11.03.2021

Прошлое деревни Кармолино и утраченный Спасский храм XVIII века

Деревня Кармолино Щёлковского г.о. Московской области отчего-то продолжительное время обходилась без пристального внимания краеведов. Не переживая об этом, она продолжает существовать и в наши дни, а её жители, как водится у нас, и слыхом не слыхивали имен «любимца» Ивана IV Грозного Черемисинова, погибшего в бою, или Ивана Ивановича Волынского, – участника Событий Смутного времени, всё время вертевшегося как ветрогенератор. Потомки редких коренных жителей местечка могли слышать от своих бабушек о временах коллективизации, а фамилии Воейковых и Волынских, Доможировых, Левашовых и Люминарских, бывших владельцев поселения и крепостных – были позабыты как страшный сон спустя нескольких десятилетий после 1861 года. Годы стерли из памяти и известия о Спасском храме, существовавшем здесь в XVIII веке.
 

В процессе работы над этим сообщением мы столкнулись с рядом загадок, трудно разрешимых на этом этапе изученности темы. Познакомились с «призраком Ивана Воейкова», так сказать, гуляющего туда-сюда по документам II пол. XVII века «неуловимого Джо», и следами «разбойного есаула» Михайлы Медведя, «проказничавшего» в округе в середине XVIII столетия и попутно пытавшегося «отжать» здание кармолинского храма…
Попробуем вернуть память этому загадочному месту.
 
В писцовой книге 1573/74 года составления впервые упоминалась пустошь Коромолина Объезжего стана, ранее находившаяся в поместье за князем Семёном Щербатым (возможно, кн. Семеном Александровичем [Долгоруков П. В. Российская родословная книга. Ч. I. –СПб., 1854, с. 110 (№ 15)]), а в указанном году состоявшая в поместье Василия Парфеньева сына Самойлова (ПКМГ I, с. 18, 51). До 1577 года по наказу Ивана IV Грозного деревня Карамалино из поместных земель была выкуплена в вотчину местным землевладельцем, опричником Демидом Ивановичем Черемисиновым-Карауловым (ум. 1605) [Русский дипломатарий. Вып. 8. –М., 2002, с. 431 (№ 3449)], также владевшим соседним селом Прижинки (погост Пружки), сельцом Мишнево (д. Мишнево), д. Ермаковская (ныне – с. Ивановское), д. Мокарово (ныне – с. Макарово), д. Якушево (д. Якимово) и др. После гибели Черемисинова в сражении с горцами на Караманском поле в феврале 1605 г. [Новый летописец, составленный в царствование Михаила Федоровича. –М., 1853, c. 57], деревня вновь отошла в земли под поместную раздачу служилым людям.
 

 
Речка Воря у деревни Кармолино. Фото: А. Зайцев, 2007 г.
 
По данным братьев В. и Г. Холмогоровых в 1623 году деревня находилась за помещиками Воейковым и братьями Волынскими. Половиной деревни владел посол в Польше (1583), «воевода на Двине, на Вологде и на Колмогорах» (1617), воевода Ярославля (1622) Прохор-Богдан Борисович Воейков (ум. 1645) – старший сын Бориса Семеновича Воейкова [см.: Долгоруков П. В. Российская родословная книга. Ч. IV. –СПб., 1857, с. 337 (№ 68), 336 (№ 25); Ювеналий. Историческое родословие благородных дворян Воейковых. –М., 1792, с. 46].
Вторая половина деревни в 1623 году находилась в поместье сыновей боярина Ивана Михайловича Большого Волынского, служившего наместником в Елатьме (1543), воеводой Мурома (1547) и Тулы (1549) – братьев Федора, Василия и Ивана Ивановичей Волынских [Холмогоровы В. и Г. V, с. 156]. Четвёртый сын боярина Дмитрий среди владельцев 1623 года не упоминается [см.: Долгоруков П. В. Российская родословная книга. Ч. I. Изд. 2-е. –СПб., 1895, с. 111 (№ 17, 38-40)]. Фёдор Иванович упоминался как воевода Кетского острога в 1611 году. Василий был пожалован поместьем в Ярославском уезде «за московское осадное сидение» 1618 г. [Памятники истории Восточной Европы. Т. VIII. Осадный список 1618 г. –М.-Варшава, 2009, с. 407]. Иван Иванович Волынский был более известным участником событий Смутного времени. Впервые на службе он упоминался в 1604 г., в 1605 г. перешел на сторону Лжедмитрия I, в следующем году – служил на стороне Василия Шуйского. В 1609 г. попал в план к тушинцам. В 1611 г. формировал в Ярославле Первое ополчение Прокопия Ляпунова. Иван был наследником вотчины своего младшего брата Василия. На протяжении следующих 23-х лет (в период 1623–1646 гг.) вышеупомянутый Федор Иванович, передал свою часть Кармолина своему сыну Даниле Федоровичу, тот – своему сыну Ивану Даниловичу Меньшому [Долгоруков П. В. I, с. 112 (№ 72), 113 (№ 100)], а последний – своему старшему сыну Моисею – правнуку Фёдора Ивановича.
 

