Каблуковский курганный могильник (I), с захоронениями кривичей XI-XIII веков находится в 250 метрах к юго-западу от церкви Спаса-Преображения в подмосковном селе Каблуково, в живописной местности на обрывистом берегу р. Воря. Могильник был обнаружен в 1920 г. советским археологом Сергеем Константиновичем Богоявленским (1871-1947). При раскопках 1967 года, произведённых Славянской археологической экспедицией МГУ под руководством археолога Альберта Александровича Коновалова (1938-1985) и доктора исторических наук Леонида Романовича Кызласова (1924-2007) курганный могильник включал 50 насыпей высотой от 30 см. до 2 м. и диаметром от 4,5 до 10 м. В ходе экспедиции 1967 г. были обследованы 30 курганов из располагающихся
западнее грунтовой дороги из Каблукова в д. Сутоки и 2 кургана (№33 и
44) - восточнее, ближе к реке.
В настоящее время с восточной стороны дороги на месте 6 не раскопанных в 1967 году курганов [См.] располагается внушительных размеров дача художника-модельера Вячеслава Михайловича Зайцева. Построенная около 2000 г. на участке земли, взятой модельером в аренду на 50 лет у главы Щёлковского района, дача позиционируется как "творческий центр" и даже "музей-усадьба". По словам модельера: «Появлением творческого центра я обязан инициативе моих друзей из Парижа – госпоже Маргарет Карбоньер, которой принадлежит сама идея, и фирме L’Oreal, финансировавшей этот проект. Финансовой основой строительства музея-усадьбы стали гонорары за производство парфюмерной линии «Маруся» под именем «Слава Зайцев» [Литературная газета. 2012 № 8, с. 15]. Очень жаль, что столь благое начинание с самых первых шагов оказалось связано с уничтожением исторического наследия.
В настоящее время между тысячелетними захоронениями времён кривичей, вплотную подступающими к забору, окружающему дачу, находится свалка строительного мусора.
Каблуковскому курганному могильнику I, внесённому в "археологическую карту России" (№ 694), можно сказать, "не повезло". В отличие от Анискинского курганного могильника , трёх Осеевских к.м., Солнцевского к.м. и курганной группы у ж.д. платформы Валентиновка он не был внесён в список объектов культурного наследия Щёлковского района...
В настоящее время с восточной стороны дороги на месте 6 не раскопанных в 1967 году курганов [См.] располагается внушительных размеров дача художника-модельера Вячеслава Михайловича Зайцева. Построенная около 2000 г. на участке земли, взятой модельером в аренду на 50 лет у главы Щёлковского района, дача позиционируется как "творческий центр" и даже "музей-усадьба". По словам модельера: «Появлением творческого центра я обязан инициативе моих друзей из Парижа – госпоже Маргарет Карбоньер, которой принадлежит сама идея, и фирме L’Oreal, финансировавшей этот проект. Финансовой основой строительства музея-усадьбы стали гонорары за производство парфюмерной линии «Маруся» под именем «Слава Зайцев» [Литературная газета. 2012 № 8, с. 15]. Очень жаль, что столь благое начинание с самых первых шагов оказалось связано с уничтожением исторического наследия.
В настоящее время между тысячелетними захоронениями времён кривичей, вплотную подступающими к забору, окружающему дачу, находится свалка строительного мусора.
Курган у забора дачи.
Свалка строительного мусора между курганами XI-XIII веков.
Немного о результатах раскопок 1967 года... Обследованные курганы содержали 37 трупоположений на горизонте (23) и в подкурганных могильных ямах (10).
На фоне дорога из Каблукова (справа) к даче (слева).
В погребальной обрядности Каблуковской группы большую роль играл огонь: в курганных насыпях нередко находили угольные прослойки с обломками гончарной древнерусской керамики (обряд "битьё посуды") и костями домашних животных (в насыпи кургана №6 на глубине 80 см. были найдены останки коровы и овцы). В нескольких погребениях были найдены остатки луба и деревянных гробов.
По словам Н.Г. Недошивиной, недавно опубликовавшей замечательную статью, посвящённую анализу находок 1967 года, указывается: "В Каблуковских курганах отмечена деталь погребальной обрядности, часто встречающаяся в древнерусских курганах Подмосковья. Речь идёт о так называемых "дарах" - вещах, которые клались рядом с умершим в момент погребения. /.../ В качестве дара использовали перстни, бубенчики, височные кольца, пояс" [См.: Недошивина Н.Г. Древнерусский могильник Каблуково в Подмосковье. // Археология Подмосковья. Вып.3. М., 2007, с. 128].
Из 37 погребений "дары" были найдены в 25 могилах. В кургане 7 в ногах мужчины лежал серп (он был сломан ещё в древности и части его были положены крест-накрест) в кургане 20 был обнаружен уникальный наборной пояс.
В кургане 16, обозначенном на приводимой схеме, были обнаружены
бочонковидные золочёные и серебрёные бусы, а в 30 см к югу от черепа — горшок.
