в который входили лишь селения, принадлежавшие одному владельцу, как, например, более крупные приходы соседних Никольских храмов в сёлах Гребнево и Петровское.
 

03.04.2021

К истории подмосковного с. Оболдино II пол. XVII – I пол. XIX вв. Метрическая книга села Никольское, Оболдино тож 1790 г.

Исследование посвящено поистине увлекательнейшей, но весьма малоизученной истории подмосковного села Оболдино, исторический центр которого с большим кирпичным храмом занят крупным производственным предприятием «Лакокраска». Из статьи можно узнать какими экзотическими ценностями в эпоху Петра I в виде взяток одаривали высокопоставленных астраханских коррупционеров, зачем владелец села уморил «слона тоскливого», принадлежавшего впоследствии четвертованному вельможе, куда пропала «зело поющая птица миана», и почему отличавшийся «простотою своею и глупостию» обер-комендант оказался «не братом»© капитан-командору. Раскрываются тайны впопыхах потерянных генеалогами детей «доброго старичка», которого никто не любил кроме жены Арины, загадки стремительного взлёта и распада оболдинских ИП во времена императрицы Екатерины II. Наконец, удивимся резвости десятилетнего цесаревича, будущего императора Павла I, игравшего в догонялки со владельцами Оболдина, наряженными в турок «Саликтар-Аги» и «Либригдар-Аги». Всё это и многое другое – по ссылке.