Родословие Воейковыз в Кармолине.
 
 
Прохору-Богдану Борисовичу Воейкову было суждено пережить своих сыновей, Евстафия (Елисея), стольника Ивана (ум. 1642) и стольника Александра (ум. 1634) [Ювеналий. Ibid, c. 48-49] и после его смерти его половина Кармолина перешла в род его младшего брата Иллариона (Лариона) Борисовича [Долгоруков П. В. Ibid., с. 337 (№ 70)], у которого было семь сыновей.  В 1646 году, то есть уже на следующий год после смерти Прохора-Богдана, деревня Кармолино числилась поместьем одного из упомянутых сыновей – Ивана Меньшого Илларионовича (Ларионовича) Воейкова [Долгоруков П. В. Ibid., с. 339 (№ 157); Ювеналий. Ibid, c. 49].
Вторая половина деревни в 1646 году числилась за Моисеем Ивановичем Волынским [Холмогоровы В. и Г. V, с. 156]. Возможно, в то же время во владение полудеревней входил и его младший брат Михаил [Долгоруков П. В. I, с. 114 (№ 124, 125)]. На протяжении последовавших трёх десятилетий Моисею наследовал его сын Петр Моисеевич, а Михаилу – его сыновья: Михаил Михайлович, женатый на Прасковье Никитичне N. и стряпчий Архип Михайлович, не оставивший потомства [Долгоруков П. В. I, с. 115 (№ 150, 151, 152)]. Петр Моисеевич и Михаил Михайлович были двоюродными братьями.
 

 
Поле к юго-западу от деревни Кармолино на правом берегу р. Вори. Известное туристическое место. Фото: А. Зайцев, 2007 г.
 
По данным Холмогоровых, в 1678 году половина упоминаемого как сельцо Кармолина принадлежала Ивану Ивановичу Воейкову, после смерти которого оно перешло его детям, Андрею и Василию [Холмогоровы В. и Г. V, с. 156]. Упоминание Ивана Ивановича в качестве владельца половины деревни вызывает обоснованные сомнения. В родословии Воейковых отражено имя Ивана Ивановича Воейкова [Долгоруков П. В. Ibid., с. 339 (№ 152)], приходившегося двоюродным братом Ивану Меньшому Илларионовичу, однако не оставившему наследников. Упоминаемые Холмогоровыми сыновья Андрей и Василий, согласно родословному древу Воейковых были детьми не Ивана Ивановича, а всё того же Ивана Меньшого Илларионовича Воейкова [Долгоруков П. В. Ibid., с. 341 (№ 239, 240)]. 

Титульный разворот книги игумена Ювеналия, 1792 г. См. 
 
Кроме того, в родословии дворян Воейковых, составленном игуменом Ювеналием (Иваном Григорьевичем Воейковым; 1729–1807), приводится любопытный документ, говорящий о том, что именно Иван Меньшой Илларионович в 1678 году cтал вотчинником половины деревни. Третьего июля 1678 г. стольник Иван Меньшой Илларионович Воейков по указу царя Фёдора III Алексеевича получил грамоту, по которой имевшиеся у него поместья «за ево службу» даровались ему в вотчинное владение. Среди них была указана и «в Московском уезде в Ширенском и в отъезжем стану половина деревни Кармолиной, да половина пустоши Панихи» [Ювеналий. Историческое родословие благородных дворян Воейковых. –М., 1792, прил. № 8, с. 125-126].
 
