Величественный каменный храм в подмосковном городе Пушкино заметен издали. Его удачное местоположение на высоком берегу речки Уча придает ему еще больше величественности, а строгие архитектурные формы основного здания с пятиглавием синих, испещрённых золотыми звёздами куполов навевают образы седой старины.
Каменный храм Николая Чудотворца в домовом патриаршем селе Пушкино на Троицкой дороге начал строиться в 1693 году. Согласно книгам Патриаршего Приказа место для его строительства перед переправой на правом берегу реки Учи было выбрано лично патриархом Московским и всея Руси Адрианом (ум. 1700) 24 апреля 1693 года [1].
Позднее патриарх принял личное участие и в выборе архитектурных форм завершения пушкинского храма. 4 сентября следующего 1694 года он посетил московскую церковь Космы и Дамиана Ассийских, что в Кадашах, 1655 - 1656 годов постройки: "...для досмотру иконостаса и на церкви глав, которых строить в московском уезде, в домовом патриарше селе Пушкине, в новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца" [2].
Пятиглавый московский Космодемьянский храм, послуживший образцом для постройки никольского храма в Пушкине, стоял на месте современного сквера у дома по Большой Полянке 4, - на месте бойкой торговли рядом с переправой через топкую старицу реки Москвы и был разрушен в середине 1930-х гг.
Храм Космы и Дамиана в Кадашах. Фотография: Н.А. Найденов, 1883 г.
17 июня 1695 года каменный Никольский храм в селе Пушкино был освящен патриархом Адрианом. У храма была построена отдельно стоящая, видимо, деревянная колокольня с двадцатипудовым колоколом. Колокольня была попорчена пожаром, случившемся ок. 1695 г.
Фотография до перестройки колокольни в 1884 г. Отсюда.
Искусствовед и историк архитектуры Михаил Андреевич Ильин (1903 - 1981) следующим образом описывал архитектурные достоинства никольского храма: «Кубический основной объём храма, с рядом килевидных кокошников, и
хорошо поставленным пятиглавием, на первый взгляд может показаться
рядовым среди одновремённых собратьев. Но, если хорошо приглядеться,
взгляд уловит своеобразие короновидных весьма необычных наличников,
„притаившееся“ на западной стене под фризом восьмигранное обрамление для
установки иконы, и необычный характер пилястр наличников окон,
перехваченных во многих местах тонкими гуртами» [7].
Почтовая карточка. Пушкино. 1911 г.
Богатая храмовая утварь с иконами, писанными домовыми патриаршими иконописцами [3] была подробно описана в 1702 году [4]. Храм и колокольня ремонтировались в 1714 и 1749 годах. Тогда же (1749 г.) впервые упоминался погост при храме (церковное кладбище), обнесенный деревянной оградой. Проводился ремонт и в 1755 году.
Старинные надгробия некрополя Никольского храма.
Профильное изображение адамовой головы на одном из надгробий.
Считается, что трехъярусная колокольня и трапеза были пристроены к основному объему старинного храма в начале XIX века.
Фотография до перестройки колокольни в 1884 г. Отсюда.
Шли годы... В 1862 г. была пущена железная дорога Москва - Ярославль, была открыта станция Пушкино, район стал популярным дачным местом. Количество прихожан увеличилось и храм стал тесен для паствы. В 1868 году церковным старостой стал мещанин Николай Иванович Авученков [6], инициировавший сбор средств на пристройку к основному объему храма Иоанно-Богословского (южного) и Сергиевского (северного) приделов. Строительство придельных церквей началось в 1874 году по проекту архитектора Николая Павловича Милюкова (1825 - после 1875) [5] - отца известного политического деятеля, лидера партии кадетов, П.Н. Милюкова. Приделы были освящены 24 августа 1876 года.
Тогда же по обеим сторонам у входа в храм были установлены две закладные доски, прекрасно сохранившиеся до нашего времени.
