17.12.2011

Неточности москвоведа Ивана Михайловича Снегирева

Кажется, очередная уже ошибка профессора Московского университета, известного знатока московских древностей Ивана Михайловича  Снегирева (1793-1868).
Книжка Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице. М., 1864.


Снегирев пишет:  "В пожары 1812 года Богоявленская обитель, осыпанная горящими головными и градом искр, осталась невредимою. От разграбления и осквернения охранял ее один из французских маршалов в ней пребывавших. Настоятель ее, арххимандрит Ираклий с драгоценностями ризницы тогда находился в Вологде". Стр. 11.

Так, это какой-такой Ираклий?
В донесениях о достопамятных происшествиях в московских монастырях во время нашествия неприятелей в 1812 году помещен рапорт казначея, иеромонаха Богоявленского монастыря Аарона, в котором чёрным по-белому сказано: "настоятель, покойный архимандрит Гедеон, убравши заблаговременно богатейшую жемчужную ризницу и утварь, выехал с прочим транспортом церковных ризниц в Вологду". ЧОИДР, 1858, книга 4. Отд.2. С. 42. Рапорт был подан в конце 1812 года, причем.
Экое сомнение берет!

Берем Строевские Списки иерархов. В столбце 177 читаем: "Гедеон Фомин в 1811 году переведен из Лужецкого монастыря. ум. 23 декабря 1812". ну вот почему Аарон его покойным называет.  А вот Ираклий, которого, возможно, имеет в виду И. Снегирев, это - Ираклий Евреинов, который был настоятелем Богоявленского монастыря в Китай-городе до 28 июля 1811 года (там же у Строева указан. См.: Строев П. Списки иерархов настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877.

В принципе, И. Снегиреву простительна эта неточность, все-таки его книжка появилась в 67-м, и Строевского. Списка у него под рукой быть не могло.
-Как бы не так!
На 14 странице Снегирев ничтоже не сумняшися, приводя список архимандритов сам указывает и то, что ираклий был архимандритом с 1807 по 1811 и то, что Гедеон умер в 1812 году.
И вот что это за ляп известного знатока?

Интересует меня, в данном случае, другое...
Все-таки, даже в рапорте иеромонаха Аарона ничего нет о том, что в Богоявленском монастыре был пост и жил хотя бы генерал, а не то, что маршал французской армии.
Тут следует кагбе возглас: "что за фигня?"

Получается, что сообщение Снегирева о 1812 годе в книге, специально посвященной истории этого монастыря - фальсифицировано...
И, поверьте, это уже не первый ляп этого уважаемого всеми автора, который мне пришлось обнаружить. К примеру, если дочитать снегиревский абзац, указано, что Августин, епископ Дмитровский, останавливался в этом монастыре после своего возвращения в Москву. Я уже, вроде, в трех книжках Снегирева, посвященных разным московским монастырям, читал про то, что Августин выбрал для жительства именно этот, а не какой другой монастырь!

А теперь, посмотрим в глаза автору.