Тем не менее, «призрак Ивана» как совладельца Кармолина появляется вновь в описании архива Министерства юстиции, материалами которого, как известно, пользовались Холмогоровы при составлении их «Исторических материалов для составления церковных летописей Московской епархии». Так, в «Описании документов и бумаг» архива Министерства упоминается составленная в октябре 1672 года, «межевая книга поместной и вотчинной земли вдовы Степаниды Петровой и сыновей ее Андрея и Ивана Воейковых, думного дворянина Якова Павлова Соловцова и стольника Андрея Дашкова в сельце Мишневе, деревне Кормолиной и пустошах: Панихе и Левашовой и селе Здехове с деревнями» [Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. I. –СПб., 1869, c. 138 (№ 1422)]. Если доверять ее датировке, книга была составлена за шесть лет до утверждения Кармолина в вотчине Ивана Меньшого Илларионовича и в период его владения поместьем.
Упоминаемый в нём Андрей Яковлевич Дашков (ум. после 1702) вместе с братьями Василием (ум. 1700) и Григорием (ум. 1656) владел с. Здехово с 1646 г. и числился сначала патриаршим стольником (с 1620 г.), затем царским стольником (с 1635 г.) до получения чина думного дворянина в 1683 г. [Холмогоровы В. и Г. V, с. 104-105; Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Т. I. –СПб., 1886, с. 225-226 (№ 27)].
Упоминаемый в межевой книге голова московских стрельцов Яков Павлович Соловцов (ум. 1674) как думный дворянин уп. в 1671 году [Новомбергский Н. Я. Очерки внутреннего управления в Московской Руси XVII столетия. Продовольственное строение. Т. I. –Томск, 1914, с. 199 (№ 226)]. Не известно, какое соседнее землевладение ему принадлежало. Тем не менее, титул А. Я. Дашкова говорит о том, что межевая книга составлена между 1671 и 1674 годами, а значит, указанный в ней год (1672) не должен подлежать сомнению.
При этих обстоятельствах странным кажется отсутствие в родословии Воейковых упоминаний братьев Андрея и Ивана на указанные поколения. Чьей же вдовой была в 1672 г. Степанида Петровна Воейкова пока остаётся неизвестным.
 
После кончины Ивана Иларионовича Воейкова, произошедшей ок. 1678 г., его половина сельца Кармолино перешла его сыновьям Андрея Ивановича и Василия Ивановича Воейкова. К концу века владение сосредоточилось в руках Василия Ивановича.
После 1678 г. владельцем второй половины Кармолина Холмогоровы называют сына Петра Моисеевича, стольника Андрея Петровича Волынского, имевшего сына Бориса [Холмогоровы В. и Г. V, с. 156; Долгоруков П. В. I, с. 116 (№ 172, 183)]. В совладение мог входить и его троюродный брат Иван Михайлович Волынский. На протяжении последовавших трёх десятков лет, полусельцо Волынских перешло в род Ивана Михайловича, и досталось его сыну Николаю Ивановичу – троюродному племяннику стольника А. П. Волынского…
 
*  *  *
Первый деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса в селе Спасское, Кормолино тож (ныне – д. Кармолино г.о. Лосино-Петровский), на речке Воре по данным В. и Г. Холмогоровых был построен в 1696 году [Холмогоровы В. и Г. V, с. 155]. В книге церковного историка Н. А. Скворцова наблюдается некоторая «несостыковка», связанная с датами постройки и освящения храма. Так, указано, что прошение о постройке датируется 27 июля 1699 года, тогда как освящение церкви датировано 1697 годом [Скворцов Н. А. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. –М., 1901, с. 24-25]. Так или иначе, ок. 1696–1697 гг. по челобитью владельца половины сельца, стольника Василия Ивановича Воейкова (ум. до 1712), женатого на Анне Максимовне N, в Кармолино был перевезен старый Никольский храм с Андреевского погоста Переяславского уезда (быв. Андреевский погост в Киржачском р-не Владимирской обл.), где вновь собран и освящен в новое наименование. При храме в 1696 г. имелись двор попа, дьячка, просвирницы, три вотчинниковых двора, а в селе – 15 дворов крестьянских «средних».
 
