Завершаем публикацию
иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки
детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С.
Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее (часть 1), (часть 2), (часть 3).
После Октября в круг детских
интересов наряду с некоторыми старыми темами начинают постепенно проникать качественно
иные, рожденные новой действительностью...
«...Так, новым сюжетом являются похороны
борцов за революцию на Красной площади, хотя он непосредственно связан с
прошлым и логически завершает тему революции. / 10 ноября 1917 года Москва
хоронила товарищей, погибших в революционных боях. Около 500 бойцов легли в
братские могилы на Красной площади. Этот акт положил начало незапланированному,
но ставшему с тех пор традиционному пантеону революции. Всю ночь красногвардейцы
и революционные солдаты рыли у стен Кремля огромные могилы, всю ночь женщины шили
траурные знамена. А утром “со всех улиц на Красную площадь стекались огромные
толпы народа. Здесь были тысячи и тысячи людей, истощенных трудом и
бедностью,— рассказывает Джон Рид, бывший свидетелем и участником траурной
церемонии.— Прошел военный оркестр, игравший “Интернационал”, и вся толпа
стихийно подхватила гимн, медленно и торжественно разлившийся по площади, как
морская волна. С зубцов Кремлевской стены свисали до самой земли огромные
красные знамена... Начали прибывать рабочие фабрик и заводов отдаленнейших
районов города; они несли сюда... грубые ящики из нетесаных досок, покрытые
красной краской, и их высоко держали на плечах простые люди с лицами, залитыми
слезами... Похоронная процессия медленно подошла к могилам, и те, кто нес
гробы, спустили их в ямы... Весь долгий день до самого вечера шла эта траурная
процессия. Она входила на площадь через Иверские ворота и уходила с нее по Никольской
улице, как поток красных знамен, на которых были написаны слова надежды и
братства, ошеломляющие пророчества... / Один за другим уложены в могилу пятьсот
гробов... Над могилой на обнаженных ветвях деревьев, словно странные многокрасочные
цветы, повисли венки”. / Детское
воображение потряс этот торжественно-скорбный ритуал. Кто-то мог присутствовать
на похоронах, другие рисовали, пользуясь газетными фотографиями. Четкая грань в
данном случае может быть прослежена не всегда, и в принципе это обстоятельство
не так уж существенно. Важно то, какое впечатление оставила церемония похорон
в детских душах, подтверждением чему являются многочисленные рисунки. На
одних — по площади с воинскими почестями плывет вереница гробов, на других —
сцены у раскрытой братской могилы. Гробы уже опущены. Рисунок, передающий этот
момент, представляется нам исполненным по документальной фотографии: слишком
правильно для ребенка изображен сложный перспективный разворот могильной ямы» [с.
142-174].
68. ПОХОРОНЫ У
КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ. Ноябрь 1917
Неизвестный автор. Бумага,
акварель, карандаш. 24,6X32,3 см. [Похороны павших в боях за революцию
происходили на Красной площади 10 ноября 1917 года. Позади похоронной процессии
— Спасская башня Московского Кремля, справа — купол сената, слева на стене —
царская башенка. Рисунок не окончен].
69. ЗАХОРОНЕНИЕ
БОЙЦОВ РЕВОЛЮЦИИ У КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ. Ноябрь 1917
Автор Гончаров/ Бумага,
акварель, карандаш. 25,9X34,6 см. Надпись и подпись в верхнем левом углу:
Кладбище большевиков. Гончаров. [На первом плане —свежеразрытая земля на месте
братских могил. Справа — венки. За Кремлевской стеной — здание сената со следами
пуль, в куполе дыра — следствие обстрела Кремля на артиллерийских орудий. Зубцы
на Кремлевской стене нарисованы неправильно].
«…Есть рисунки, изображающие
площадь после похорон. Люди разошлись, и лишь венки остались на помосте над
могилами. Можно рассмотреть следы разрушений, причиненных Кремлю недавними
боями. Здание сената (окружного суда, теперь — Совета Министров СССР) пострадало
от артиллерийского обстрела, крыша купола
пробита, следы пуль на стенах напоминают о только что отгремевших боях» [с. 174].
70. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
БОРЦАМ ЗА СВОБОДУ. Ноябрь 1917
Неизвестный автор. Бумага,
акварель, карандаш, позолота. 25,4X34,5 см. Надписи: лозунг над башней — Да
здравствует РСФСР; справа на стене — вечная память борцам за свободу. [В
центре — Спасская башня Московского Кремля, по сторонам ее — часовни, построенные
в XIX веке (снесены в 1925 г.). За стеной справа — здание сената (ныне Совета
Министров СССР), слева купола и колокольня Чудова монастыря (снесен в 1930 г.)].
71. ПОХОРОНЫ
СТУДЕНТОВ И ЮНКЕРОВ. 1917
Автор А. Малышков (?). Обои,
акварель, гуашь, тушь, перо. 30,4X35,2 см. Подпись и дата справа внизу: А.
Малышков (?) 1917 годъ 9 декабря. Надпись внизу: Похороны студентов и юнкеров. [Похороны
студентов и юнкеров происходили 13 ноября 1917 года на братском кладбище,
которое находилось возле теперешнего поселка Сокол. Снесено в конце 1940-х
годов в связи с застройкой района Песчаных улиц].
«Рисунок не по-детски сложный, глубоко прочувствованный, все
художественные средства, которыми владеет автор, и продуманные, и найденные
интуитивно, соединены воедино для передачи трагизма сцены. Холодный день,
ноябрь, снег уже покрыл землю. Сумерки. Суровое настроение создается прежде
всего за счет цветового решения. Основной тон картины — серый, то высветленный,
то сгущенный почти до черного. По всему листу размыты слабые отсветы желтого и
зеленого — от крыши часовни, одежд священников, света факелов, усиливая
ощущение холода и бесприютности. Обряд действительно происходил при свете
факелов, так как процессия дошла до кладбища лишь к вечеру. Она двигалась
пешком из церкви Большого Вознесения, что у Никитских ворот, до села
Всехсвятское, где находилось братское кладбище. Путь не близкий, да и
ноябрьский день был сумрачный, ветреный, с мокрым снегом. Процедура была
искусственно затянута для нагнетания трагизма. Процессия шла так долго, что
опущенные в могилы гробы не закопали, отложив завершение ритуала на следующий
день» [с. 174-175].
72. ОТКРЫТИЕ
ПАМЯТНИКА РОБЕСПЬЕРУ В АЛЕКСАНДРОВСКОМ САДУ. Ноябрь 1918
Неизвестный автор. Бумага,
акварель, карандаш. 26,0X26,4 см. Надписи: вверху — открытие памятнику
Робеспьеру в Александравском саду; на знаменах — Да эдр(ав)ствуетъ вождь
а(в)стрiйск(ой) рево(лю)цiи Фр.
А(д)леръ; Да здравствуетъ Австрiй(с)кая революцiя и Фр. Адлеръ; Да здравст(вует) Советская республика; на
постаменте памятника — Робеспьер. [Робеспьер Максимильен Мари Изидор
(1758—1794) — один из вождей Великой французской революции. Памятник Робеспьеру работы скульптора Б. Сандомирской был открыт 3 ноября 1918 года,
а 7 ноября 1918 года разрушился. Фридрих Адлер — лидер австрийских социалистов, один из лидеров 11 Интернационала. После свержения
династии Габсбургов в результате австрийской революции (произошла 12 ноября
1918 года) стал председателем Всеавстрийского Исполнительного комитета Совета
рабочих депутатов].
Открытие памятника Робеспьеру. Фотография, 1918 г.