Раскопанный курган.
В кургане 10, относящемуся к первой половине ХII века, находились останки с горшком в ногах, браслетообразными завязанными височными кольцами (диам 8-10,5 см.) из массивной серебряной проволоки, характерными для племенного союза кривичей, сердоликовыми бипирамидальными бусами,
бубенчиками и решетчатым перстнем.
В кургане 9 помимо двух погребений находились браслетообразные височные кольца, завязанные
по 6 штук у каждого погребенного; бусы сердоликовые бипирамидальные в
одном погребении и хрустальные шарообразные — в другом; браслеты
пластинчатые, перстни рубчатые; амулеты - подвеска, "конек
смоленского типа" и "собачка" на кольчатой цепочке [См. подробнее: Равдина Т.В. Керамика из датированных погребений в курганах Подмосковья ].
Особо обращает на себя захоронение языческой жрицы - "шаманки" (погребение II кургана №4).
В
описании из Археологической карты России указывается: "У некоторых
погребённых зафиксированы следы насильственной смерти. Таково, например,
погребение женщины, вероятно, языческой жрицы, сопровождавшееся большим
количеством украшений, нагрудником, расшитым мелкими колечками, а также
многочисленными бубенчиками, нашитыми на одежду и головной убор.
Насильственной смертью погиб, вероятно, и мужчина, погребённый в ровике
одного из курганов. При нём найден медный крест в кожаном мешочке, что
позволяет считать его христианином. По мнению исследователей, погребения
языческой жрицы, язычников и христианина, умерших насильственной
смертью, являются археологическим подтверждением летописных сообщений о
насильственной христианизации и восстаниях крестьян в северо-Восточной Руси в кон. XI в." [Археологическая карта россии. Ч.1. М., 1994, с. 237,
№694].
Схема раскопок [См.: Недошивина Н.Г. Древнерусский могильник Каблуково в Подмосковье. // Археология Подмосковья. Вып.3. М., 2007].
Н.Г. Недошивина уточняет вышеприведённое сообщение: "На груди похороненной на материке женщины были обнаружены остатки нагрудника, расшитого мелкими медными кольцами, и проволочная гривна, взять которые не удалось из-за плохой сохранности, а также ожерелье из сердоликовых бус и бронзовых пронизок. В разных местах около головы и на груди лежали семь связок бубенчиков на бронзовых колечках. На руках было 4 перстня и браслет (см. рис. ниже). Исследователи могильника видят в этом погребении захоронение убитой (в черепе есть пробоина) языческой жрицы, "шаманки". После убийства "шаманки" и её сородичей [Прим.: Авторы раскопок отмечают, что на многих черепах есть пробоины. Возможно, это просто результат плохо сохранившихся костяков.] людей стали хоронить в ямах - на этом как бы кончается языческий период в истории посёлка. Одним из "первых" христиан, по словам исследователей, был мужчина, погребенный с крестиком в яме бескурганного захоронения" [Недошивина Н.Г. Древнерусский могильник Каблуково в Подмосковье. // Археология Подмосковья. Вып.3. М., 2007, c. 128; Коновалов А. А. Отчет о раскопках кривичских курганов у д. Каблуково Щелковского р-на Московской обл. в 1967 г. // Архив ИА: Р—1, № 4275, с. 50-51].
Н.Г. Недошивина оспаривает "особый статус" погребённой, а крестик из погребения мужчины - христианина того же кургана 4 датирует лишь XVI-XVIII вв.
В "музее-усадьбе" модельер проживает с 2000 года. Интерьеры дачи можно посмотреть здесь. В начале июля 2004 г. дом был ограблен [См.]. Заведённое дело было раскрыто по горячим следам [См.].
При закладке дома, по словам В.М. Зайцева он обращался к "экстрасенсу", не сумевшему распознать место захоронения: "Когда закладывали первый камень дома, я пригласил свою знакомую,
экстрасенса, посмотреть место. Она приехала. Был май месяц, около
полудня. Экстрасенс положила в яму три яйца, свечи зажгла. И стала
призывать бога Солнца, бога Дождя и бога Ветра. Не поверите – из-за
облаков в мгновение вышло солнце, тут же подул мощный ветер, полил
дождь" [См.].
"У меня была здесь масса гостей, - говорит модельер авторам программы "Где живут знаменитости", - из Америки, из Италии, Франции, из Японии, из Китая, люди вообще балдеют". Конечно можно "прибалдеть", но не от роскоши, нет, а от незавидного со всех сторон соседства с потревоженными тенями забытых предков.
Ценя гармонию во всём, может быть, следовало бы убрать мусорку с курганов и попытаться превратить хотя бы небольшой участок у дома в археологический парк - музей под открытым небом, доселе невиданный в этих краях? Гостям-японцам, с их Рёан-дзи 1450 года, действительно будет чему удивиться. Думаю, не одному мне такое решение покажется действительно хорошим началом будущего музея...
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com