В XVII I пол. XVIII вв. в Переяславском уезде представителям фамилии Воейковых принадлежало несколько вотчин. В 1636 г. храм Андреевского погоста был возобновлён на средства местного вотчинника, стольника Романа Семеновича Воейкова [Пэнэжко О. Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области. –Владимир, 2005, с. 38]. Во II половине XVII в. сын Р. С. Воейкова, стольник Василий Романович Воейков владел сельцом Семково / Серково Борисоглебского стана [Шватченко О. А. Светские феодальные вотчины в России во второй половине XVII века. –М., 1996, с. 174 (№ 31); о Воейковых: Долгоруков П. В. Российская родословная книга. Ч. IV. –СПб., 1857, с. 341 (№ 237) и 343 (№ 317)], внук Р. С. Воейкова и племянник В. Р. Воейкова Григорий Михайлович – селом Рождественское, Палково тож того же стана, а упомянутый владелец Кормолина, Василий Иванович – д. Петухово того же стана [Шватченко О. А. Светские феодальные вотчины в России в эпоху Петра I. –М., 2002, глава 4 (№ 35)].
Отметим, что владелец Кармолина В. И. Воейков и владелец Андреевского погоста Р. С. Воейков были троюродными братьями [см.: Долгоруков П. В. Российская родословная книга. Ч. IV. –СПб., 1857, с. 341 (№ 237 и 240)].
 
Храм в селе Кармолине был полностью перестроен уже через шестнадцать лет после переноса, в 1712 году при вдове В. И. Воейкова Анне Максимовой. Этот новый Спасский храм упоминался и в 1712–1739 гг. [Холмогоровы В. и Г. V, с. 156]. В упомянутом 1712 году вдова Анна передала свою половину села в приданое за дочерью Феклой Васильевной, вышедшей замуж за Василия Дмитриевича Доможирова.
 
Второй половиной села в 1712 году владел сын Михаила Михайловича будущий генерал-майор (1742) Иван Михайлович Волынский (1687–1763), а после его кончины – его сын, прокурор государственной штат-канцелярии (1767) Николай Иванович Волынский (род. 1725), женатый на Анне Алексеевне Грибоедовой, от которой имел сыновей Ивана и Александра [Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Т. I. Изд. 2-е, -СПб., 1895, с. 116 (№ 174, 185, 194, 195); Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник Русских дворянских фамилий. Т. I. Изд. 2-е. –СПб., 1895, с. 117 (№ 188)].
 
Ссылаясь на Холмогоровых, Н. А. Скворцов указывал, что «о существовании в селе Кармолине-Спасском церкви упоминается до 1740 года», тогда как сами Холмогоровы упоминали церковь как существующую по Приказным книгам в 1739 году.
Представляется, что уважаемые исследователи ошибочно датировали время упразднения храма. Во время Генерального межевания, в 1768 г. упоминалось село Спасское, Кормолино тож [Кусов. В. С., с. 54 (№ 383)], находившееся во владении вышеупомянутого прокурора Н. И. Волынского и поручика Андрея Федоровича Левашева (Левашова), владевшего половиной села, ранее принадлежавшей Доможировым-Воейковым. Именно как село тех же владельцев (Н.И. Волынский, А. Ф. Левашов) Спасское, Кормолино упоминалось и в 1773 году [МИКП II, с. 344 (№ 1003)]. И только в метрической книге соседнего погоста Пружки, составленной в 1790 году, поселение упоминалось под названием «бывшее село Кромнино». При этом бывшее село упоминалось во владении прежнеупомянутого А. Ф. Ливашева (л. 296 об., 298), и полковника (1778) Ивана Ефремовича Кислицского / Кислинского (л. 297, 298), к этому времени сменившего прежних владельцев половины поселения из рода Волынских.
В 1812 году владельцем поселения, вновь, видимо, ошибочно, упоминавшегося как село (!) Спасское Кормолино тож, был сын А. Ф. Левашева, капитан Федор Андреевич Левашев, а сельцом (!) Кормолино (частью быв. владельца Кислицкого) – жена коллежского советника Мария Ивановна Люминарская [Савелов Л. М. Московское дворянство в 1812 году. –М., 1912, с. 195, 196]. Ближе к середине XIX века эта часть сельца «Кармолино, Спасское тож» перешла дочери Марии Ивановны, – действительной статской советнице Александре Ивановне Люминарской (1795–1853), погребенной в Николо-Берлюковской пустыни. Второй половиной сельца в середине XIX в. владел вышеупомянутый Ф. А. Левашев [Нистрем К. М. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. –М., 1852, с. 137]. 
 