«3 ноября 1918 года в Александровском саду состоялось открытие
памятника Робеспьеру — вождю Великой французской революции — работы скульптора
Б, Сандомирской, что и запечатлено на одном из детских рисунков. В центре
листа на красноватом фоне Кремлевской стены — фигура Робеспьера в окружении
почти нерасчлененной темной поверхности людских голов, На знаменах по сторонам
памятника начертаны слова; «Да здравствует Австрийская революция» и «Да здравствует
Фр. Адлер». Открытие памятника Робеспьеру накануне первой годовщины Советской
власти совпало с революцией в Австрии, победившей 12 ноября 1918 года. После
свержения династии Габсбургов главой
нового правительства стал
Фридрих Адлер. Победа австрийской революции явилась событием огромной важности
для молодой Советской Республики <…>.Надписи на знаменах, соотносящие
торжество с победой австрийской революции, не сочинены ребенком. Сохранилась
фотография, изображающая открытие памятника Робеспьеру. На ней отчетливо
читается тот же лозунг, что лишний раз подтверждает документальность детского
творчества <...>. Памятник Робеспьеру простоял лишь четыре дня. 7 ноября 1918 года статуя разрушилась» [с. 179-180].
73. МИТИНГ ВОЗЛЕ
ПАМЯТНИКА ПУШКИНУ. 1917
Неизвестный автор. Бумага,
цветной и графитный карандаши. 22,9X33,0 см. Надписи на знаменах: да
эдравствуе(т) народное правительство), долой самодержавие), да здравствуют
надоры (народы). На постаменте скульптуры: А. С. Пуш(кин). [Памятник Пушкину в
Москве установлен в 1880 году, скульптор А. М. Опекушин. Памятник стоял в конце
Тверского бульвара, лицом обращенный к Страстной (ныне Пушкинской) площади. В
1949 году перенесен на другое место той же площади, в сквер перед кинотеатром
«Россия»].
«Замечательно интересен рисунок “Митинг возле памятника Пушкину”. Оживив
в памяти историю памятника, мы сможем правильнее понять и детскую картинку
1917 года. Памятник Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина был открыт в 1880
году. С этого времени Москва обрела свой монумент-символ, как Петербург,
давно имевший в таком качестве Медного всадника. Открытие памятника вылилось во
всенародный праздник, стало одним из важнейших общественно-культурных событий
века. <…>. В 1917 году памятник обрел новую жизнь. Сбылось предсказание
Глеба Успенского об огромном его значении для будущих поколений. В период
небывалого взлета общественной активности масс прошлое воспринималось особенно
остро и злободневно, исторические деятели делились на тех, кто был за народ и
кто — против народа. В этот момент народность поэзии Пушкина понималась
революционными массами прямолинейно. Об этом говорят и лозунги на знаменах в руках поэта: “Да здравствует народное
правительство, долой самодержавие”, “Да здравствуют народы”. Пушкин сам
становился как бы участником сегодняшних революционных свершений. Митинг этот
естественно соотносился c торжествами при открытии памятника в 1880 году. Оба события
наглядно демонстрировали роль монументального искусства в развитии народного
самосознания. Все это вполне могло послужить одним из импульсов к рождению ленинского
плана монументальной пропаганды» [с. 181-182].
74. ПАМЯТНИК
ТАРАСУ ШЕВЧЕНКО. 1918
Неизвестный автор. Бумага,
акварель. 35,5X26,6 см. Надпись на постаменте: Памятник Тарасу Шевченке. [Шевченко
Тарас Григорьевич (1814—1861) — великий украинский поэт и художник, революционный
демократ. Памятник Шевченко был установлен в 1918 году на Рождественском бульваре.
Скульптор С. М. Волнухин].
75. ПРЕСВЯТАЯ
ТРОИЦА. 1918
Автор А. Н. Гаген. Бумага,
акварель, карандаш. 54,3X26,7 см. Подпись автора и дата справа •ищу: 1918 г. А.
Н. Гаген; внизу посредине еще раз: Гаген. Надпись на монументе: Прес.(вятая)
Троица. [Пресвятая троица — основной догмат православной церкви. Три фигуры —
три жандарма. Высмеивается вездесущность жандармерии и жандармских порядков в
царской России. Над текстом — двуглавый орел, герб Российской империи, по углам
монумента — флаги Российской империи].
«Организация революционных торжеств, праздничное оформление городов,
театрализованные массовые представления на площадях и в колоннах
демонстрантов, разрушение старых и установка новых памятников — все мероприятия
по созданию нового окружения, агитационно работающей среды были предусмотрены
ленинским декретом от 12 апреля, но размах этих акций определялся совершенным
слиянием их с творческой самодеятельностью народа, принявшей формы массовых выступлений.
