Без преувеличения можно сказать, что старинные карты были и являются ценнейшими источниками по истории нашей малой Родины. Сейчас, благодаря росту информационных сетей и оцифровке картографических материалов в крупнейших архивных хранилищах – этот источник стал еще более доступен широким кругам интересующихся историей родного края. Сравнительный анализ карт позволяет получить точное представление о местоположении первых деревень и сел, с течением времени ставших крупными современными городами, наглядно представить себе этапы роста и развития поселения.
Обычно на картах указывается год ее издания, но надо помнить, что сами изображения на них отражают состояние местности на время топографической съёмки карты. Учитывая разницу в датировке карты и времени съемки местности, мы можем представить себе почти полную картину истории возникновения и развития поселения.
I
Впервые деревня, носившая название «Фрязинова а Самсонова тож на речке на Любосивке» упоминается в Писцовой книге поместных и вотчинных земель «письма и меры Тимофея Андреевича Хлопова со товарищи», написанной в 1584-1586 годах. Территориально деревня относилась к Бохову стану Московского уезда и наряду с другими 45 селениями входила в обширную Гребневскую вотчину с административным центром в соседнем селе Гребнево [1. С. 214-215]. К сожалению, самое раннее картографическое изображение деревни Фрязино до сих пор не было обнаружено и не публиковалось в научной печати. Сложности с обнаружением этой карты связаны с тем, что в XVI-XVII веках графические изображения – чертежи местности обычно составлялись лишь в случае споров о границах земельных владений, а споры, конечно же, касались далеко не всех поселений Подмосковья. Начиная с 1684 года составление чертежей таких спорных участков уже стало обязательным. Проанализировав огромный пласт подобного рода древних чертежей, известный историк, археограф и краевед Степан Борисович Веселовский (1876-1952) в середине XX века составил историческую карту сел и деревень Подмосковья XIV-XVII веков, на которой указана деревня Фрязино-Самсоново в окружении соседних деревень.
Фрязиново-Самсоново на сводной карте «Села и деревни Северо-Востока Подмосковья XIV-XVII вв.». Сост: С.Б. Веселовский, В.Н. Перцов [2. Лист Х. С. 21.].
Деревня «Фрязинова-Самсонова» показана на правом берегу реки Любосеевки в устье ее правого ручья-притока. Южнее устья, на противоположном, левом берегу указано село Новое и, вниз по течению реки село «Гребенево». На правом берегу Любосеевки между Новое и Гребнево показано положение деревни Чижова. Споры о том, была ли когда-нибудь нынешняя деревня Ново к северо-востоку от Фрязино селом – не утихают до сих пор. Но эта краеведческая загадка является темой отдельного исследования. Стоит добавить, что в середине XVII века Фрязино было совсем небольшой деревушкой, в которой жило всего 5 мужчин, включая детей [3. С.95].
13 мая 1754 года по инициативе графа П.И. Шувалова (1711-1762) правительством императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761) была подготовлена «Инструкция межевщикам», имевшая статус закона Российской империи. Началось время первого подробного межевания Московской губернии. Так называемое «Елизаветинское межевание» продолжалось до 1763 года.
Фрагмент плана дачи Елизаветинского межевания земель села Гребнево в Московском уезде. Ок. 1759 г.
Деревня, указанная в карте как «Нова» находилась на половине пути до села Гребнево, и начиналась в месте пересечения нынешней улицы Ленинская слобода и Проспекта Мира. На противоположном, правом берегу Любосеевки на плане обозначена деревня Чижово, причем путник, пройдя вдоль центральной улицы деревни Чижово, дойдя до моста через Любосеевку, и поднявшись на крутой склон оврага, попадал на центральную улицу д. Ново. И овраг этот, прозванный в народе «Лавы», и мостик в этом месте существуют и сейчас.
Фрагмент плана Генерального межевания, 1778-1786 гг.
Фрагмент плана Генерального межевания. В.С. Кусов, 2004.
Фрагмент «Географической карты Московской Провинции» инженер-майора С.М. Горихвостова, 1774 г.
Картографическое дело во второй половине XVIII века переживало этап своего становления. Не обходилось и без курьезных ошибок. Так в 1774 году появилась в печати так называемая «Географическая карта Московской Провинции, сочиненная с генеральных уездных межевых планов попечением межевой канцелярии членом Коллежского советника Зенбулатова и инженер Майором и над Чертежною Директором Горихвостовым». Легко заметить, что на ней деревни «Новая» и Чижева относительно реки Любосеевки «поменялись местами», а деревня «Фрязова» с левого берега реки попала на правый.
В 1795 году в деревне Фрязино (Фрязова) проживало 158 человек крестьян обоего пола [3. С.95].
Генеральный план Богородского уезда. Ч. II. 1797.
Планы Генерального межевания рисовались от руки и сводили в единое целое большое количество планов разных сел и деревень. Отсюда происходила и неточность в воспроизведении отдельных элементов. Утолщёнными черными линиями на плане 1797 года обозначен ряд деревенских домов, а участок позади домов, закрашенный зелеными чернилами обозначал крестьянские огороды, окруженные забором. Действительно, сложно себе представить, чтобы на месте центральной улицы деревни Фрязино протекала река, деля деревню на две части. Обычно по центру поселения, по центральной улице деревни проходила дорога, как, например, в случае указанной на той же карте д. Назимиха. К тому же на планах Елизаветинского и Генерального межеваний, также как и на более поздних картах XIX века, деревня Фрязино обозначается расположенной лишь на левом берегу реки.
Интересно, что Чижево обозначена на этой карте как «Чижевка».Продолжение здесь - тыц:
Фрязино на картах XIX века.