 
Поле сельхозназначения к юго-западу от деревни Кармолино на правом берегу р. Вори. Известное туристическое место. Фото: А. Зайцев, 2007 г.
 
Предположительно, именно усадьба А. И. Люминарской летом 1875 года [см.: Воспоминания архимандрита Пимена. // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. – 1877. Кн. I (100) (январь-март). – С. 324] была продана её наследниками Николо-Берлюковской пустыни. Исходя из этого, понятно, отчего в «Историческом очерке Николаевской Берлюковской пустыни», изданном в том же 1875 году, «дача в Кармолине» не была упомянута среди подобного рода монастырских владений [Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни. // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. – 1875, Кн. II (апрель-июнь). С. 44]. Эта «дача» в 114 десятин «близь сельца Кармолина» упоминалась в последующих переизданиях упомянутого труда под названием «Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни» [Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни. –М., 1898, с. 50].
Для развлечения досужих читателей стоит добавить, что архимандрит Пимен, настоятель русской посольской церкви в Риме, мемуарист, историк и поэт, в миру – Дмитрий Дмитриевич Благово (1827–1897), комментируя рассказы своей бабушки, Е. П. Яньковой (1768 – 1861) приводил рассказ, касающийся истории Кармолино в 1812 году: «Один крестьянин, старичок из деревни Кармолино (Богородского уезда), поблизости от Берлюковской пустыни, рассказывал мне: “Я был во французский год 13-ти лет; мы раз убирались с батюшкой во дворе и такой вдруг услышали треск, что мы так и присели, а в избе инда стекла в рамах задрожали: это, говорят, в Москве был взрыв. На третий день после француза мы поехали в Москву; приезжаем, по улицам еще валяются убитые лошади и французы, - не успели, значит, убрать. У наших господ был свой дом – сгорел весь дотла; старичок из нашей деревни был дворником при доме, он сгородил себе хибарку на огороде, да там и жил”». [Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений. Записанные и собранные ее внуком Д. Благово. –Л., 1989, с. 128].
 
*  *  *
Преп. Пимен Угрешский.
См.
 
Упразднение Спасского храма в Кармолине произошло после 1773 и до 1790 года. В народной памяти продолжительное время сохранялись интересные предания о старом храме, записанные в 1876 году архимандритом Николо-Угрешского монастыря Пименом (в миру Петром Дмитриевичем Мясниковым; 1810–1880), посетившим «дачу» Николо-Берлюковской пустыни, в д. Кармолино.
[1] «Церковь, говорят, была во имя Спаса нерукотворного Образа и, после упразднения за ветхостью, долгое время стояла неразобранная, а разобрали ее потому, что под нею внизу укрывались разбойники, которых захватили после убийства, совершенного ими в одной соседней деревушке, где они перерезали целое семейство. Когда дознание было, что притоном им служила церковь, то ее тотчас же и велено было снести, и отдали в пустынь. В какое время это происходило, мне не могли того сказать, потому что все это устное предание. Спасов день, августа 16 [старый стиль] и по сие время празднуется в Кармолине, и молебствие совершают у креста, и служат панихиду, а равным образом и тогда, когда бывают с иконами из Берлюковской пустыни» [Воспоминания архимандрита Пимена. // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. – 1877. Кн. I (100) (январь-март). – С. 327].
 