Стремление победившего народа к самоутверждению партия предугадала и
возглавила. В Москве праздничным оформлением города в дни революционных торжеств
руководили такие известные мастера, как архитекторы А. А. и В. А. Веснины,
художники А. В. Куприн, С. В. Герасимов, А. А. Осмеркин. Искусство, настоящее
высокопрофессиональное искусство вышло на улицы, впервые обратилось не к
отдельным лицам и не к публике, наполняющей музейные залы, а сразу и
непосредственно к народным массам. С невиданной щедростью отдавали художники
свой талант, свое мастерство революционному народу» [с. 183].
«…Определенную роль в агитационном праздничном оформлении города играла
и сатира. По улицам в грузовых автомобилях возили чучела буржуев в полосатых
брюках и в котелках, пузатых попов, битых генералов. С их участием
разыгрывались нехитрые раешные сценки. Были и стационарные сатирические
изображения. К сожалению, очень мало фотодокументов, зафиксировавших эти
сюжеты. Тем интереснее детский рисунок под названием “Пресвятая троица”. Здесь
представлен временный монумент, нечто вроде сатирического памятника» [с. 186].
76. ДЕМОНСТРАЦИЯ В
ХАМОВНИКАХ. Май 1918
Неизвестный автор. Бумага,
акварель, карандаш. 25.9X54,5 см. Надписи: на флагах и транспарантах (слева
направо) — вся власть советам; Да здравствует советская власть; Да
здравств(ует) III интерна- (ционал); долой буржуев;
пролетария всех стран соединя(йтесь); дворни(ки) Хамовни(ков); газеты и
воззвания на заборе — Тове(рищи); гражда(не) враг не дремлет. Вперед. [Хамовники
— рабочий район на юго-западе Москвы, за Садовым кольцом. Здесь были
сосредоточены текстильные фабрики, а также находились Хамовнические казармы].
«К теме революционных праздников относится и рисунок «Демонстрация в
Хамовниках». Он представляет театрализованное действо — яркую примету времени,
одну из составляющих той же системы возбуждения активности освобожденных масс
через пробуждение их творческих потенций. Здесь воскрешаются игровые стороны
древней народной культуры, которая наполняется новым революционным
содержанием. / Праздничная колонна необычна, участники ее — в форменных
фуражках, с поднятыми вверх метлами. Вместе с лозунгами «Долой буржуев»,
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь» плывет плакат — название колонны:
«Дворники Хамовников». Это уж нечто совсем новое. Шагает организованная
группа, собранная по профессиональному признаку, со своим рабочим инструментом.
Но юмор переплетается с серьезными и даже тревожными нотами — на заборе воззвания,
напоминающие о гражданской войне» [с. 186-187].
77. ВЫШЕ МОЛОТ
ПОДНИМАЙ. 1918
Неизвестный автор. Бумага,
акварель. 24,9X33,5 см.Надписи: слева лозунг — Выше молот поднимай цепи рабства
разрывай, над дверью — Р. С. Ф. С. Р.
«Дом с лозунгом “Выше молот поднимай,
цепи рабства разбивай” задекорирован до неузнаваемости. Но очевидно, что
изображено общественное, а не жилое здание, так как фронтон его украшают
большие часы. На синем полотнище над входом — буквы: РСФСР. Тогда их писали
всюду, празднуя образование нового рабоче-крестьянского государства» [с. 185].
78. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ
ВОКЗАЛ. 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель,
карандаш. 24,7X35,7 см. Надписи: вверху справа — Часть Александровского вокзала
с обелиском; на обелиске —«РСФР. Труд» Владык(а мира); над окном на стене
вокзала — РСФСР. [Александровский (ныне Белорусский) вокзал открыт в 1870 году,
в 1909 году перестроен инженером И. И. Стуковым. В 1976 году к старому зданию
вокзала пристроено новое. Обелиск — временное сооружение, праздничное украшение
города].
