В радиопередаче Щёлковского радио, проведённой в начале января 1973 года с участием первого краеведа щёлковского края, Александра Алексеевича Покровского (1904-1975 , он рассказывал своим слушателям: "Мы остановились перед мостом через реку
Любосеевку. Мы
видим мост. Этот мост построили пленные австрийцы. Они его закончили в 1918
году и их репатриировали на родину" [см.]. Интересно, что этот старый мост сохранился до сих пор и со своей дальней стороны сохранил надпись,- дату "1916" с декоративным оформлением...
А.А. Покровский передавал в этом отрывке воспоминания жителей местных деревень Ново и Чижово, которые он начал собирать ещё до Великой Отечественной войны (около 1932 года).
Старый мост через реку Любосеевку. Фотография ок. 1983 года.
Это - не единственное указание на пребывание пленных австрийцев времён Первой мировой войны в наших краях.
Пленные австрийцы. Из журнала времён войны.
Пленные австрийцы были и во Фрянове. "Раненые лежали в госпитале, за ними ухаживали русские сестры милосердия. Выздоравливающие играли в домино, карты, кто умел - рукодельничал. До сих пор сохранилась фотография - группа сестер милосердия с пленными, играющими в лото. Сохранилось резное деревянное блюдо, сработанное пленным астрийцем и подаренное моей то ли маме, то ли тете Адлине" - писал в своих воспоминаниях житель д. Пареево (Старопареево) Борис Фёдорович Зайцев (1919-1985). К сожалению, эта фотография пока не обнаружена.
Пленные австрийские и немецкие солдаты на привале; на переднем плане - немецкий солдат беседует со своим русским конвоиром. Фотография отсюда.
Богородскому уездному земству должно было быть предоставлено право использовать труд пленных, но никаких данных об этом нам пока обнаружить не удалось. Где именно на территории Богородского уезда могли располагаться лагеря военнопленных времён Первой мировой, - также неизвестно. Кажется, этим вопросом пока вообще специально не занимались...
В 1897 году вошёл в строй Ново-Хомутовский тракт от Фряново через Огуднево и Каблуково до села Гребнево. От Гребнево через мост через плотину у восточной оконечности Барского пруда, затем главную улицу Старой Слободы он шёл до соединения со Стромынской дорогой (Щёлковским шоссе) у села Анискино и дальше на Москву.
В 1898-1899 годах было проложено так называемое "Гребневское шоссе", связавшее Ново-Хомутовский тракт со Стромынской через Щёлково.В 1909 году (к 50-летию учреждения товарищества Фряновской шерстопрядильной мануфактуры) на средства фабрикантов Залогиных, при участии Богородской земской управы участок от Фряново до Гребнево был замощён булыжником.
Строительство моста через Любосеевку земством в 1916 году имело целью спрямить Ново-Хомутовский тракт, который должен был избавить путника от заезда в Гребнево, и миновать на пути опасный переезд через плотину, о котором не раз упоминало земство в конце XIX века. После строительства моста, Ново-Хомутовский тракт через главную улицу деревни Чижово пошёл через поля на Щёлково в направлении к Старому мосту через Клязьму между деревенькой Щёлково (Нащелково) и щёлковской (правобережной) Мещанской слободой. Затем, через нынешнюю ул. Центральную, по правобережью Клязьмы дорога соединялась с Троицкой дорогой (Ярославским шоссе). Эта автомобильная дорога существовала в таком виде до, примерно 1960-1970 годов. Затем от Щёлкова была проложена прямая "магистралька" до "поворота", т. е. до соединения с той же Стромынкой, идущей в Москву из Анискино.
Герой нашего рассказа 18. 08.2013.
Поблизости от старенького моста лет 10 назад был выстроен новый мост, а старый осколочек дореволюционного прошлого погрузился в непроходимые прибрежные заросли. Возможно, именно благодаря этому обстоятельству, вопреки нашим ожиданиям, его бетонные поверхности до сих пор не расписаны "под хохлому" из балончиков...
Вид на мост. 18 августа 2013 г.