Присутствует большое искушение связать эту историю с «проделками» «разбойного есаула» Михайлы Медведя (род. 1720) – сына священника села Богородского (ныне – д. Масальское в 17 км к С-В от Кармолина), наводившего страх на местные селения в 1747–1750 годы. В деле разбойника упоминаются селения, располагавшиеся всего в 14 – 17,4 километрах от Кармолина, например: Никольское (Костыши; в 17 км), Гурово (д. Горбуны; в 17,4 км), Беседы (в 17,3 км). Присутствуют данные и о грабеже, случившемся в ночь на 6 февраля 1747 г. в усадьбе бригадира В. П. Лачинова в Старкове (д. Старки в 14 км от Кармолина), когда «воровскими людьми много было пограблено всякого скарба и денег» [Розанов Н. П. Михайла Медведь, разбойничий есаул // Русский архив. Вып. VI. 1869. Стб. 1082-1088]. «Поповский сын» Михайло, по словам Н. П. Розанова искавший, но не находивший места службы из-за ограничения количества священнослужительских мест штатами 1722 года, вполне мог избрать своим «притоном» не действовавший, но, судя по всему, не упраздненный храм в Кармолине... Напомним, что по мнению Холмогоровых, храм был закрыт после 1739/1740 г., а, значит, вполне мог играть роль в событиях 1747–1750 годов.
 

 
Пролесок между полями на южной окраине деревни Кармолино, восточнее главной дороги, северным концом упирающийся в конюшню и примыкающий южным концом к лесу. Вид с запада на восток. Фото: А. Зайцев, 2007 г.
 
Самовольный захват храма покажется менее удивительным случаем, если вспомнить ссоры, связанные с местом настоятеля в соседней Николо-Берлюковской пустыни (в 6 км к Ю от Кармолина), начавшиеся в 1732 г. и приведшие к упразднению обители в 1770 году [Нил., иеромонах. Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни. // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. – 1875, Кн. II (апрель-июнь). С. 9, 24], сложностями, связанными с упразднением Успенского Стромынского монастыря (1764г.; в 18 км к С-В от Кармолина) и скандалом, связанным с упразднением Воскресенского храма в селе Беседы 1771–1772 годов (см. подробнее).
Другой отрывок «Воспоминаний архимандрита Пимена» повествует о дальнейшей судьбе упраздненного Спасского храма:
[2] «Сельцо это называется также Спасское, по тому, что тут в прежнее время была деревянная церковь, которая, за ветхостию, упразднена, и старожилы сказывают, что слышали от стариков, что половина этой церкви была отдана в Берлюковскую пустынь, и будто там из нея была сделана в то время пекарня, в которой, в последствии (в 1829) была найдена древняя чудотворная икона явления, называемого "Лобзание Христа Спасителя Иудою". Говорят, что и часть икон вместе с церковью отдана была в пустынь, может быть и эта чудотворная икона вместе с прочими» [Воспоминания архимандрита Пимена. // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. – 1877. Кн. I (100) (январь-март). – С. 324].
Вызывает интерес то обстоятельство, что в опубликованном в 1875 году «Историческом очерке» пустыни о переносе Спасского храма из Кармолина не упоминается ни слова. При этом довольно подробно изложены сюжеты о переводе в пустынь Cергиевской церкви из соседнего села Савинского, Сергиевского тож генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703–1797) [Кусов В. С., с. 60 (№ 348)] и Казанской церкви из села Топоркова в 1805 году (cм. подробнее) [Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни. // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. – 1875, Кн. II (апрель-июнь). С. 26-27, 35]. История, связанная с отождествлением бывшего Спасского храма, вернее, его «половины», с «пекарней» попадается, кажется, лишь в поздних изданиях «Исторического очерка»… 

Послыхалин А. Ю. © 2021. При использовании материала обязательна ссылка: интернет-журнал "Подмосковный краевед" (trojza.blogspot.com).