«...На известном всем москвичам
Белорусском вокзале (б. Александровском) — те же элементы украшения, а также
символы — серп, молот, штык. Они рождались стихийно, герба как государственной
эмблемы тогда еще не было. В центре площади перед вокзалом — временный дощатый
обелиск, прославляющий освобожденный труд. На постаменте из досок выложено
восходящее солнце, раскинувшее в стороны свои гигантские лучи» [с. 185].
79. ПРАЗДНИЧНОЕ
УКРАШЕНИЕ УЛИЦЫ. 1918
Неизвестный автор. Бумага,
акварель, карандаш. 14,9X35,7 см. Надпись на флаге: Да здравствует Российская
Федеративная Республика.
80. ОБЕЛИСК НА
ПЛОЩАДИ. 1918
Автор В. Андронова. Бумага,
акварель, карандаш. 26,5X34,5 см. Подпись автора слева вверху: В. Андронова.
81. ДОМ В
ПРАЗДНИЧНОМ УБРАНСТВЕ. Май 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,6X 35,1
см. Надписи на плакатах: слева — В борьбе обретешь ты право свое; справа —
пролетарiя всҌхъ
странъ соединяйся.
«Вот празднично убранный
маленький мещанский особнячок. Мансарда с одним окошком, по фасаду — три окна,
боковые завешаны плакатами. Слева — лозунг эсеров «В борьбе обретешь ты право
свое». Значит, рисунок относится не к 7 ноября, а именно к 1 мая 1918 года, так
как после эсеровского мятежа, который произошел летом 1918-го, этого лозунга
уже быть не могло» [с. 184-185].
82. ЕДИНАЯ
ТРУДОВАЯ ШКОЛА. 1918
Автор А. Туманов. Бумага,
акварель, карандаш, тушь, перо. 22,0 X 33,2 см. Справа внизу подпись автора и дата: А. Туманов 19— 18 г. Надписи:
над подъездом — Единая Трудовая Школа; справа от дверей табличка — городское
училищ(е). [Изображена единая трудовая школа, бывшее частное реальное училище
И. А, Александрова, находившееся на Большой Дмитровке (ныне Пушкинская ул.),
28. В. С. Воронов преподавал здесь рисование и черчение. Единая трудовая
школа — школа, доступная для всего населения независимо от общественного и
имущественного положения. Она давала всем равный общеобразовательный уровень,
а кроме того, и трудовые навыки. Положение о единой трудовой школе было
утверждено декретом ВЦИК 1 октября 1918 года. Школа стала девятилеткой с
разделением на две ступени].
83. У РАСКРЫТОЙ
БРАТСКОЙ МОГИЛЫ. Ноябрь 1917
Неизвестный автор Бумага,
акварель, карандаш. 34,5 X 26,5 см. [Две братские могилы бойцов революции
расположены возле стен Кремля по обе стороны от Сенатской башни].
84. ГЕРБ РСФСР. N
1, 1918
Неизвестный автор. Бумага,
тушь, перо. 34,5X25,2 Вверху на фоне солнечного диска буквы: РСФСР.
«Напомним вкратце основные этапы создания первого советского герба. Это
поможет нам и при датировке рисунков. В первые месяцы перед государством встало
слишком много неотложных дел. Но уже в начале 1918 года правительство
озаботилось созданием революционной эмблематики. В самом деле — образовалась
совершенно новая страна, идеология ее была в корне противоположна официальной
идеологии старой России. Но она не имела еще ни своей печати, ни герба, ни
флага. Учреждения пользовались печатями Временного правительства, где присутствовал
все тот же двуглавый орел, хотя и без короны.
Отсутствие печати в какой-то мере налагало оттенок неполноценности на
все делопроизводство. В начале марта 1918 года художник А. Н. Лео подготовил
для Совнаркома проект государственной печати. В нем присутствовали все основные
элементы символики, определившие впоследствии советский герб: серп и молот,
колосья пшеницы, восходящее солнце. Правда, предполагался еще и меч,
утверждавший намерения республики защищать свои завоевания, однако по
настоянию В. И. Ленина меч из проекта убрали. 12 апреля 1918 года в уже
упоминавшемся декрете «О памятниках Республики», изданном в непосредственной
связи с надвигающимся первым революционным празднеством, говорилось между
прочим и о замене эмблем и гербов новыми, отражающими идеи и чувства
революционной трудовой России.