Вообще говоря, надпись сохранилась прекрасно. Я ожидал увидеть неказистые цыферки, а получил "культурный шок". Мостик в данный момент превращён в подъезд на место временного хранения грузов TIR. По нему, предполагается, изредка ездят большегрузы. А австрийцы, строившие его, наверное, счастливы на небесах за прекрасно выполненную работу.
А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
А.А. Покровский передавал в этом отрывке воспоминания жителей местных деревень Ново и Чижово, которые он начал собирать ещё до Великой Отечественной войны (около 1932 года).
Старый мост через реку Любосеевку. Фотография ок. 1983 года.
Это - не единственное указание на пребывание пленных австрийцев времён Первой мировой войны в наших краях.
Пленные австрийцы. Из журнала времён войны.
Пленные австрийцы были и во Фрянове. "Раненые лежали в госпитале, за ними ухаживали русские сестры милосердия. Выздоравливающие играли в домино, карты, кто умел - рукодельничал. До сих пор сохранилась фотография - группа сестер милосердия с пленными, играющими в лото. Сохранилось резное деревянное блюдо, сработанное пленным астрийцем и подаренное моей то ли маме, то ли тете Адлине" - писал в своих воспоминаниях житель д. Пареево (Старопареево) Борис Фёдорович Зайцев (1919-1985). К сожалению, эта фотография пока не обнаружена.
Пленные австрийские и немецкие солдаты на привале; на переднем плане - немецкий солдат беседует со своим русским конвоиром. Фотография отсюда.
Богородскому уездному земству должно было быть предоставлено право использовать труд пленных, но никаких данных об этом нам пока обнаружить не удалось. Где именно на территории Богородского уезда могли располагаться лагеря военнопленных времён Первой мировой, - также неизвестно. Кажется, этим вопросом пока вообще специально не занимались...
В 1897 году вошёл в строй Ново-Хомутовский тракт от Фряново через Огуднево и Каблуково до села Гребнево. От Гребнево через мост через плотину у восточной оконечности Барского пруда, затем главную улицу Старой Слободы он шёл до соединения со Стромынской дорогой (Щёлковским шоссе) у села Анискино и дальше на Москву.
В 1898-1899 годах было проложено так называемое "Гребневское шоссе", связавшее Ново-Хомутовский тракт со Стромынской через Щёлково.В 1909 году (к 50-летию учреждения товарищества Фряновской шерстопрядильной мануфактуры) на средства фабрикантов Залогиных, при участии Богородской земской управы участок от Фряново до Гребнево был замощён булыжником.
Строительство моста через Любосеевку земством в 1916 году имело целью спрямить Ново-Хомутовский тракт, который должен был избавить путника от заезда в Гребнево, и миновать на пути опасный переезд через плотину, о котором не раз упоминало земство в конце XIX века. После строительства моста, Ново-Хомутовский тракт через главную улицу деревни Чижово пошёл через поля на Щёлково в направлении к Старому мосту через Клязьму между деревенькой Щёлково (Нащелково) и щёлковской (правобережной) Мещанской слободой. Затем, через нынешнюю ул. Центральную, по правобережью Клязьмы дорога соединялась с Троицкой дорогой (Ярославским шоссе). Эта автомобильная дорога существовала в таком виде до, примерно 1960-1970 годов. Затем от Щёлкова была проложена прямая "магистралька" до "поворота", т. е. до соединения с той же Стромынкой, идущей в Москву из Анискино.
Герой нашего рассказа 18. 08.2013.
Поблизости от старенького моста лет 10 назад был выстроен новый мост, а старый осколочек дореволюционного прошлого погрузился в непроходимые прибрежные заросли. Возможно, именно благодаря этому обстоятельству, вопреки нашим ожиданиям, его бетонные поверхности до сих пор не расписаны "под хохлому" из балончиков...
Вид на мост. 18 августа 2013 г.
Вообще говоря, надпись сохранилась прекрасно. Я ожидал увидеть неказистые цыферки, а получил "культурный шок". Мостик в данный момент превращён в подъезд на место временного хранения грузов TIR. По нему, предполагается, изредка ездят большегрузы. А австрийцы, строившие его, наверное, счастливы на небесах за прекрасно выполненную работу.
А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.