На первой (по правой стороне) можно разглядеть следующие строки:
«Отъ миро созданiя 7200 года отъ
рожества христова 1692 года бла-
говолением Всетвордца нашего
Бога съ помощiю пресвтыя дѣ-
вы богородицы Марiи великiй
господинъ Святѣйшiй киръ А[н]-
дрiанъ архiепископъ царству-
ющаго града Москвы и всѣя ро-
ссiи и всѣхъ севѣрныхъ странъ
патрiархъ созда сей храмъ го-
споденъ въ честь угодника Бо-
жiя Святителя и Чудотвордца
николая строена изъ домовнiя
патрiаршiя казны освяти его
чинодѣиствомъ Святѣйшiй А [н]-
дрiанъ Патрiархъ совсѣмъ соб-
оромъ освященнымъ въ 7202 го-
ду м[еся]ца iюн въ 17 день бысть
же сiе водни православныхъ
монарховъ и благочестивыхъ
нашихъ князей iоана алек-
сѣевича и Петра алексѣевича».
На второй закладной доске можно прочесть:
«Возабновлена и освщена сiя
церковь сосвятымъ престоломь
митрополитомъ филаретомъ при
государѣ императорѣ алексан-
дрѣ 2 въ 1851 [?] году iюля 9 дня п-
ридѣлы же во им апостола и
евангелиста iоана богослова и
преподобнаго сергiя радонеж-
скаго Чудотворца устроены
отъ рождества христова 1876 го-
ду у сердiемъ благотворите-
лей и прихожанъ при свяще-
нникѣ дмитрiѣ сперанскомъ
и церковнымъ старостѣ мос-
ковскимъ мѣщанинѣ николаѣ
авученковѣ освящены были
придѣлы сiи митрополитомъ
московскимъ инокентiемъ съ п-
реосвященнымъ викарiемъ ни-
кодимомъ при государѣ алексан-
дрѣ 2 въ 24 день августа 1876 года».
В 1884 году первоначальная классическая колокольня храма была перестроена в псевдорусском стиле и получила шатровое завершение. Перестройка колокольни проводилась по проекту архитектора, председателя Московского архитектурного общества (в 1879 - 1894 гг.) Николая Васильевича Никитина (1828 - 1913), известного своими работами по открытию позакомарного покрытия Дмитровского собора во Владимире и работами по оформлению залов московского Исторического музея.
Почтовая карточка 1912 г.
Почтовая карточка 1912 г.
Почтовая карточка 1912 г.
Вид моста на р. Уче. Нач. ХХ в.
Современный вид колокольни.
На средства мецената Б.А. Медынцева у храма была построена высокая каменная лестница с проезжей улицы. На пожертвования Армандов при церкви была устроена
богадельня.
В 1911 году пол храма был выстлан сохранившейся метлахской плиткой. Дата настилки указана у входа в храм.
В
середине 1940 года церковь была закрыта и разграблена: сломан иконостас, сняты
иконы, замазана стенная роспись, сброшены колокола. Здание использовалась под склад пушкинского колхоза «Вперед». Частично был срыт некрополь Никольского храма. В
1947 году Никольская церковь возвращена верующим и более не закрывалась. В 1960 году
здание было признано памятником архитектуры местного значения и поставлена под государственную охрану.
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com
1. В старинных рукописях указывался 7200 год. Братья Холмогоровы, переводя год с юлианского календаря на григорианское летоисчисление верно отняли от даты 5508 и получили 1692 г. [Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах XVI - XVIII ст. Вып. V. Радонежская десятина. - М., 1886, с. 65.], но не учли, что по русскому календарю новый 7200 год начинался 1 сентября 1692 и заканчивался 1 сентября 1693 года. Указание на то, что патриарх посетил Пушкино в апреле, заставляют нас скорректировать дату закладки храма, и датировать ее именно 24 апреля 1693 года. Те же неточности следуют и далее по тексту Холмогоровых.
2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах XVI - XVIII ст. Вып. V. Радонежская десятина. - М., 1886, с. 65.
3. Известно, что над иконами для пушкинского храма трудился патриарший иконописец Федор Никитич Рожнов.
4. Холмогоровы В. и Г. Там же, с. 66-69.
5. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). -М., 1998, с.174.
6. В большинстве краеведческих изданий, видмио, по недоразумению, фамилия благодетеля переделана на "Авчуренков". В издании "Храм Святителя Николая. 310 лет". С. Пушкино, 2004 - указано верно: мещанин Н.И. Авученков.
7. Ильин М.А. Путь на Ростов Великий: от Москвы до Александрова. - М., 1973, с. 15.