К 1 Мая нового герба не было, а государственная печать существовала
лишь в проекте, но основная эмблема этого проекта — перекрещивающиеся серп и
молот — к тому времени уже родилась. Художник Е. И. Камзолкин украсил ею
Серпуховскую площадь. Однако, как видно по рисункам детей, эмблема серп и молот
фигурировала в оформлении праздничной Москвы довольно широко. Известно, что
27 апреля ВЦИК специально обратился в Управление делами СНК с просьбой прислать
проект новой печати с изображением серпа и молота как образец для украшения
Дома Советов. Образцом этим, по-видимому, воспользовался не только Камзолкин. В
наших рисунках на многих домах изображена эмблема союза рабочего класса и
трудового крестьянства, хотя взаимное расположение двух ее составляющих, судя
по рисункам, еще не было определено. История же создания государственной
печати развивалась так. 18 июня Совнарком принял решение о введении в печать
текста-лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Вслед за тем 20 июня
утвержденный Совнаркомом проект передали граверу Д. В. Емельянову для
изготовления окончательного рисунка печати. И наконец, Петроградскому
монетному двору поручили ее изготовление. Государственная печать и явилась
прообразом герба. V Всероссийский съезд Советов, проходивший в Москве в
Большом театре с 4 по 10 ноября, принял первую Конституцию РСФСР, где в разделе 6 17-й главы говорилось: «Герб Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики состоит из изображений на красном
фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест
рукоятками книзу, окруженных венцом колосьев с надписью: а) Российская Советская Федерлтивная Социалистическая Республика и б)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Но была и другая, параллельно существовавшая линия поисков формы
государственного герба. Весной 1918 года отдел ИЗО Наркомпроса объявил конкурс
на проект народного герба, печати Совнаркома, народного флага и новых
серебряных монет. 13 мая с условиями этого конкурса ознакомился Ленин. Эскизов
собралось немного, и они не удовлетворяли необходимым Художественным
требованиям. Завершился конкурс в августе, но в это время итоги его уже не
имели практического значения: в июле 1918 года рисунок государственной печати и
герба был уже утвержден .
Итак, детские рисунки проектов герба РСФСР могли быть созданы не ранее
весны 1918 года, времени объявления конкурса, и не позже 1919 года, когда вся
коллекция рисунков поступила в Исторический музей. Но, думается, утверждение
герба в июле 1918 года, опубликование его в газетах положило естественный
конец добровольному детскому конкурсу. <…> Детские рисунки гербов можно
рассматривать с не меньшим интересом, чем произведения профессиональных
художников, они так же не похожи один на другой, как, скажем, изящный,
исполненный в духе мирискуснической книжной графики проект С. Чехонина и
кубофутуристические эскизы Н. Альтмана или И. Пуни» [с. 190-193].
85. ГЕРБ РСФСР. №
2. 1918
Неизвестный автор Бумага,
акварель, карандаш. 35,7X26,4 см. Надпись на листе: Pocciйская Соцiалистическая Федеративная Советская Республика.
86. ГЕРБ РСФСР. №
3. 1918
Неизвестный автор. Бумага,
акварель, позолота. 35,0X26,0 см. Справа вверху инициалы автора: Е. Л. На
листе надпись: Р.С.Ф.С.Р. пролетарии всех стран соединяйтесь.
87. ГЕРБ РСФСР. №
4. 1918
Автор Алевтина Лапшина.
Бумага, акварель, графитный карандаш. 24,9X33,5 см. Надпись посредине: РСФСР.
«Этими темами, пожалуй, исчерпывается коллекция. Заканчивается она первой
половиной 1919 года. Жаль, конечно, что нет ее продолжения, однако в таких
хронологических рамках она составляет завершенный комплекс. / Эпоха двух
русских революций ярко и своеобразно отразилась в детских рисунках. Эти свидетельства,
наивные, но искренние, безусловно, обладающие эстетической выразительностью, не
сравнимые ни с чем по психологической убедительности и художественной
самобытности, по праву должны занять свое место в летописи революции».
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.